«Лучшее, что человек может сделать, это купить себе Porsche Cayenne»
«Лучшее, что человек может сделать, — это купить себе Porsche Cayenne»

«95 ПРОЦЕНТОВ ЛЮДЕЙ НА ЗЕМЛЕ ЛИШЕНЫ ВОЗМОЖНОСТИ ХОРОШО ЗАРАБАТЫВАТЬ»

— Артем, вы работаете на рынке франчайзинга более 3 лет. По вашим наблюдениям, кто и зачем покупает франшизы?

— Мы для себя выделили четыре типа людей. Первый тип — это те люди, которые работают по найму. У них относительно небольшие вложения, но зато они очень хорошие партнеры. С ними легко вести бизнес — они относятся к этому ответственно, они подходят к выбору франшизы серьезно, для них важна стабильность. Второй тип покупателей франшизы — «баловни судьбы», это те люди, кому финансы достались легко: или родители богатые, или это жены обеспеченных людей. Работать с ними достаточно сложно, но покупают они хорошо. Третий вид покупателей — это эксперты, те, кто сегодня работает или в этом, или в смежном направлении, и они понимают очевидность выгоды этой покупки. Например, один из наших клиентов занимается производством автохимии. Их основные клиенты — это региональные сети автомоек, они покупают франшизу для экономии на продукте. Они купили франшизу, поставили небольшое производство, окупили его уже за счет собственного потребления и еще продают продукт на рынок, это приносит прибыль. И четвертые — инвесторы. Таких людей становится больше и больше, потому что рынки сильно меняются, и бизнесы, которые начинались в 90-х - начале нулевых, тяжело приспосабливаются под инструменты, которыми нужно владеть сегодня, — это интернет-маркетинг, это инструменты работы с персоналом, инструменты продаж.

— В чем, на ваш взгляд, состоит секрет успешного бизнеса? Из чего вы исходите?

— Мир жесток, и 95 процентов людей на земле лишены возможности хорошо зарабатывать, быть свободными. Ну как пожарному стать богатым? Как шахтеру стать богатым? Да никак! Шансы равны нулю. Система мира построена так, чтобы плодить максимальное количество бедных людей, которые живут от зарплаты до зарплаты. Я считаю, лучшее, что человек может сделать, — это купить себе Porsche Cayenne. Потому что страна, где 150 миллионов человек ездят на Porsche Cayenne, чисто теоретически плохо жить не может. Решая эту задачу — купить себе хороший автомобиль, люди решат для себя сотни других задач. Покупка Porsche Cayenne, естественно не в кредит, требует пересмотра всей жизни, изменения себя к лучшему. Чтобы заработать столько денег, ты должен быть профессионалом. Выйдя на такой уровень доходов, люди смогут обеспечивать не только себя, но и родителей — нам не нужны будут пенсии. Ну, зарабатывая 300 - 500 тысяч рублей в месяц, уже родителям можно помочь. Я часто слышу, как люди восхищаются пенсионерами из Европы, мол, какие в Европе яркие пенсионеры, путешествуют. У меня всегда возникает вопрос, а сколько бабушек ты сделал счастливыми и обеспеченными, помогаешь ли ты своим родителям? По факту начинается мычание, что у меня маленькая зарплата, что государство должно.

— Что, на ваш взгляд, может изменить людей? Как вы для себя решили эту задачу?

«Среди «продажников» есть реально взрывные результаты. Парень, который в сентябре приехал к нам из Набережных Челнов, в декабре заработал и увез с собой 300 тысяч рублей»
«Среди «продажников» есть реально взрывные результаты. Парень, который в сентябре приехал к нам из Набережных Челнов, в декабре заработал и увез с собой 300 тысяч рублей»

— В какой-то момент я начал искать для себя какой-то чит-код (от англ. cheat code, cheat — «жульничество», «обман»; код, который вводят в программу, чтобы изменить ход ее работы прим. ред.), что-то, что меняло бы реальность. Одна из задач, которые я сформулировал внутри своего бизнеса, — быть катализатором для развития и роста. В компанию «Франчайзинг5» может прийти субъект малого или среднего бизнеса и смасштабироваться по всей стране за счет построения системы франшизы. Также в компанию «Франчайзинг5» может прийти человек, накопивший определенный капитал, вложить его во франшизу и стать партнером успешного предпринимателя.

