Так Тайфун выглядит внутри
Так «Тайфун» выглядит внутри

ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ С ИМПОРТНЫМИ КОМПЛЕКТУЮЩИМИ?

Великолепная четверка по сравнению с предыдущим ВПК-рейтингом осталась неизменной. На вершине топа обосновалось ОАО «КАМАЗ», хотя его выручка и сократилась на 3,5%. Обычные для предприятия поставки в войска грузовиков моделей 54112, 5350, 53501 и других дополнились рядом интересных милитари-новостей. Так, в октябре 2013 года стало известно, что КАМАЗ больше не будет выпускать ставший одним большим скандалом бронеавтомобиль Iveco-«Рысь». Впрочем, все предусмотренное контрактом завод выполнил (предположительно, собрано минимум 207 автомобилей). По всей видимости, итог приключений итальянской машины в России — прямое следствие смены приоритетов в оснащении военных, то есть максимум своего, минимум зарубежного... В 2013-м КАМАЗ должен был выполнить научно-исследовательскую работу по созданию перспективной платформы для морской пехоты, но новостей по этой теме пока нет. Впрочем, не исключено, что камазовская машина для морпехов будет выглядеть так, как показано у известного блогера twower... Камазовский завод специальных автомобилей полным ходом осваивал производство бронеавтомобиля «Тайфун». Широкой публике его впервые продемонстрировали на Параде Победы-2014. Сообщалось, что «Тайфуны» обеспечивали безопасность Олимпиады в Сочи, а три недели назад стало известно, что военным отправлена партия из 30 «Тайфунов». А вот с их младшим братом — двухосным «Тайфуненком», похоже, наметились проблемы. В конце минувшего декабря в СМИ появилась информация о том, что военные не примут его на вооружение из-за слишком большого количества импортных комплектующих: двигатель — американский (Cummins), коробка передач — американская (Allison), мосты с независимой подвеской — ирландские (Timoney), броня — израильская (Plasan Sasa), шины — французские (Michelin), фары — немецкие (Hella). В итоге «Тайфуненок» под названием «Патруль-А» будут предлагать МВД. При этом КАМАЗ не исключает возможности установки на броневик отечественных двигателя, коробки передач и брони. Отметим также, что наличие немалого количества импортных комплектующих не помешало поставке в войска «Тайфунов». Впрочем, вопрос с их принятием на вооружение должен решиться в 2015-м... С нынешнего же года завод специальных автомобилей станет самостоятельным предприятием. Таким образом, КАМАЗ «избавится» от своего последнего военного актива (в 2012 году самостоятельность получил «Ремдизель», выпускающий бронеавтомобили сопровождения «КАМАЗ 43269 «Выстрел»). Спецы предполагают, что такой вывод военных активов связан с позицией стратегического партнера КАМАЗа — немецкого концерна Daimler (владеет 15% акций челнинского автогиганта). Но, как заявляет руководство КАМАЗа, все дело в желании сконцентрироваться на выпуске коммерческой техники и не рисковать на ресурсоемком военном направлении. Впрочем, в начале этого года командующий ВДВ Владимир Шаманов сообщил ТАСС о том, что КАМАЗ создаст принципиально новый — модульного типа — десантируемый автомобиль.

Кстати, о «Ремдизеле». Новичок нашего оборонного топа стартовал в нем сразу на 5-м месте с выручкой в 6,8 млрд. рублей и чистой прибылью в 332 миллиона. На 2013 год перед заводом ставилась задача по техобслуживанию 31 тыс. единиц армейской техники (контракт на 3,4 млрд. рублей), что в два раза больше, чем в 2012-м. Кроме того, военные предлагают «Ремдизелю» обслуживать и технику некамазовской номенклатуры, в том числе танки и бронетранспортеры... В финале 2014-го ремдизелевские «Выстрелы», о которых ранее было известно, что их используют спецподразделения ФСИН и РВСН, были замечены на учениях армии Луганской народной республики (данные блога, созданного по инициативе Центра анализа стратегий и технологий).

