Три паркона по графику объезжают все 25 участков казанских улиц, контролируя правила платной стоянки. С сегодняшнего дня они будут ездить круглосуточно

ПАРКОВОЧНЫЙ ПАТРУЛЬ В ДЕЙСТВИИ

В 7 утра выехали сегодня в первый рейс парконы МБУ «Организатор городского парковочного пространства». Три машины по графику объезжают все 25 участков казанских улиц, контролируя правила платной стоянки. С сегодняшнего дня они будут ездить круглосуточно.

Информация с приборов обрабатывается оператором парковочного пространства, а затем данные машин-нарушителей отправляются в ГИБДД, объяснил технологию директор МБУ «Оператор парковочного пространства» Данил Фомин.

Если авто — с заклеенным или нечитаемым номером, паркон не задерживается. Просто на эту парковку сходит пеший инспектор с планшетом. Исправив нарушение, он сфотографирует номер — планшет может это сделать только на платной парковке, фото не сохраняется, а сразу уходит в центр обработки данных. А вернувшийся к месту стоянки автовладелец порадуется чистому и читаемому номеру... Это чем-то отдаленно напоминает приложение «Народный инспектор».

Сколько водителей получат штрафы по итогам сегодняшнего дня, будет известно завтра. Как не раз пояснял глава комитета по транспорту и связи Казани Айдар Абдулхаков, сдирать деньги с казанских водителей — для городских чиновников вовсе не самоцель. Главный посыл проекта — отучить горожан «бросать» свои авто в центре на целый рабочий день. Известна такая статистика: ежедневно в центр заезжает порядка 60 тыс. автомашин, и порядка 2,5 тыс. из них ютятся на обочине, создавая серьезные трудности для других водителей.

Если раньше к площади Свободы после 8 часов утра соваться на авто было бесполезно, то сегодня парковочных мест на Театральной улице и перед оперным театром было сколько угодно

«НЕКОТОРЫЕ ДАЖЕ ОБРАДОВАЛИСЬ»

Как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», сегодня автомобилистов как метлой смело с вечно забитых улиц. Если раньше к площади Свободы после 8 часов утра соваться на авто было бесполезно, то сегодня парковочных мест на Театральной улице и перед оперным театром было сколько угодно. Такую картину корреспондент «БИЗНЕС Online» наблюдал из окна машины с парконом, пока прибор записывал номера редких машин в свои электронные недра. Очевидно, анонсирование системы платной парковки в центре Казани через СМИ дало свои результаты — водители были в курсе, что штрафы в размере 2,5 тыс. рублей за неоплату парковки начнут приходить с 1 апреля.

На платных местах парковались единицы

На платных местах парковались единицы. По словам одетого в ярко-салатовую жилетку консультанта Ильшата Гаптрахимова, с 7 до 9 часов утра на улице Театральной припарковались и расплатились за парковку всего около 10 человек. «Примерно стали подъезжать в 8 часов, — говорит он. — Водители реагируют на платную парковку по-разному: некоторые не ставят машину, некоторые даже обрадовались. В основном рады пешеходы, что машин стало меньше. Водители пока не знают, как расплачиваться — нас в основном спрашивают, им интересно. Мы сегодня до часу будем работать, а всего будем работать до 7 числа, пока все не привыкнут к работе системы».

Свое мнение о системе платной парковки корреспонденту «БИЗНЕС Online» высказали только что расплатившиеся за парковку водители. Рафис Иванов заплатил за два часа стоянки — в центре сегодня у него есть срочные дела: «Честно говоря, немножко озадачен платной парковкой, потому что теперь надо перестраиваться. А так, конечно, в центре города будет больше порядка, меньше автомобильного хаоса. Я работаю в центре, сейчас расплатился за два часа. Но потом буду искать другие варианты. Можно было сделать и подешевле, хотя бы 30 рублей в час», — говорит Иванов.

Директор ООО «Премиум» Рамзил Зальмиев, также расплатившийся за два часа парковки, положительно относится к идее разгрузки центра города. А цену в размере 50 рублей за час считает адекватной. Сам он бывает в центре от 2 до 4 часов в день, а сотрудникам офисов рекомендует пересесть на общественный транспорт.