ЧТО МОЖНО КУПИТЬ ЗА 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

Давайте тогда разберемся, насколько вообще такая схема бизнеса популярена в России, на нее есть спрос?

— Еще какой. Судите сами: если в 2012 и 2013 годах на российский рынок франчайзинга в среднем выходили 70 - 80 компаний в год, то за 2014 их было более 200. Растет не только количество предложений, но и количество желающих купить франшизу. Сегодня как раз то время, когда надо захватывать рынок. Большое количество ниш во франчайзинге абсолютно свободно.

Например?

— Ну, на рынке общепита, например, более 100 игроков, а на рынке хостелов игроков 5 - 6: он способен увеличиваться в разы. Бывает, появляются идеи, взрывающие рынок. Например, несколько лет назад мы не знали, что такое мобильная кофейня, но благодаря франчайзингу эта ниша выстрелила, и в каждом городе есть эти небольшие кофейни, продающие кофе, который в кафе стоит 200 рублей, за 30, 40 или 50 рублей.

Хороших продуктов мало и в тех нишах, которые кажутся занятыми. Например, недавно появилась франшиза московской компании «РассветКапитал», которая продукт развернула на 180 градусов. Эта компания работает в сфере госзаказа и тендерных площадок, помогая бизнесу коммуницировать с банками, и для того, чтобы начать этот бизнес, нужен офис 20 квадратных метров, стол, стул, ноутбук, телефон и пара сотрудников. С учетом того, что у «РассветКапитала» эксклюзивные договоренности с большим количеством банков по высоким комиссиям, а для клиентов услуги бесплатны, я думаю, что скоро этот бизнес выстрелит. Когда конкуренты увидят такой подход, они пустятся в погоню за этой компанией, и мы также будем говорить об этом рынке, как о рынке мини-кофеен.

Какие франшизы продаются лучше всего?

— Лучше всего продаются франшизы стоимостью до миллиона рублей, 50 процентов потребителей франшиз могут вложить эти деньги, 30 процентов — до 3 миллионов, 15 процентов готовы вложить до 10 миллионов, и 5 процентов — больше.

Что заставляет людей вкладываться в бизнес?

— 90 процентов покупателей франшиз нужен источник дохода, они хотят получить качественный продукт за такие-то деньги. Конечно, сейчас на рынке денег стало меньше, потому что кредитные средства недоступны, но мы сейчас готовим антикризисные предложения с суммарными инвестициями 150 - 200 тысяч рублей, которых будет достаточно для начала своего бизнеса.

А что можно купить за 150 тысяч рублей? Какой-нибудь автосервис?

— Автосервис за такие деньги как раз не купишь. В этих рамках можно получить те же 10 квадратных метров, стол, компьютер, хороший продукт и поток клиентов. С такой франшизой человек начинает работать на себя. Кстати, это иллюзия многих людей, что, став предпринимателем, человек перестает работать. Когда я работал по найму, я уходил домой в 5 часов, а сегодня я очень часто ухожу с работы в 10 вечера. Когда человек научится хорошо работать сам, он сможет посадить рядом людей и научить их хорошо работать тоже. И в этот момент бизнес-ремесленничество начнет перерастать в бизнес.

Средний чек упаковки франшизы составляет 1,5-2,5 миллиона рублей
Средний чек упаковки франшизы составляет 1,5 - 2,5 млн. рублей

«100, 200 ИЛИ 300 ТЫСЯЧ МОЖНО НАКОПИТЬ»

Каких франшиз на рынке больше всего?

Есть франшизы старого формата, которые создавались до 2010 года, и есть франшизы нового формата. Франшизы старого формата — это большие бизнесы с большими инвестициями: ретейл, общепит, гостиницы. Это такие капиталоемкие большие бизнесы. В основном они работают в Москве, собираются в какие-то ассоциации, создают какие-то рейтинги и сами себя награждают. Этот круг всячески себя защищает от новой волны франчайзинга. Сейчас появляются активные молодые ребята до 30 лет, которые создают свои франчайзинговые сети и зарабатывают хорошие деньги, используя социальные сети, видеоканалы.

Я работаю с основателями обоих форматов франшиз. Люди старой формации говорят, что это неправильные франшизы, у них не до конца проработана модель. И когда их спрашиваешь, а сколько у вас закрытых франшиз? Сколько людей обанкротилось на ваших франшизах? Успешные богатые люди опускают глаза. И начинаются ссылки на слабых партнеров, на слабые регионы и прочее.

