Флера Даминова: «Главное в таком бизнесе понять, что надо уметь ждать. Но не на лавочке сидеть, а заниматься своим делом»

«РОСПИСЬЮ ЗАНИМАЮСЬ 10 ЛЕТ»

Флера, ваша мастерская напоминает музей с тщательно выстроенной экспозицией. Как вы это все создавали?

— Это помещение — собственность нашей семьи. Мы поначалу его сдавали, а когда моих работ накопилось много, я поняла, что девать их некуда, и сказала мужу: «Отдавай помещение мне». Муж согласился, сказал, чтобы я пробовала. Я развесила свои работы, и вот что получилось.

— Как я понимаю, это не только мастерская, но и ваш выставочный зал?

— В некотором роде. Я когда начала работать, очень много делала «в стол». Я недавно посчитала, что росписью я занимаюсь почти 10 лет, с 2005 года. У меня изначально было художественное образование. Работ у меня накопилось очень много, потому что по своему характеру я человек активный, я работаю каждый день. Разумеется, здесь далеко не все работы, я очень много их продаю, много просто дарю. Здесь, кстати, есть еще очень много выставочных образцов, я часто участвую в выставках — и в коллективных, и в персональных. Эти работы я стараюсь не продавать. Что касается выставочного зала в мастерской, когда приходят заказчики, они именно так и воспринимают интерьер, я же ничего этого уже не вижу, привыкла.

— Вот пришел человек с улицы, ему что-то понравилось. Он может сразу же у вас работу купить?

— Конечно, купить он может, но случайные люди ко мне не заходят. Если вы обратили внимание, у меня нет на дверях даже звонка. Ко мне приходят только по предварительной договоренности. Я работаю через интернет. Я нашла для себя такую удобную форму работы, заказчики у меня практически с территории всего нашего бывшего СССР. От Калининграда до Владивостока. Я очень ценю свое время и не могу его тратить на людей, которые просто пришли посмотреть. Получается, что я работаю практически в закрытом режиме.

— Хорошо, предположим, что я узнала о вас из интернета, мы договорились о встрече и мне понравились некоторые работы. Я смогу их прямо сейчас купить?

— Да, конечно. Это все, кроме выставочных работ, продается.

— В каких направлениях вы работаете?

— У меня четыре направления. Начинала я с того, что расписывала керамическую плитку. Эти плитки — это «фартуки» на кухню, это хаммамы, это камины. Еще одно направление — роспись дверей, это и классика, и стиль прованс, он сейчас пользуется популярностью. Роспись зеркал — этим я тоже занимаюсь. Позже, когда я купила муфельную печь, где при высокой температуре проходит обжиг, я начала расписывать посуду.

«Потребность в работе огромная, я готова и в выходные сидеть в мастерской, и только муж меня заставляет выезжать на воздух»

«Я ПОКУПАЮ «БЕЛЬЕ»

— То есть вы покупаете, скажем, простую белую тарелку и расписываете ее?

— Да, я покупаю «белье», я его не произвожу. Приобретаю готовые изделия, это могут быть отдельные предметы, а может быть и целый сервиз. Расписываю, обжигаю, там много есть специфических технических моментов, потом эту посуду можно использовать как самую обычную и даже мыть в посудомоечных машинах.

— Вы сказали, что у вас есть художественное образование, но сегодняшним бизнесом вы начали заниматься не сразу. Чем вы занимались поначалу?

— Я окончила художественную школу, которая очень много мне дала. Потом поступила в училище по классу резчиков, проучилась четыре года — и никак. Окончила училище, и больше ни стамеску, ни ножа не видела. Потом было замужество, ребенок, но порывы к творчеству сохранялись, муж меня всегда поддерживал, он понимает, что мне необходимо «выплеснуться». Я занималась керамикой, глиной, были у меня работы. И однажды сидела у телевизора и смотрела документальный фильм, это была лента о Португалии, там как раз рассказывалось о технике азулежа. И у меня в мозгу что-то щелкнуло, я поняла, что это как раз то самое, что я хочу. Я человек одержимый, если я ставлю перед собой цель, то я ее добиваюсь. Конечно, все получилось не сразу, но потихоньку, помаленьку пошло. И вот, наверное, сейчас я пожинаю плоды своего труда. Эти плоды приносит мое самообразование.

— Вы начали бизнес, у вас был стартовый капитал?