«Если ты весь день работаешь в офисе — машина тебе не нужна. Утром приезжаешь, вечером уезжаешь — приезжай на общественном транспорте», — говорит Зальмиев. Несмотря на то, что идея платной парковки в центре города ему в целом нравится, бизнесмен прогнозирует, что у водителей в ходе эксплуатации паркоматов возникнет еще немало вопросов. «Представьте, я заплатил за два часа, зашел в офис, и тут же мне поступает звонок, что нужно срочно уехать. Каким образом отменить оплату? Как это будет происходить? Потеря денег будет, и все, — рассуждает Зальмиев. — Как баланс будет передвигаться, как я его проанализирую? Или, например, у меня неожиданно деньги закончатся, а машина проедет, проконтролирует, и мне штраф в 2,5 тысячи придет. А потом я никак не докажу, что деньги на карте закончились. Я же не буду по судам бегать! Каким-то образом это нужно обкатывать, пусть решают».

Отметим, что, как разъясняется на сайте «Казанского паркинга», продлевать или досрочно прерывать парковочную сессию можно при оплате через СМС или мобильное приложение. Шаг тарификации в этом случае составляет 15 минут.

Информация с приборов обрабатывается оператором парковочного пространства, а затем данные машин-нарушителей отправляются в ГИБДД

ПАРКОМАТ НЕ РАБОТАЕТ, ПРИЛОЖЕНИЕ НЕ ГРУЗИТСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Не обошлось, впрочем, и без критических сбоев. Студенту КАИ Анатолию Ткаличу при всем желании расплатиться и заняться своими делами не удалось. Неожиданно на экране терминала появился красный квадрат с белым восклицательным знаком посередине, а под ним — надпись: «Терминал временно не работает». Причину поломки дежурившие здесь же консультанты объяснить не смогли.

«Сейчас приехал — паркомат не работает, рядом мест для парковки нет. А в здание надо как-то попасть. Хоть и говорят, мол, студенты, передвигайтесь на автобусе, но из Азино ехать полтора часа по пробкам неудобно. Придется искать место», — констатировал Ткалич.

В работе платной парковочной системы студент видит только минусы. «Паркомат может сломаться, нет возможности расплатиться наличными. На карте тоже иногда денег не бывает. Цена за парковку неадекватная. Оплата должна быть доступной. Бывает, по делам приезжаю на полдня, но 400 рублей отдавать тоже неохота», — резюмировал студент.

Трудности с оплатой на себе испытал и корреспондент «БИЗНЕС Online». Попытка оплатить парковку на улице Дзержинского закончилась полным фиаско. Паркомат добросовестно сообщил номер парковки: 117, спросил, сколько времени клиенту желательно постоять: час? Да, пожалуй, что часу хватит, учитывая, что ставить машину надолго на платной парковке корреспонденту не улыбалось. А затем аппарат предложил ввести госномер автомобиля. Буквы и цифры нажимались, хотя и не всегда сразу, приходилось делать несколько попыток, учитывая незнакомую клавиатуру. Наконец, аппарат попросил вставить карту. В щель ушел пластик MasterCard одного из крупных республиканских банков, аппарат поинтересовался, надо ли вводить pin-код. «Кто его знает, надо или нет?» — пронеслось в голове, но пальцы привычно набрали комбинацию. В ответ паркомат выдал отказ транзакции. Вторая и третья попытки как-то иначе уговорить паркомат снять с карты деньги не удались. Может, MasterCard не годится? В дело пошла Visa с чипом, эмитированная известнейшим российским банком, — и снова отказ транзакции. Раз, другой, третий... На теплое общение с паркоматом на холодном ветру ушло минут 7 - 8, но аппарат в итоге доблестно отказался от пластикового полтинника. А волонтеров в 7:20 утра поблизости не оказалось. Отказалось «вставать» на планшет и экстренно установленное приложение, зато сработал способ оплаты через телефон на короткий номер 3116.

В общем, становится ясно, почему именно этот способ оплаты, как заявил председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков, выбрали 73% тех водителей, которые оплатили парковку в тестовый период.

Что делать в ситуации, когда паркомат отказывается принимать пластик? С таким вопросом корреспондент «БИЗНЕС Online» вновь обратился к директору МБУ «Оператор парковочного пространства» Данилу Фомину. Он порекомендовал использовать альтернативные способы оплаты: через телефон, сайт либо приложение. Все способы, карта парковок и информация — на официальном сайте оператора. Кроме того, «начальник парковок» сразу же сориентировал волонтеров на Театральной, чтобы людям рекомендовали воспользоваться паркоматом по соседству. Ближайший — в 120 метрах на той же улице. Неработающий паркомат не станет препятствием для «письма счастья», а стоять бесплатно можно лишь 15 минут. В общем, тем, кто не попробовал заплатить в «льготный период», а тестовый режим работы платных парковок шел с 9 февраля, теперь придется либо судорожно пытаться уложиться в четверть часа, либо искать другое место.