Но суть в том, что рынки меняются. Вообще, любой торговый центр на 80 процентов состоит из франчайзинговых проектов. Вести бизнес при арендной ставке 100 евро за квадратный метр невозможно. А поставить магазин дорогой одежды в другом месте нельзя, непонятно, как он будет работать на проходящем потоке. Недавно мы упаковали магазин, который занимается продажей итальянской одежды через шоу-румы. Человек покупает франшизу, раскручивает группу в социальных сетях, откуда идут заказы, и снимает небольшое офисное помещение — 30 квадратных метров за 500 - 600 рублей за «квадрат». Получается, вести бизнес с оборотом полмиллиона рублей, платя аренду 20 тысяч рублей в месяц, намного выгоднее, чем вести бизнес с оборотом 3 миллиона рублей с арендой 10 тысяч евро. Тем более сейчас, когда евро подскочил в два раза. И опять же вопрос входа. В шоу-рум с социальной сетью нужно вложить 600 — 800 тысяч рублей, а в обычный магазин 3 - 5 миллионов рублей.

Мне кажется, что крупные компании будут или меняться, или уходить с рынка. А приходить будут те, кто владеет современными инструментами, хорошо работает и готов делать тот продукт, который нужен рынку. А рынку франчайзинга сейчас нужен офис в 10 квадратных метров, стол, стул и компьютер. Потому что людей, у которых есть 5 - 7 миллионов рублей, мало, а 100 тысяч заработать можно.

— За что платит покупатель франшизы — за право пользоваться брендом или за бизнес-процесс?

— 80 процентов франшиз старого формата — это бренд. 80 процентов франшиз нового формата — это фактически «бизнес под ключ», это «бизнес в коробке», где предпринимателю оказывается содействие на каждом этапе бизнеса, начиная от первичного обучения и стажировки, заканчивая настройкой интернет-рекламы.

Какой средний чек на «упаковку» франшизы сейчас? Из чего он складывается?

— В нашей работе есть несколько этапов. Первый этап — это создать красивую обертку: подготовить маркетинговые материалы, аналитику, юридическую документацию, разработать дизайн, направить товарный знак на регистрацию и так далее. Вторая часть — это ядро франшизы, описание бизнес-процессов. На выходе заказчик получает книгу по развитию бизнеса со всеми должностными инструкциями, формулярами и рецептурой, если она нужна. В Америке это называют franchising management system. Третий пакет — это продвижение и продажа (привлечение клиентов, обучение менеджеров по продажам). И четвертое — это управление франчайзинговой сетью. Мы умеем делать все, полный пакет. Если человек берет полный пакет, то средний чек составляет 1,5 - 2,5 миллиона рублей. Но также мы можем предоставлять наш продукт по частям. Если мы говорим о бизнесах в сфере услуг, то вложения могут быть меньше — порядка 500 - 600 тысяч рублей инвестиций.

— Где начинающему предпринимателю взять такие деньги?

Когда меня спрашивают, откуда у вас первоначальный капитал, я говорю, что работал и откладывал. 150, 200, 300 тысяч можно накопить. Ограничивать себя в покупке каких-то вещей в кредит и работать на свою цель. Ну а если уж ваша работа не позволяет откладывать, то надо поменять работу.

В скольких процентах случаев франшизы закрываются? Может быть, есть статистика по России?

— Есть мировая статистика. Мы все любим рассказывать, как в России тяжело вести бизнес, хотя на самом деле 90 процентов стартапов по всему миру закрываются в первые 5 лет, остается 10 процентов. В сфере франчайзинга остаются 60 процентов.

То есть закрываются 40 процентов?

— Да, но все равно шансы выжить в 6 раз больше, за это люди и платят.

«Татарстан в области продажи франшиз занимает третье место после Москвы и Петербурга»
«Татарстан в области продажи франшиз занимает третье место после Москвы и Петербурга»

«ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК ЛЖЕФРАНШИЗЫ — НЕАДЕКВАТНО НИЗКАЯ ЦЕНА»

Кстати, «франшиза без вложений» довольно популярный запрос в поисковиках. Скажите, такое возможно, или это иллюзия?

