Ведомство Илдуса Нафикова приняло «дополнительные меры по сокращению проверок хозяйствующих субъектов и снижению административного давления на бизнес»

ПРОКУРАТУРА ВКЛЮЧИЛА «НАДЗОРНЫЕ КАНИКУЛЫ»: МИНУС 8,5 ТЫС. ПРОВЕРОК

Сегодня прокуратура РТ на своем сайте опубликовала приятную новость для бизнеса. Как говорится в пресс-релизе, «изучив предложения контролирующих органов, прокуратура РТ отклонила 1447 проверочных мероприятий, что составило 9% от общего количества контрольных мероприятий». Кроме того, прокуратурой республики приняты «дополнительные меры по сокращению проверок хозяйствующих субъектов и снижению административного давления на бизнес». В результате из сводного плана дополнительно было исключено еще 7 тыс. проверок.

Уточняется, что наиболее частым основанием для принятия решения об исключении проверки явилось предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или предпринимателе, включение в план субъектов, прекративших свою деятельность, отсутствие предусмотренных законом оснований для их проведения. В прокуратуре отмечают, что больше других «пострадали» планы проверок региональных управлений Роспотребнадзора, МЧС России, Россельхонадзора, а также главного управления ветеринарии кабмина РТ. В результате сокращений устояли менее половины от заявленных «хотелок» контролеров — из итогового списка были исключены 8452 проверки или 51,4% от предложенных. А всего в ежегодный план на 2015 год попало 7 тыс. 975 проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории республики. Из них 1,6 тыс. мероприятий по предложению прокуратуры будут проведены контролерами совместно.

«ХВАТИТ КОШМАРИТЬ БИЗНЕС. ВЕРСИЯ 2.0»

Напомним, что практика прокурорского контроля за числом проверок предпринимательства возникла после кризиса 2008 года в свете призыва тогда еще президента РФ Дмитрия Медведева о том, что «хватит кошмарить бизнес». В мае 2009 года вышел федеральный закон, запретивший проводить неналоговые проверки для бизнеса чаще одного раза в три года. Позднее контрольные органы обязали согласовывать свои планы с прокуратурой, на сайте http://prokrt.ru подобные списки хранятся, начиная с 2012 года. Планы самих проверок стали размещаться в сети интернет.

Призыв «не кошмарить бизнес» в наши дни вновь стал вновь актуален. В начале декабря в ходе послания федеральному собранию президент РФ Владимир Путин призвал ослабить давление на предпринимателей. Он пообещал ввести для малого бизнеса «надзорные каникулы» на три года, а в случае отсутствия нарушений продлить их еще на три года. На днях антипроверочный тренд поддержал глава МЧС России Владимир Пучков. Он сообщил, что в МЧС России принято решение запретить проверки объектов малого и среднего бизнеса.

Стоит отметить, что секвестр-2015 действительно беспрецедентный. Так, год назад из 17 тыс. запрошенных контрольными органами проверок в плане на 2014 год были отклонены всего 2,5 тыс. проверки, то есть 14,4%. Два года назад сокращение прошло еще скромнее — из первоначального плана проверок на 2013 год были исключены всего 597 проверочных мероприятия из 24 тыс., заявленных изначально. То есть вектор вырисовывается вполне очевидный. С другой стороны, по мнению части опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов, проверящие вряд ли останутся без работы — сокращенные объемы плановых проверок, вероятнее всего, будут компенсированы увеличением числа внеплановых.

КОМУ ЖДАТЬ ГОСТЕЙ?

«БИЗНЕС Online» заглянул в изрядно поредевшие списки проверок субъектов предпринимательства, которые также опубликованы на сайте прокуратуры РТ. На федеральном уровне проверки в будущем году планируют провести 17 контрольных органов. УФМС России по РТ наметило 31 проверку — в частности, заглянут в нижнекамский хоккейный клуб «Нефтехимик», где играет несколько легионеров. С контролем за трудовой деятельностью иностранных работников посетят ООО «Кастамону интегре» — турецкую компанию, которая возводит завод по производству мебельных плит в ОЭЗ «Алабуга».

Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РТ наметила 797 контрольных проверок. В числе потенциальных жертв контроллеров — тепличный комбинат «Майский», ООО «Елабужский Страус», производитель майонеза из Елабуги ЗАО «Эссен продакшн АГ», рестораторы из «Росинтер ресторантс Татарстан», торговые сети ТД «Перекресток», «Бахетле-1». А также Зеленодольский завод им. Горького, производственное объединение «Завод им. Серго», Академия тенниса Шамиля Тарпищева, ООО «Аквапарк-Сувар» и многие другие.

