3.jpg
В минском Дворце независимости прошел переговорный марафон «нормандской четверки»

«ВЫПИЛИ НЕСКОЛЬКО ВЕДЕР КОФЕ»

С самого начала было понятно, что переговоры, которые многие эксперты называли едва ли не последним шансом распутать «донбасский узел» без полномасштабной войны, будут тяжелыми. Неудивительно, что только журналистов в минский Дворец независимости набилось около 500 человек. Однако вряд ли кто-то предполагал, что лидеры четырех стран в спорах проведут едва ли не на сутки. Переговорщикам то и дело приходилось прерываться для короткого отдыха, а утром пресса зафиксировала, как президентам повезли тележки с завтраком. Это немедленно вызвало вопрос: «Зачем им столько сока? Они там до пятницы сидеть собрались, что ли?» Одна из журналисток даже не выдержала напряжения, и ее пришлось госпитализировать.

«Ели яичницу, сыр, молочные продукты, выпили несколько ведер кофе, — рассказал после завершения переговоров президент Беларуси Александр Лукашенко. — Посменно, я так понимаю, спали, особенно эксперты. Посменно спали, потому что голова должна быть светлая при таких формулировках договоров». При этом он обратил внимание на то, что главам государств отдохнуть не удалось.

За несколько минут до полуночи Владислав Сурков оценил ход переговоров по-спартански коротко: «Отлично!» Но затем все застопорилось. Всю ночь и утро журналистов, политиков и экспертов волновала невиданная затяжка переговоров, которые к полудню четверга длились уже более 16 часов. Первым из «норманской четверки» к журналистам вышел Владимир Путин. Он-то и пояснил причины переговорного марафона: «Я думаю, что это связано с тем, что, к сожалению, киевские власти до сих пор отказываются от прямых контактов с представителями Донецкой и Луганской народных республик».

ПОРОШЕНКО: «МОЯ ТВОЯ НЕ ПОНИМАЙ»

Путин же первым рассказал и о предмете договоренностей, в частности, о прекращении огня в Донбассе с 00:00 15 февраля и об отводе тяжелых вооружений. Наконец, по словам Путина, Украина проведет конституционную реформу, которая учтет интересы населения Донбасса.

Но вскоре президент Украины Петр Порошенко, по уже сложившейся традиции, преподнес предмет договоренностей под иным соусом. Он подтвердил, что Украина, Россия и ОБСЕ заключили соглашения в Минске. Но вот ни о какой автономии Донбасса или федерализации страны речь не идет. Понятно, что этот предмет торга наиболее неудобен для Порошенко: если он согласится расширить права мятежного региона — его заклюют «ястребы», если нет — это пойдет вразрез с пожеланиями высокопоставленных покровителей в Европе. «Включать дурака» и делать вид, что кто-то что-то недопонял, возможно, наиболее выгодная стратегия.

Что же на самом деле произошло? По итогам переговоров в нормандском формате лидеры России, Украины, Франции и Германии приняли декларацию в поддержку комплекса мер по выполнению минских соглашений, принятого 12 февраля контактной группой по урегулированию ситуации на Украине.

И если вчитаться в текст документа, лукавство Порошенко станет очевидным. Последним пунктом декларации значится: «Проведение конституционной реформы со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганских областей)».

Вряд ли кто-то предполагал, что лидеры четырех стран в спорах проведут едва ли не сутки

До конца года должен быть законодательно утвержден и особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей (проще говоря, ДНР и ЛНР). Согласно документу, мятежные районы, в частности, получат право на языковое определение и трансграничное сотрудничество с российскими регионами, а органы самоуправления Донбасса будут участвовать в назначении прокуроров и судей, создании отрядов народной милиции. Разумеется, ополченцы должны получить амнистию, что прописано сразу в двух пунктах декларации, а заложники обменяны по принципу «все на всех». При этом Украина «окажет поддержку экономическому и социальному развитию». Если этот пункт соглашения будет выполнен, Украина должна восстановить контроль над «утерянной» частью границы с РФ до конца 2015 года.