Отметим, что «бодрячок» «Ремдизель» занял в нашем рейтинге место «вылетевшего» из него находящегося в затяжном декадансе ОАО «КАПО им. Горбунова». Оно сменило не только название (на «Казанский авиационный завод им. Горбунова» — КАЗ), но и место «прописки» — теперь это филиал ОАО «Туполев». В отчете предприятия за 2012 год говорилось, что в 2013-м оно должно выйти на безубыточность. Весьма сомнительно, учитывая операционный убыток в 1,23 миллиарда. В 2013 году завод передал ФСБ Ту-214ВПУ и сдал самолет по программе «Открытое небо» — Ту-214ОН. В 2014 году КАЗ сдал Ту-214СР для специального летного отряда «Россия» и второй Ту-214ОН. По-прежнему на испытаниях находится пара разведчиков Ту-214Р.

Изрядное падение продемонстрировал официальный партнер КАМАЗа — челнинское ЗАО «Астейс» (№14), создающее на базе челнинских грузовиков спецтехнику гражданского и военного назначения. Если в 2012-м предприятие показало 3-процентный рост выручки, то в этом году просело сразу на 45%. В 2013-м «Астейс» удивил многих заявлением о намерении собирать в автограде французские бронемашины под маркой ASTAIS-VBL. На серийное производство планировалось выйти в конце 2014 года, но пока никаких новостей о проекте нет. Еще одна жертва импортозамещения? Любопытно, что в минувшем феврале в иностранной прессе появились сообщения о том, что Россия намерена закупить несколько сот VBL непосредственно во Франции, а две такие машины уже проходят испытания в нашей стране.

ЛЕКАРСТВО ОТ УКРАИНОЗАВИСИМОСТИ

Суперрезультативным стал 2013-й для ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ; №2). Он заработал 42,29 млрд. рублей (против 35,14 млрд. в 2012-м). При этом поступления от российских покупателей снизились с 7,12 млрд. до 6,62 млрд., а от внешних заказчиков выросли: с 28,03 млрд. рублей до 35,67 миллиарда. Доля экспорта в выручке достигла 84,3% (в 2012-м — 79,8%). Главным плательщиком стало минобороны Индии (24,39 млрд. — 57,7% от всей выручки), заказавшее в 2008-м и 2012 годах в общей сложности 139 вертолетов «Ми-17В-5» (поставки должны быть завершены в 2015-м). На 2-м месте — правительство США (6,19 млрд. — 14,6%). Поставку 63 машин для американцев КВЗ завершил в октябре 2014-го. Хотя Пентагон и пресек попытки законодателей и общественности остановить закупку «Ми-17», в США идет дознание, связанное с реализацией этого контракта... Также в 2013 году КВЗ получил сертификат типа на базовую часть вертолета «Ансат» с гидромеханической системой управления... Нельзя не отметить и аппаратного усиления завода: в ноябре 2013-го генеральный директор КВЗ Вадим Лигай стал еще и заместителем генерального директора ОАО «Вертолеты России», причем он поставлен на самое критичное направление — создание перспективной техники... В 2013-м первый полет совершил построенный в Казани прототип вертолета «Ми-38» с российскими двигателями ТВ7-117В (в этом же году стало известно, что считавшийся ранее приоритетным вариант с канадскими движками более не рассматривается). А в октябре 2014-го КВЗ отправил на Московский вертолетный завод четвертый, предсерийный, прототип «Ми-38». В 2015 году на КВЗ должно быть выпущено 6 этих вертолетов, а поставки должны начаться в 2016-м... Что касается 2014 года, то выручка КВЗ за первые 6 месяцев указывает на новый рекорд. Она выросла на 22,7% — с 19,68 млрд. до 24,15 млрд. рублей. Поскольку КВЗ — экспортно-ориентированное предприятие, можно предположить, что рост подстегнуло и ослабление рубля... Среди событий 2014 года можно отметить первый «санкционный» звоночек: крупнейший мировой производитель покрытий — голландская компания Akzo Nobel — отказалась поставлять казанским вертолетостроителям авиационную краску. Но, думается, в области импортозамещения КВЗ больше должно волновать возможное прекращение поставок двигателей ТВ3-117 с украинского завода «Мотор Сич».

