ДУХОВНОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Мечеть «Кул Шариф» транслирует миру множество смыслов. Один из них связан с мусульманским пониманием истории человечества, о чем стоит поговорить в связи с наступлением месяца мавлид — месяца рождения пророка Мухаммеда, который в эти дни отмечают мусульмане Татарстана, как, впрочем, и наши единоверцы по всему миру.

Духовная историософия ислама отражена в «Кул Шарифе» прежде всего в его молитвенном зале, на стенах которого запечатлены имена великих пророков прошлого. Данные имена выстроены в хронологической последовательности и, словно бусинки, нанизаны на невидимую смысловую линию — линию времени. Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммад. Это далеко не все пророки, которые нам известны из Св. Корана, но самые ключевые. О чем же нам повествуют их имена?

Прежде всего о духовном единстве человечества. Согласно исламу, все пророки мира, от первого человека Адама до последнего Божьего посланника Мухаммеда, призывали к одному — вере в Единого Бога. У всех у них был один источник сакрального знания, и все они между собой были единоверцами. И Авраам, и Иисус, и Мухаммед, согласно исламскому взгляду на священную историю, учили людей одним и тем же духовным истинам. У Божьих посланников при этом могли быть разные законы и религиозные практики, обусловленные тем, что они жили в разные эпохи и проповедовали в разных местностях, но у всех у них была одна вера. Это та истина, которую мы изучаем еще на начальном курсе в мусульманской воскресной школе.

11.jpg

Кстати, мало кто обращает внимание на то, что помимо духовного единства всех прежних пророков мусульманская священная история учит нас еще одной ключевой идее: контекстуальности шариата, который отличался, как было уже сказано, у разных Божьих посланников, хотя все они и были звеньями одной цепи. Именно об этой важной стороне исламского вероучения умалчивали зарубежные эмиссары религиозного радикализма, пытавшиеся в недавнем прошлом навязать нам однобокое понимание ислама, проповедуемого ими без учета социокультурного и исторического контекста нашего народа. Ведь суть религиозного радикализма именно в этом — в отрицании контекстуальности ислама, в попытках привнести в наше общество законы и практики, основанные на ментальности людей, живущих в совершенно других обществах и условиях.

ПЕЧАТЬ ПРОРОКОВ

Итак, история человечества выстроена вокруг цепочки пророков, которые, согласно Корану, приходили к каждому народу без исключения. И все эти пророки — учителя одной общей веры. Однако эпоха пророчества завершена. И ее окончание ознаменовал собой приход пророка Мухаммеда, который стал никем иным, как «печатью пророков». Именно поэтому в мечети «Кул Шариф» имя Мухаммеда написано последним от имени первого пророка Адама, ведь цепочка Божьих посланников завершилась именно на нем.

В образе «печати пророков» заключено сразу несколько важных смыслов. Прежде всего речь идет об окончании эпохи Откровения, через которое Бог водительствовал людьми в стародавние времена. Раньше, когда у людей возникал тот или иной вопрос, они шли к пророку своего времени, и Бог отвечал им, ниспосылая Откровение. Теперь у людей такой привилегии нет. Теперь мы сами должны искать ответы на свои вопросы, руководствуясь разумом и теми ориентирами, которые даны нам в пророческом наследии. Другими словами, с «печатью пророков» завершилось детство человечества, когда можно было полагаться на «родительские» указания свыше. Отныне вся ответственность за принимаемые нами решения целиком и полностью лежит на нас самих. Это крайне важный урок, который подсказывает нам, что религию нельзя превращать в детскую игру-иллюзию «чур, я в домике», прячась от реальной жизни, и что недопустимо тыкать пальцем на другого, говоря, что он за меня все решит.

22.jpg

Метафора «печати пророков» также указывает и на другое важное обстоятельство — подлинность учений всех тех пророков, которые были до Мухаммеда. Как известно, документ запечатывают только тогда, когда есть абсолютная убежденность в правильности каждой его буквы. Св. Коран провозгласил Мухмаммеда «печатью пророков» именно потому, что тем самым он засвидетельствовал истинность каждого слова, с которым Божьи посланники прежних эпох — Адам, Авраам, Моисей, Иисус — обращались к людям. Причина этого была указана выше: все пророки учили людей одной духовной истине. Это крайне важное послание для нашего поликонфессионального общества.

ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ

Цепочка пророков, запечатленная в декоре «Кул Шарифа», отражает еще одну важную смысловую парадигму, через которую монотеизм повлиял на ход всей человеческой истории. Речь идет о линейном восприятии времени.

В традиционном языческом мироощущении время течет циклично. Данное обстоятельство связано с тем, что языческое мышление находится целиком и полностью во власти сил природы. Вслед за сменой дня и ночи, фаз луны и времен года, которым подчинена вся жизнь древнего человека, рождается идея бесконечной цикличности, сквозь призму которой осмысливалась и человеческая жизнь. Человек в языческом мировосприятии — также часть данной цикличности. Метепсихоз у орфиков и пифагорейцев в Древней Греции, сансара в ведической традиции Индии — повсюду человек древности мыслил себя рабом кармического колеса, олицетворяющего на самом деле его беспомощность перед тотальной властью сил природы.

33.jpg

Монотеизм провозглашает совершенно иной взгляд на мир. Природа — не конечная реальность. Она сотворена Богом, подчинена Ему и идет по намеченной Им траектории. Мир движется во времени от своего сотворения до Судного дня, причем через цепочку ниспосылаемых пророков, которая также является частью этой глобальной и неповторимой линии времени. Все в этом мире, словно на числовой прямой, занимает свое уникальное место и больше никогда не повторяется. Поэтому нельзя дважды войти в одну и ту же реку. При таком подходе жизнь человека обретает уникальность: она теперь не одно из множества бесконечных перевоплощений, а то, что дается однажды и всего один раз. Человек, таким образом, обретает свободу от нескончаемого круговорота природы, порывает с тоталитаризмом ее всеохватности и возвышается над ее беспощадной временной гегемонией.

В конечном итоге именно такое мировосприятие, основанное на линейности времени, рождает гуманизм, абсолютизирующий ценность человека, и прогресс, материализующий эту самую ценность в реальной практике. Вот каким образом на глубинном тектоническом уровне все наши iPad и iPhone, через экраны которых мы смотрим на этот текст, восходят к революции духа, совершаемой в свое время великими пророками человечества — Адамом, Авраамом, Моисеем, Иисусом и Мухаммедом — высвобождавшими его из безысходного рабства цикличных цепей природы.

Maulid16.jpg

ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА ЖИЗНИ

К слову сказать, в молитвенном зале Белой мечети на святой земле Болгар также начертаны имена великих пророков прошлого. Эта мечеть также транслирует глубинные смыслы исламской историософии. И именно там собрались на днях мусульманские лидеры России и простые верующие на религиозном молебне, посвященном рождению «печати пророков» пророку Мухаммеду. Крайне важно, что в нашем народе возрождаются подобные традиции, ведь вместе с ними актуализируются и смыслы, в них запечатленные.

Месяц мавлид — хороший повод говорить об этих истинах. Но гораздо важнее другое — делать эти истины путеводной звездой собственной жизни. Когда мы заходим в молитвенный зал мечети «Кул Шариф», за великолепием его форм и декора важно суметь разглядеть ту смысловую семантику, которую главная мечеть Татарстана манифестирует миру. И если эти смыслы по настоящему наполнят нашу жизнь, тогда у нас есть шанс, не повторяя ошибок прошлого, уверенной поступью двигаться навстречу к своему лучшему будущему.