Любопытно, что 10-м пунктом документа прописан вывод с территории Украины под наблюдением ОБСЕ «всех иностранных вооруженных формирований (хотелось бы знать, что под этим подразумевается, ведь официально никаких иностранных войск на Украине нет), военной техники, а также наемников». Кроме того, должны быть разоружены «все незаконные группы». Впрочем, в отдельном пункте оговаривается право Донбасса на «отряды народной милиции», то есть ополчение просто-напросто будет узаконено.

Все вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться на основании закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» с представителями этих районов в рамках трехсторонней контактной группы. Выборы, как отмечается в декларации, будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

ДЕБАЛЬЦЕВО ПОМЕНЯЛИ НА КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ?

Ответным подарком для Порошенко выглядит отвод тяжелых вооружений из зоны боев. Точнее, линии, от которых стороны должны отвести на 50 - 70 км «Ураганы», «Смерчи», «Торнадо» и прочую тяжелую артиллерию. Все боевые достижения ополченцев за последние месяцы, когда они изрядно потрепали силы ВСУ и организовали новый «котел» под Дебальцево, фактически аннулируются. Силы ДНР и ЛНР должны отвести тяжелые вооружения от линии соприкосновения согласно минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года. Для украинской армии точкой отсчета станет «фактическая линия соприкосновения». Возможно, именно это и стало платой за согласие Украины дать административные преференции части Донбасса (некоторые эксперты предполагали, что военные успехи ополченцев и перспектива прихода разгрома окруженной группировки ВСУ должны были усилить позицию ДНР, ЛНР и России на минских переговорах).

Отвод тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней. Экономический блок документа выглядит лаконично, фактически указывая лишь общее направление. Звучит это так: «Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины). В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов».

Впрочем, прежде чем думать о послевоенном восстановлении, надо убедиться, что минские соглашения приведут к миру на Донбассе. Даже после столь впечатляющих переговоров, итог которых французский президент Франсуа Олланд назвал «облегчением для Европы».

«США БУДУТ СРЫВАТЬ ДОГОВОРЕННОСТИ»

Переговоры в Минске прокомментировали для «БИЗНЕС Online» эксперты.

Максим Шевченко — политолог, публицист, эксперт по украинской политике:

— Завершившиеся сегодня минские переговоры — это только начало, вернее, даже не начало, а подступы к началу. Там настолько размытые форматы... Собственно, под итоговым документом встречи даже нет подписей первых лиц, поэтому нет ничего стабильного и ясного, за что можно было бы уцепиться. Нет координирующей и контролирующей структуры, которая бы заботилась о выполнении соглашения. Фактически это договор о намерениях, а не конкретный документ, который можно было бы считать незыблемым договором и который нельзя не исполнить. А намерения всегда можно и поменять, сказав при этом, что неправильно друг друга поняли.

Меня, к примеру, все-таки озаботило, что не удалось России втиснуть в итоговый документ положение о субъектности ДНР и ЛНР. Вместо этого обозначены некие особые районы Луганской и Донецкой областей, то есть такой дипломатический компромисс найден.

Я думаю, что предстоит еще огромная напряженная дипломатическая и политическая работа по урегулированию конфликта на Украине. Единственным результатом переговоров, который я безоговорочно бы назвал, стало то, что впервые за десятилетия континентальные державы — Россия, Германия и Франция — без всяких Америк и Великобританий стали договариваться о форматах совместной жизни, формах безопасности. Это начало нового пути. Европа и Россия здесь рассматриваются не как пространство для ресурсной и земельной экспансии, не как угроза (коммунистическая или какая-либо еще), а как партнеры. Я думаю, если стороны и дальше будут развиваться в направлении создания единых систем безопасности за рамками НАТО (допустим, на основании европейских вооруженных сил, куда бы входила и российская армия как составляющая часть), это было бы то, о чем сейчас и мечтать боязно. Но я думаю, что это тот путь, по которому надо идти. Потому что НАТО — это архаизм ялтинской системы и холодной войны. НАТО в Европе совершенно не нужно, это инструмент американской экспансии. Европейские государства, включая Россию, сами способны создать такие системы безопасности, которые полностью гарантируют европейский континент от повторения трагедий, подобных югославской или украинской.

