Адель Ягудин
Адель Ягудин

РЫНОК УСТРОИЛ ЗАТЯЖНОЕ ПИКЕ

С точки зрения бизнеса прошедший год был очень непростым. Звучит довольно банально — российские предприниматели привыкли жаловаться на непростую долю. Но минувший год отличался от других, даже от 2008 года, который мы пережили. Если тогда рынок рухнул в одночасье — в какой-то момент люди настолько испугались, что просто перестали ходить в кафе, но вскоре стали в них возвращаться, то на этот раз кризис оказался более изматывающим. Рынок общественного питания устроил затяжное пике, длинною вот уже год, и мы пока не видим дна. Ситуация неопределенная и нервная...

Если ноябрь 2013 года был самым успешным в истории наших кофеен, то уже в марте 2014-го мы были вынуждены расстаться с одним из своих проектов — MeGustacafé в ГУМе. Во многом это произошло «благодаря» изменившемуся правовому полю: сначала вступил в силу запрет на курение в заведениях общественного питания, следом была ограничена парковка в центре города. В кофейне падение выручки составило почти 70 процентов, кальяны попали под запрет, да и в ГУМ просто перестали ходить из-за дорогой и плохо организованной парковки в торговом центре.

Эти два фактора — запрет курения и ограничение парковки — обрекли многие расположенные в центре города заведения на гибель. Но даже без шоковых изменений законодательства, судя по динамике выручки наших кофеен, экономическая ситуация ухудшалась на протяжении всего 2014 года. Кризис в умах и кошельках у людей разразился уже давно. А деньги, как оказалось, судя по лихорадочной скупке населением дорогой бытовой техники, недвижимости и машин, у людей были. Но эти финансовые потоки, к сожалению, прошли мимо сферы услуг.

Coffee CAVA
Coffee CAVA

Ситуацию усугубил нереальный бум открытия новых заведений общественного питания, который в итоге привел к оттоку гостей у состоявшихся игроков. Причем в 70 процентах случаев это, естественно, непродуманные и некачественные заведения. Просто вновь на какое-то короткое время появилась мода на создание своих кафе и ресторанов. Как оказалось, это ненадолго — сегодня исполком Казани заявляет о возможном скором банкротстве 30 процентов заведений общепита (в том числе открытых в прошлом году), а на «Авито» размещено более 150 объявлений о заведениях, выставленных на продажу.

НА ЗАПАДЕ МНОГИЕ НЕ ВЕРЯТ В РУБЛЬ И РОССИЙСКИХ ПАРТНЕРОВ

Те заведения, на которых запрет курения и парковки в центре отразились не так сильно, может добить колебание курсов валют. Это касается и нас — мы работаем напрямую с такими иностранными брендами, как Hausbrandt и Ronnefeld, одновременно являемся поставщиками продукции для других кафе, кофеен и ресторанов. Кофе, к примеру, мы заказываем в Италии, большими партиями, а потом в течение нескольких месяцев рассчитываемся за него по беспроцентной рассрочке.

Coffee CAVA Univer
Coffee CAVA Univer

Резкий скачок курсов валют привел к тому, что наши долги в евро выросли на 30 - 40 процентов, а европейские компании перешли на предоплату, поскольку не верят в рубль и надежность российских партнеров, которые могут набрать долгов и в любой момент обанкротиться. Получается, что бизнесмены при общем падении спроса должны еще и вывести из оборота деньги. Это и без того трудно, а в условиях проблем с кредитами для многих подобное развитие событий оказалась и вовсе трагичным.

Но не все так плохо... как может быть уже вскоре. Я подозреваю, что дальше будет еще хуже, особенно в феврале-марте. Но это не значит, что сильнейшие игроки намерены сидеть сложа руки. Мы, к примеру, максимально готовимся к дальнейшему усилению кризиса, оптимизируем расходы, кадровый состав, управленческие силы, системы мотивации. В любом случае, мы не видим предпосылок к нашему банкротству, а только стимулы к дальнейшему развитию. И яркой иллюстрацией этого является недавнее открытие кофейни в Набережных Челнах в знаковом для всех челнинцев месте — так называемой «тюбетейке».

Возвращаясь к закрытию MeGustacafé, тоже не бывает худа без добра — опыт производства различных кондитерских изделий, полученный в этом проекте, мы используем при запуске собственного производства десертов (макарони, чизкейки, кексы) уже весной 2015 года. Это позволит увеличить качество продукции, снизить себестоимость, произвести импортозамещение. Вы удивитесь, но большинство чизкейков в кафе и ресторанах привезены из США в замороженном виде. К слову, замороженный чизкейк может храниться почти год (!) без потери качества.

«INDEVER»
Indever

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ

Несмотря на кризис, мы настроены оптимистично и ищем возможности роста. К примеру, мы развиваем нашу компанию, занимающуюся юридическим консалтингом, «Кавадрат консалтинг». Учитывая сложную ситуацию в экономике, вырастет количество корпоративных споров и конфликтов. В связи с этим мы ждем повышения спроса на юридический и финансовый консалтинг со стороны наших клиентов.

Также в минувшем году занялись новым для себя бизнесом — индивидуальным пошивом мужской классической одежды Indever. Конечно, ситуация с курсом рубля отражается на нас, так как мы закупаем ткани только в Европе у известных мировых производителей, но и в какой-то степени открывает для нас новые возможности по привлечению начавших экономить клиентов. В Казани есть люди, и их довольно много, которые раньше готовы были выложить за костюмы премиум-брендов от 120 тысяч рублей и выше. Мы готовы дать сравнимое качество в два, а порой и в четыре раза дешевле. По-моему, это отличная антикризисная бизнес-стратегия.

И в завершении хочу отметить. Не секрет, что в условиях стресса, когда мобилизуются все внутренние ресурсы, каждый из нас способен проявлять такие качества, о которых он и не догадывался раньше. В этом отношении кризис можно расценивать как период появления возможности измениться, пересмотреть цели и повысить эффективность своего труда. Кризис позволит нам найти слабые места, проверить на прочность партнеров и узнать способности нашей команды.

Адель Ягудин