Впрочем, на такой случай уже готовится «ответ», в том числе и при помощи ОАО «КМПО» (№4 в нашем рейтинге), показавшем рост в 29,7%. Завод давно работает (в широкой кооперации) над ликвидацией «украинозависимости». Дело в том, что петербургское ОАО «Климов» и «Мотор Сич» разработали (интеллектуальная собственность пополам) замену ТВ3-117 — двигатель ВК-2500. Сегодня он в небольших количествах делается на Украине, но решено наладить его выпуск в России. Помимо «Климова» (окончательная сборка) и КМПО, в кооперацию входят Уфимское моторостроительное производственное объединение и московский центр газотурбиностроения «Салют». В конце 2012 года КМПО заключило с «Климовым» контракт на производство узлов ВК-2500. Пока казанский завод будет поставлять примерно 30% двигателя, но генеральный директор КМПО Дамир Каримуллин не исключает увеличения доли работы завода по ВК-2500. В 2014 году КМПО передало заказчику первые комплекты узлов двигателя.

А вот коллеги-двигателестроители КМПО из ОАО «КПП «Авиамотор» (№24 — последнее место рейтинга, в прошлом году — №18), в последнее время занимающиеся по большей части газоперекачивающей тематикой, после солидного роста в 2012 году (+64,9%) в 2013-м ушли в минус. 85,9% — это антирекорд нашего топа. Отметим, что в 2013 году КМПО и «Авиамотор» активно выясняли отношения в арбитраже.

ВПЕРЕД! НА ЧЕРНОЕ МОРЕ И В АРКТИКУ

Если в 2012 году ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») продемонстрировало падение выручки на 2,4%, то в 2013-м оно на гребне волны: плюс 58,9% (№3). Завод сдал два противодиверсионных катера проекта «Грачонок» и два первых (из 12-ти) малых ракетных корабля (МРК) проекта 21631 «Буян-М» — «Град Свияжск» и «Углич». Ранее сообщалось, что «Буяны-М» предназначены для Каспийской флотилии, но минувшей весной стало известно, что половина зеленодольских МРК пойдет на Черноморский флот, а 29 мая 2014-го для него был заложен первый «Буян-М» («Орехово-Зуево»)... 24 сентября 2013-го была заложена вторая пара фрегатов проекта «Гепард 3.9» для Вьетнама. Сумма контракта не разглашается (стоимость первой пары, уже находящейся в ВМС Вьетнама, — $350 миллиона). Недавно парочка «засветилась» на фото с закладки на заводе им. Горького двух кабельных судов для ВМФ. Из событий 2014 года также отметим большой заказ на патрульные корабли нового проекта — 22160 (в Зеленодольске их построят 12)... Из свежих новостей отметим то, что в 2015-м пограничники закажут заводу два сторожевика проекта 22100 «Океан». Напомним, головной корабль проекта — «Полярная звезда» — был спущен на воду в мае прошлого года, а всего в Зеленодольске построят минимум 6 «Океанов». Стоимость двух новых кораблей — 15,6 млрд. рублей (данные известного ВПК-блогера alexeyvvo)... Возвращаясь в 2013-й, обязательно надо отметить открытие в КНИТУ-КАИ центра кораблестроения для подготовки инженеров-корабелов, которых сегодня Татарстан вынужден заманивать к себе со всей страны. Это детище авиационного университета, завода им. Горького и Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ).

Полярная звезда. В Зеленодольске построят минимум 6 таких красавцев
«Полярная звезда». В Зеленодольске построят минимум 6 таких красавцев

