Уведомление о «высвобождении» свыше 60% своих сотрудников подал Бугульминский электронасосный завод (БЭНЗ) в службу занятости и профсоюз. Как выяснил «БИЗНЕС Online», цифра пока что дана «с запасом», но уже в апреле-мае без работы окажутся 274 работника. На волоске висит и занятость 210 работников «Алнаса», от которого в свое время отпочковался БЭНЗ, — там ждут, заключит ли контракт «Лукойл».
«МЫ ВОЗВРАЩАЕМСЯ В 2009-Й»
Как выяснил «БИЗНЕС Online», уведомление о высвобождении 602 из 950 работников городской центр занятости населения и профсоюзный комитет БЭНЗа получили еще 29 января — как и полагается, за три месяца до предполагаемых процедур сокращения (конец апреля — начало мая). Но известно об этом стало только на днях.
Градообразующее предприятие оказалось на грани краха в первую очередь из-за ситуации на рынке цветных металлов, которые используются при производстве электронасосов, пояснил «БИЗНЕС Online» председатель профсоюзной организации БЭНЗ Сергей Сазонов: «Цена на металл выросла на 50 - 100 процентов, если сейчас закупать по этим ценам, то, соответственно, и стоимость нашей продукции вырастет в полтора-два раза. По новым ценам нефтяные компании отказываются закупать, потому что у них есть товарные запасы нашей продукции. Вот когда запасы кончатся, может, тогда созреют». Он также сообщил, что пока завод планирует высвободить 274 человека, а информация о том, что будут сокращены 600 сотрудников, дана «с запасом».
Директор центра занятости Бугульмы Эльвера Резванова подтвердила «БИЗНЕС Online» эти данные, уточнив, что первоначальный список общими усилиями удалось сократить более чем в два раза: «Предварительно речь действительно шла о сокращении почти 60 процентов сотрудников, но самого негативного сценария общими усилиями удалось избежать. На данный момент к нам поступили официальные списки на 274 сотрудников, подлежащих высвобождению. Это примерно 30 процентов».
Пока БЭНЗ планирует высвободить 274 человека, а информация о том, что будут сокращены 600 сотрудников, дана «с запасом» |
Однако в пресс-службе компании назвали менее оптимистичную цифру сокращаемых: «До конца года планируется уволить до 350 сотрудников. Эта мера вынужденная и имеет целью сохранить одно из старейших предприятий отечественного нефтяного машиностроения путем сокращения расходов на период кризиса».
Ситуацию «БИЗНЕС Online» прокомментировал и глава Бугульминского района Линар Закиров: «Еще в январе ко мне обратилось руководство БЭНЗ. По пессимистичному сценарию предполагалось сократить более 400 человек... Этот вопрос сегодня находится на контроле и собственника предприятия в Москве, и правительства республики». Закиров отметил, что БЭНЗ — единственное предприятие Бугульмы, которое оказалось в столь плачевной ситуации. Он подчеркнул, что проблемы завода обсуждались на антикризисном штабе, рассматриваются варианты трудоустройства высвобождаемых работников.
По словам председателя татарстанской республиканской организации профсоюзов машиностроителей Лидии Павловой, такой ситуации на предприятиях машиностроения не было с кризисных 2008 - 2009 годов: «Мы почти возвращаемся в 2009-й, когда на БЭНЗе также происходило массовое сокращение, там оставались 350 человек работников, и с этим количеством людей новый собственник — «Велес Капитал» (сейчас — «Рунако») — принял предприятие».
НА ДВА ГОДА — ПЕРСПЕКТИВЫ ТУМАННЫЕ
«Сокращение сотрудников БЭНЗа будет производиться в соответствии с трудовым законодательством России: с предварительным уведомлением за два месяца; с выплатой до трех средних зарплат; с дополнительными гарантиями последующего постепенного возвращения сотрудников по мере восстановления производства. В перспективе двух лет, не ранее», — пообещал в разговоре с «БИЗНЕС Online» исполнительный директор БЭНЗ Николай Отмахов.
Аналогичная судьба может ждать и альметьевский завод «Алнас» (собственность московской компании «Римера»), который только-только стал поднимать голову после бесконечной череды смен исполнительной дирекции |
Он рассказал, какие меры предпринимает предприятие, чтобы снизить напряженность в коллективе: «На заводе разработана программа, позволяющая минимизировать влияние кризиса и загрузить работой остающийся персонал. Программа предусматривает мероприятия, позволяющие снизить затраты в том числе за счет используемых материалов, энергоносителей, услуг сторонних организаций. Реализация программы позволит предприятию продержаться на плаву в кризис и сохранить наиболее квалифицированную часть персонала. При заводе создается центр содействия занятости с целью оказания увольняемому персоналу помощи в поиске работы и последующем трудоустройстве».
По словам руководителя центра занятости, официальные свободные вакансии на рынке города превышают количество высвобождаемых на БЭНЗ людей. «Сегодня на БЭНЗ ежедневно предоставляется информация банка вакансий (в районе 402 вакансии по рабочим профессиям и специальностям), также в отдел кадров завода мы отправляем информацию из межтерриториального банка вакансий», — говорит Резванова.
ПАДЕНИЕ НАЧАЛОСЬ ЕЩЕ В 2013 ГОДУ
БЭНЗ — предприятие с полувековой историей, которое изначально входило в структуру тогда еще холдинговой компании «Алнас». После кризиса 2008 года «Алнас» перешел в собственность нового хозяина — ЗАО «Римера» («дочка» ЧТПЗ Андрея Комарова), которое планировало бугульминский завод закрыть.
