ОГОРАЖИВАТЬСЯ ЗАБОРАМИ — ЭТО ПЕРЕЖИТОК ПРОШЛОГО

В целом мне не очень нравится, как ведется реконструкция набережных города. От Дворца земледельцев до НКЦ «Казань» получилась ровная взлетная полоса для малой авиации. Кататься на велосипеде там привлекательно, а вот природу вы не увидите. Поэтому и гулять в жаркую погоду не совсем удобно, душновато. Все в бетоне, в плитке. Если бы ее сделали зонами: полоса дорожки, потом парковая полоса с землей и зеленью, снова пространство бетона, снова парковая полоса... Это было бы намного симпатичнее.

Многие думают, что благоустройство заключается в том, когда территорию всю замостят, это считается красивым. А где рекреация территории? Ну замостили Баумана, и что хорошего в том, что улица оказалась без зелени? Через какое-то время там посадили липу, но она не прижилась. Может быть, все же была возможность оставить зеленые насаждения или хотя бы сделать все условия, чтобы новые растения прижились? Рекреация города просто необходима. Но я боюсь, что и дальше набережные города будут устраиваться по такому же принципу. Хорошо, если на берегах реки будут гостиничные комплексы и ресторанчики. Намного хуже, если эти места будут застроены пентхаусами и таунхаусами. Тогда территорию обнесут заборами, а доступ к реке для обычных жителей города будет закрыт.

Это только у нас так принято: если у тебя квартира в элитном доме, то дом нужно быстро огородить высоким железным забором. На Западе такого нет. Кустарничком все огорожено, написано «Приват-территория», люди это понимают и не заходят. И глаз нормально все воспринимает. Я живу в Боровом Матюшино, у нас запрещены заборы у домов, 21 участок в округе, все без заборов. И дети, и мы ощущаем огромную территорию в 12 гектаров. Глаз радуется от открытого пространства. Что ребенок может сделать, если забежит к вам во двор? Так что заборы — это уже пережиток прошлого.

ЧАСТО ЗА ИМЕНИТЫМИ АРХИТЕКТОРАМИ ПРИХОДИТСЯ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ

Проект с новым казанским зоопарком пока не видел, но он необходим для нашего города. Главное, чтобы он был ухоженным и чистым, хотя бы как московский. Правда, он тоже немного испортился в последнее время, стало меньше природы, больше бетона. Но для детей посмотреть на животных — это всегда праздник. Если строители захватят и другой берег Кабана, это будет здорово. Но нужна фантазия, как все обустроить внутри. Нужно поездить по разным странам, посмотреть, применить последние технологии. Тут не надо бояться экспериментировать. Не нужно создавать шедевр архитектуры.

Хотелось, чтобы администрация города устроила не обычный конкурс проектов, а заказной. Когда появляется обычный конкурс среди архитекторов, в нем принимает участие большое количество студентов. Я ничего не имею против молодой крови, но они из-за отсутствия опыта мало что понимают в строительстве. Может быть, студент и может нарисовать красивый проект, но в рабочий проект его идея вряд ли способна превратиться. Поэтому заказной конкурс должен проводиться среди крупных компаний. Условно заказчик платит каждому участнику по 100 тыс. за разработку и обоснование проекта. С привлечением всех необходимых специалистов. Тот, кто выиграл, с полной отдачей принимается за проект. В таком случае участники конкурса будут более ответственно подходить к своей работе. Я, к примеру, не буду в нем участвовать, это не мой стиль, мне неинтересно. А кто-то заберет этот подряд с удовольствием.

И не нужно, на мой взгляд, так безоговорочно бросаться на западных архитекторов. Предыдущий проект зоопарка в виде стрекозы, который был разработан проектным институтом «Аткинс» под управлением известного британского архитектора Тома Райта, был красив с воздуха, но, по всей видимости, бесполезен. А деньги на его разработку были потрачены… Часто после западных архитекторов проекты приходится просто переделывать. Причем если именитым «мастерам» заказчик платит за разработку довольно большие суммы, то местным компаниям исправлять ошибки приходится за куда меньшие деньги. Часто они не знают наших строительных норм и делают все под европейский стандарт. Не знают, что такое давление в 250 кг снега на квадратный метр кровли. Они проектируют все, исходя, скажем, из испанских стандартов 15 кг на квадратный метр. Правильно, там снега-то не бывает... Так что в их расчетах все нормы нарушены.

