ELG_4497.jpg

«У НАС НИЧЕГО НЕ РАБОТАЕТ БЕЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА»

Накануне главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский подводил итоги 2014 года и отвечал на вопросы читателей и журналистов в редакции «БИЗНЕС Online». Об итогах годах он рассказал «военным языком»: «Первое и очень важное, что произошло за этот год, — это то, что президенту Минниханову удалось построить атомный, ракетный подводный крейсер, который может быть в автономном плавании, который оснащен по последнему слову техники, который обладает очень сильным оружием и может в любой момент в любой точке мира показать, на что способен».

Под крейсером Сладковский подразумевал свой оркестр. Подкрепляют метафору и цифры: в 2014-м на выполнение оркестром госзадания было запланировано 157 млн. рублей, 14 из которых было потрачено на приобретение инструментов, 44,5 млн. рублей — на организацию и проведение всех мероприятий, концертов и фестивалей, а также гастролей. Оплата труда с начислениями составила 92 млн. рублей, а средняя зарплата артистов увеличилась на 20% по сравнению с 2013 годом и составила около 58 тыс. рублей. На внебюджетной деятельности оркестр заработал 18 млн. рублей. По струнным инструментам потребности оркестра удовлетворены на 30 - 40%, духовые и ударные укомплектованы на 100%.

Сладковский сообщил, что теперь госоркестр РТ обладает абонементом в Мариинском театре — это дает право на проведение трех концертов в сезоне на легендарной сцене. Первый уже отыграли 25 ноября, два следующих состоятся 23 января и 20 марта. Кроме того: «С Москвой у нас сейчас невероятно теплый контакт, потому что мы пользуемся там хорошим спросом. У нас есть контакт с Московской филармонией, мы постоянные участники ее абонемента.... В Москве не бывает пустых залов. Завоевали ли мы Москву? Можно смело сказать, что да».

В ближайших планах — концерт, посвященный 75-летию Союза композиторов РТ, который состоится 17 декабря. Кроме этого, 8 и 10 декабря госоркестр совместно с Союзом композиторов даст два полных концерта, состоящих только из произведений композиторов Татарстана — как живущих, так и ушедших. Сладковский сообщил, что минувшей осенью его оркестр совершил гастрольный тур по пяти городам Татарстана, но принимали артистов там по-прежнему прохладно: «У нас ничего не работает без административного ресурса, и наша востребованность сейчас гораздо больше в регионах, чем в Татарстане».

«ЗАЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОДАН»

Продолжая тему, Сладковский рассказал, что четверть репертуарного времени в оркестре уделяется музыке татарстанских композиторов. «Я очень многим нашим композиторам делал заказ на увертюру, которая могла бы использоваться как визитная карта оркестра, — до сих пор жду, — сказал он. — Предлагают, но не то. Все в рамках развития союза. Нужен какой-то хит, который бы ассоциировался и олицетворялся с татарской музыкой, именем, тематикой, который бы на любой сцене мира производил бы фурор. Вот что мне надо как практику. Я не композитор, я не критик, я дирижер, который продвигает оркестр и играет в разных точках мира. И я точно, не понаслышке, знаю, какое сочинение попадает в сердце любого слушателя, самого неискушенного, и приведет его в состояние восторга».

Людям, как выяснилось, нравятся ритм, очень простая мелодия, яркие оркестровые краски и «дополнительные эффекты». Но просто так продвигать татарстанскую музыку на других сценах — в том числе и зарубежных — не получится.

«Когда нас приглашают за рубеж, нам конкретно говорят, что исполнять, — объясняет Сладковский. — На Западе люди не просто „продают“ оркестр с инструментами, они продают программы, которые будут куплены за полгода вперед. Зал должен быть продан. Это страшная европейская коммерческая система. Но мы тоже сейчас работаем по ней. Помимо того, что я хочу что-то сыграть, я должен подумать, как смоделировать это так, чтобы у меня был полный зал».

«НАМ НИЧЕГО НЕ СТОИТ ПРОСТО ВЗЯТЬ ЭТОТ ПРОЕКТ ЦЕЛИКОМ»

Читатели поинтересовались у Сладковского, как он относится к переносу в Казань музыкального фестиваля «Новая волна».

«Насколько я могу это отследить и понять, речь идет о том, что в Юрмале все это не будет больше происходить, — говорит дирижер. — В Казани есть необходимая инфраструктура, которую отстроили для Универсиады, у нас колоссальные активы с точки зрения популяризации татарстанских исполнителей, если говорить об Аиде Гарифуллиной, Эльмире Калимуллиной и Дине Гариповой. В принципе, нам ничто не мешает просто взять этот проект целиком и реализовать его. Другое дело, насколько это нужно и интересно. Если вы спрашиваете мое мнение как человека, которому небезразлично то, что происходит в Казани, конечно, это дополнительные телевизионные ресурсы, которые будут транслироваться из Казани, а любой телевизионный ресурс — это расширение аудитории, привлечение туристов. Я на эти вещи смотрю с практической точки зрения и ничего плохого в этом не вижу».

«БИЗНЕС Online» готовит полную стенограмму беседы с Александром Сладковским.