Совет директоров КАМАЗа утвердил изменения параметров программы стратегического развития до 2020 года (на фото Сергей Когогин и Сергей Чемезов)
Совет директоров КАМАЗа утвердил изменения параметров программы стратегического развития до 2020 года (на фото - Сергей Когогин и Сергей Чемезов)

«МЫ НЕ ХОТИМ НИКОГО ОБМАНЫВАТЬ»

Сегодня ОАО «КАМАЗ» на своем официальном сайте разместило сообщение о том, что на прошедшем вчера в Москве заседании совета директоров компании была утверждена актуализированная программа стратегического развития компании на период до 2020 года. В связи с этим председатель правления, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин выступил с официальным обращением. Текст лаконичен, политически корректен и... малоинформативен, как советские газеты, где правду нужно было воспринимать между строк. Приводим его полностью, чтоб читатель сам мог сделать выводы:

«Уважаемые акционеры, бизнес-партнеры, сотрудники КАМАЗа!

Деятельность КАМАЗа неразрывно связана с социально-экономическими процессами, происходящими в России и в мире. Замедление развития российской экономики, рост неопределенности на мировых рынках, осложнение геополитической обстановки оказывают значительное влияние на деловую активность и инвестиционные планы развития бизнеса, что соответственно сказывается и на спросе на автомобильную технику. Принимая во внимание эти тенденции, КАМАЗ скорректировал свою стратегию и готов ответить на новые вызовы.

Начато кардинальное обновление модельного ряда: выведен на рынок магистральный тягач нового поколения, линейка новых моделей будет планомерно расширяться. КАМАЗ приступил к реализации крупнейшего в своей истории проекта реинжиниринга, нацеленного на создание высокотехнологичного, гибкого, энергоэффективного производства. Развивая взаимовыгодное сотрудничество с партнерами, усиливая интеграцию в мировую автомобильную промышленность и расширяя рынки присутствия, мы должны повысить эффективность КАМАЗа до уровня передовых компаний отрасли, обеспечив нашему предприятию долгосрочную конкурентоспособность и устойчивое развитие.

С уважением и уверенностью в наших успехах, С.А. Когогин».

Если ранее планировалось выйти на ежегодный объем продаж техники в 80 тыс. машин в год, то теперь планку снизили до 60 - 70 тысяч

В комментарии к новости об актуализации стратегии пресс-служба компании отмечает, что новые параметры учитывают возможные сценарии изменения макроэкономической и рыночной конъюнктуры, реализации этапов программы реинжиниринга, доступности инвестиционных ресурсов и другие факторы, обеспечивая при этом необходимую динамику развития и устойчивость бизнеса ОАО «КАМАЗ». Сохраняя неизменными стратегические приоритеты развития (ключевой рынок — Россия, позиционирование в среднем ценовом сегменте, интеграция в мировую автомобильную промышленность, развитие партнерства с корпорацией Daimler), компания скорректировала параметры стратегических целей, достигаемых к 2020 году.

Если ранее к 2020 году планировалось выйти на ежегодный объем продаж техники в 80 тыс. штук, то теперь этот показатель составляет 60 - 70 тыс. штук. Доля продаж за рубежом — 20 - 30% (было 25%), выручка — 230 - 270 млрд. рублей (было 350 млрд. рублей), EBITDA, процент от выручки — 8 - 10% (было 14%), инвестиции — 60 - 80 млрд. рублей (было 62 млрд. рублей).

Руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что компания не хочет никого обманывать ни сейчас, ни в будущем. «Актуализация стратегии — это наша реакция на события, которые происходят в экономике страны и мира, что называется, чтобы не обманывать никого — ни себя, ни инвесторов — мы как ответственная компания, естественно, изменили параметры того, каким мы видим будущее. Изначально, когда принималась первая редакция нашей стратегии, у нас там было написано, что к 2020 году мы будем продавать ежегодно 100 тысяч автомобилей. Затем мы это пересмотрели и уменьшили до 80 тысяч грузовиков, сейчас поставили «вилку» в 60 - 70 тысяч машин. Это соответствует тем прогнозам рынка, которые мы на сегодня имеем. Что касается уменьшения выручки, то это наша реакция на курсовое изменение, поскольку совершенно очевидно, что это приведет к удорожанию комплектующих, импорта, который мы все-таки закупаем», — сказал Афанасьев.