— Качественную поддержку бесплатно никто оказывать не будет, потому что содержание отдела развития франчайзинговой сети стоит минимум полмиллиона в месяц. Задача бизнеса — зарабатывать. Лжефраншизы — это больная тема для рынка. Меня волнует то, что через два-три года слово «франшиза» может стать ругательным. Вместе с талантливыми ребятами новой волны на рынке появляется много людей, которые просто хотят «срубить кэш» по-легкому. Они работают на предложениях типа «франшиза без вложений» или франшиза за 30 - 50 тысяч рублей. Я говорил, что месяц содержания отдела развития стоит полмиллиона рублей. Если ты продаешь франшизу за 30 тысяч рублей, то чтобы что-то зарабатывать, в месяц надо продавать 30 франшиз, а это очень тяжело без дополнительных вложений.

Как вычислить лжефраншизы?

— Первый признак — неадекватно низкая цена. Второй — пустой договор, который не несет никаких конкретных обязательств. Третий — это закрытость людей. Если люди приглашают вас на свою точку бизнеса, на свои действующие франчайзинговые точки, надо ехать. Я помню, когда мы продавали первую франшизу GoodExpert, покупатель пришел в архив, попросил стремянку и начал выборочно брать дела с разных полок, с разных стеллажей и изучать их. Когда он понял, что такое количество работы невозможно подделать, он решил, что да, это люди, с которыми можно работать. Прошло уже несколько лет, он до сих пор работает и даже взял себе соседний город, то есть купил франшизу на соседний город. Я людям советую копать вглубь — не лениться приезжать и смотреть. У нас в этом плане очень ленивые люди: им проще оплатить и не совершать больше лишних движений, чем приезжать, проверять, убеждаться и только потом оплачивать.

«ЧТО САМОЕ ВЫГОДНОЕ? ТОРГОВЛЯ ИНФОРМАЦИЕЙ»

Как выглядит Татарстан на российском франчайзинговом рынке?

— Очень неплохо. Татарстан в области продажи франшиз занимает третье место после Москвы и Петербурга. Во многом этому помог проект «Татфраншиза». Центр поддержки предпринимательства в рамках этого проекта субсидировал компании, которые хотели создать франшизу. Здесь помогали тем, кто уже встал на ноги, это очень перспективно. Получается, в республике формируется кластер франчайзинговых компаний, которые продают свои интеллектуальные права в другие регионы и страны. А что самое выгодное? Торговля информацией. Самые богатые компании торгуют информацией — это Google, Apple и Microsoft. Бизнес Apple — не телефоны делать, они же в Америке телефоны не производят, посмотрите, на крышке iPhone написано Made in China. Их бизнес — информацию продавать, программное обеспечение.

Сколько в Татарстане франчайзеров?

— Больше 50 компаний из Татарстана сейчас занимаются продажей франшиз. Это неплохой результат для России, но до Москвы и Санкт-Петербурга далековато.

Назовите несколько компаний из Татарстана, которые успешно занимаются продажей франшиз. Я знаю про «АртПрайм» и Serginetti, а еще кто?

— «СОЖ Синтез», GoodExpert, Ильяс Валиуллин, у которого несколько франчайзинговых проектов, я думаю, что через 5 - 6 лет он будет одним из основных игроков франчайзингового рынка России. Мясной магазин «МясоТут», его владелец несколько лет назад рубил мясо на рынке, а сегодня управляет сетью магазинов по всей стране.

Кто сейчас является лидером на рынке франшиз? США?

— Да, все крупные игроки находятся в Америке и Европе, самый крупный рынок, который будет потреблять франшизы, — это Китай, гигантский рынок — это Латинская Америка. В Эмиратах франчайзинг развивается. Вообще, он развивается по всему миру, просто Америка и Европа раньше всех начали.

А на наш рынок зарубежные игроки заходят?

— На международном рынке есть интересные игроки, но нет одного большого. Для себя я поставил задачу стать международным франчайзинговым PricewaterhouseCoopers: быть во всем мире, продавать на весь мир и упаковывать во всем мире. В связи с последними событиями в российской экономике мы стали активно выходить на международные рынки. Первый рынок, где мы открыли свое представительство, — это Прибалтика. Первым клиентом стала сеть лингвистических центров M.A.R.I.D.I. Ведем переговоры с Израилем, чтобы там открыть наше представительство, и я планирую, что в 2015 году мы начнем продавать франшизы в Китай. Китайский рынок стократ больше рынка России, франчайзинг там популярен, я думаю, самое время туда заходить.

«Я ОКОНЧИЛ ВУЗ ТОЛЬКО ИЗ-ЗА ЧУВСТВА ДОЛГА ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ»

— У вас амбициозные планы!