Сергей Слободчук — политолог (Киев):

— Одна такая встреча в Минске, пусть даже очень продолжительная и на самом высоком уровне, не сможет разрубить гордиев узел конфликта на востоке Украины. Президент Порошенко неоднократно заявлял о децентрализации Украины, но он ни разу не расшифровал, что под этим подразумевает. Тут надо различать: так это реальный план по прекращению огня с 15 февраля и о переходе к мирному процессу, или он, как обычно, ничего не означает?

В переговорах «нормандской четверки» есть и другие, «пятые» интересы — это интересы ДНР и ЛНР. Порошенко ждет от них разоружения и передачи территорий под контроль киевской власти. По факту, полной капитуляции. Но под чей контроль перейдут в таком случае эти земли? В Украине множество вооруженных группировок, каждая из них подчиняется своему атаману. Периодически эти группировки еще и меняются атаманами.

Есть еще и интересы Евросоюза, есть и интересы США, чья роль мне видится весьма существенной. Я неоднократно говорил, что Америка является очень крупным игроком на территории Украины, она осуществляет свои интересы через ряд местных политиков и чиновников. Если бы США были заинтересованы в минских переговорах, они бы в них участвовали. А поскольку их там нет, значит, они в этой встрече не заинтересованы. Следовательно, переговоры обесцениваются. Раз договорились без учета позиции США, наверняка найдутся люди (американская агентура, манипулируемые политики), которые будут срывать результаты договоренностей.

Вчера в Украине очень многие не ложились спать в ожидании того, чем закончатся переговоры в Минске. Телеканалы и интернет-сайты вели трансляцию. Но надо понимать, что Порошенко — лишь одна из трех голов украинской власти. Президент у нас отвечает за внешнюю политику, премьер-министр — за финансы и экономику, председатель совета по национальной безопасности — за оборону и военные вопросы. Эти две головы больше ориентируются на США, и им может оказаться совершенно неважно, о чем там договорился в Минске Порошенко. А ведь есть еще олигархи и Верховная Рада. Часть украинских политиков и общественных деятелей по-прежнему открыто призывает к войне и не сильно заинтересована в мире. Так что как будут реализованы минские договоренности — покажет время.

«ЭТО ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ УЛЬТИМАТУМ»

Евгений Федоров — депутат Государственной думы, член центрального политсовета «Единой России», координатор национально-освободительного движения:

— Заключили соглашение — это, конечно, хорошо. Возможно, будут меньше стрелять, на какое-то время будет меньше потерь, война унесет меньше человеческих жизней. Но по большому счету ничего нового эти переговоры не показали. Хотели навязать России определенные пункты, направленные на лишение ее суверенитета и ввод войск на российскую территорию в Ростове для контроля границы. Это требование было выдвинуто накануне переговоров. Мало того, ультиматум Меркель как раз в этом и заключался. Таким образом, наши оппоненты хотели контролировать с российской территории границу с Донецкой и Луганской народными республиками. По сути, требовали, чтобы Россия ушла от национального суверенитета на своей территории. Но это не удалось.

Я не думаю, что сегодняшние соглашения носят стратегически долгосрочный характер. Основная причина этого в том, что в переговорах не участвовала главная воюющая сторона — США. А ведь американцы уже неоднократно говорили: если мы чего-то не подписали, то мы за эти пункты ответственности не несем. Причем они говорили именно об украинских событиях и на высоком уровне. А поскольку именно США подчиняются батальоны — это где-то 30 тысяч солдат на территории Украины, то это будет третья сила, никак не связанная минскими соглашениями. И, значит, они будут провоцировать войска украинской хунты и армию Новороссии на возобновление военных действий. И у них нет никаких документов или подписей, которые обязывают их вести себя по-другому.

Второе: не решена главная проблема, из-за которой США все-таки и устроили военный переворот на территории Украины и захватили эту страну — давление на Россию. Да, им нужна перегруппировка сил, передышка, которая во многом связана с внутрироссийскими причинами. Они рассчитывают на резкое ухудшение качества жизни в России к лету и полагают, что следующее наступление на Новоросию совпадет с попытками уличных событий в Москве. Чтобы окончательно ослабить Россию в геополитическом ключе, планируется напасть как бы с двух фронтов. Это понятный план. Сегодняшнее перемирие, если оно будет четко зафиксировано (хотя с учетом американских батальонов о нем трудно говорить), продлится примерно до конца весны или начала лета, а его окончание совпадет с попыткой организовать уличные события, о которых говорил Ходорковский.

