ПОХИЩЕНИЕ НЕ ПРОШЛО ПРОВЕРКУ ВРЕМЕНЕМ

Сегодня в Верховном суде Татарстана начали оглашение приговора предполагаемым участникам нижнекамской группировки «Мамшовские». Этот процесс стартовал в январе — на скамье подсудимых оказался предполагаемый лидер банды 49-летний Александр Мамшов и ее участники: 42-летний Дмитрий Гопоненко, 41-летний Сергей Сорокин, 39-летний Ильдус Ганиев, 36-летний Денис Лушников, 43-летний Андрей Бердников. Как считает следствие, с 1997 по 2010 годы участники группировки совершили два убийства, два покушения на убийство, похищение человека, семь хищений чужого имущества, в том числе из ОАО «Нижнекамскнефтехим». Следствием им также предъявлено обвинение в незаконном обороте наркотических средств, нарушении авторских и смежных прав и незаконном предпринимательстве (как уточнили газете «БИЗНЕС Online» в прокуратуре, речь идет об игровых автоматах, которыми промышлял Бердников — на них было установлено незаконное программное обеспечение). Всего подсудимые обвиняются в совершении 34 преступлений, совершенных на территории Нижнекамска.

На приговор пришло много родственников подсудимых, в том числе сын Мамшова. Обвиняемые приветствовали близких, сидя в стеклянной клетке, взмахом руки. А предполагаемый лидер банды до появления судьи о чем-то долго советовался со своим адвокатом.

— Гособвинение попросило признать Мамшова виновным по статьям «Создание устойчивой вооруженной группы», «Похищение человека», «Убийство», «Кража в крупном размере», «Незаконный оборот наркотических средств» и приговорить его к наказанию в виде лишения свободы сроком на 24 года с отбыванием в исправительной колонии строго режима, а также назначить штраф в размере 1,5 миллионов рублей, — сообщила до начала судебного заседания гособвинитель Ангелина Оленина. — Другим участникам банды гособвинение запросило от 1 года до 19 лет колонии строго режима. В совокупности запрошенный срок составляет 117 лет. Никто из обвиняемых так и не признал свою вину.

Ангелина Оленина

Судья, появившись в зале судебного заседания, начал с оглашения постановления, согласно которому подсудимые освобождаются от уголовной ответственности за похищение нижнекамского бизнесмена Евгения Мороза, который в 90-е был директором фирмы «Лидер-НК». Сроки давности по этому делу истекли.

— Это же были 90-е! Без крыши было нельзя! — вспоминал нижнекамский предприниматель Мороз на допросе в суде. — Без крыши бизнесмен был пустым местом! Если ты был не с «Мамшовскими», ты был под «Татарами» — все под кем-нибудь ходили! А Александр Мамшов был пуп земли в Нижнекамске! Однажды, когда я был со своими «крышевателями», с «Мамшовскими», их неожиданно повязало УБОП, я тоже был задержан. Нас доставили в отдел. Тогда Мамшов зашел в кабинет к начальнику УБОП, и нас тут же отпустили. Вот такие у него были связи — милиция работала на него!

В 1997 году Мороз вместе с «Мамшовскими» заключил сделку. У группировки был неликвид — одежда, которую взялся продать Мороз. Сделка не состоялась, и Мороз заявил «Мамшовским», что больше не желает иметь дело с бандитами.

— Я сказал, что наше сотрудничество закончилось, — рассказывал в суде бизнесмен. — Тогда меня начали избивать ногами. Денис Лушников взял пояс от халата и начал меня душить. Я периодически начал терять сознание. Потом меня вывели в уборную, чтобы я мог умыться, а сам Мамшов и все остальные пошли на кухню пить текилу. Обратив внимание на то, что входная дверь была приоткрыта, я выбежал. И тут же, еле живой, выбрался из дома и поймал машину. Удивительно, что меня подвезли, я был весь в крови, побитый. Но водитель попался отзывчивый и сразу же повез меня в больницу. Там я приходил в себя три дня, но потом понял, что в больничной палате я уязвим — они могут легко меня там прикончить. Тогда я сбежал домой.

Мороз объяснил, почему он не обратился с заявлением в милицию и не рассказал о своем похищении и о том, что его ущемляют бандиты. По его словам, Мамшов имел связи «на самом верху», и поэтому обращаться в правоохранительные органы было бесполезно. Следовательно, об этих деталях стало известно лишь во время следствия над группировкой.

— Похищение человека является особо тяжким преступлением, срок давности по которому истекает спустя 15 лет. Мороз был похищен 10 июля 1998 года. В 2013 году 10 июля срок давности по этому преступлению истек еще до того, как уголовное дело поступило в суд, — заявил судья, отменив уголовное преследование по этому эпизоду.

ХИЩЕНИЯ С «НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМА» И ГРОМКОЕ ПОКУШЕНИЕ

Когда правоохранительные органы стали раскручивать дело «Мамшовских», об их главаре было известно не так много. Успешный бизнесмен со связями в силовых и государственных структурах, который, по некоторым данным, даже пробовал себя на политическом поприще — выдвигался в депутаты в одном из соседних регионов. Мамшов был совладельцем бетонного завода в Татарстане, ликероводочного завода в Подмосковье и лесоперерабатывающего производства в Кировской области, бизнеса в Арабских Эмиратах.

Мамшов создал оригинальную группировку, которая, в отличие от других известных банд Татарстана, не имела постоянного состава и пользовалась «услугами» других бригад. Участие в группировке было добровольным, а ее участники из разных бригад могли даже не знать друг друга. К ОПГ «Мамшовские» в разное время примыкали такие группировки, как «Е-квартал», «Второшовские», «Тридцатьшестовские», «Бамовские», «Техас», «Площадовские» и другие.