— А почему бы и нет? Еще одна глобальная цель — открыть институт продаж. Я считаю, что образование в том виде, в котором оно есть сейчас, мало кому нужно.

— Собственный печальный опыт?

Я окончил институт только из-за чувства долга перед родителями, диплом из института я забрал через два года после окончания, потому что он мне был не нужен. Просто меня уже настолько мама запилила, что я пошел и забрал его. Везде, где я хорошо зарабатывал, диплом не спрашивали, и я не спрашиваю диплом у своих сотрудников. В институте, к сожалению, не учат самому главному — как монетизировать знания.

Юристы, которые проучились в институте 5 лет, идут работать или бесплатно, или за 7 - 8 тысяч рублей ради того, чтобы получить запись в трудовой книжке! Мы получаем менеджеров по туризму, которые не умеют продавать туры. Из института приходит девочка с красным дипломом, она гигантское количество сил потратила для того, чтобы стать никчемным специалистом на рынке труда. Любой менеджер по туризму, который не имеет профильного образования, но при этом умеет продавать туры, в более выигрышной ситуации, чем она. Разве в этом нет какой-то системной ошибки? Мы решили, что следующая наша цель — создать институт продаж, и мы эту цель поставили на пять лет.

«Везде, где я хорошо зарабатывал, диплом не спрашивали, и я не спрашиваю диплом у своих сотрудников»
«Везде, где я хорошо зарабатывал, диплом не спрашивали, и я не спрашиваю диплом у своих сотрудников»

К 2020 году в Казани появится новый вуз?

— Да, это будет такое уникальное учебное заведение, мы добьемся, чтобы ребят не забирали в армию, чтобы дипломы были нужного образца. Все будет очень просто: на первом курсе мы будем учиться продавать на улице, на втором курсе — по телефону, на третьем курсе — на личных встречах, на четвертом курсе мы будем учиться управлять продажами. Представляете, какие оттуда будут выходить люди? Компании будут выстраиваться за ними в очередь! И, предупреждая нападки «троллей», которые сейчас начнут писать «а кто будет производить?», скажу, что сами производственники будут в восторге от таких специалистов.

Сколько в год хотите таких людей выпускать?

— Начну, наверное, со 100 человек. За 7 - 8 тысяч рублей после окончания этого вуза никто работать не пойдет, люди будут сразу идти на несколько тысяч долларов.

«МОЖНО МАСШТАБИРОВАТЬ ЛЮБОЙ БИЗНЕС, КОТОРЫЙ НЕ ЗАВЯЗАН НА ОДНОМ ЧЕЛОВЕКЕ»

Как вы открыли компанию «Франчайзинг5»?

— В 2011 году я снял офис и собрал команду, с которой мы начали двигаться вперед. Команда росла, менялась, и сейчас у нас суммарно работают 50 человек.

Сколько компаний вы «упаковали» за это время?

— На рынок франчайзинга мы вошли как организаторы франчайзинговых выставок и форумов. Мы проводили выставки по всей России: от Санкт-Петербурга до Челябинска, и всего провели 21 форум. Это были достаточно большие форумы. Например, выставку в «Корстоне» в апреле 2014 года за день посетили 1,7 тысячи человек. Но это очень энергозатратный бизнес — много разъездов, много усилий и маленький выхлоп. На выставках к нам подходили люди и говорили, что они тоже хотят развивать свой бизнес по франчайзингу. Какой-то опыт в «Старом амбаре» я получил, и мы начали заниматься упаковкой проектов. На сегодняшний день мы упаковали примерно 70 проектов, которые продали более тысячи франшиз. Мы посчитали, что в среднем, на одну франшизу приходится 5,5 рабочих мест. То есть косвенно мы причастны к созданию 5,5 тысяч рабочих мест по всей России.

— Вашим первым клиентом была юридическая фирма. Удивительно слышать, что компанию такого типа можно масштабировать при помощи франшизы. Разве там главное не кадры?

— В чем западня классического юридического бизнеса? Адвокатскую контору, где работа построена вокруг одного адвоката, конечно, по франшизе не продашь. Но эта модель бизнеса конечна, в сутках 24 часа, это даже не бизнес, а работа на себя. Есть некоторые виды юридической деятельности, где по-другому нельзя, где нужен профессионал. И есть виды юридической деятельности, где сверхвысокая компетенция юриста не нужна: чтобы выиграть суд против страховой компании, суперюрист не нужен. Посмотрите статистику: 95 процентов таких дел выигрываются. Если страховая компания недоплачивает деньги, она априори неправа. И в суд на нее подают немногие, в основном народ проглатывает эту обиду и доплачивает за ремонт автомобиля из своего кошелька.

