Набиуллина и Силуанов сходятся во мнении, что что российская валюта недооценена на 10% (фото: kremlin.ru)

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗИТИВ ПЕРЕВЕСИЛ ФАКТОР НЕФТИ

Сегодня рубль продолжил свое восхождение: торги на Московский бирже начались с того, что курс доллара расчетами на 10:04 мск снижался на 1,39 рубля до 56,09 рубля, курс евро — на 1,25 рубля до 61,8 рубля. Рубль продолжает обновлять максимумы этого года, торгуясь уже на декабрьских и ноябрьских уровнях.

В целом в марте на финансовом рынке до сегодняшнего дня наблюдалась любопытная тенденция. Нефть, которая является главным ориентиром для российской валюты, дешевела на 12,4%: с $62,5 за баррель на открытии мартовских торгов до $54,75 на 25 марта (правда, сегодня нефть снова пошла вверх и к 10:00 стоила уже $58,44 за баррель Brent). Казалось бы, должен был дешеветь и рубль, но он укрепился к доллару на 19,1%: с 70,05 рубля за доллар на открытии мартовских торгов до вчерашних 56,64 рубля. А сегодня утром «привес» составил уже 20%.

Неужели рубль преодолел свою зависимость и пустился в самостоятельное плавание? Главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров полагает, что мы наблюдаем лишь временное укрепление национальной валюты. «Тренд на укрепление начался на прошлой неделе в условиях снижения цен на нефть, что немало удивило многих обозревателей и вызвало спекуляции на тему исчезновения многолетней «привязки» курса российской валюты к нефтяным котировкам. Однако мы считаем, что связь курса рубля и цен на нефть не нарушена, а укрепление российской валюты, по всей видимости, будет временным явлением», — говорится в обзоре БКС.

По мнению Тихомирова, укрепление рубля в последние недели вызвано рядом факторов. Это снижение геополитических рисков, запуск программы QE Европейским центробанком, прохождение пика выплат по внешнему долгу, жесткая монетарная и бюджетная политика России, а также сезонный рост спроса на рубли в период налоговых выплат. Кроме того, падает спрос на иностранную валюту, не только корпоративный. Как сообщает ЦБ РФ, чистый спрос населения России на валюту в банках в январе оказался отрицательным впервые за два года. Разница между предложением и спросом составила $324 миллиона (в декабре 2014 года чистый спрос составил $8,2 млрд.). При этом совокупный спрос снизился в 3,3 раза до $6,4 млрд. — и это минимум с 2007 года.

Весь этот позитив перевесил более долгосрочные негативные факторы, как то: существенное сокращение притока капитала в Россию, рецессия в экономике, ускорение инфляции и запретительно высокие ставки по кредитам, отмечает экономист.

Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко также не поддерживает идею об «отвязавшемся» рубле. По его словам, рубль по-прежнему в большой степени зависит от цен на нефть, которые сейчас стабилизируются вблизи отметки в $55 за баррель. «По нашим оценкам, текущее укрепление российской валюты в большей степени связано с небольшим объемом погашения (долга) в первом квартале, а также с налоговым периодом — до 25 числа должен уплачиваться месячный НДПИ. Мы не наблюдаем факторов, кроме политических, которые могут сейчас в краткосрочной перспективе изменить тренд», — сказал «БИЗНЕС Online» Сороко.

Эксперты также отмечают, что укреплению рубля способствует снижение импорта. «Необходимости в огромных валютных объемах, которые всегда должны быть под рукой, уже нет, а это автоматически снижает спрос на валюту и снижает волатильность на рынке. Кроме того, не стоит забывать и тот факт, что рубль длительное время был сильно недооценен, а в данный момент он приближается к наиболее реалистичным показателям — порядка 52 рублей за доллар и порядка 58 - 60 рублей за евро», — сообщил нам руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский.

РУБЛЬ НАЧНЕТ ДЕШЕВЕТЬ ПОСЛЕ 27 МАРТА?

Так сколько же должен стоить рубль сегодня и сколько он будет стоить «завтра»? Председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина 13 марта заявила, что российская валюта недооценена на 10%. Если посмотреть динамику биржевых торгов начиная с этой даты, то легко обнаружить, что рубль уже нашел свою справедливую цену «по Набиуллиной», дойдя до отметки 58,5 за доллар. Однако в понедельник, 23 марта, министр финансов России Антон Силуанов заявил, что рубль недооценен опять-таки на 10%. Неделю торги открыли на отметке 59,22 рубля за доллар, так что, видимо, Силуанов считает справедливой цену 53,3 рубля за доллар.