Управление федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ проверит химический завод им. Карпова, ТАНЕКО, филиал ООО «Русский Стандарт Водка» — Буинский спиртзавод и другие — всего 23 проверки. 12 проверок у татарстанского УФАС России, зато проконтролируют такие крупные компании, как ОАО «Татспиртпром», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Акционерный коммерческий банк «Энергобанк», ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение», ОАО «Акционерный коммерческий банк «АК БАРС», ЗАО «Торговая компания «Эдельвейс», ОАО «Акционерный коммерческий банк «БТА-Казань» и др.

Рекордно много проверок проведет управление надзорной деятельности главного управления МЧС России по Республике Татарстан — 2381.

1823 контрольных мероприятия наметило управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ. Также запланированы проверки другими органами федеральной, региональной и муниципальной власти.

«ПРОВЕРОК МОЖЕТ БЫТЬ ЕЩЕ МЕНЬШЕ»

Мы спросили мнение экспертов о том, поможет ли сокращение проверок поддержать на плаву предпринимателей Татарстана.

Владимир Жуйков — заместитель председателя правления ТПП РТ:

— В связи с чем решено так сильно сократить количество проверок? Видимо, у нас в государстве вертикаль власти все-таки соблюдается, и знаменитая фраза нашего президента «Надо престать кошмарить бизнес» была воспринята буквально. И это хороший фактор, что прокуратура с выходом этого закона стала сокращать плановые проверки. Но меня здесь интересует мониторинг по проверкам последних лет, каковы были их результаты? Ведь кроме плановых есть и внеплановые проверки, которые идут по особому списку и по особому порядку их проведения. Предпринимателям была бы интересна цифра, в ходе скольких внеплановых проверок были найдены нарушения? Я думаю, что не больше, чем в половине. То есть цель проверки оправдывается не больше, чем в половине случаев. И это, на мой взгляд, дает возможность еще сокращать количество проверок. Поможет ли отмена проверок выжить в кризисных условиях? Я считаю, для лиц определенного уровня является моветоном произносить заезженную фразу о тяжелых временах, после которых будет еще хуже. Всей историей постсоветского времени проверено, что нет ни одного года, чтобы кто-то не начинал свои доклады с упоминания о «непростом времени». Чиновникам определенного уровня надо прямо запретить произносить публично такие фразы. Отчитывайтесь о том, что есть, но эту фразу не произносите. Потому что после нее обыватель потом уже не смотрит ни на цифры, ни в прогнозы, а лихорадочно мчится в магазин, соображая на ходу, гречку ему закупать, спички или керосин. Но прямую корреляцию между уменьшением проверок и процветанием бизнеса наверняка установить очень сложно. Несомненно одно: каждая такая проверка в той или иной мере отвлекает от ведения бизнеса. Некоторые даже специальных людей в штате держат на такой случай, чтобы при приходе проверяющих быть всегда к этому готовыми. Получается, что снижая количество проверок, мы снижаем издержки бизнеса. Люди просто будут уделять ему больше внимания. А ведь у нас люди сейчас боятся идти в бизнес. Весь негатив, связанный со сложностями ведения бизнеса в наших условиях (непостоянство законодательства, невозможность просчитывать свои бизнес-планы на много лет вперед, да и беспредел контролирующих и надзорных органов, которого, в последние годы поменьше стало), все это привело к тому, что люди все чаще задают себе вопрос: а надо ли мне это? Не проще ли быть наемным работником с зарплатой «пятого и двадцатого» и не заниматься чем-то на свой страх и риск?

Хайдар Халиуллин — президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

— В связи с чем произошло такое сильное сокращение проверок? Было указание Путина, вот оно и к нам донеслось. Ветер дует оттуда. Президент России много раз выступал на эту тему. Эти проверки можно было и еще больше сократить, ничего страшного не случилось бы. Надо выявлять, проверять те компании, которые ведут свою деятельность преступным путем. А нормальные компании, которые работают по закону, работают стабильно, что их проверять-то? Это просто создает нервотрепку для руководства. Какие проверки мешают больше? Да все мешают, абсолютно все. Вообще нужно создавать для бизнеса большое количество льгот, способствовать развитию предпринимательства. Особенно в такие критические моменты. Чтобы их не тормошили с проверками. Пусть развиваются! Они же людей берут на работу, платят им зарплату, продают продукты, услуги. Я же говорю: проверять нужно только те подозрительные предприятия, которые, возможно, ведут бизнес преступным путем. А снижение числа плановых проверок компенсировать за счет внеплановых проверяющие организации не смогут. Потому что внеплановые проверки разрешены только по согласованию с прокуратурой. И когда вышло это постановление, что с прокуратурой надо их согласовывать, таких внеплановых проверок стало намного меньше.

