СУДЕЙСКУЮ МАНТИЮ ПРИМЕРИЛ ЭКС-УПРАВДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РТ

Первым делом парламентарии восполнили кадровый пробел в Конституционном суде РТ, который в связи с истечением максимального 10-летнего срока полномочий покинули его председатель Виктор Демидов и судья Флер Багаутдинов.

На вакантные места был предложен начальник правового управления аппарата кабмина РТ Рашид Гафиятуллин. «Он принимал участие в регламентации отношений между федеральным центром и субъектами», — дал характеристику руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров. Вторым был назван бывший управделами президента РТ Фархат Хуснутдинов. «Вы состоите в какой либо партии?» — спросил у него представитель КПРФ Артем Прокофьев. «С 2006 года в «Единой России», но в случае избрания напишу заявление о выходе», — ответил Хуснутдинов. Что и придется делать — впоследствии судьи (КС состоит из 6 судей) выдвинули его на должность председателя, а депутаты единогласно поддержали.

Фархат Хуснутдинов
Фархат Хуснутдинов

ЛЕГКИМ ДВИЖЕНИЕМ РУКИ ДЕФИЦИТ ПРЕВРАЩАЕТСЯ...

Какое же заседание Госсовета без изменения бюджета РТ, да еще если оно последнее в году? На этот раз министр финансов РТ Радик Гайзатуллин предложил депутатам увеличить доходы бюджета уходящего 2014 года сразу на 14,3 млрд. рублей — до 179,2 млрд. рублей. Во-первых, допсредства появились из-за того, что в очередной раз по некоторым статьям поступлений оказалось больше запланированного (впрочем, и минфин, и Госсовет традиционно придерживаются более осторожного варианта событий — лучше потом добавить, чем резать по живому, сокращая финансирование). Так, сумму поступлений налога на прибыль Гайзатуллин предложил поднять сразу на 7,5 млрд. рублей — главным образом за счет нефтяников, ТАИФа и КМПО. Еще на 1 млрд. надо пересмотреть поступления по акцизам по алкоголю — динамика «производства и реализации» вполне «положительная». На 116 млн. рублей больше планируемого пришло в казну средств по «упрощенке» в связи «с улучшением финансовых результатов деятельности налогоплательщиков». Мелочь, а приятно. Организации по налогу на имущество перечисли на 131 млн. больше, поступления по транспортному налогу — на 550 млн. рублей, правда, тут уже «драйвером» стали поступления от физлиц. Еще среди доппоступлений — 615 млн. рублей от оказания платных услуг и 873 млн. рублей — от различных штрафов и санкций.

Во-вторых, дополнительные средства пришли из федерального бюджета. Перечислим основные направления, чьи представители получили подарок к Новому году. Так, на господдержку сельского хозяйства выделено 1,9 млрд. рублей, на закупку автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе, — 764 млн. рублей, на сбалансированность бюджетов — еще 495 млн. рублей. Еще на развитие инновационных кластеров (246 млн. рублей), на развитие мелиорации (93 млн. рублей), беженцам с Украины (61,5 млн. рублей).

Отметим, что из-за снижения курса рубля к доллару и евро был повышен предел госдолга РТ. Депутаты утвердили его в размере 99,4 млрд. рублей, что на 2 млрд. выше прежнего параметра.

Впрочем, допсредства все равно не покрывают всех расходов — они теперь у бюджета РТ составляют 199 млрд. рублей, что на нескромные 19,9 млрд. рублей больше доходов. Это, конечно, меньше, чем было еще сегодня утром до начала заседания (23,5 млрд. рублей), но все равно прилично. «Так мы сумеем до конца года закрыть дефицит?» — уточнил Ильшат Аминов.

«Да!» — по-военному четко ответил Гайзатуллин. Дефицит полностью закрывается «остатками на начало года» и «неполученными бюджетными кредитами».

Такое туманное объяснение не оставило у парламентариев никаких вопросов — «финансовая алхимия» нашего минфина такова, что переспорить или разобраться с ней практически невозможно...

«МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО ИДЕМ НА НЕПОПУЛЯРНУЮ МЕРУ»

Зато вопросы — и довольно неприятные — депутаты задали министру транспорта РТ Ленару Сафину. Он представлял законопроект, согласно которому устанавливается штраф за неоплату парковочного места на муниципальной парковке в 2,5 тыс. рублей. Напомним, согласно задумке казанских властей, с апреля 2015 года начинается реализация пилотного проекта, который территориально ограничен улицами Татарстан, Пушкина, набережной реки Казанка, ул. Батурина, Кремлевской набережной, ул. Саид-Галеева, ул. Нариманова. На 27 участках улично-дорожной сети в данных границах предусматривается организация 1250 парковочных мест. На всех остальных улицах данной территории остановка и стоянка транспорта будут запрещены. Стоимость часа парковки — 50 рублей.

Сафин напомнил депутатам, что для Казани проблема движения и размещения транспорта является проблемой №1. Нет культуры цивилизованной парковки — машины бросают, где попало, что затрудняет движение общественного транспорта. «За нарушения правил парковки только в Казани эвакуировано более 45 тыс. авто. Составлено более 61 тыс. административных материалов, — перечислял Сафин. — При этом перед Универсиадой инвесторами было построено 11 новых парковок с общий количеством более 6 тыс. мест. В часы пик заполняемость составляет от 30 до 90 процентов. Но это не решает проблемы перегруженности наших дорог в центре города».

Ленар Сафин
Ленар Сафин

В качестве спасительной меры и предлагается ввести платные муниципальные парковки, что ограничит транспортные потоки в центре города и будет стимулировать горожан чаще пользоваться общественным транспортом.

«Мы понимаем, что идем на непопулярную меру, но данный законопроект — это единственный способ упорядочить парковку в центре города и ориентировать наших автомобилистов на максимальное использование общественного транспорта, — заявил министр. — В Москве, где также введены муниципальные парковки, мы наблюдаем положительные результаты — увеличилась скорость движения на 12 процентов, сократилось количество нарушений правил парковки на 60 процентов, сократилось количество личного транспорта».

50 РУБЛЕЙ — РАЗВЕ ЭТО СПРАВЕДЛИВО?

«Не слишком ли много мы вводим заградительных мер для населения?» — спросил лидер фракции КПРФ Хафиз Миргалимов. «Согласитесь, на автомобиле в центральную часть города ездят не пенсионеры, а люди из социально обеспеченной среды», — ответил министр. И добавил, что таким образом у этих людей из социально обеспеченной среды будет формироваться культура парковки. Правда, на вопрос о том, насколько в центре Казани увеличится пропускная способность дорог, так и не смог ответить, сославшись, что расчеты делал исполком Казани. Но предположил, что мера «позволит значительно разгрузить центральную часть города».

Откуда возникла стоимость в 50 рублей, поинтересовался коммунист Артем Прокофьев. Сафин вновь сослался на муниципалитет. «Экономические расчеты они вам предоставят. У меня их нет. Могу сказать только, что цена сопоставима с другими городами и вполне логична».

Рафаэль Юнусов (слева)
Рафаэль Юнусов (слева)

Депутат из Челнов Рафаэль Юнусов спросил: разве справедливо устанавливать стоимость парковки в 50 рублей для Казани и, скажем, Елабуги, Чистополя или тех же Набережных Челнов, ведь там совсем другие доходы? Для других городов такой проблемы нет, развел руками министр. Тогда депутат просто смоделировал ситуацию: «Вот улица, стоит здание, в нем работают люди, паркуются напротив здания. Теперь там установили муниципальную парковку. Что делать сотрудникам?» «Ездить на работу на общественном транспорте или платить 50 рублей в час», — сказал как отрезал Сафин.

«А общественный транспорт готов принять новый поток людей? — спросил Рифат Ганибаев. — Для того, чтобы добраться из центра в Борисково, приходится ждать троллейбус №6 полчаса. А в Борисково с Горок — почти час! Как людям добираться?»

«Если есть проблемы, увеличим частоту. Разберемся», — пообещал Сафин.

«МЫ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ ПОЛИТИЗИРОВАТЬ ВОПРОС, НО...»

Прокофьев, комментируя законопроект, напомнил про политический подтекст — в сентябре 2015 года состоятся муниципальные выборы, а сам год обещает быть кризисным. «Мы не заинтересованы, чтобы политизировать этот вопрос, но если ничего не поменять, то вопрос с парковками, хотим-не хотим, будет политизирован», — заявил коммунист. Автомобилисты являются активной частью общества, которые и так несут большую нагрузку по различным кредитам — ипотека, автокредиты, вложения в бизнес, и в условиях кризиса «мы наносим еще один удар».