ОАО «ЗПКБ» (№18; входит в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация») — один из рекордсменов нашего рейтинга: в 2013-м бюро удалось прибавить на 92,9% (год назад 21,8%). Прежде всего, напомним, что упомянутые выше «Буяны-М» спроектированы ЗПКБ. Как и «Гепарды» для Вьетнама. Причем в бюро говорят о возможном продолжении сотрудничества с СРВ. Но ЗПКБ живет не только наработками былых времен. Продолжается модернизация самого бюро. Так, в прошлом году у него даже появился собственный грузопассажирский теплоход (построен на ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод» по зеленодольскому проекту «Волгарь»). Он приобретен по программе перевооружения ЗПКБ и обслуживает испытания самоходных и радиоуправляемых моделей. Кстати, по данным «БИЗНЕС Online», ЗПКБ успешно завершило тему «Проектирование, изготовление и проведение натурных испытаний самоходной модели скоростного высокомореходного судна с аутригерами тримаранного типа» (контракт на 56,4 млн. рублей был заключен в феврале 2013 года)... По всей видимости, увеличение выручки произошло во многом благодаря реализации заключенных еще в 2011 году контрактов по ледокольной тематике. Судя по данным СПАРК, деньги солидные: 4 контракта (должны быть выполнены до мая-октября этого года) примерно на 20 млрд. рублей. Напомним, что в 2014-м стало известно о том, что ЗПКБ получило контракт на участие в грандиозном северном проекте. Речь идет о создании новых самых больших и мощных в мире ледоколов (шифр проекта — 22220 ЛК-60Я), которые заменят легендарные суда проекта «Арктика». Зеленодольцам досталась весьма существенная часть работы — проектирование гигантской надстройки, в которой находятся жилые и вспомогательные помещения, рулевая рубка и так далее... Из недавних новостей следует отметить то, что созданным ЗПКБ проектом МРК «Торнадо» всерьез заинтересовался Казахстан.

«СВОЙ-ЧУЖОЙ»? НЕБО ПОД ОХРАНОЙ

Еще одно зеленодольское предприятие — ОАО «ПОЗиС» (входит в госкорпорацию «Ростех») показывает плюс 15,9% — 6-е место нашего топа. 70% площадей завода — военное производство (боеприпасы), которое долгое время находилось на грани выживания. Но, по словам руководства предприятия, в 2013 году все изменилось — заказ на военную продукцию стал рекордным за последние 10 лет. В 2013-м ее было произведено в 14 раз больше, чем в 2012 году. Видимо, именно под раскрутку боеприпасного производства на работу было принято (впервые за последнее время) сразу 200 человек. При этом выпуск холодильников сократился на 8% — до 280 тыс. штук (кстати, в модернизацию холодильного направления в 2013-м вложили $10 миллионов). Продолжалось техническое перевооружение производства, и в 2013 году федеральные вливания в него составили 830 млн. рублей (в 2014-м — примерно столько же).

Николай Колесов создает в Казани кластер, в котором разберутся, кто свой, а кто - чужой
Николай Колесов создает в Казани кластер, в котором разберутся, кто свой, а кто чужой

Продолжая тему «Ростеха», отметим успехи татарстанских предприятий, подконтрольных ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Правда, ОАО «НПО «Радиоэлектроника им. Шимко» (№11) после 23-процентного роста в 2012-м показало минус 10,9%. Это, впрочем, можно отнести к болезням роста. Напомним, что НПО главенствует в кусте российских предприятий, занимающихся разработкой и производством аппаратуры государственного опознавания (ГО; в просторечии — «свой-чужой»). И, по всей видимости, оно будет базой формирующегося в Казани кластера по разработке и производству средств ГО... ОАО «Радиоприбор» (№13) демонстрирует подъем в 68,9%. В августе 2013 года стало известно, что ему достался крупный контракт (1,5 млрд. рублей) по поставке аппаратуры для бомбардировщиков «Су-34». В первом полугодии 2014-го выручка завода по сравнению с аналогичным периодом 2013-го увеличилась на 88% — до 903 млн. рублей. При этом операционная прибыль увеличилась в 8,3 раза — с 9,7 млн. до 80,7 миллиона... ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» (№21), ставшее подконтрольным КРЭТ в ноябре 2013-го, показало плюс 18%. Среди прочего, радует и обновление здания бюро на Советской площади, долгое время стоявшего унылой облезлой коробкой... Серьезно продвинулось вперед ОАО «Казанский электротехнический завод» (плюс 51,3%; №10). Помимо аппаратуры ГО, завод производит металлодетекторы, разработанные по техзаданию ФСБ... ОАО «Альметьевский завод «Радиоприбор» (плюс 4,4%; №19) — пример того, как оборонное предприятие (выпускает авиационные антенно-фидерные системы, а также блоки для систем ближней навигации и ГО) может заработать и на программах по повышению энергоэффективности, проводимых в районах РТ. В 2013-м завод заключил 7 контрактов (сумма — почти 21 млн. рублей) на модернизацию уличного освещения в городах и районах республики... Головное предприятие России по разработке и производству электрических соединителей для всех отраслей оборонной и гражданской промышленности, а также специальных электроразрывных соединителей для ракетно-космической и военно-морской техники ОАО «Завод «Элекон» показывает плюс 21,5% (№7)... В сентябре 2013 года стало известно, что в ближайшие три года «Ростех» инвестирует в казанские предприятия КРЭТ 9 млрд. рублей. Также напомним, что в минувшем июле КРЭТ попал в санкционный список США и, по версии американского еженедельника Defense News, вошел (впервые) в список 100 крупнейших оборонных компаний мира — 52-е место.