— Как такового стартового капитала не было, деньги тратила только на то, что покупала багетные рамы. Все остальное — художественные идеи в голове и руки. Это была счастливая звезда, покупать для старта ничего не было нужно. Позже понадобились дорогие краски, я себя балую, купила дорогие печи. Траты пошли позже. А поначалу были идеи в голове и радость от того, что сидишь и занимаешься любимым делом.

— Помещение мастерской, сколько здесь метров?

— 60 квадратных метров, как я уже сказала, это собственность нашей семьи. Куплено оно было давно и куплено удачно, что-то продали, что-то купили, так что все хорошо получилось. Оно покупалось не для меня, но именно мне пригодилось.

«РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ — 100 ПРОЦЕНТОВ»

— Какова сейчас рентабельность вашего бизнеса?

— Думаю, что 100 процентов или даже больше. Ведь то, что я делаю, это ручная авторская работа, дорогие краски, мое затраченное время. «Черный квадрат» Малевича — это, с одной стороны, обычный холст, но с другой стороны, это гениальная работа. Она стоит сумасшедших денег. Навыки, опыт, душевный вклад — это все надо учитывать.

— Кто ваши покупатели?

— Это люди, чей достаток выше среднего. Крупные заказы, например, «фартуки» на кухню, где длина может быть 3 - 4 метра, хаммамы, это одно направление бизнеса и одни цены, определенные заказчики. Есть еще мелочевка, я ее тоже люблю и не бросаю, ее могут позволить себе люди со скромными доходами.

— Наши VIP'ы к вам обращаются?

— Нет, не припомню. Из Казани вообще заказчиков не так много. У меня есть сайт, я стала продвинутым пользователем, и на мой сайт выходит очень много заказчиков из других городов. В Казани я работаю с дизайнерами, у которых есть крупные заказы, а кто их заказчики — я не знаю.

— У вас есть конкуренты на рынке?

— Конечно, есть, хотя я с ними знакома только на просторах интернета. В Казани я не знаю никого, кто бы работал в том же направлении, что и я. У нас в городе люди делают какие-то попытки, но это все на уровне народного творчества. В Москве есть художники, работающие в этом направлении, мы знаем работы друг друга, общаемся. Мало того, у меня много друзей в Аргентине, в Португалии, они художники. Мы общаемся, они покупают мои работы. Такая связь важна.

«МОДА НА ПРОВАНС — ЭТО ПОВЕТРИЕ»

— Что собой сейчас в Казани представляет рынок дизайнерских услуг?

— На этот вопрос ответить сложно. Сначала я входила в дизайнерскую тусовку, мне было интересно, но потом я решила не тратить на это время. Ко мне обращаются дизайнеры из Москвы, из Питера, очень активно обращаются. Вот только что обсуждала заказ с дизайнером из Юрмалы. Что касается нашего рынка дизайнерских услуг, то этот рынок в Казани очень хорошо сформирован. Но я стою немного в стороне. Я не художница — на холсте не пишу. И вроде бы не дизайнер в чистом виде.

— Как я поняла, самый частый заказ — это «фартук» на кухне?

— Заказывают всего понемногу. Но лето — это пора ремонтов. «Фартуки» идут очень хорошо. Темы чаще всего — прованс, лаванда, деревья, петушки.

— Откуда такая мода на прованс?

— Вот такое поветрие. Я как-то от него уже подустала, но что делать, заказы идут. Хотя могу с гордостью сказать, что недавно был у меня очень интересный «фартук» — по мотивам Кустодиева. Он в Москве, я собрала в этой работе мотивы нескольких работ Кустодиева и назвала «фартук» «Русская провинция». «Фартуки» обычно заказывают заранее, вместе со строительством дома. Мне было интересно сделать «фартук» на тему русской природы, это было бы очень красиво, но заказывают другое.

— На вашем сайте видела работы Альфонса Мухи...

— Это мои ранние работы, это был мой период Мухи. У каждого художника бывают периоды увлечения каким-то мастером.

— Муха очень декоративен.

— Да, декоративен, у меня потом было много заказов на эти работы.

«Я участвовала в «Фазенде» два раза. Мои работы увидели в интернете, мне позвонили и предложили принять участие в передаче. Я не была ничьей протеже»

— В каком диапазоне колеблется уровень цен на ваши работы?

— Один квадратный метр фартука стоит у меня 75 тысяч рублей, а они бывают далеко не по одному метру. Средняя цена «фартука» — 300 тысяч рублей. Минимальная цена — тарелочка за 500 рублей.

«ОТДАЧА ОТ САЙТА ХОРОШАЯ»

— Как возникла идея презентовать себя через интернет?

