Вчера президент Татарстана заявил, что собирается обратиться к Владимиру Путину по поводу частоты для татароязычного канала
Вчера на заседании совета по межнациональным отношениям Рустам Минниханов заявил, что собирается обратиться к президенту России по поводу частоты для татароязычного канала

«Я ПРОСИЛ, ЧТОБЫ ОДНУ ЧАСТОТУ ДАЛИ НА ТАТАРСКИЙ КАНАЛ»

Татарстанские вещатели терпят одну неудачу за другой в борьбе за радиочастоты в FM-диапазоне. Напомним, в ходе конкурса, который прошел в Москве 26 ноября прошлого года, определялись вещатели двух казанских FM-частот. Оба татароязычных проекта — радио «Курай» и «Дастан FM» — проиграли состязание, в котором участвовали 17 претендентов. Хотя, как рассказал «БИЗНЕС Online» представлявший «Дастан FM» певец Салават Фатхетдинов, комиссия тщательно изучала татарстанские проекты — пожалуй, более тщательно, чем другие. Но конкурс, который организовал Роскомнадзор, выиграли федералы: «Комсомольская правда» и «Наше радио». Три дня спустя всемирный конгресс татар выступил с заявлением против языковой дискриминации в радиоэфире, требуя распустить федеральную комиссию по распределению радиочастот.

Вчера на заседании совета по межнациональным отношениям в Кремле тема получила продолжение. Президент РТ Рустам Минниханов заявил о том, что собирается обратиться к Владимиру Путину по поводу частоты для татароязычного канала: «Я обращался по поводу радиочастот, просил, чтобы одну частоту дали на татарский канал, мое обращение осталось без внимания, — сказал Минниханов. — Я считаю, это совершенно неправильно. У меня когда будет встреча с президентом, я этот вопрос обязательно поставлю. Потому что не учитывать такие моменты... Почему же татары, удмурты, чуваши, другие национальности не имеют права получить свой канал? Поэтому, считаю, действия, которые принимаются на федеральном уровне, не до конца оцениваются».

ТАТАРСКОМУ РАДИО В КРЫМУ НЕ БЫТЬ

Так совпало, что день в день комиссия Роскомнадзора вынесла новое решение, подливающее масло в огонь спора о вещании на национальных языках. На сей раз дело касается не Татарстана, а нового российского региона — Крыма, в присоединении которого определенную роль сыграла и республика. При этом на высшем уровне неоднократно говорилось о том, что крымским татарам будут предоставлены все возможности и права для развития национальной культуры и языка.

И вот вчера в Москве состоялся конкурс, на котором были разыграны 19 пулов радиочастот (в каждом из них было от 3 до 6 частот в разных городах). Среди них была и татароязычная радиостанция «Тэртип». Идея выдвинуться принадлежит учредителю «Тэртип» и по совместительству заместителю генерального директора по электронным СМИ ОАО «Татмедиа» Марату Ибляминову. Однако проект Ибляминова обошли сильные федеральные игроки: «Русское радио», «Европа+», «Радио 7», «Дорожное радио», радио «Ваня», «Радио Рекорд», «Наше радио», «Комсомольская правда» и другие. Они, по словам участников рынка, пользуются и широкой федеральной поддержкой. Таким образом, татарской радиостанции в Крыму, в том числе в Бахчисарайском районе, не быть.

«ЗАЯВЛЕНИЕ МИННИХАНОВА — ВЫСТРАДАННОЕ»

О прошедшем конкурсе «БИЗНЕС Online» рассказал сам Ибляминов.

— Марат Растамович, как возникла идея заявиться на конкурс по распределению FM-частот в Крыму?

— У радио «Тэртип» есть профессиональная команда сотрудников с огромным опытом работы. И у них есть поручение отслеживать проведение конкурсных комиссий. Как только объявляют конкурс на разыгрывание частоты там, где есть татары, заявка подается. В Крыму 14 процентов населения — татары, и не только крымские. Есть переселенцы, те, кто имеют корни в разных городах Татарстана. Но волею судеб они оказались на бывшей территории Украины и живут там. И это тоже граждане Российской Федерации, и они имеют право на получение информации на родном языке. Это право гарантировано Конституцией РФ.

Поэтому, когда появляется хоть какое-то объявление конкурса о том, что есть возможность запустить татароязычную концепцию там, где она востребована и есть татарская диаспора, команда тут же готовит заявки в автоматическом режиме и отправляет на конкурс. Крым — это одна из зон интересов как наша, так и Республики Татарстан в целом, так что почему бы и нет? Более того, крымские татары после воссоединения Крыма с Россией ориентируются скорее на Турцию, Украину и Запад. И сейчас очень важно провести политику по интеграции крымских татар в российское общество, надо восстановить братские связи, важен полноценный диалог и дружба в культуре, искусстве, спорте. Соответственно, чем больше будет у крымских татар возможности получения информации на родном языке, тем проживание в России для них будет комфортнее.

— Члены комиссии как-то объяснили свое решение?