На КАМАЗе начато кардинальное обновление модельного ряда: выведен на рынок магистральный тягач нового поколения (фото: autostat.ru)

Он также подчеркнул, что сейчас такое время, что очень трудно давать какие-либо прогнозы и точно просчитать ход событий в будущем. «Мы пока даже не знаем, как мы закончим год, — отметил наш собеседник. — Как вы знаете, в ноябре мы продали на российском рынке 2,5 тысячи грузовиков, а это наиболее высокие показатели начиная с июля этого года, когда наблюдалось падение продаж грузовиков в среднем с 3 до 2 тысяч единиц в месяц. В декабре в связи с ажиотажным спросом, спровоцированным известными событиями, у нас тоже продажи идут неплохо. Посмотрим, какие будут итоговые показатели, пока сказать сложно. В таких условиях точно определить, сколько инвестиций у нас будет к 2020 году, нереально. Ведь, скажем, производители оборудования есть и в США, и в Европе, и в Китае, и в Южной Корее, и в Японии. Кроме того, мы рассчитываем на то, что и в России найдем нужное нам оборудование. Сколько оно будет стоить — пока вопрос. Кредитные линии у нас открыты, мы частично уже начали кредитоваться для закупки нового оборудования. Кстати, на прошлой неделе мы получили правительственный документ, всеми согласованный, о предоставлении госгарантий и сейчас уже можем размещать облигации под эти госгарантии. Но в нынешней ситуации размещение пока нецелесообразно. Поэтому мы будем следить за рынком и разместим облигации тогда, когда это будет выгодно».

Отметим, что на КАМАЗе в этом году уже говорили о пересмотре планов. Когогин в октябре впервые дал понять, что бизнес-план на 2014 год компания выполнить не сможет. Отвечая на вопрос, какой объем продаж компания ожидает в текущем году, Когогин сказал: «41 тысяча, не больше». Это означает, что снижение продаж составит 6,4%. Ранее компания в своем отчете за 2013 год прогнозировала снижение продаж по итогам 2014 года на 2% до 43 тыс. грузовиков, эта цифра была определена в качестве бизнес-плана на текущий год. Кризис кризисом, но экономика — это вещь объективная, где давно применяются математические модели и исследования рынков. Прогнозы соответствующих служб КАМАЗа удивляют в очередной раз своим попаданием в «молоко», не пора ли Когогину сменить своих экономических стратегов и маркетологов?

«ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА МЕСЯЦА ИЗМЕНИЛОСЬ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», отметили, что, несмотря на всю имеющуюся неопределенность на рынке и сложность что-либо прогнозировать, жить совсем без плана тоже нельзя. Однако некоторые подчеркнули, стратегия КАМАЗа — это стратегия не только одной отдельной компании, но и города, республики, страны, поэтому неправильно закладывать в планы уменьшение выручки на 100 млрд. рублей.

Нарек Авакян — директор аналитического отдела инвестиционно-консалтинговой компании «Доверие»:

— В условиях, когда меняется ситуация, безусловно, надо менять и стратегию развития своего предприятия. Что КАМАЗ и сделал. А то, что он уменьшил свои прогнозные показатели, — это их видение ближайшей перспективы. Сейчас компании и официальные российские ведомства вынуждены исходить из консервативных прогнозов и стратегий. Это означает умеренность — минимум оптимизма, но и пессимизм должен быть прагматичным. Исходя из этого и составляются все эти стратегии. Но далеко не факт, что ситуация пойдет именно по этому сценарию.

Я же смотрю на российское машиностроение очень позитивно. Тому есть несколько причин. Во-первых, девальвация рубля будет способствовать импортозамещению и освоению экспортных направлений. Этот процесс, собственно, уже начинается. Во-вторых, то, что мы наблюдаем сегодня в экономике, не продлится вечно. Это будет еще в 2015 году, а в 2016-м будет уже оживление. В особенности именно в промышленности. Это означает, что вырастет спрос на промышленную продукцию, которую в том числе реализует и КАМАЗ.

Впрочем, уже в 2015 году промышленность будет себя чувствовать несколько лучше, чем экономика в целом. Кроме тренда на импортозамещение и освоение экспортных направлений надо еще иметь в виду, что государство активно помогает именно сфере промышленности в отличие от сферы услуг. Вообще, у нас вся эта ситуация в экономике из-за сферы услуг. По декабрю могу сказать, что в промышленности активность, несмотря на все передряги, растет, а в сфере услуг — ни в какие ворота не лезет. И вот эта сфера действительно в кризисе.