— Когда я начала развивать свой бизнес, позиционировать себя, то просто устала платить деньги журналам, я давала печатную рекламу, и очень много. Это было накладно, а отдачи не было. Просто была пустота. Я платила фотографам, копирайтерам... Потом мне сделали сайт, я научилась его продвигать, все научилась делать сама. Сама занимаюсь сайтом, сама пишу статьи, худо-бедно умею высказывать о своей работе все, что хочу. Отдача от сайта очень хорошая, заказы появились, и их много.

— Откуда основные заказчики?

— Москва, Питер — основные заказчики. Заказывают из-за границы. Сибирь, Владивосток много заказывают. Сейчас есть такая группа людей, которые любят заказывать через интернет.

— Наверное, в этих городах и «сарафанное радио» помогает?

— Конечно. Кто-то к кому-то пришел, увидел мою работу, захотел такую же. Так что, повторюсь, заказчики от Калининграда до Владивостока.

— Где вы берете «белье»?

— Покупаю в магазинах, это можно найти и в Казани. Много заказываю в Москве на специальных сайтах для фарфористов. Я люблю заказывать оптом, люблю, чтобы у меня всего было много. Я как гоголевская Коробочка, которая все собирает.

— Насколько трудно шло становление бизнеса? Или все было, как песня?

— Я хотела все сейчас, сегодня и прямо вот все сразу. Сейчас, по прошествии лет, я поняла, что всему свое время. Нужно выждать и подготовится, сразу бизнес не развивается. Эмоционально было неприятно. Но что в моем бизнесе? Только работай и все. Все придет рано или поздно. Меня всегда поддерживал муж, он тоже занимается бизнесом. Ему было важно, чтобы я была занята. Для становления моего бизнеса было нужно время, упорство и оттачивание мастерства, я ходила к педагогам, училась. Всегда шла работа над собой.

— Какие подводные камни ждут людей, которые решат заняться таким же бизнесом?

— Мне часто задают такие вопросы начинающие художники. Главное в таком бизнесе понять, что надо уметь ждать. Но не на лавочке сидеть, а заниматься своим делом, рисовать для себя, если нет заказов. Я долгое время рисовала просто для себя. Кроме этого, я активно себя продвигала — участвовала в выставках, в арт-галереях, чтобы узнали, чтобы зацепились. Это тогда было для меня очень-очень важно. Рекламу давала, в тусовках принимала участие. Если все это понять и взять на вооружение, подводные камни будут не так страшны.

— Флера, все ваши работы такие разные. В чем вы черпаете вдохновение?

— В самом разном — мне интересна и эпоха Возрождения, и барокко, и прованс с его простыми цветами, и восточные мотивы. Мне все это очень нравится, и все дает вдохновение. То, что нравится, остается в голове и в душе, а потом реализуется в работах.

— Насколько хорошо идет роспись дверей?

— Хорошо идет. Очень много заказывают. У меня для дверей три темы — классика, Прованс — лаванда, поля, и мой козырь — восточные мотивы. Такие двери годятся для марокканского интерьера, я очень люблю такой стиль. Когда я делаю такие работы, я просто отдыхаю.

— Заказчики привозят к вам двери?

— По-разному, бывает, что сами привозят двери. А когда заказчик не хочет заморачиваться, сама их покупаю, расписываю и отправляю транспортными компаниями по всей России. Я покупаю недорогие двери, покупаю в строительных магазинах, в основном их цена там около 2 тысяч рублей.

— А после вашей работы?

— Это уже зависит от наполнения. В основном цена бывает от 15 тысяч рублей. Если заказывают золочение, еще набегает.

— Двери чаще заказывают для коттеджей?

— И для коттеджей, и для квартир.

«НА АРТ-ГАЛЕРЕЕ НЕТ ПРОДАЖ»

— Существует мнение, что арт-рынок в Казани не сформирован. Продаж нет, потребности покупать произведения искусства нет. Вы с этим согласны?

— Абсолютно согласна. Вот, например, арт-галерея, которая каждый год проходит на Казанской ярмарке. Там все просто по нулям. Платишь аренду, и все... Я поначалу там тоже выставлялась. На одну из арт-галерей приехала коллега из Перми и была потрясена тем ужасом, что происходит в Казани. Она не могла понять, как в городе, где есть художественное училище, филиал Суриковского института, музей, выставочные залы, такая низкая культура потребления. Я три года выставлялась на арт-галерее, продаж не было совсем, но мне было важно заявиться. Кстати, сейчас многие известные казанские художники ездят на выставки в Пермь. Там они прекрасно продаются.

— Почему же в Казани нет продаж?