Еще одно казанское предприятие «Ростеха» — ОАО «Казанское ОКБ «Союз» (входит в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей») — тоже в списке стахановцев: плюс 69,6% (№15). О деятельности бюро мало что известно, но в сети можно найти чрезвычайно эффектные ролики с работой ракет на двигателях, созданных «Союзом». Можно быть уверенным: враг не прорвется в наше небо.

С КЕМ ПОЙТИ В РАЗВЕДКУ. ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННУЮ

На 17,6% нарастило выручку ОАО «Казанский завод «Электроприбор» (№17). В начале 2013-го предприятие стало полностью принадлежать ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (ранее 25% было у Росимущества). Сообщалось, что холдинг пересмотрел производственную политику завода — прекратил выпуск потребительских товаров, решив сосредоточиться на оборонной продукции (датчики температуры, оборотов, системы сигнализации о пожаре, системы отображения термометрических и тахометрических параметров для авиационных и судовых двигателей, элементы систем наведения для различных комплексов и так далее). В 2013-м доля оборонзаказа в продукции завода выросла с 10 до 35%. За три года на программу техперевооружения планировалось потратить до 400 млн. рублей, но в этом году из-за известных событий ее пришлось секвестировать — выбрали только самое необходимое.

Рывок 2012 года (плюс 40,7%) у ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» (№8) — одного из основных российских проектировщиков сооружений для предприятий ВПК — в 2013-м перешел в стабильный рост (плюс 12,5%). Правда, не обошлось без событий несколько скандального содержания. Так, осенью 2013 года ЗАО «Камдорстрой», модернизировавшее аэродром Казанского авиазавода, обвинило «Гипронииавиапром» в неправильном проектировании. 2013-й стал и годом краха надежд на производство в Казани военно-транспортного самолета «Ан-70». Документацию (генеральный план, технологические решения, свайное поле и так далее) для строительства нового завода делал «Гипронииавиапром», но денег за это так и не получили: «Еще две-три таких работы, и можно по миру пойти... Это ведь миллионы рублей», — отмечало руководство института. Зато в сентябре он выиграл конкурс (стоимость контракта — 10 млн. рублей) на разработку проектной документации для модернизации заводских стоянок ракетоносцев «Ту-160»... Из относительно свежих новостей отметим конфликт института с ОАО «ОЭЗ «Иннополис», которое потребовало выплатить 41 млн. рублей неустойки.

Серьезное продвижение вперед демонстрируют казанские оптики. Так, выручка ОАО «Казанский оптико-механический завод» (№12) выросла на 47,4% (в 2012-м — минус 1%). В 2013 году завод поставил минобороны партию комплексов радиоэлектронной борьбы «Ртуть-БМ» на 700 млн. рублей. Также заключен контракт на 11 млрд. рублей на поставку военным в 2014 - 2016 годах аппаратуры, проходящей под шифром «Рычаг». Прошлой весной КОМЗ заключил с минобороны 4 контракта на 2,3 млрд. рублей, а с КРЭТ — на 1,395 миллиарда.