Стать Генрихом Падвой, используя франчайзинговую систему, не получится, но мы знаем огромное количество юридических или консалтинговых фирм, которые развиваются за счет построения систем в тех нишах, где не надо быть выдающимся человеком.

«Я смог построить систему, в которой простой парень или девушка может зарабатывать 100, 200, 300 тысяч рублей»
«Я смог построить систему, в которой простой парень или девушка может зарабатывать 100, 200, 300 тысяч рублей»

То есть практически любой бизнес можно развивать при помощи франшизы?

— Конечно, не все бизнесы можно запустить по франшизе. Можно масштабировать любой бизнес, который не завязан на одном человеке. Хотя, к примеру, дизайнер одежды при правильном выстраивании процессов тоже сможет развиваться при помощи франшиз. Дизайнер будет создавать новые коллекции, а франчайзинговая сеть за счет локации на местах — продавать.

А кто продает франшизы после их упаковки: вы или ваш клиент?

— Это зависит от желания заказчика. Мы с удовольствием берем наших клиентов на продажу, потому что изначально делаем тот продукт, который будут хотеть покупать. Сейчас у нас шесть проектов в продаже: туристическое агентство, юридическая компания, точки с мороженым, брокерский бизнес в теме госзаказа, цветочный магазин, строительная компания.

«60 ПРОЦЕНТОВ МОИХ ОДНОКУРСНИКОВ ПОШЛИ РАБОТАТЬ ЗА 7 - 8 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ»

Вам в апреле будет 28 лет, и вы говорили, что ваш месячный доход составляет около миллиона рублей. А сколько у вас зарабатывают люди?

— Я разделил сотрудников на две категории: тех, кто продает, и тех, кто не продает. Средняя зарплата тех, кто не продает 35 - 40 тысяч рублей. Среди «продажников» есть реально взрывные результаты.

Я смог построить систему, в которой простой парень или девушка может зарабатывать 100, 200, 300 тысяч рублей. У нас такие примеры есть. Парень, который в сентябре приехал к нам из Набережных Челнов, в декабре заработал и увез с собой 300 тысяч рублей. Есть те, кто зарабатывает 15 тысяч рублей. Если у человека отсутствует результат, то такие люди сами от нас уходят, мне даже не нужно никого увольнять.

Что, на ваш взгляд, лучше всего мотивирует людей?

Для многих людей работа — это какое-то наказание. Я стараюсь доносить до своих партнеров и коллег, что работа — это возможность. У людей, которые приходят ко мне, нет потолка роста. Двое людей, которые пришли ко мне, один как юрист, другой как руководитель отдела продаж, сейчас являются моими партнерами по бизнесу. У них есть доля в бизнесе, и они все это сами заработали.

По вашем опыту, какого типа люди наиболее эффективны в бизнесе?

— Есть люди, предрасположенные к системной работе, и есть люди, предрасположенные к хаотичной работе. Я, например, человек-ахтунг! Мне интересно делать что-то новое. А вот мои партнеры — люди системные, им нравится докручивать то, что есть. В итоге мы имеем неплохой результат. Когда вместе работают два системных человека, больших результатов нет. Я видел людей, у которых бизнес больше, чем наш, по 100 - 200 человек работают, а зарабатывают меньше, чем мы, потому что оба внутри копаются. Когда вместе начинают работать два таких человека, как я, то вообще ничего не получается — это много постоянного начала и незавершенных дел. Настоящее партнерство — это умение собрать команду, которая вместе будет работать эффективнее. Ну, как? Когда двое мужчин начинают вместе жить, это же неправильно, а когда мужчина и женщина начинают вместе жить, то все нормально, дети даже появляются (смеется).

«По выходным играю в футбол. Работать в спортзале я не могу, у меня сгорело уже несколько абонементов»
«По выходным играю в футбол. Работать в спортзале я не могу, у меня сгорело уже несколько абонементов»

Как вы стали предпринимателем?

