«МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ ФИНАНСИРОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АГЕНТСТВА ПООЧЕРЕДНО»

Привлечение в город инвестиций, казалось бы, задача муниципалитета. Но в Набережных Челнах за это дело взялись предприниматели. Как рассказал в начале беседы председатель наблюдательного совета агентства Сергей Майоров, идея его создания два года назад пришла Наталии Кропотовой (замруководителя исполкома города, курирующая сферу экономики и предпринимательства), которая и пригласила к этой деятельности трех предпринимателей. «Она нам сказала, что у нас есть крупные инвестиционные проекты, опыт, компетенции. Говорит: вы все равно занимаетесь инвестпроектами в своих компаниях, но нужно, чтобы и в городе ими кто-то занимался», — так, по словам Майорова, объяснили приглашенным их будущую миссию. Понятно, что и под свои проекты в рамках деятельности агентства его руководство (кстати, в итоге из трех учредителей остались только двое) могло искать инвесторов.

«Мы договорились, что год работы агентства финансирует один руководитель, второй год — другой и так по очереди, — объяснил Майоров. — Сегодня Набережные Челны звучат на крупных региональных, федеральных и международных площадках. Собраны воедино те инвестиционные проекты, которые есть у нас в городе, мы их презентуем в других городах и странах».

Примерно 95% инициаторов инвестпроектов отговаривают заниматься той идеей, с которой они приходят в агентство. «А то не дай бог им еще и деньги кто-то даст. Если проект коммерчески несостоятелен и человек не готов к его реализации, а деньги инвестора нужно будет отдавать, то это будет личная трагедия для человека, его семьи и близких», — объяснил Майоров. Те же проекты, которые жизнеспособны, помогают доводить до уровня, понятного не только внутренним, но и внешним инвесторам. После чего их выносят на заседание инвестиционной комиссии при управлении экономического развития, включают инвестпроект в каталог и начинают представлять всеми возможными методами на инвестплощадках, форумах, конференциях, которые проходят в России и за рубежом.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА — В ОТСУТСТВИИ ХОРОШИХ ИНВЕСТПРОЕКТОВ

Как отметили участники интернет-конференции, сегодня основная проблема заключается в отсутствии хороших проектов и успокоенности самих предпринимателей. По мнению руководителей агентства по привлечению инвестиций, если сегодня предприятие не имеет инвестпроектов, завтра конкуренты могут его обойти.

Кстати, одними из первых проектов, которые продвигались агентством, были собственные производства: завод по утилизации автомобилей, который в этом году начал работу и по федеральной программе, литейное производство, проект по производству молока и промпарк «Кориб». Сегодня большинство из них успешно функционируют. К примеру, с начала запуска завода уже утилизировано порядка 500 автомобилей, а с сентября, с момента старта работы программы утилизации, — около 200 большегрузов.

«Сегодня КАМАЗ создал перечень автомобилей, которые реализуют по программе утилизации. Там почти весь модельный ряд. Торгово-финансовая компания предоставляет скидку в размере 350 тысяч рублей. Клиент отдает свой старый автомобиль — неважно, «КАМАЗ» это, «КРАЗ» или «Урал» — в металлолом, снимая его с учета в ГИБДД, а мы потом весь список документов предоставляем в ТФК и клиенту отдаем новый автомобиль. На нашем заводе старый большегруз разбирается на составные части — металл, цветмет, резина — и по отдельным фракциям утилизируется. Какие-то компоненты выгодно утилизировать, какие-то — не очень, но в целом одно другое покрывает. Но самое главное — у нас идет реализация автомобилей. Мы как дилеры, как сервисный центр от завода получаем еще и бонусы по реализации автомобилей», — пояснил схему утилизации Олег Коробченко, который, напомним, также является гендиректором ГК «Кориб».