Игорь Моржаретто — заместитель главного редактора журнала «За рулем»:

— Хаос в стране или не хаос, но надо как-то пытаться планировать свою жизнь, свою деятельность, хотя бы на какое-то короткое время. Поэтому правильно то, что КАМАЗ пытается приспособить свою программу развития к изменившимся реалиям. Понятно, что она и дальше будет как-то меняться, если будут реалии меняться. Но нельзя работать без плана. Надо хоть чуть-чуть пытаться предсказать свою деятельность в условиях такого курса рубля, такого спроса на рынке и т.д.

Предсказать, насколько выполнимы новые показатели, сложно. Вот в той ситуации, которая у нас сложилась конкретно на сегодняшний день, да, вероятность выполнения существует. Если что-то изменится в лучшую сторону, наверное, удастся больше КАМАЗу реализовать грузовиков и получить большую выручку. Если в худшую сторону, то... Тут трудно что-то сказать, но работать вообще без каких-то ориентиров, без каких-то вех — куда мы идем, зачем мы идем и что мы вообще хотим сделать — невозможно в принципе. Тогда нужно просто плюнуть, закрыть завод и разойтись по домам.

КАМАЗ прогнозирует уменьшение своих продаж на ближайшие пять лет. Как поведет себя рынок грузовых автомобилей в этот период, сказать сейчас вряд ли можно. Слишком долгий срок. Но на 2015 год я даю прогноз, что рынок грузовых автомобилей будет стагнировать. Возможно, это продолжится и в 2016 году. А на более долгий срок я бы не стал строить прогнозов. Потому что ситуация меняется стремительно. За последние два месяца у нас изменилось практически все.

Фото:gtlk.ru

«НЕПРАВИЛЬНО ЗАЯВЛЯТЬ УМЕНЬШЕНИЕ ВЫРУЧКИ НА 100 МИЛЛИАРДОВ»

Рафаэль Батыршин — гендиректор ООО «РариТЭК»:

— Все закономерно: банки перестали выдавать кредиты, соответственно, стройки сокращаются, техника нужна в меньшем количестве. Автопром — он как индикатор, мгновенно реагирует на рынок. Стратегия принимается под диктовку рынка, если доллар пойдет вниз, сделаем шаг назад. У нас много техники уходило на Украину, сегодня мы этот рынок потеряли, а что нас ждет весной 2015 года, предугадать невозможно. Самое страшное — это уменьшение объема продаж. Но есть и позитивные моменты — заработала программа утилизации на 2015 год, и это стимул, это надежда догнать рынок. Хорошо заработала программа газомоторной техники, государство выделило 3,7 миллиарда. Это тоже увеличение объема продаж. Для нас как продавцов ситуация на рынке нехорошая, но за счет этих государственных программ мы рассчитываем план реализации выполнить, для завода это тоже возможность удержаться в рамках плана.

Леонид Штейнберг — гендиректор ООО «Транспортно-коммерческая фирма «Кама-Тракс»:

— Это стратегия не только КАМАЗа, но и города, республики, страны. Я как гражданин города и страны считаю, что это неправильно — заявлять уменьшение прогноза по выручке практически на 100 миллиардов. Город — это КАМАЗ, КАМАЗ — это город, и сумма заявляется огромная, а в ней в том числе сидят учителя, врачи, милиционеры. КАМАЗ ведь строила вся страна, он должен все это отдавать.

Я сегодня слышал, что в Европе есть разумные предприниматели, завязанные на услугах для россиян, туристический бизнес, например, снижает цены до 60 процентов. И сам разговаривал с турецкими предпринимателями — они говорят, что сейчас прорабатывают 50-процентные скидки для российских контрагентов. А если они появятся, все остается по-старому.

Правда, в среде перевозчиков повышения спроса на автомобили пока не наблюдается. Наоборот, многим приходит кирдык. Хотя спрос на услуги перевозок растет, но ведь запчасти дорожают, не приходится рассчитывать, что Mercedes или Scania войдут в наше положение. Поэтому нам надо совершенствовать свои машины. Когда «КАМАЗ» строился, возникла проблема с электронной начинкой — электронику разбазаривали и воровали. Тогда собрали умных людей, и они за месяц все восстановили. Сегодня перевозчики не хотят покупать «КАМАЗы», разве что модель 5490, если она будет доведена до совершенства. Надо заниматься, и перспективы будут.