Радий Кадиков
Радий Кадиков

«НАДО ИСКЛЮЧИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ МАНИПУЛЯЦИЙ С ЗЕМЛЕЙ»

Сегодня на деловом понедельнике в Набережных Челнах главной обсуждаемой темой стала точечная застройка. К удивлению собравшихся чиновников основным докладчиком оказался начальник городского отдела ГИБДД Радий Кадиков, который, казалось бы, никакого отношения к строительству не имеет, но...

Вначале Кадиков сообщил, что за 11 месяцев 2014 года в Челнах было зарегистрировано 581 ДТП с пострадавшими, при которых 11 человек погибли и 720 получили ранения различной степени тяжести. Годом ранее общее количество аварий было 640, в них пострадали 809 человек и 34 погибли. Кадиков обозначил несколько главных причин аварийности. Одна из них, по его словам, заключается в том, что в городе есть серьезный дефицит парковочных мест.

— Эта проблема усугубляет положение, которое продолжается на фоне стабильного ежегодного прироста автомобильного парка на протяжении ряда лет, — пояснил руководитель автоинспекции. — Для сведения: за последние 5 лет прирост транспортных средств в городе составил более 50 тысяч автомобилей. Если в 2008 году их было зарегистрировано менее 130 тысяч, то сейчас — почти 180 тысяч. За последние годы, реализуя так называемую точечную застройку, в городе ежегодно ликвидировали по 6 автостоянок, вынуждая автовладельцев ставить машины либо во дворах, либо на проспектах. Решение проблемы мы видим в расширении местных дорог с организацией на них двустороннего движения с парковочными карманами, в строительстве многоуровневых парковок, организации парковок в межкомплексном пространстве. Застройку внутрикомплексных территорий производить только при наличии условий для парковок транспортных средств. Разработка схемы организации дорожного движения города могла бы дать возможность стратегического видения развития Набережных Челнов в целом, улично-дорожной сети и исключила бы возможность манипуляций с дорогами и землей.

«У НАС ПОШЛИ РАЗНОГЛАСИЯ С ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ»

В этом месте докладчика прервал руководитель исполкома Набережных Челнов Наиль Магдеев.

— Что касается точечной застройки, — сказал он и, выдержав паузу, продолжил. — Что мешало вам, целому полковнику, вмешаться в этот процесс, будучи начальником ГИБДД? Любой документ, принимаемый на уровне города, обсуждается на градостроительном совете, собираются соответствующие подписи: архитектора, надзорных органов. Список там большой. Что мешало вам воспрепятствовать этому процессу как должностному лицу? Получается, что вы и не только вы, но и другие здесь присутствующие, приложили руку к тому, что ситуация сейчас так сложилась. Точечная застройка имеет место. Понятно, что в некоторых случаях она была необходима, а в некоторых случаях ее просто быть не должно было!

Отвечая на этот вопрос, Кадиков заявил, что ГИБДД свою позицию по точечной застройке всегда высказывала. Но влиять на ситуацию реально автоинспекция могла только до определенного момента.

— До 2005 года все строительные объекты, будь то жилищные или торговые, согласовывались с ГИБДД, — сказал Кадиков. — Мы согласовывали в том числе количество парковочных мест и подъездные пути. У нас пошли разногласия с исполнительной властью, когда мы не подписывали проекты-согласования. И с 2005 года нас с согласования просто-напросто убрали.

Сити-менеджер изрядно удивился.

— Как убрали?

— Убрали с согласования. ГИБДД с тех пор не согласовывает парковочные места, — подтвердил Кадиков.

Магдеев обратился к своему заместителю Ильдару Ахметгарееву — начальнику управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития.

— С сегодняшнего дня поставьте в список согласований начальника ГИБДД города. Это безобразие! — возмутился руководитель исполкома. — Я не знаю, кто исключил, это не мой вопрос. Но по моему указанию включите начальника ГИБДД. И без его подписи ни одно разрешение на строительство не должно выдаваться. Он имеет определенные обязанности, а мы его в данном вопросе оставили без прав. Так не бывает. Решили вопрос называется: исключили из списка согласований и думаете, что проблемы не существует? Единственный возмутитель спокойствия, и его исключили. Это неправильно. Вы первый должны были ко мне прибежать как заместитель по строительству и сказать: давайте мы начальника ГАИ включим в список, у нас такие безобразия творятся в родном городе. Как это, строить и в проекте не предусматривать парковочные места? Подземные, наземные... Говорят, не получится. Но на самом деле никто ведь еще не начинал строить. Не войдя в воду, с берега, на глаз определили ее температуру. Так не бывает в жизни. Архитектор рассказывает, что так нельзя, строители пытаются меня в этом деле убедить. Бесполезно.

Ильдару Ахметгареев
Ильдар Ахметгареев

«ХВАТИТ УЖЕ, МНОГО ЧЕГО ПОНАСТРОИЛИ!»

Магдеев также напомнил, что в Казани тоже существует проблема с наличием парковочных мест. И долгие годы она тоже никак не решалась, пока президент Татарстана Рустам Минниханов не дал указания по строительству многоуровневых парковок, и только после этого дело сдвинулось с мертвой точки.