В настоящее время армия Новороссии по потенциалу сильнее войск хунты и американских батальонов вместе взятых. Худо-бедно, но Новороссия наступает — это раз. Россия не вмешивается — это два. А если мы расшифровываем этот конфликт как войну против России, то нам следовало бы и поддержать тех солдат, которые в Новороссии сражаются за интересы России. Если это фашизм, если там войска НАТО, то необходимы меры. То, что американцы поставляют туда оружие, уже факт, уже артиллерийские системы из американских поставок там ведут обстрел мирных жителей. За прошлое перемирие у американцев не получилось создать новую украинскую армию, они хотят сделать это к будущей весне. Попытаются сделать это месяца за два-три.

Мы не можем решить эту проблему, всего лишь кусая палку, которая нас бьет. Необходимо подойти комплексно. Необходимо формализовать вопрос о присутствии на Украине войск НАТО и нацистских подразделений, а также о поддержке повстанческой армии Новороссии в ее борьбе с фашистскими оккупантами. Это единственная технология, которая приведет к миру. Хотим еще поэкспериментировать три-четыре месяца? Значит, заплатим еще 5 - 10 тысяч жизней за то, чтобы прийти к такому же выводу.

Переговоры в Минске неспроста продолжались так долго. Потому что их характер сводился к давлению на Владимира Путина. Это изначально был ультиматум, в котором одним из основных условий было лишение России суверенитета в приграничной территории. Либо ты идешь нам навстречу, либо мы продолжаем политику санкций — было заявлено Путину. Они совершенно откровенно хотели додавить Россию и для этого организовали ночной формат переговоров, потому что ночью удобнее заставить человека — морально, психологически — принять решение, которого он не хочет принять. Отсюда и этот прием — втроем на одного. Это было выкручивание рук. Другое дело, что эта цель в значительной степени не была достигнута. Все это говорит о том, что это даже нельзя назвать попыткой мирных переговоров. Это была попытка заставить Путина и Россию капитулировать под массированным давлением.

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Такая заряженность переговоров говорит только об одном: позиции сторон явно не согласованы, приходится их согласовывать по ходу дела. Более того, Москва и Киев проявляют серьезную неуступчивость по вполне объяснимым причинам. Кроме того, длительный формат переговоров подразумевает присутствие еще одной стороны, которая не заявлена в нормандском формате, — США и их интересы. Именно поэтому существует вероятность, что, в конце концов, подписание итоговых решений и, главное, их исполнение стороны будут вынуждены отложить.

1.jpg

НА ПОРОШЕНКО НАДАВИЛА ЕВРОПА

Рафаэль Хакимов — вице-президент Академии наук РТ:

— В данном случае 16 часов — совсем не долгие переговоры, поскольку до начала встречи не было понятно, пройдут ли они вообще успешно. Заявление о прекращении огня с 15 февраля понятно — с этим согласны все. Главные вопросы — вопросы статуса и вооружения. По поводу статуса Донбаса, это слишком сложный вопрос, и существует слишком много точек зрения по этому поводу.

Сейчас мы будем надеяться, что лидеры договорятся о линии разведения, то есть будет обозначен коридор в 50 - 70 километров, тогда это будет уже международной гарантией, но этот вопрос не так быстро решается. Нужно время, чтобы сформировать миротворческие войска. Также надо отметить, сейчас уже хорошо, что идут сами переговоры, поскольку у Петра Порошенко была очень жесткая позиция. Но тут, видимо, поработали и Меркель, и Обама, чтобы смягчить его в этом качестве.