У ВОДИТЕЛЕЙ БЫЛО ПОЧТИ ДВА МЕСЯЦА НА ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ОПЛАТЫ

Напомним, знакомить казанцев с парковками городские власти начали в этом году. 9 февраля 2015 года волонтеры в салатовых маечках начали объяснять водителям, что это за «зверь такой» — платные парковки. С этого времени казанцы смогли вдоволь поупражняться во всех удобных для них видах оплаты — от банковской карты до CМС-послания. Первые почти два месяца система работала в тестовом режиме, платить по 50 рублей в час было необязательно, но — по желанию — возможно. Штрафы в 2,5 тыс. рублей, соответственно, до 1 апреля, то есть до сегодняшнего дня, также не взимались.

Тем временем исполком Казани вел активную разъяснительную работу среди казанцев. Абдулхаков пояснял, что цена за парковку, установленная в Татарстане, «не запредельная, но некомфортная», и должна стимулировать горожан планировать свое время, проведенное в центре. «Нам не нужны деньги, нам нужно, чтобы автомобилисты надолго не приезжали в центр», — сообщил он.

Программа-максимум — приобщить водителей пользоваться хотя бы иногда общественным транспортом. А также приучить их пользоваться многоуровневыми городскими парковками, плата на которых несколько ниже. Платные же парковки основных центральных улиц города должны стать доступными для автомобилистов, которым необходимо ненадолго забежать в магазин или банк.

Программа платных муниципальных парковок, как известно, вовсе не является изобретением казанского исполкома. В Москве подобная система работает с 2012 года. Практика показала, что водители стали «экономить время» — средняя продолжительность стоянки машин в центре с 6 часов снизилась до 1,5. В итоге город, что называется, «поехал» — средняя скорость движения в столице выросла на 12% до 25 км/ч (в Казани сейчас средняя скорость — 24 км/ч). Также это привело к снижению аварийности в центре Москвы и к увеличению загрузки общественного транспорта на 30%. Нельзя не отметить и экономический эффект — в казну потекли денежки, которые власти могут тут же потратить на благоустройство города... На радость тем же самым водителям.

ПРОТИВ ПАРКОВОК ЕЩЕ БУДЕТ БОРЬБА?

Инициатива платных парковок, конечно, не прошла без сучка без задоринки. Буквально накануне введения системы «Казанский паркинг» в режим реальной оплаты с критикой выступила федерация автомобилистов России. Суть претензии в том, что паркоматы не предоставляют возможности платить за парковки наличными деньгами, чего требует закон о защите прав потребителей. Однако, как сообщил Абдулхаков, парковки не подпадают под действие закона. «Более чем в полутора десятках городов России платное парковочное пространство уже введено, нигде наличной оплаты не предусмотрено, — пояснил он. — Хотя бы потому что это не услуга по парковке автомобиля, не услуга охраны транспортного средства на улично-дорожной сети. Это предоставление муниципальной земли для оставления транспортного средства на определенное время за плату. Это не подпадает под закон о защите прав потребителей», — пояснил он. Но ФАР в любом случае ждет «первых жертв» платных парковок, чтобы пойти в суд.

Против выступили и во фракции КПРФ в Госсовете РТ. В частности, депутат Артем Прокофьев предлагал повременить с проектом хотя бы на период кризиса. А коль уж введение платных парковок неизбежно, то хотя бы снизить стоимость парковки и размер штрафов. Но тут уж вступился за проект президент Татарстана Рустам Минниханов. Отвечая на критику коммунистов, президент отметил, что по-другому проблему пробок в центре не решить.

«Любые поблажки остановят всю работу, и тогда я вам гарантирую, что через два года, а тогда ваш срок полномочий (депутатаприм. авт.), кажется, не истечет, придется привлекать и большие материальные ресурсы, и принимать намного более сложные системные решения», — заявил президент. Согласны с ним и в мэрии Казани: полумеры не приведут к необходимому эффекту: слишком низкая плата или незначительный штраф могут привести к тому, что все останется по-прежнему — люди будут бросать машины там, где захотят.

В итоге 20 февраля 2015 года был принят закон, вводящий с 1 апреля штраф за неоплаченную парковку в размере 2,5 тыс. рублей. Напомним, в центральной части города под платные парковки выделено 27 участков улично-дорожной сети, рассчитанных на 1250 машино-мест. Режим платной парковки введен на территории, ограниченной улицами Татарстан, Пушкина, набережной реки Казанки, улицей Батурина, Кремлевской набережной, улицей Саид-Галеева, улицей Нариманова.