Илдус Нафиков и Шамиль Агеев
Илдус Нафиков и Шамиль Агеев

«Я НЕ НАГНЕТАЮ СИТУАЦИЮ, НО...»

О том, что событие будет нерядовым, можно было догадаться уже по небывалой для ТПП РТ очереди в гардероб. Послушать прокурора РТ Илдуса Нафикова и главного федерального инспектора по РТ Рената Тимерзянова пришли более сотни руководители компаний предпринимателей. Вместе с ними в конгресс-зале были и представители ведомств, которые по роду своей деятельности контролируют их: МЧС, Роспотребнадзора, налоговой службы, прокуратуры и так далее.

В своем вступительном слове председатель ТПП РТ Шамиль Агеев заявил, что цель совещания — обмен мнениями для выработки новой политики в области поддержки предпринимательства. Он обрисовал тяжелое положение, в котором оказались российские бизнесмены. «Некоторые до сих пор не понимают, что живут уже в другой стране, — заявил он. — Если в прошлом году на каждого жителя России приходилось 14 тысяч долларов ВВП, то сейчас — менее 7 тысяч. Программы импортозамещения, о которых говорили в прошлом году, в полной мере не сработали. КАМАЗ будет ближайшие два месяца кувыркаться, сложная ситуация в нефтехимии. Снижение цен на нефть скажется на инвестиционной программе татарстанских нефтедобытчиков. Сложно будет и в сельском хозяйстве. Завершается январь, надо платить заработную плату, но оборотные средства предприятий на исходе. В связи с повышением учетной ставки банки пересматривают условия кредитования предприятий. Через пару месяцев задолженность по заработной плате вырастет. По существующим законам руководителя можно будет привлекать к уголовной ответственности... Я не нагнетаю ситуацию, но все мы — и представители бизнеса, и те, кто осуществляет контроль — должны понять, что сейчас происходит. Лучше, чем недавно сказал президент РТ Рустам Минниханов, пожалуй, и не скажешь: ошибки делают одни, а нести ответственность приходится нам всем».

ELG_7477.jpg

«ГДЕ БРАТЬ ДЕНЬГИ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ПЕРЕОСНАЩЕНИЕМ?»

Затем Агеев предложил выступить представителям бизнеса — рассказать о том, что мешает им развиваться.

По словам генерального директора ОАО «КМИЗ» Нура Шакирова, его завод может в несколько раз увеличить свое производство, однако этому мешает паразитирующая на поставках лекарственных препаратов и медицинской техники коррупционная система, заинтересованная в серых поставках импортных контрафактных товаров. «Российский жулик приезжает в Китай, встречается с местными жуликами и договариваются о поставках в Россию товаров под маркой КМИЗ, — образно обрисовал ситуацию Шакиров. — Разумеется, сделанных не на современных станках из надежных материалов, а очень сомнительного качества. Более того, они умудряются провозить товар мимо таможни. А потом врачи нам предъявляют претензии на некачественные инструменты». Шакиров обратился к прокурору РТ с просьбой каким-то образом пресекать подобную деятельность.

Нур Шакиров
Нур Шакиров

Кроме того, он пожаловался на медленную работу Росздравнадзора: «Например, я создал новые миркохирургические инструменты для имплантолога, лучшие в мире, но для того чтобы получить разрешение на их производство в Росздравнадзоре, надо потратить год и заплатить кучу денег». Еще одна проблема — закупка нового оборудования. Если год назад, по словам Шакирова, станок, который он хотел приобрести в лизинг, стоил 20 млн. рублей, то сейчас — 30 миллионов. «Где брать деньги тем, кто хочет заниматься переоснащением?» — задал риторический вопрос директор КМИЗ.

«ШТРАФЫ ЗАПРОСТО МОГУТ УБИТЬ ЛЮБОЙ РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС»

Владелица сети кафе «Сытый папа» Мария Горшунова выступила от лица рестораторов Казани. По ее словам, сейчас для ресторанного бизнеса наступили трудные времена. Падение выручки достигает 50% по сравнению с 2013 годом, что делает бизнес убыточным. Падение произошло по нескольким причинам. Во-первых, это перегрев рынка в связи с Универсиадой — было открыто много новых ресторанов, но ожидаемого увеличения спроса не произошло. Во-вторых, негативно на выручке заведений общепита отразился запрет на стоянки автотранспорта в центре Казани и на курение в помещениях. А теперь на эти негативные тенденции наложился кризис — люди стали экономить на всем, что привело к снижению среднего чека.

Горшунова выразила обеспокоенность вступившими в силу поправками в закон, согласно которым теперь проверки заведений общепита будут производиться в любое время неограниченное количество раз. «Мы опасаемся, что после проверок солидная часть ресторанов будет закрыта, — заявила она и обратилась к представителям Роспотребнадзора и прокуратуры РТ с просьбой выработать единый регламент проверок. — Не должно быть так, что куда хочу, туда прихожу с проверкой. Мы уже это проходили — появятся заведения, в которые проверяющие будут ходить постоянно. При этом проверяющие должны заполнять журнал проверок, и по всем внеплановым проверкам необходимо будет отчитываться перед прокуратурой с обязательной публикацией в открытом доступе на сайте. Чтобы все могли увидеть, сколько раз их проверяли, а сколько раз — других».