АУТСОРСИНГ РОЖДАЕТ КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ

Поговорили гости и о неравномерном распределении вложений в производство в Татарстане. Около 80% всех инвестиций приходится на ОЭЗ «Алабуга» и только 20% — на все остальные города, включая Казань и Челны. Почему так происходит? «Те беспрецедентные льготы, которые есть в особой зоне, ни один муниципалитет не может предложить, конкурировать с федеральной инвестиционной площадкой достаточно сложно, — объяснил Майоров. — Еще одна причина — наличие инфраструктурной площадки. Поэтому нам обязательно нужно иметь в наличии готовые промплощадки. КИП «Мастер» — это, возможно, лучшая площадка в России, а может, и в Европе, но там сегодня очередь из желающих туда попасть. Нужно развивать другие площадки — промпарк «Челны», «Развитие» и ряд других. Это первое, что может предложить город в перспективе».

Вторая важная составляющая инвестиционной привлекательности, по мнению собеседников, — это наличие крупного заказчика, такого как КАМАЗ. «Недавно стало известно, что КАМАЗ выводит несколько тысяч единиц изделий в аутсорсинг. Это реальные заказы. И мы сегодня можем инвесторам предлагать такого заказчика. Вот вам готовые заказы, располагайте производство на готовых промплощадках и работайте для КАМАЗа», — пояснил Майоров.

Третье звено в деле привлечения инвестиций в город — взаимодействие с крупными госкорпорациями. На призыв к работе с челнинским бизнесом уже откликнулись такие корпорации, как Объединенная авиастроительная корпорация, госкорпорации «Ростех», «Россети», ОАО «Энергия». Сейчас в агентстве формируют список желающих работать с крупными корпорациями.

«Все производить в рамках одной корпорации — это очень привлекательно, ты независим от внешних поставщиков и все регулируешь сам. Но производить все — это очень дорого. Не секрет, что специализация предприятий по отдельным видам продукции приносит успех как по качеству, так и по цене. Аутсорсинг рождает конкурентную среду. Это мировая практика, и большинство автомобильных заводов этим пользуется. Мы были недавно на заводе «Порш» — там стопроцентно все на аутсорсинге, они ни одной запчасти не производят. Предприятия начинают бороться за этот заказ, предлагают лучшее качество, цены, и компания имеет возможность выбора. Это приводит к улучшению качества и снижению себестоимости продукции. И КАМАЗ не исключение», — прокомментировал Майоров.

«ЧТОБЫ МЫ БЫЛИ КАК МАЛЕНЬКИЙ КИТАЙ»

Отвечая на вопрос читателя о том, насколько губительна зависимость малого бизнеса от КАМАЗа, Коробченко сказал, что в городе единицы предприятий по производству автокомпонентов, которые ориентированы только лишь конкретно на КАМАЗ. Можно с таким же успехом производить запчасти для МАЗа, «Урала» или «Скании». «Если я произвожу алюминиевую запчасть для автомобиля, можно ее производить и для самолета. Все дело в качестве. Поэтому, если мы производим автокомпоненты, это не говорит о том, что мы можем работать только на КАМАЗ. Закамский регион и Набережные Челны были обозначены как регион по производству автокомпонентов, значит, нужно под это направление и подтягивать все ресурсы и осваивать его. Чтобы мы были как маленький Китай, были конкурентоспособны», — заявил Коробченко.

Почему некоторые предприниматели предпочитают держаться подальше от власти и ни при каких обстоятельствах не хотят участвовать в госпрограммах? Какие меры помогли бы повысить инвестиционную привлекательность Набережных Челнов? Для чего на базе челнинского института КФУ создается инжиниринговый центр? Будет ли построена платная дорога на БСИ? Сколько нужно времени, чтобы выполнить задачу, поставленную президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, по доведению доли МСБ в ВТП Челнов до 50%? Что из увиденного за границей руководители агентства хотели бы реализовать в городе? Чувствуют ли они на себе кризис? Какие у них ожидания на ближайшее время — год, два, три? В ходе интернет-конференции, длившейся около двух с половиной часов, обсуждались не только эти, но и многие другие вопросы. «БИЗНЕС Online» готовит полную стенограмму беседы с Олегом Коробченко и Сергеем Майоровым.

P.S. «БИЗНЕС Online» благодарит Игоря Горячева — генерального директора ООО «Сити Центр», управляющего «Бизнес-центром 2.18» в Набережных Челнах, за содействие в организации интернет-конференции.