Алексей Панин — заместитель генерального директора центра политической информации:

— Думаю, переговоры продолжались так долго, потому что, как сказал Владимир Путин, Киев не желал напрямую общаться с представителями ДНР и ЛНР несмотря на то, что они являются стороной конфликта. Кроме того, на переговорах было множество других нерешенных вопросов, каждый из которых обладает определенной остротой. Это и время прекращения огня — показательно, что он прекратится в воскресенье, не сегодня и не завтра. И статус Донбасса. С другой стороны, 16-часовая встреча свидетельствует о том, что президенты садились за стол переговоров с уверенностью, что определенные договоренности должны быть достигнуты. Мне кажется, на согласие Порошенко принять документ повлияло и неформальное давление со стороны Европы — оно оказывается не только на Россию, но и на Украину. Думаю, именно поэтому он столь поспешно покинул Дворец независимости.

«ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ — МИРОТВОРЧЕСКИЕ ВОЙСКА ОБСЕ С УЧАСТИЕМ РОССИИ»

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Думаю, главная причина столь длительных переговоров в том, что в документах декларируются различные правильные решения, но не прописывается механизм их реализации. У нас уже есть неудачный опыт минских соглашений, которые, по сути, ни к чему не привели. Прекращение огня должно стать первым и главным пунктом соглашения. Но главное, нужно решить, каким образом контролировать данный процесс. Порошенко отчего-то возражает против введения российских миротворцев. Тогда оптимальным, на мой взгляд, решением станут миротворческие войска ОБСЕ, куда также будут входить и российские. У сторон будет еще два дня — 13 и 14 февраля. Надеюсь, за это время «четверка» придет к консенсусу по этому вопросу.

Первым из «нормандской четверки» к журналистам вышел Владимир Путин

«ПЕРЕГОВОРЫ ЗАКОНЧИЛИСЬ ПРОВАЛОМ»

Константин Сивков — первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук:

— Переговоры закончились провалом. Четверка никаких договоров не заключила, а ключевой вопрос прекращения войны, предполагающий приемлемое правовое оформление для ДНР и ЛНР, так и не решен. Петр Порошенко и его «заокеанские хозяева» рассчитывают, что вопрос удастся решить военной силой.

Сейчас военный конфликт лишь замораживается на некоторое время. Те договоры о разведении военной техники и разоружении незаконных вооруженных формирований уже были в апреле и в сентябре прошлого года. Ничего из этого выполнено не было, поскольку Петр Порошенко не имеет возможности применить силу для того, чтобы расформировать вооруженные формирования правого сектора, он также не имеет возможности расформировать подразделения, созданные в рамках национальной гвардии, а значит, этот пункт достигнутого сегодня договора выполнен быть не может.

Сегодня рассчитывать на то, что украинская «хунта» сможет решить вопрос путем военной победы над ЛНР и ДНР, не приходится — здесь нет никаких шансов. Таких сил у них просто нет, мобилизационный потенциал исчерпан, а украинский народ не желает сражаться за эти интересы, что и показала сорванная мобилизация. Единственная надежда у «хунты» — приглашение на руководящие посты военных подразделений на всех уровнях строевых офицеров и генералов армии США, они же, я думаю, тайно и скрытно обеспечат туда доставку американского вооружения.

Конфликт в том виде, в каком мы его видим сейчас, иначе практически не разрешим. Сейчас мы наблюдаем всего лишь перемирие перед еще одной вспышкой боевых действий.

РУБЛЬ НАСТРОИЛСЯ НА ПОЗИТИВ

Алена Афанасьева — старший аналитик ГК Forex Club:

— После подтверждения информации о принятии минских соглашений рубль продолжил укрепляться. Доллар ушел на уровень 64,9, тогда как на открытии торгов курс превышал 67 рублей. Рынок развернулся к позитивному настрою, и уже появляются разговоры на тему правомерности санкций против России. Так как наша страна принимала активное участие в мирном урегулировании конфликта, то и нет необходимости сохранять ограничительные меры против российской экономики. По-видимому, именно эти надежды могут служить основным стимулом для роста спроса на рубль.

Тем не менее в ближайшие часы могут появиться новые детали переговорного процесса. К тому же очень важным фактором будет соблюдение пунктов соглашения, поэтому не исключено, что пара рубль-доллар будет демонстрировать резкие колебания в течение ближайших дней. Ближайшей целью на пути вниз теперь станет отметка 60,00.