По словам Горшуновой, любая проверка обнаружит какие-то несоответствия закону. Дело в том, что рестораны и кафе не могут полностью выполнять требования санитарных правил и норм (СанПиН), которые не менялись с советских времен. «Поэтому им приходится заниматься фиктивными вещами, — объяснила она. — Например, рестораны якобы работают на привозных полуфабрикатах высокой степени готовности, а на самом деле это лишь поддельные документы, которые позволяют ресторанам выкручиваться». Горшунова призвала убрать ту часть требований СанПиН, которые не соответствуют реалиям.

Также она попросила аккуратнее применять штрафные санкции к бизнесменам. Если выявленные нарушения не приводят к пагубными последствиям для безопасности посетителей ресторана, надо ограничиваться предписаниями об исправлении нарушений и накладывать штраф лишь в том случае, если предписание не было выполнено. «Помните, что существующие штрафы огромны и могут запросто убить любой ресторанный бизнес», — закончила Горушнова свое обращение к контролирующим органам.

«30 ПРОЦЕНТОВ ПРОВЕРОК ЗАКОНЧИЛИСЬ БЕЗРЕЗУЛЬТАТНО»

В своей реплике на выступление Горшуновой Агеев отметил, что в последние годы все решения, которые принимает Госдума только ухудшают условия ведения бизнеса. Он напомнил, как в конце прошлого года Госдума чуть не приняла дополнительные огромные сборы с 22 видов бизнеса. «Сам факт того, что проблемы пытаются решить путем увеличения налогов и штрафов, вынуждает бизнес уходить в тень, вести двойную бухгалтерию, — заявил он. — Руководство страны говорит, что малый бизнес не надо «кошмарить», но каждый проверяющий имеет задание — принести определенную сумму в бюджет в виде штрафов. Мы с этим сталкиваемся».

Выступивший следом прокурор РТ Нафиков попытался направить дискуссию в более мирное русло, сказав, что среди собравшихся врагов нет: «Цель у всех одна — выработать общие подходы к правилам регулирования бизнеса в новых сложных условиях». Он призвал собравшихся не поддаваться панике и постараться найти устраивающее всех решение. «Нужно не только смотреть за пополнением госбюджета, но и за тем, чтобы предприятия развивались, чтобы у них были оборотные средства», — наметил прокурор РТ принципы такого решения. Он также согласился с тем, что наказание предпринимателя должно быть соизмеримо с последствиями. «Наша цель не наказать, задавить штрафами, — заверил Нафиков. — Если от нарушения со стороны предпринимателя есть угроза общественным интересам, то сначала надо подсказать, предупредить его в виде предписаний по устранению нарушений. И только если он не исправляет нарушения, применять карательный механизм».

Что касается проверок, то, по словам Нафикова, в конце прошлого года он в два раза сократил план на 2015-й. Прокурор также согласился с предложением Горшуновой публиковать результаты проверок. При этом он отметил малую эффективность такого рода контроля: «30 процентов проверок в прошлом году закончились безрезультатно. Это говорит либо о том, что не было достаточных оснований для проверки, либо что-то другое. В любом случае ресурсы отвлекались непроизводительно... Мы сами в поисках, — закончил свое выступление прокурор РТ. — Трудно найти один какой-то рецепт, который был бы эффективен в данной ситуации».

«ДА, НАВЕРНОЕ, МЫ ПЕРЕГИБАЛИ ПАЛКУ...»

Главный федеральный инспектор по РТ Тимерзянов также посоветовал проверяющим органам больше использовать предупредительные меры, а не «скакать сразу по высшей мере наказания». Он призвал и бизнесменов с пониманием и ответственностью относиться к тем мерам, которые предпринимает правительство России в условиях кризиса. «С чем только не приходилось мне сталкиваться по моей прошлой работе (около 13 лет Тимерзянов занимал пост начальника криминальной милиции Татарстанаприм. авт.) и чего только мы не находили, — рассказал он. — Да, наверное, мы перегибали палку, когда это становилось на поток. Да, есть определенная категория сотрудников, которые идут проверять бизнес исходя из личных интересов. Надо исключить это при проведении проверок». Он призвал оперативно, а не раз в год проводить анализ проверок с тем, чтобы держать руку на пульсе: что происходит в предпринимательской среде, как они себя чувствуют.

Главный государственный санитарный врач по РТ, руководитель территориального управления Роспотребнадзора Марина Патяшина успокоила рестораторов, пояснив, что проверки точек общепита без предупреждения будут проходить лишь по распоряжению правительства РФ сразу во всех субъектах федерации в случае острой необходимости. «Как McDonald’s проверяли», — подсказал Агеев. Кроме того, Патяшина сообщила, что готова к диалогу с предпринимателями по совершенствованию требований СанПиН: «Мы отправим ваши предложения в Москву. Не знаю, какой будет результат, но мы готовы к диалогу с вами».

В конце совещания Агеев вновь подчеркнул необходимость бережного отношения к предпринимателям: «Я не нагнетаю обстановку, а просто констатирую, что сейчас предприниматели испытывают большой стресс. И очень важно, чтобы проверяющие органы, а их насчитывается порядка 50, действовали с оглядкой на эту ситуацию. А то в следующем году проверять некого будет».