Скольких смертей удалось бы избежать, если бы торговцы, уже покинувшие ТЦ «Адмирал», не бросились обратно спасать свой товар? И почему после стольких пожаров они не оформили полисы? Корреспондент «БИЗНЕС Online» нашел исключения, подтверждающие правило, и напоминает, что пять лет назад в Госдуме РФ заглох законопроект, который, возможно, предотвратил бы трагедию.
«В 5 - 10 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ В ГОД МОГУТ УЛОЖИТЬСЯ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ»
«Люди бегали, вытаскивали имущество, они могли спастись неоднократно, раз 10 — это точно», — эту жесткую, но справедливую фразу о погибших в ТЦ «Адмирал» произнес в выходные глава Приволжского регионального центра МЧС России Игорь Паньшин. Понятно, что инстинкт самосохранения отказал торговцам неслучайно: в этих тюках и коврах вся их жизнь, благосостояние семей и невыплаченные кредиты.
С другой стороны, у многих погорельцев это далеко не первый такой случай — они теряли все в огне и на Вьетнамском рынке, и в «Новой Туре». При этом владельцы последней получили от страховой компании 700 млн. рублей компенсации, а торговцы — ничего, так как их товар не был застрахован. Так неужели жизнь ничему не учит?
Как выяснил «БИЗНЕС Online», из сотен бизнесменов единицы наиболее предусмотрительных все-таки нашлись. Директор татарстанского офиса страховой компании «Ингосстрах» Игорь Волчков сообщил нашему изданию, что компания застраховала нескольких предпринимателей, работавших в ТЦ «Адмирал». «Иски пока не поступали, но звонки от пострадавших предпринимателей были», — заявил Волчков.
При этом цена полиса, наличие которого могло бы спасти предпринимателей от смертельной паники, кажется не такой уж высокой. «Тарифы для тех предприниматели из ТЦ «Адмирал», которых мы застраховали, были в пределах 0,3 - 0,4 процента. То есть в 5 - 10 тысяч в год могут уложиться практически все торговцы рынков. Это не больше чем 850 рублей в месяц. Это и есть цена вопроса спокойствия», — уточнил размер расходов на страховку директор офиса «Ингосстраха».
Особо он отметил, что в компании были застрахованы предприниматели, которые пострадали еще в «Новой Туре». «И продлевали свои полисы они буквально полгода назад. Никаких повышенных требований для них мы не предъявляли», — подытожил Волчков.
Остальные крупные страховщики, опрошенные «БИЗНЕС Online», рассказали, что подобных договоров с погорельцами ТЦ не заключали. При этом диапазон цен на страховку, который они назвали, довольно широк.
«Что касается актуальных тарифов, то приблизительно могу сказать, что ввиду последних событий ценник будет не ниже 1 процента от страховой суммы. Конкретно у нас котировок не было. Мы не принимали на страхование похожие бизнесы, — рассказала директор казанского филиала СК «Уралсиб» Роза Брюханова. — А причина проста: раньше предприниматели сами не желали страховаться, а когда случились эти события с пожарами, то уже многие страховые стали отказываться. Могу сказать, что к нам не обращались с просьбами застраховать из ТЦ «Адмирал».
По словам начальника отдела развития продаж «Страховой группы МСК» Наиля Мингалеева, стандартный тариф для страхования имущества юрлиц находится в диапазоне 0,2 - 0,5%, но в отдельных случаях он доходит до 1,5%. «Здесь влияет множество факторов: характер ТМЦ (товарно-материальных ценностей — прим. ред.), условия хранения, является ли залогом банка и т.д. Средним могу назвать тариф 0,5 процента, — говорит директор казанского филиала «ВТБ Страхование» Марат Сафин. — В любом случае для ИП мы будем использовать франшизу». Напомним, что под этим термином подразумевается снятие обязательств со страховщика, например, при низком размере ущерба.
СТРАХОВЩИКИ ПРОВЕРЯЮТ ЭФФЕКТИВНЕЕ ПОЖНАДЗОРА?
Почему же с учетом казанских реалий предприниматели так и не стали постоянными клиентами страховых компаний? Частично ответ уже содержится в приведенных выше словах Брюхановой. И все же нельзя сказать, что отказ страховать торговцев основан на каких-то субъективных ощущениях. Наоборот, как выяснилось, это плод холодного анализа.
По словам Мингалеева, есть объекты, которые страховщики не готовы брать на страхование даже по самым высоким тарифам. «Мы, как правило, отправляем своих специалистов для обследования условий ведения бизнеса: соблюдение норм, наличие опасного соседства и т.п. Вот почему мы не принимали на страхование предпринимателей из ТЦ «Адмирал». Вы, скорее всего, сами в курсе того, как там обстояли дела с соблюдением норм пожарной безопасности», — добавил начальник отдела развития продаж «Страховой группы МСК» .