Хищения с «Нижнекамскнефтехима» стали основным источником доходов «Мамшовских». Также «Мамшовские» кормились с «Нижнекамскшины». Помимо этого, группировка воровала, вымогала и «крышевала» таксистов и проституток. К слову, арестовывать участников ОПГ стали после того, как они попытались похитить с «Нижнекамскнефтехима» продукцию на 850 тыс. рублей.

Нельзя не отметить близкие отношения Мамшова с челнинским бандитом Эдуардом Тагирьяновым, а также с лидерами казанской ОПГ «Севастопольские». В последние годы группировка вела, если можно так выразиться, мирную политику. Самый серьезный конфликт имел место во время разборок между Мамшовым и вором в законе Радиком Шафигуллиным по кличке Чича.

Пика расцвета в криминальной среде Татарстана группировка «Мамшовские» достигла после того, как на ее лидера было совершено покушение, а в республике перешли к активному преследованию участников другой ОПГ — «Татары». В то время к «Татарам» с предложением об устранении Мамшова и обратился Шафигуллин. Чича хотел создать в Нижнекамске «воровской общак», но Мамшов не дал ему осуществить задуманное, да и вообще чурался воровских понятий. «Татары», у которых имелись свои мотивы расквитаться с Мамшовым, согласились организовать его убийство. Непосредственно убийством занимались участники кузнецкой группировки «Агафоновские», а «Татары» обеспечили их двумя машинами и двумя автоматами. На одной из машин киллеров привезли на улицу Корабельную, где проживал Мамшов. Там уже стояла вторая машина с поддельными номерными знаками.

Все произошло очень быстро. Утром лидер «Мамшовских» вышел из своего дома и вместе с двумя телохранителями уселся в свой автомобиль, но выезд со двора перекрыла машина с киллерами, которые открыли огонь из автоматов по машине Мамшова. На расстрел автомобиля Мамшова ушла примерно минута и около 100 патронов. Пули пролетали сквозь автомобиль лидера «Мамшовских» и попадали в жилой дом, где в квартирах мирных граждан билась посуда и мебель. В одной из квартир, как выяснилось впоследствии, пуля попала в телевизор. К счастью, никто из жителей дома не пострадал.

Оставив оружие в машине, киллеры облили ее бензином и подожгли, чтобы замести следы. После этого они сели во вторую машину с поддельными номерами и покинули место преступления. Они не догадывались, что во время жестокого автоматного расстрела погибли телохранители Мамшова, а сам он, получив ранения, попал в больницу, откуда вскоре сбежал.

«Мамшовские» не могли простить такой дерзости и наверняка готовили контратаку, но именно в тот момент начались многочисленные посадки «Татар», и ответа не последовало. Арестованные «Татары» более не представляли силы в криминальном мире республики, и на первый план вышла группировка Мамшова.

Ново-Савиновский районный суд Казани признал нижнекамского адвоката Ирину Плотникову в даче взятки
Ново-Савиновский районный суд Казани признал виновной нижнекамского адвоката Ирину Плотникову в даче взятки

КАК ПОСАДИЛИ АДВОКАТА МАМШОВА

На фоне судебного следствия по делу «Мамшовских» развернулось и уже успело подойти к концу не менее громкое дело. 3 октября Ново-Савиновский районный суд Казани признал виновной нижнекамского адвоката Ирину Плотникову в даче взятки. Она была задержана в январе при передаче взятки в 1 млн. рублей. Плотникова попыталась организовать увольнение сотрудника уголовного розыска Марселя Гафарова, который руководил группой по разработке и ликвидации ОПГ «Мамшовские». А сама Плотникова одно время представляла интересы лидера группировки Мамшова.

Во время оглашения приговора в Ново-Савиновском районном суде Казани стало известно, что Плотникова признает вину частично: дачу взятки признает полностью, но не согласна с мотивами, которые ей приписывает следствие (ранее следственный комитет не раз рассылал пресс-релизы, в которых сообщалось, что Плотникова вину не признает). Согласно показаниям, данным подсудимой в ходе судебного разбирательства, личной неприязни к Гафарову она не испытывала, а все жалобы, которые писала на сотрудника угрозыска, адвокат считает одной из составляющих ее профессиональной деятельности.

В результате суд назначил Плотниковой наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

А 21 октября в Верховном суде Татарстана начали судить «кровного врага» «Мамшовских» — 43-летнего Мунира Хабибуллина, которого следствие считает одним из лидеров ОПС «Татары». Мужчина обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ («Создание преступного сообщества»), ст. 209 УК РФ («Бандитизм»), ст. 126 УК РФ («Похищение человека»), ст. 105 УК РФ («Убийство»), ст. 327 УК РФ («Использование заведомо подложного документа»).

Хабибуллину долгое время удавалось скрываться в Чувашской республике по поддельному паспорту. В суде стало известно, что он за это время не только успел стать бизнесменом, но и по поддельному документу оформил себе водительские права и получил разрешение на управление маломерными судами.

Еще один участник группировки Роман Кодинцев пошел на сделку со следствием и в феврале 2012 года был осужден по статье «Похищение человека, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, из корыстных побуждений, организованной группой», ему было назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком в два года.

По всей видимости, оглашение приговора «Мамшовским» займет несколько дней, так как объемы уголовного дела велики. О решении суда газета «БИЗНЕС Online» сообщит по окончании судебных заседаний.