Аналитики не столь оптимистичны, как чиновники. По мнению Тихомирова, после завершения налогового периода 27 марта валютный курс скорректируется до справедливого значения, которое при текущих ценах на нефть составляет около 58 - 59 рублей за доллар. Аналогичного мнения придерживается Анна Кокорева из «Альпари». «В ближайшей перспективе пара доллар/рубль может остановиться на уровне 54 - 55 рублей, после чего перейти к консолидации. Пара евро/рубль, по оценкам «Альпари», может задержаться в диапазоне 59 - 60 рублей и также начнет консолидироваться. Выход из этой консолидации может быть неожиданным, мы не исключаем новых всплесков с движением вверх. Делать долгосрочные прогнозы по курсу рубля сейчас сложно, так как внешний фон постоянно меняется, это касается и геополитики, и товарных рынков», — сказала нашему изданию Кокорева.

Аналитики «Финама» ожидают в ближайший месяц умеренного укрепления российской валюты в районе ниже 58 рублей за доллар и 63 рублей за евро. Основным риском при этом является возможное дальнейшее снижение цен на нефть. «Конечно, такое сильное падение, как сейчас, не пройдет незамеченным и в долгосрочной перспективе приведет к резкому сокращению новых добывающих мощностей (из-за консервации наименее рентабельных проектов). Но это фактор, который будет влиять на рынок в будущем, а сейчас ключевой момент — рост мировых запасов, а также замедление темпов роста глобальной экономики», — считает Сороко.

Не исключает восстановления доллара Козловский. «Несмотря на временный позитив, фундаментальных причин для укрепления российской национальной валюты пока нет: зависимость от стоимости нефти сохраняется, а ослабление доллара на фоне заявлений ФРС о возможном изменении ключевых ставок не будет носить долговременный характер. В перспективе при текущей стоимости нефти доллар будет стоить порядка 56 - 58 рублей в ближайшие месяц-полтора, но вполне вероятно, что поднимется и до 60 снова ближе к лету», — заявил он «БИЗНЕС Online».

При этом эксперт обратил внимание на корректировки пары евро/доллар на международном валютном рынке. Политика количественного смягчения, проводимая главой ЕЦБ Марио Драги, ведет к тому, что евро может продолжить падение и к доллару, и к рублю. «Перспектива в ближайшее время — порядка 63 - 65 рублей за евро, к лету — несколько ниже, приближаясь к паритету между валютами (доллар к евро прогнозируется на уровне один к одному)», — уточнил руководитель аналитического отдела Grand Capital.

Впрочем, по его мнению, пока не стоит исключать пессимистичный для рубля вариант развития событий. «Возможен и стрессовый сценарий при резком падении цены нефти: из-за возможности увеличения предложения на рынке нефти цена может упасть до рекордных значений (вплоть до 20 долларов за баррель), что может сильно ударить по рублю. Оценивать его стоимость при такой низкой цене достаточно сложно, хотя и вероятность такого сценария все же сомнительна», — отметил Козловский.

УОЛЛ-СТРИТ ПРИЗЫВАЕТ «ПОКУПАТЬ РОССИЙСКОЕ»

Укрепление российской валюты не осталось без внимания и западных экспертов. Порой их заявления не менее оптимистичны, чем слова наших госчиновников. Так, пул аналитиков Bloomberg считает, что экономика России начала восстанавливаться, и отмечает: в 2015 году колебания рубля стали меньше, чем у любой из 30 самых торгуемых валют. Стабильность цен на нефть также успокаивает инвесторов. Дело дошло до того, что даже банк Goldman Sachs призывает вкладывать в российские ценные бумаги. По его оценкам, рублевые государственные облигации недооценены, сейчас лучшее время их покупать. «Мы считаем, что инфляция в России снизится до рекордно низкого уровня чуть менее 4 процентов в 2016 году. Мы ожидаем, что в течение ближайших 8 кварталов процентная ставка Центробанка снизится», — заявили аналитики банка. При этом они отмечают, что возможная эскалация на Украине не составляет какой-либо значительной опасности для устойчивости российской банковской и финансовой системы.