Рустем Сибгатуллин — заместитель министра экономики РТ, начальник департамента поддержки предпринимательства:

— Я думаю, что такое сильное сокращение числа проверок произошло потому, что был услышан посыл президента Российской Федерации. Ну и кроме того, прокуратура воспользовалась своим правом. Больше всего, по моему мнению, бизнесу мешают внеплановые проверки. Чем меньше бизнесмена проверяют, тем меньше отвлекают его от работы, тем легче ему заниматься текущими задачами. Вообще, проверки нужно проводить после определенной аналитической работы, выходить на проверку только туда, где в этом есть необходимость. Когда контролирующим органам надо в чем-то разобраться на месте. Таким образом и количество проверок уменьшится.

Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

— Сокращение проверок — позитивный результат долгой работы. Эту тему мы неоднократно поднимали в рамках рабочих групп, и после послания Владимира Путина прокуратура приняла решение о дополнительном пересмотре плана проверок. Значительное сокращение проверок относительно прошлого и особенно 2013 года — большой успех и большой подарок предпринимателям к Новому году. На самом деле, тема проверок до сих пор остается актуальной. Сейчас самое главное, чтобы госорганы, получив низкий план по плановым проверкам, не бросили свою активность на внеплановые, исключительно ради их количества. Мы не против проверок в целом, если они обоснованы, но часто внеплановые проверки проходят по совершенно надуманным поводам. Мы обращаемся к прокуратуре Российской Федерации с инициативой сначала проверять жалобы от населения на предмет анонимности. Думаю, ведомство к нам прислушается, и бизнес перестанут «кошмарить».

Валентин Голубев — генеральный директор бизнес-отеля «Татарстан»:

— Я вообще не вижу никаких проблем. Меня не смущает и не пугает наличие проверок — ни плановых, ни внеплановых. С тех пор, как ввели правило о проверках раз в три года, на моей практике ни разу не было случая, чтобы меня проверяющие застали врасплох, потому что план проверок вывешивается на сайте прокуратуры. Наш ресторан, к примеру, в 2013 году прошел все плановые проверки: Роспотребнадзор, Госалкогольинспекция, трудовая инспекция — всего порядка пяти проверок было. И обо всех мы узнали с сайта прокуратуры. Но даже если проверка назначается по жалобе потребителя, который не удовлетворен качеством услуг, об этом все равно предупреждают минимум за сутки. Если говорить о периодичности, то мое мнение таково: проверки раз в три года — это очень редко. Их нужно, возможно, раз в год проводить. Посудите сами: вот открылось заведение общепита, уведомило Роспотребнадзор об этом, а через два года работы юрлицо официально закрывается, и открывается новое юрлицо, которое также будут проверять только через три года. Таким образом можно долго избегать всяческих проверок. Или провели проверку в 2014 году, а в 2015-м там поменялся менеджмент, и «скатилось» заведение. И о санитарной обстановке и уровне обслуживания потребителей можно будет узнать только в 2017 году. Поэтому проверки должны быть чаще, тогда эффект от них будет — ты все время будешь в тонусе и свое предприятие будешь держать в рамках тех требований, которые предъявляются законом. Если у тебя все сделано правильно, то и бояться нечего.

Фанис Харисов — директор ООО «РекламаЦентр»:

— В нашей стране вообще сложно предсказать, какие последствия будут у каких-либо решений. С одной стороны, вроде бы заявление прокуратуры — это хорошо. Но что-то я очень сильно сомневаюсь, что в реальности проверок станет меньше. И что затрат у нас на проверяющих станет меньше, тоже не очень-то верю. Давно же уже говорят с самых высоких трибун, что надо сокращать количество проверок бизнеса. Как плановых, так и внеплановых. Но говорить-то говорят, а на местах у нас же не всегда слушают, что там говорят. И делают по своему. Мало что изменилось от этих разговоров. И думаю, что меньше проверок в 2015 году не станет, более чем уверен в этом. Может даже все будет с точностью до наоборот. У нас чем больше цифр, тем больше проверок, тем больше денег проверяющим организациям надо. Могу сказать, что слишком у нас много и контролеров, и проверок. Причем чаще всего заранее меня не предупреждают. Бывает иногда, что накануне позвонят, скажут, что завтра приедем. Но обычно все-таки сразу приходят, ставят перед фактом. В принципе, наверное, можно было бы нормально относиться к проверкам, если бы они действительно имели благую цель. Она-то вроде заявляется как благая. А по сути все проверки — это просто сбор денег. Контролеры вовсе же не стремятся что-то улучшить, обезопасить кого-то... Нет, просто сбор денег идет. В нашей стране так все построено.