Соблюдение требований безопасности и прочих норм действительно проверяются страховыми агентами при заключении договоров, подтвердил и Волчков. Однако он прояснил один принципиальный момент. «Вы должны правильно понимать, что специалисты могут выехать на место, сфотографировать системы, сделать копии разрешительных документов, но проверить качество работы системы они не могут — работоспособность систем на совести владельце объекта и надзорных органов», — поделился директор татарстанского офиса страховой компании «Ингосстрах».
Как выглядели действия упомянутых надзорных органов в ситуации с «Адмиралом», известно. На встрече с погорельцами прокурор Кировского района Равиль Вахитов сообщил, что проверка пожарной безопасности рынка еще в 2013 году выявила многочисленные нарушения — всего 18 пунктов. Кировский районный суд обязал арендатора устранить нарушения, но дело завязло на фазе судебного исполнения, крайних сейчас как раз ищут.
Весьма красноречив в этой связи и тот факт, что не был толком застрахован и сам ТЦ «Адмирал». Директор ТЦ Гусейн Гахраманов незадолго до ареста рассказывал СМИ, что страховка истекла в конце 2014 года, а пожар произошел якобы буквально за день до ее продления. Стоимость ТЦ при этом оценивалась в 560 млн. рублей.
Компания ASG Алексея Семина, которой принадлежат конструктивные элементы здания, в первый день заявляла, что оно застраховано в компании «АльфаСтрахование». Но позже выяснилось, что это, скорее, фикция. «На основании кадастровой оценки объекта его рыночная стоимость составляет около 900 миллионов рублей. А сумма страховых выплат по договору не может превысить 44 миллионов рублей», — заявили позже в пресс-службе. Так что выплаты не покрывают даже 5% стоимости объекта.
БУХГАЛТЕРИЯ БЕЛАЯ И СЕРАЯ
Следующая после пожарной безопасности проблема, мешающая мелкому бизнесу страховаться, — это отсутствие нужных бумаг. «У многих предпринимателей рынков просто отсутствуют документы на товар. Они сами признаются, что получают его в серую, без документов. А как мы можем принимать на страхование? Сгорит на 5 тысяч, а предъявят на миллион», — подчеркнул Волчков.
На первое место легальность учета поставил и Сафин. «В связи с периодически возникающими внештатными ситуациями в местах массовой розничной торговли наша компания достаточно сдержанно подходит к страхованию ТМЦ предпринимателей. Сейчас мы рассматриваем заявки только тех потенциальных страхователей, которые ведут официальный учет в программе 1С. То есть когда все ведется в белую. Это необходимо для того, чтобы мы могли точно понимать, какой объем ТМЦ у страхователя был до форс-мажора», — отметил директор казанского филиала «ВТБ Страхование».
Таким образом, застраховать свой бизнес смогут лишь те люди, кто готов вести нормальный бухгалтерский учет и оформлять необходимые документы на весь товар. Много ли таких среди казанских рыночных торговцев — вопрос риторический. Понятно, что многие из них обременены кредитами и еле сводят концы с концами, но сколько стоит риск погибнуть самому и оставить семью без кормильца? Пока же погорельцам «Адмирала» только и остается, что требовать льгот у властей.
НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ «ХРОМОЙ ЛОШАДИ»
«К сожалению, «Хромая лошадь» ничему не научила. У хозяев в голове только прибыль...» — написал вчера в своем Twitter официальный представитель следственного комитета России Владимир Маркин, сообщая о возбуждении уголовного дела в отношении владельцев ТЦ «Адмирал».
Но на практике получается, что уроки трагедии в Перми, унесшей в 2009 году жизни 156 человек, не выучены и государством. Да, правительство Пермского края тогда ушло в отставку, но никакого системного ответа так и не последовало, хотя такая попытка была. Вскоре после случившегося МЧС вышло с предложением принять законопроект о введении в России обязательного противопожарного страхования (ОППС), в том числе страхования ответственности владельцев нежилых помещений и организаторов массовых мероприятий.
В ходе обсуждения практически все эксперты поддерживали идею закона, но при этом было много критики по поводу формулировок. В итоге законопроект много раз перерабатывался, трансформировался, его отдельные положения встраивались в другие законопроекты, но в итоге он так и не был принят в сколь-нибудь полном виде.
Может, это, и правда, выход? Страховые компании, которым в случае чего отвечать за свои решения рублем, в отличие от чиновников, не станут закрывать глаза на полное отсутствие системы пожаротушения в здании. А у торговцев будет больше шансов получить возмещение убытков от владельцев торговых центров. К тому же сегодня без наличия страховки нельзя даже выехать на дорогу. Страховать ответственность перед дольщиками с недавних пор обязаны и все застройщики. А вести бизнес, который потенциально может поставить под угрозу жизни сотен людей, получается, можно?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.