— Очень низкий уровень людей. Иногда смотришь на посетителей тех же арт-галерей и думаешь, что они, наверное, пришли не за картиной, а за медом. Не знаю, почему этот уровень такой низкий, наверное, люди не развиваются, не читают. Хотя и музеи в городе хорошие, и галереи есть.

— То, чем вы занимаетесь, имеет отношение к интерьерам. У людей имеется естественное желание украсить среду обитания. Чем же ее украшают?

— Ну, привозят, например, из Эмиратов — дорого и богато, чтобы блестело, чтобы завитушки были. На арт-галереях, например, активно покупают не хорошие авторские работы, а ширпотреб.

— Ваша собственная квартира в каком стиле сделана?

— В классическом английском стиле. Делали все сами, в основном муж, он очень хорошо все видит и чувствует. Но вещей много, нам они уже падают на голову — какие-то статуэтки, картины.

— Каковы ваши пристрастия в живописи?

— Вот видите мою мастерскую — здесь все разное. Сегодня мне нравятся ботанические сюжеты, а завтра я буду заниматься только восточными орнаментами. Я так рада, что у меня нет узкой специализации! Рисую то, что мне нравится. Потребность в работе огромная, я готова и в выходные сидеть в мастерской, и только муж меня заставляет выезжать на воздух.

— У вас нет в планах расширить бизнес, взять помощника?

— Наверное, нет, хотя очень многие ко мне просятся. Я не готова работать еще с кем-нибудь, надо общаться с человеком, контролировать его. Это не для меня. Я сама отвечаю за себя, за те обязательства, что беру перед заказчиками, все в сроки выполняю.

«Все действительности просто — работай хорошо, и заказчики найдут к тебе дорогу»

— Вы можете делать параллельно несколько работ?

— Я так и делаю. Если, например, есть заказ на «фартук», он долгоиграющий, я параллельно могу расписывать тарелки.

«МНОГИХ ЗАКАЗЧИКОВ ДАЖЕ В ЛИЦО НЕ ВИДЕЛА»

— А бывает так, что человек что-то заказал, а потом снова к вам приходит?

— Так постоянно бывает. Даже если люди уже сделали себе интерьер в квартире, они потом покупают у меня что-то на подарки. Многих заказчиков я и в лицо не видела — заказывают по интернету.

— Насколько часто заказывают сервизы?

— Заказывают, но я не очень люблю сервизы расписывать, я не миниатюрист. Тарелки — это другое дело. Часто заказывают большие настенные тарелки — 6, 12, 18 тарелок — это я люблю делать. Дизайнеры очень любят заказывать мне такие тарелки. Недавно дизайнер из Москвы купила у меня партию и повезла их заказчице в Калининград.

— Вы делаете еще и шамаили?

— Те, что у меня в мастерской, я их готовила на выставку в мечеть «Кул Шариф». Я вижу красоту орнамента — у меня такой подход. Когда мои работы выставлялись в этой мечети, их покупали, там место такое — намоленное. Очень многие покупатели были из-за границы.

— Вы не пробовали продавать работы через магазины Казани?

— Я поначалу так и делала. Но продажи там были никакие. Я сейчас все свои вещи продаю только из своих рук. Интернет — это моя площадка, всем рекомендую.

— Вы много путешествуете?

— Много, мы с мужем ездим несколько раз в год. Это так мне полезно! В Италии, например, меня потрясают фрески, расписанные потолки, невозможно не видеть галерею Уффици, Рим, музеи Ватикана. Все это в моей душе. Я начала делать работы по мотивам этих впечатлений, кое-что пробую.

— Помимо работы, что еще в жизни происходит?

— У меня взрослая дочь, она замужем, живет в Москве. Мы с мужем живем вдвоем. Утром занимаемся спортом, обедаем, потом прихожу в мастерскую. Работаю 5 - 6 часов, на ночь ставлю изделия в печку, днем обжигать нельзя — ядовитые испарения от краски. Краски у меня импортные, заказываю в Москве на специальных сайтах.

— Вы принимали участие в передаче Первого канала «Фазенда», как вы туда попали?

— Я участвовала в «Фазенде» два раза. Мои работы увидели в интернете, мне позвонили и предложили принять участие в передаче. Я вела мастер-класс — расписывала зеркало. Во второй передаче я расписывала часы. Мне было очень приятно, что меня пригласили, просто увидев мои работы. Я не была ничьей протеже. Работы понравились, потому и взяли. Все действительности просто — работай хорошо, и заказчики найдут к тебе дорогу.