— Я родился и вырос в Казани. В микрорайоне Азино-2. Так получилось, что я родился в небогатой семье, мои родители — научные работники, соответственно, детство было лишено каких-то излишеств. Я отчетливо помню, что мои родители всегда много работали, работали мои бабушка с дедушкой. Дедушка, например, работал до 78 лет, но финансового достатка не было. Мне говорили: ты должен хорошо учиться, получить хорошее образование, желательно техническое, устроиться на работу и когда-нибудь будешь много зарабатывать. Но я в этом видел какую-то системную ошибку: потому что я видел своих родственников, людей, которые живут с нами во дворе — все работают, приходят домой поздно, но никаких богатств нет. Из окна видно гаражи, овраг, а дальше было поле.

Я начал искать выход из этого замкнутого круга и устроился на работу. Когда учился в 11 классе, я устроился журналистом в газету «Спортивный Татарстан». Писал статьи про футбол, тогда я сильно увлекался этим видом спорта, ну, и получал какие-то деньги. В 17 лет, когда я окончил школу, я понял, что нужно искать более серьезную работу. Мама купила газету «Работа», и там было две вакансии, куда я мог попасть. Первая — продавец в магазине, где торговали кухнями, вторая — в отдел маркетинга в старый аквапарк. В магазин меня не взяли, потому что я не умел чертить, поэтому я пошел в отдел маркетинга, который на самом деле был отделом оптовой продажи билетов.

Причем отдела продаж такого уровня я больше никогда не встречал. Нас было 11 человек, и на 11 человек было два телефона, один компьютер, два стола и какое-то количество стульев. Тогда я научился разговаривать с людьми, совершая по 100 звонков в день в разные организации и города. Имея еще какой-то юношеский максимализм, я мог по дороге домой увидеть, что в каком-то офисе еще работают люди, зайти предложить им купить оптом билеты в аквапарк.

Тогда я понял две простые вещи: во-первых, чем больше я звоню, тем больше у меня шансов, а во-вторых, если я максимально доброжелателен, то меня как минимум выслушают и согласятся на следующий шаг — я смогу отправить приглашение на электронную почту,и, может быть, заключить договор.

Что было после отдела продаж в «Бариониксе»?

— Дальше были попытки открыть собственный бизнес, перед тысячелетием Казани занимался внутренним туризмом и «поймал волну»: сотрудничал с туристическими фирмами со всего Поволжья в сфере речных круизов, которые тогда для меня стали золотой жилой. Какое-то время был совладельцем салона красоты, дальше у меня была брокерская компания, мы помогали людям брать автокредиты, страховали их, с ипотекой работали. В 2008 году случился кризис, и я снова пошел работать по найму — вернулся в «Барионикс», где в составе маркетингового отдела провел ребрендинг (раньше же аквапарк назывался «ЛетоStop»). Интехбанк тогда был основным инвестором, и мне, 21-летнему парню, было очень интересно ходить на совещания к председателю правления банка. Потом я работал по найму в сети трактиров «Старый амбар», где вместе с управляющим Максимом Алексеевым мы создали франчайзинговый пакет.

А все-таки что с образованием? Вы получили его заочно?

— Образование — это отдельная история! По профессии я инженер-радиотехник. И когда я работал сначала в аквапарке, потом в туристическом бизнесе и «Старом амбаре», мои одногруппники смотрели на меня с долей иронии, как будто я занимаюсь ерундой. При этом часть моих одногруппников подрабатывала промоутерами и ростовыми куклами.

На пятом курсе к нам пришли люди из «Таттелекома», чтобы пригласить нас на работу. Меня интересовало два вопроса: что мы будем делать и сколько нам будут платить? У меня уже был опыт в продажах и маркетинге, я думал, что я бомбу сделаю на рынке телекоммуникаций. Оказалось, что пришли люди, которые хотели нам платить 7 - 8 тысяч рублей за то, чтобы мы лазали по канализации и тянули провода. Я к тому времени уже зарабатывал сумму, превышающую это предложение в 10 раз. Для меня это стало шоком, я подумал, это издевка какая-то! Это было первым удивлением. Второе удивление было в том, что 60 процентов из тех, кто был в той аудитории, пошли работать в «Таттелеком»! Как адекватные люди могли согласиться на такое предложение? А недавно я удивился третий раз: у нас была встреча выпускников, и оказалось, что половина из тех, кто тогда пошел работать в «Таттелеком», до сих пор там работают.

«Я бываю на бизнес-мероприятиях, и там все как будто участвуют в конкурсе, кому больше всех безразлично то, что вокруг происходит»
«Я бываю на бизнес-мероприятиях, и там все как будто участвуют в конкурсе, кому больше всех безразлично то, что вокруг происходит»

«Я МНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮ»

В системе «Контур-Фокус» я нашла несколько компаний, где вы в составе учредителей. Подстраховываетесь?