Один подобный проект я сейчас переделываю рядом с театром кукол. Там жилой квартал, который поручили бывшему главному архитектору Барселоны Хосе Асебильо. Он озадачен формой окна в здании, а как подать воду в помещение и отопить его, почему-то мало заботится.

300464_640.jpg
Проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата по строительству нового здания Национальной библиотеки

НОВЫЙ ЗООПАРК — НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ

Помните, был амбициозный проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата по строительству нового здания Национальной библиотеки? Человек получил $2 млн. на эскизный проект, а в итоге он так и не пригодился. Теперь не совсем на этом месте, но рядом с памятником Мулануру Вахитову мы будем возводить многофункциональный коммерческий центр. Что-то типа Конгресс-холла в Москве. Памятник Вахитову при этом останется на своем прежнем месте. Когда в Россию приглашают работать иностранных архитекторов, им нужно давать команду россиян, чтобы все трудились совместно. Иначе иностранцам необходимо сначала изучить несколько томов российских строительных нормативов, прежде чем приступать к проектированию.

Кстати, тот же проект с зоопарком мы могли бы вынести на обсуждение в градостроительную комиссию, обсудить круг компаний, кому можно было его поручить. Это хороший рабочий механизм решения подобных вопросов. Процедура работы следующая. Сначала проект обсуждается на градостроительном совете, его могут менять несколько раз, затем, когда решение сформулировано, а этот процесс из-за большого количества участников дается очень нелегко, оно попадает на градостроительный комитет с участием мэра. Ильсур Метшин выслушивает все стороны, проходит голосование, по его результатам проект поступает (или не поступает) на рассмотрение к президенту Татарстана. Рустам Минниханов принимает уже самостоятельное решение, и, как правило, из 13 - 15 проектов отклоняется 1-2.

ЦЕНТР НУЖНО УСИЛИТЬ ВИЗУАЛЬНО

Это не единственные изменения, которые произойдут в центре столицы в ближайшее время.

Есть градостроительные законы, по которым в городе должны быть зрительные точки, которые способны привлекать и держать внимание. К примеру, если вы поедете в сторону Волги по улице Татарстан — это Речной порт. Если с Кварталов в сторону Кировского района — это Зилантов монастырь со своими золотыми сверкающими маковками. Это говорит о том, что выбрана правильная структура развития столицы Татарстана. Должны быть определенные визуальные направления, которые держат город.

Возьмите Питер. Там сразу три проспекта выходят на Петропавловский собор. То есть людям как бы акцентируют внимание, что в этом месте происходило что-то важное. Там рядом Петропавловская площадь, Зимний дворец... В Москве сегодня ни за что не дадут построить новый объект без визуального согласования. Город связан в паутину, и в этой паутине есть семь высоток Москвы, которые притягивают внимание. Не то чтобы это шедевры архитектуры, просто каждая с определенной точки держит город. Подобные законы архитектуры должны соблюдаться и в Казани. Были в градостроительной истории и иные прецеденты. Возьмите Нью-Йорк с его небоскребами. Но там капиталисты возводили здания бездумно, лишь бы побыстрее получить деньги за строительство. Такое же отчасти происходит и в Казани.

Но тем не менее подвижки в этом отношении есть. К примеру, сейчас мы вплотную занимаемся темой частичного сноса торгового центра «Кольцо». Речь идет о самой конструкции, напоминающей кольцо, и о передней части здания. После реставрации «Кольцо» должно сохранить свой торгово-развлекательный формат. По градостроительным канонам нужно усилить визуальный эффект для «Кольца», особенно когда рядом появилось высотное здание гостиницы «Казань-Палас». Необходимо поставить еще две высотки рядом. Строительство первой мы вроде «пробили». Она будет находиться на улице Некрасова, заказчики — итальянские инвесторы. Она не будет очень высокой, этажей на 14 - 15. А третьей площадкой должен стать пустырь за финансовым университетом, там сейчас стоянка. Это место пока не отдают под строительство. Но только после завершения этого проекта «Кольцо» уже приобретет нормальный визуальный облик.

Виталий Логинов