Выручка ОАО «НПО «Государственный институт прикладной оптики» (ГИПО; входит в ростеховский же холдинг «Швабе») выросла на 39,8% — с 852 млн. рублей в 2012 году до 1,19 млрд. рублей в 2013-м (№16). При этом поступления от промышленной продукции взлетели на 72% — до 734 миллионов. Напомним, одно из главных направлений работы ГИПО — разработка и выпуск тепловизионных приборов для противотанковых ракетных комплексов «Метис-М1», «Корнет-Э», «Конкурс-М»; комплексов ПВО «Панцирь С-1», «Бук-М2Э»; вертолетных обзорно-прицельных систем. В 2013 году институтом разработаны новые системы: лазеров деструктивного действия; оптико-электронной разведки; индикации и целеуказания самолетных и вертолетных шлемов, а также 4 новых типа оптических покрытий.

Сменило название известное некогда ЦКБ «Фотон». Теперь это ОАО «Швабе — технологическая лаборатория» (№20). Оно показало рост в 33,3% (в 2012-м — 13,6%). Предприятие выполняет исследования и разработки, а также производит оптико-электронные приборы для военных и гражданских нужд. Например, именно в этом бюро разработали лазерные приборы разведки, контракт (1,2 млрд. рублей) на поставку которых в 2013 году выиграл КОМЗ.

БЕСПИЛОТНИКИ И ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ «ВОЗДУШНОГО КРЕСТЬЯНИНА»

Рекордсменом роста в нашем рейтинге, как и в прошлом году, стало ОАО «НПО «ОКБ им. Симонова» (ранее — ОКБ «Сокол»; №9). Но если в 2012-м оно нарастило выручку на 616,9%, то в этом — «только» на 97%. В 2011 году бюро выиграло конкурс минобороны на научно-исследовательскую работу по созданию беспилотника весом до 5 тонн. По нашим данным, в конце 2014-го состоялась первая попытка подлета (впрочем, в ОКБ эту информацию не комментируют). В прошлом году читатели «БИЗНЕС Online» могли следить за волнующей перепиской между ОКБ и нашей газетой по поводу состава акционеров бюро, среди которых были замечены структуры олигарха Михаила Прохорова и люди, тесно связанные с влиятельным татарстанским бизнесменом Рустэмом Магдеевым.

Беспилотник Элерон. ЭНИКС - один из ведущих российских разработчиков и производителей беспилотных летательных аппаратов
Беспилотник «Элерон». «Эникс» – один из ведущих российских разработчиков и производителей беспилотных летательных аппаратов

Продолжает расти и другой казанский разработчик и производитель беспилотников — ЗАО «Эникс» (№22): в 2013 году оно поднялось на 38,4% (в 2012-м — 11,2%). Судя по открытым данным, в 2013-м «Эникс» заключил 4 контракта с МВД РФ на 89,5 млн. рублей, контракт с минобороны на 118,3 млн. и контракт с ФСБ на 665 тыс. рублей. А новости об использовании аппаратов «Эникс» в войсках уже и вовсе стали обыденностью. Судя по имеющимся данным, по итогам 2014 года мы увидим еще более мощный рост предприятия.

На 35,7% увеличило выручку ООО «Фирма «МВЕН» (№23) — разработчик и производитель легких самолетов и парашютных систем (в том числе уникальных — для спасения легких летательных аппаратов вместе с экипажем). Отметим, что работы по парашютной тематике ведутся и в интересах минобороны. Среди последних новостей отметим намерение МВЕН развернуть в Татарстане производство сельскохозяйственных самолетов МВ-500, а также, собственно, и первый полет этого воздушного судна.

* * *

Отметим, что поддержку проекту оказали известные татарстанские компании. Генеральным партнером выступило татарстанское отделение Сбербанка России. Также партнерами стали филиал МТС в Татарстане, Акибанк, строительная компания «Унистрой», языковая школа English First, аудиторско-консалтинговая компания «Аудэкс» и охранное агентство «Дельта». «БИЗНЕС Online» выражает им искреннюю благодарность.

==table446==