— Я много экспериментирую. Что-то из этого успешно работает, что-то уже не работает несколько лет. Как сказал один из моих наставников, когда я суммарно инвестировал 2 миллиона долларов в IT-индустрию и все сгорело, я понял, что я ничего не понимаю в IT-бизнесе (смеется). Я же предприниматель, мне постоянно хочется попробовать что-то новое, этот список будет только увеличиваться.

— «Турлидер» это ваша собственная туристическая компания?

— «Турлидер» — как раз тот случай, когда к нам пришел клиент и постепенно отдал все.

— Звучит не очень...

— Ой! (Хохочет.) Он отдал нам всю работу. Изначально он обратился к нам за упаковкой франшизы. Потом он говорит: упаковано хорошо, только у нас продавать не получается. Мы взяли на себя ее продажу. Прошло время, и он говорит: управлять у нас тоже не получается. Мы создали отдел развития. Естественно, глупо было бы не дать мне долю в этом бизнесе.

«Я ДЕЛЮ ЛЮДЕЙ НА ТЕХ, КТО ДОБЕГАЕТ, И ТЕХ, КТО НЕ ДОБЕГАЕТ»

Расскажите, как вы стали президентом сообщества «Бизнес молодость» в Казани?

— Предложили, я и стал. Несколько раз я проводил в БМ мастер-классы, вместе с Алмазом Зиатдиновым мы «раскачали» Казань. В Адмиралтейский зал «Ривьеры» набивались 300 - 400 человек.

Мне нравится эта площадка. Я бываю на бизнес-мероприятиях, и там все как будто участвуют в конкурсе, кому больше всех безразлично то, что вокруг происходит, кто сможет с более важным видом сидеть, смотреть в смартфон. Ценность таких площадок стремится к нулю, в БМ люди общаются друг с другом.

Сколько человек прошли через БМ в Казани?

— Если говорить о людях, которые прошли платные программы обучения, то в Татарстане их порядка 2 тысяч человек.

Как вы считаете, обучение по модели БМ полезно?

—Треть своей жизни мы тратим на то, чтобы заработать деньги, но нигде этому не учат. Никто же не прыгает с трамплина на лыжах, не обучившись, мол, рискну, получится так получится — нет так нет. А к зарабатыванию денег у нас подходят безответственно. А на БМ неплохо учат инструментам бизнеса.

Безусловно, новичкам в БМ первое время тяжело ориентироваться — такое чувство, как будто ты попал на шведский стол. Человека, который впервые видит шведский стол в Турции, очень просто отличить: он набирает все подряд, он еще не знает, что там все одинаковое на вкус: что рыба, что мясо, что курица (смеется). Он пытается делать все одновременно, и это не получается. И тут человек или становится бизнес-ботаником, чтобы во всем разобраться, или тусовщиком: сделать ничего не получается, но общение-то прикольное.

— Скажите, а существуют книги, которые произвели впечатление на такого ориентированного на практику и успех человека, как вы?

Конечно. Первая книга — «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, которая говорит о работе над собой, над своим мировоззрением. Грубо говоря, что изменяя себя, ты изменяешь мир к лучшему. И вторая книга — «Как стать авантюристом?» Геннадия Балашова. Это украинский предприниматель, миллионер. Она хорошо мотивирует к действиям, допустим, ты изменил себя, и что делать дальше.

Спортом занимаетесь?

— Стабильно по выходным играю в футбол. Работать в спортзале я не могу, у меня сгорело уже несколько абонементов, нет мотивации.

Куда можно добежать по беговой дорожке?

— Ну да. И у меня нет цели стать Аполлоном, это не зажигает. А в футболе результат очевидный и понятный, задача простая — выиграть. Причем я делю людей на тех, кто добегает, и тех, кто не добегает. Сборная России, конечно, не добегает (смеется).

Тем, кто добегает, всегда «фартит»: или им в атаке мяч отскочит и они гол забьют, или в защите опасный момент нейтрализуют — все получается. Те, кто ответственно подходит к игре, и в жизни более успешны, чем те, кто халтурит. Человек, привыкший халтурить в хобби, халтурит на работе и в личной жизни. А человек, который привык дожимать, и на досуге так же себя ведет, и на работе, и в семье.