В ситуацию вмешался Рустам Минниханов — тогда еще премьер-министр РТ. В результате главным акционером и собственником БЭНЗа на некоторое время стал инвестиционно-венчурный фонд РТ, который передал управление заводом инвестиционной группе «Велес Капитал». А в 2012 году БЭНЗ вошел в состав холдинга ЗАО «УК Рунако» (Русская насосная компания), которое было основано в основном на базе БЭНЗ, но зарегистрировано в Москве. Как мы уже писали, по состоянию на середину прошлого года холдинг на 100% принадлежал президенту компании Зурабу Кавтарадзе.
На выходе из кризиса и на волне роста нефтяных цен БЭНЗ строил наполеоновские планы. Генеральный директор предприятия Александр Наконечный в сентябре 2012 года рассказывал нашему изданию: «За 2010 год выручка у БЭНЗа была около 400 миллионов рублей, в 2011-м увеличили выручку практически на 90 процентов. В текущем году планируем перешагнуть рубеж в 1 миллиард рублей».
Так и вышло, но уже в 2013 году выручка упала на треть, а в 2014 году падение продолжилось. Так, по итогам трех кварталов прошлого года падение составило 14,1% до 546,4 млн. рублей. Чистая прибыль за 9 месяцев 2014 года составила символические 11 тыс. рублей.
СУДЬБА «АЛНАСА» РЕШИТСЯ В МАРТЕ
Впрочем, падение спроса со стороны нефтяников, режущих инвестиции из-за низких цен на нефть, коснулось не только БЭНЗа. Аналогичная судьба может ждать и его товарища по отрасли — альметьевский завод «Алнас» (собственность московской компании «Римера»), который только-только стал поднимать голову после бесконечной череды смен исполнительной дирекции.
За год на «Алнасе» могут высвободить 210 человек, пока же уведомление о сокращении получили 37 сотрудников, об этом «БИЗНЕС Online» сообщил председатель профкома завода «Алнас» Дмитрий Пузырев. Он же пояснил, от чего зависит судьба людей: завод намерен заключить контракт с группой «Лукойл» на 1 млрд. рублей. Заказ очень важен, поскольку в этом году «Роснефть» (постоянный партнер предприятия) свои заказы на «Алнасе» не разместила: «Если объемы не подтвердятся «Лукойлом», то, скорее всего, будет сокращение. Если подтвердятся, то смысл сокращения, наверное, пропадет. Видно будет в марте, появятся ли эти объемы, но технический аудит у «Лукойла» мы прошли», — выразил надежду Пузырев.
По словам председателя профкома завода, «Алнас» в прошлом году отгрузил продукции на 3 млрд. 166 млн. рублей, в этом году ожидается, что отгрузка составит 3,4 млрд. рублей — налицо производственная динамика. Тем не менее руководство завода склонно к увеличению выработки при снижении численности работников. Вероятно, люди будут зарабатывать больше (на заводе действует сдельная система оплаты труда), однако не возникнет ли перегрузки? «Мы считаем, что люди уже перегружены, и об этом говорим работодателю: может возникнуть предел возложенных обязанностей на работников, — отметил Пузырев. — В декабре выработка составила 175 тысяч на одного человека, это хороший показатель, если учесть, что в среднем по отрасли выработка на одного работника — 130 - 140 тысяч рублей».
Клара Тазетдинова сообщила, что БЭНЗ претендует на участие в антикризисной программе правительства РФ, где на смягчение ситуации на рынке труда заложено свыше 50 млрд. рублей |
МАШИНОСТРОИТЕЛИ ОБРАТЯТСЯ К ПУТИНУ
Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова, к которой «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием, полагает, что повода для паники нет: пока ситуация на рынке труда остается довольно спокойной. Что касается непосредственно БЭНЗа, то завод претендует на участие в антикризисной программе правительства РФ, где на смягчение ситуации на рынке труда заложено свыше 50 млрд. рублей. Впрочем, региональная программа, из которой будет ясно, какие предприятия и на какую сумму смогут рассчитывать, появится только через две-три недели.
По словам Тазетдиновой, нынешняя государственная поддержка существенно отличается от той помощи, что оказывалась в 2008 - 2009 кризисные годы. Главное ее отличие: помощь будет оказываться точечно, а не всем подряд. Предприятию нужно будет предоставить либо программу роста производительности труда, либо программу развития персонала, либо — импортозамещения. Тот же БЭНЗ может получить деньги на компенсацию зарплат своим сотрудникам, находящимся в условиях угрозы сокращения.
Впрочем, по мнению замминистра, не все проблемы вызваны общей экономической ситуацией: «Из 10 - 15 предприятий, где есть режим неполного рабочего времени, с кризисом это связано буквально у 3 - 4. В остальном это компании, где либо сезонный режим работы, либо те, что планомерно ведут работу по оптимизации издержек».
Тем не менее, по словам Павловой, на съезде профсоюза машиностроителей РОСПРОФМАШ, который проходит сегодня в Москве, будет подготовлено обращение президенту и правительству РФ с криком о помощи: «Это список предприятий, которые требуют немедленного вмешательства со стороны правительства страны. В него попал и Бугульминский электронасосный завод, очень тяжелая ситуация и в железнодорожном машиностроении».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 58
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.