— Мы же не будем приглашать президента решать наши городские проблемы? У него своих задач достаточно. Мы и только мы должны решать наши местные проблемы. Состоянием дел и автомобилисты, и пешеходы крайне недовольны. Поэтому давайте начнем с основы: как строим, что строим, предусматриваем парковочные места. Если этого нет, то строительство в городе любого жилого дома не должно начинаться. Это позиция руководителя города. Мне скажут, что тогда строить не будут. Не будут одни строить, будут другие. На тех условиях, которые существуют в городе. Хватит уже, много чего понастроили без парковочных мест! Стоимость строительства будет немного другая для жителей. Маржа будет немного другая для строителей. Но я думаю, что это будет справедливо и правильно и по отношению к городу, и по отношению к жителям, и по отношению к людям, имеющим автомобили. Их ни много ни мало 180 тысяч. Если у кого-то есть другие подходы, пожалуйста, поднимите руки и скажите, что этого не надо делать, что «товарищ Магдеев, ты не прав». Мы готовы и вашу позицию выслушать, вместе обсуждать.

Как и следовало ожидать, никто из присутствующих на призыв сити-менеджера проявить активность не откликнулся. Далее Кадиков высказал свое мнение по поводу многоуровневых парковок.

— Если парковка будет стоить 400 - 500 тысяч рублей, то сегодня гараж в черте города стоит столько, — привел начальник ГИБДД сравнение. — Но гараж заносит снегом, туда часто сложно доставлять что-то, самому добираться не всегда удобно. Думаю, что если прямо в доме будет теплая парковка, многие будут с удовольствием их выкупать.

Однако Магдеев по данному вопросу высказался более осторожно.

— Давайте мы сначала построим. А то мы делим шкуру неубитого медведя. Построим — посмотрим, что получается. Если экономика складывается, то это хорошо. Если нет, будем думать вместе со строителями, что дальше делать. А не построив, говорить, что не получится, это мы заранее сами себя убеждаем в этом. И появляются у нас пораженческие настроения. Какая же мы тогда власть, если, не вступив в бой, сразу признаем поражение?

Наиль Магдеев
Наиль Магдеев

Сити-менеджер попросил подключиться к обсуждению и решению проблемы с парковками и руководителей районов, службы главного архитектора и заместителя руководителя исполкома по строительству.

— Эта тема обязательно будет иметь продолжение, — резюмировал Магдеев, — мы еще отдельно по ней соберемся. Эта проблема для соответствующих структур — задача номер один на 2015 год. Может, вы эти задачи не хотите решать, но вам их придется решать. Я как руководитель города вижу, что эта проблема уже не только назрела, но и перезрела.

«ФАКТИЧЕСКИ ПАРКИНГИ СТРОЯТ ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО БЕЗ НЕГО НЕ ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», оценивая новую инициативу Магдеева, намекнули на то, что с мертвой точки решение проблемы парковки в городах сдвинется только при наличии политической воли властей.

Адель Хасбиулин — директор агентства недвижимости «Мегалит»:

— В Казани на рынке жилья экономкласса при стоимости парковки от 500 тысяч и выше спроса на нее нет. В этом сегменте привлекательнее для людей аренда парковочных мест, и застройщик изначально ориентируется на то, что впоследствии станет арендодателем машино-мест. Коммуналка на парковке практически не висит, электричество им не нужно, поэтому вариант вполне неплохой. Люди готовы доплачивать за аренду машино-места от 2 до 5 тысяч в месяц.

В элитных же жилых комплексах без парковочных мест и квартиры не покупают. Многие покупают сразу по три-четыре машино-места, и если нужного количества нет, то отказываются от покупки квартиры. Это касается строящегося жилья. Если же говорить о готовом, то, опять же, без парковочного места в комплекте продать квартиру тяжело, тем более большую. В некоторых комплексах машино-место стоит до 2 миллионов рублей.

В Казани сейчас уменьшается количество объектов точечной застройки, больше строят комплексно. Тенденция такова, что на несколько жилых домов сразу планируется один наземный многоуровневый паркинг. Но фактически их строят, лишь потому что по нынешним нормам без паркинга в проекте не получить разрешения на строительство. А на деле нередко застройщик разрешение получает, здание паркинга вводит в эксплуатацию, а потом часть его отдает под торговые объекты, фитнес-центры.

Сергей Морозов — исполнительный директор ЗАО «Холдинговая компания «Тулпар»:

— Для торгового центра «Тулпар» строительство подземной парковки оказалось полностью рентабельным, она пользуется спросом. В будние дни заполняется 80 - 85 процентов машино-мест, в выходные — полностью. У нас есть и большая наземная парковка, однако территория логистически разделена. С Московского проспекта клиент паркуется под землей, а кто заезжает с тыльной стороны, с улицы 40 лет Победы, тот следует на наземную.

Когда шло проектирование торговых центров «Тулпара», на парковочных местах делала особый акцент главный архитектор города. Кроме того, без парковки проект не проходит госэкспертизу, есть жесткие нормативы. По торговым центрам количество парковочных мест зависит от площади застройки. Если не ошибаюсь, по нормативу одно машино-место должно приходиться на три торговых.

В городе заполнение подземных парковок в домах зависит исключительно от стоимости машино-места. Никому не нравится оставлять машину на улице — на проспекте или на детской площадке, как это происходит сейчас. Строить парковки в городе и выбирать вариант — подземный, наземный или многоуровневый — следует от экономической и архитектурной составляющей. С точки зрения удобства я лично предпочел бы пользоваться многоуровневой парковкой.

Азат Закиев — гендиректор ЗАО «МПО Иншаат»:

— Строить подземные парковки на сегодняшний день нерентабельно, потому что стоимость машино-места при покупке составляет одну пятую или даже четвертую часть от стоимости квартиры. Это касается и подземных, и многоуровневых парковок — стоимость примерно одинаковая. Кроме того, каковы бы ни были нормативы, сегодня мест на всех все равно не будет хватать, потому что у многих семей сегодня по две машины. Как выходить из положения с учетом нынешней экономической ситуации, я не знаю. Что касается согласования проектов застройки с ГИБДД, то любое согласование усложняет процесс строительства.