Артем Прокофьев (справа)
Артем Прокофьев (справа)

В Казани стоимость часа парковки составляет 50 рублей, продолжил Прокофьев, что «на уровне Москвы, а доходы населения у нас в два раза ниже». В Екатеринбурге доходы выше чем в Казани, но стоимость парковки установлена в 30 рублей. Что касается крытых парковок, то с появлением уличных парковок в 50 рублей, они сразу повысят цены, заявил Прокофьев. Аналогичная ситуация со штрафом — он выше в Москве, но ниже в других городах. «И не совсем понятно, если машины вместо бесплатной парковки будут стоять за деньги, как за счет этого общественный транспорт поедет быстрее?» — спросил он.

«Как повела себя Казгордума? Депутаты поступили очень мудро. Они приняли один пункт о введении единого парковочного пространства. А все остальное проходило решением исполкома. Депутаты идут на выборы и они понимают, что им придется отвечать. «Мы проголосовали за парковочное пространство, мы не голосовали за плату, тем более за такую», — вот что они будут говорить. А теперь взглянем на роль депутатов Госсовета. На нас возложена практически черная работа — мы должны установить запредельный штраф в 2,5 тысячи рублей, чтобы все это заработало!» — эмоционально заявил Прокофьев. И заявил, что Госсовет не должен принимать законопроект, пока «муниципалитеты не приведут плату за парковку в разумные рамки».

Марат Галеев (справа)
Марат Галеев (справа)

«ИНАЧЕ ЗАКОНОПРОЕКТ ВЫЗОВЕТ РЕАКЦИЮ. И ВРЯД ЛИ ПОЗИТИВНУЮ»

«Эмоциональное выступление Прокофьева в значительной мере оправдано, — впервые за долгое время согласился с коммунистами представитель «Единой России» Марат Галеев. Казань не обойдет проблема всех старых городов, и законопроект имеет право быть вынесенным на обсуждение, но в нем нет важных пунктов. Так, не учтены интересы жильцов, проживающих в центре города, хотя в Москве проживающие в районе с муниципальной парковой могут парковаться бесплатно. Во-вторых, рестораторы, которые и без того испытывают спад в посетителях, «ранее предлагали разумные предложения» — хотя бы по часам, после часа пик, открыть места для парковок: «И вроде бы никто сильно не возражал». Но в данном законопроекте это тоже не отражено, и весь тот пыл, который весной был потрачен на дискуссии бизнес-сообществом уходит в небытие», — разочарованно отметил Галеев. И заявил, что надо более гибко подходить к законопроекту. «Иначе он вызовет реакцию. И вряд ли позитивную».

В итоге со скрипом, но депутаты, договорившись внести существенные изменения, проголосовали за принятие данного закона в первом чтении. При этом «за» проголосовали лишь 58 человек, против — 10, еще 14 воздержались. Завершение года у парламентариев получилось непраздничным...

Справка

Фархат Хуснутдинов. Родился в деревне Большой Кукмор Кукморского района ТАССР в 1964 году. Окончил Казанский государственный университет им. Ульянова-Ленина (1992 г.) по специальности «Правоведение». Трудовую деятельность начал в 1982 году. Работал лаборантом кабинета химии казанской средней школы №18, лаборантом Казанского государственного университета им. Ульянова-Ленина (1983 г.).

С 1984 по 1986 гг. служил в рядах Советской Армии.

С 1989 по 1993 гг. работал юрисконсультом на предприятиях г. Казани.

В 1993 г. начал трудовую деятельность в министерстве юстиции РТ (специалист 2 категории, специалист 1 категории, заведующий информационно-правовым бюро при минюсте РТ).

С 2000 по 2003 гг. — помощник генерального директора — референт, помощник генерального директора по юридическим вопросам производственно-энергетического объединения «Татэнерго» (г. Казань).

С 2003 по 2005 гг. — директор АНО «Третейский энергетический суд». В 2005 г. был назначен помощником премьер-министра РТ, в этом же году возглавил секретариат премьер-министра РТ, на этой должности проработал до 2010 года.

С 2010 по 2011 гг. — управляющий делами президента РТ.

С 2011 по 2014 гг. — советник председателя Совета директоров ОАО «Связьинвестнефтехим».