— Члены федеральной конкурсной комиссии работают в рамках постановления правительства РФ. Они свои действия никому не объясняют и не обосновывают. Тем более никогда ни перед кем не оправдываются. Этот проигрыш я воспринял нормально. Что ж, проиграли — так проиграли.

— Ожидаются ли в скором времени новые розыгрыши частот в Крыму или Татарстане?

— Мне сложно сказать. На две частоты конкурс продлен, и если это интересно Татарстану и мы получим поддержку, то ровно через две недели у нас еще есть шанс взять оставшиеся частоты, потому что наши лицензии оформлены и имеют статус на федеральное вещание.

— Вчера президент РТ Рустам Минниханов заявил о том, что будет ставить вопрос перед Владимиром Путиным о предоставлении новых частот татароязычным радиостанциям. Как вы думаете, изменит ли это заявление ситуацию с конкурсами в FM-диапазоне?

— Вот это заявление Рустама Нургалиевича, оно выстраданное, оно необходимое. Оно настолько назревшее и своевременное! Мы ждем это обращение к Путину, потому что это возможность для нас развиваться, развивать наш родной язык и культуру. Считаю, что не хватает детского радио в Казани и в Татарстане вообще. Детское татарское радио должно быть в каждом районе! И еще должна быть пара-тройка татарских радиостанций в каждом городе дополнительно к существующим. В Казани, к примеру, есть радио «Курай», работающее на УКВ, которое 10 раз подавало заявку на федеральную конкурсную комиссию и также не получило ни одной частоты ни разу.

— А почему не заявились на Крым «Татар радиосы» и «Болгар радиосы»? В прошлый раз проект «Дастан-FM» отправлялся с целым пакетом подписей и писем от минкульта и т.д. Почему же в этот раз «Тэртип» не получил никакой господдержки?

— Мне сложно ответить на эти вопросы. Не знаю. Честно. Наверное, есть какие-то причины. Может, те неудачи на прошлых конкурсах отпугнули кого-то. Не знаю. Время покажет. Наша задача — не сдаваться ни при каких обстоятельствах и идти бороться за радиоресурсы еще и еще раз. С господдержкой или без, но не отступать. Вообще, думаю, этот аспект должен стать частью концепции развития медиаотрасли в РТ.

«У НАС ЕСТЬ ТАТАРСКАЯ ДИАСПОРА, НО ОНА НЕМНОГОЧИСЛЕННАЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что вопрос о татароязычных станциях актуален для Крыма.

Ринат Закиров — глава всемирного конгресса татар:

— Проблема действительно острая и очень актуальная. Пока, видимо, никто не думает, что в регионах необходимо вещание на родном языке народов. И федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию без учета этого фактора решает, кто выиграет, давая добро коммерческим проектам. Но ведь здесь решает не только коммерческая составляющая, есть и житейская часть, которая должна определять состояние народности, проживающей на той или иной местности. Мы выступили однажды с заявлением, что из 27 радиостанций только 2 вещают на татарском языке. Как такое можно было допустить? Это неразумно. И мы свое отношение по этому поводу уже высказали. По крымским татарам подход такой же. Раз они вошли в состав Российской Федерации, значит, тоже должны иметь радиостанцию, вещающую на родном языке, и эту инициативу мы полностью поддерживаем.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы» (радиостанция «Курай»):

— Я считаю, что если не давать местным культурам возможности радиовещания на родном языке, то сам язык просто вымрет как мамонты. И для Крыма этот вопрос тоже очень актуален и важен, ведь и там есть татары. Глобализацию для Крыма никто не отменял, им доступны русская музыка, англоязычная. И местная культура, если у нее не будет элементарной возможности слушать свой язык, не будет своей среды радио, театров, концертной площадки и т.д., то язык они просто забудут.

Думаю, что отказ обусловлен тем, что сиюминутные интересы доминируют над государственной политикой. То есть узкие коммерческие интересы, деньги важнее. Политика провозглашается, но реально за ней ничего не стоит, не следует никаких правильных решений.

Мавиле Абкеримова — журналист ИА «Крымские новости»:

— Сложно сказать однозначно, нужна ли именно татароязычная радиостанция в Крыму. У нас есть татарская диаспора, но она немногочисленная. Если говорить о крымско-татарской аудитории, вряд ли она воспримет такое радио. Например, телеканал ТНВ, который начал свое вещание у нас, откровенного говоря, не был особенно принят. И, как показывает практика, крымская аудитория татароязычную аудиторию массово слушать не будет. Тем более если вещание исключительно на татарском языке. К тому же, здесь конкуренция большая даже среди местных радиостанций. Крупные популярные крымские радиостанции лишились своих частот. Например, «Лидер FM», «Транс-М-радио» — вообще одна из самых крупных радиостанций Крыма, и они проиграли. Сейчас сюда заходят еще более крупные радиостанции, коммерчески успешные гиганты и занимают эти частоты. Скорее всего, с этим и связано решение федеральной комиссии.