Автор лучшего вопроса Нури Мустафаеву знает, как спасти малый бизнес

Победителем конкурса на лучший вопрос гендиректору центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ Нури Мустафаеву стал руководитель представительства Российского экологического центра в РТ, руководитель аппарата центра «Профмониторинг» Рамиль Булатов. Он поинтересовался, как защищаются авторские права мастеров народных художественных промыслов. Победитель ответил на вопросы редакции, а мы вручили ему призы от спонсора конкурса — развлекательного комплекса «Ривьера» и фирменные часы «БИЗНЕС Online».

Рамиль Булатов
Рамиль Булатов

«В РЯД РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРОЕКТОВ ВНОСИЛ СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

- Рамиль Исмагилович, расскажите о себе.

- Родился я в Казани в 1955 году. После службы в Советской Армии поступил в Московский институт стали и сплавов. Позже окончил аспирантуру по специальности «материаловедение строительных материалов», моим научным руководителем был академик Рыбьев, автор учебника для вузов и теории искусственных строительных материалов, изучаемых во всем мире.

По окончании вуза работал в структурном подразделении министерства оборонной промышленности СССР — во ВНИИ стали. Мы курировали ряд предприятий, занимающихся выпуском легких колесных и гусеничных машин БМД и БМП для Вооруженных сил. После распада СССР военная промышленность стала развиваться слабо, и мы пошли, как все…

- В бизнес?

- Не только. Но я возглавлял многопрофильное малое предприятие, которое занималось научными внедрениями. Сегодня я работаю руководителем представительства российского экологического центра в Татарстане. Меня знают и как ученого, в том числе как автора общей теории критериальной оценки и закона устойчивого развития. Являюсь членом редколлегии журнала «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда», где регулярно печатаюсь.

По моему авторскому социально-экономическому проекту «Наукограды Республики Татарстан», который в 2009 году получил диплом конкурса «50 лучших инноваций для РТ», идет строительство городов-спутников Иннополис и «Смарт Сити Казань». На следующей стадии проекта наукограды потребуют научного наполнения, инновационной отдачи вложенных средств. Научные города-спутники обеспечат рабочими местами ученых, научных работников, инженеров и трудящихся различных специальностей, дадут толчок экономическому развитию Татарстана, окажут влияние на экономику всей России.

Участвуя в ряде республиканских проектов, регулярно вношу свои предложения в виде инновационных проектов и программ. В частности, мой проект, отмеченный дипломом 2013 года «50 лучших инноваций для РТ», по внесению изменений в генеральный план развития Казани до 2020 года и на перспективу на 2020 - 2050 годы адаптируется внутри глобального проекта ««Татарстан-2030».

Я принял участие в создании профсоюза работников малых предприятий РТ, и летом текущего года он был зарегистрирован. На сегодняшний день профсоюз объединяет уже порядка 100 человек. В свою очередь, наш профсоюз создал центр «Профмониторинг», в котором мы ведем работу по развитию производственных отношений в среде МСП. Как вы знаете, в настоящее время руководством страны взят курс на инновационное развитие экономики, а малые предприятия как раз в этом процессе и участвуют наиболее успешно, как показывает мировая практика. Именно малые предприятия быстро развиваются, они мобильны, поэтому легко подхватывают инновационные идеи при внедрении новшеств, новых рыночных продуктов, освоении технологий. 

«МАЛЫЙ БИЗНЕС НАДО ВЫДЕЛИТЬ В ОСОБЫЙ СЕКТОР»

- Почему вы решили создавать именно профсоюз, а не ассоциацию, например?

- Во-первых, не секрет, что на малых предприятиях слабо идут отчисления в пенсионный фонд. Во-вторых, до малых предприятий не всегда доходят денежные потоки: зачастую они работают только «на подхвате» у среднего и крупного бизнеса в качестве субподрядчиков. В-третьих, в малых предприятиях нет коллективного договора работников с работодателем. При этом малые предприятия, конечно же, планируют развиваться. А поскольку на таких предприятиях учредители работают наравне с трудовым коллективом, у них складываются общие чаяния.

Во многих странах малый бизнес выделен в особый сектор, и в тендерах они борются не с крупными предприятиями, а друг с другом. Сегодня в нашей стране взят курс на кластерное развитие, и малые предприятия также образуют кластеры, способные бурно развиваться и успешно конкурировать в рыночных условиях. И в этих условиях коллективный договор никто не отменяет.

- То есть вы выступаете за то, чтобы малый бизнес выделили в особый сектор и чтобы он имел своего рода квоту в тендерах – конкурс только для малых предприятий?

-  Да, это так.

- Как вы считаете, этого будет достаточно для поддержки малого бизнеса? Или все-таки нужны еще какие-то меры?

- Первое: должны быть нормальные налоги, второе: реализация принципа «налоги в обмен на рабочие места и фронт работы». 

- А какие налоги для малого бизнеса вы считаете «нормальными»?

- Для начинающего и растущего малого бизнеса налоги должны быть льготными, как это и было в начале 90-х годов. На период роста он вообще должен быть освобожден от налогов. Раньше новый бизнес освобождался от налогов на три года с нарастающим итогом: в первый год минимум налогов, во второй год налог увеличивается, на третий год ставка налога близка к максимальной.

А если внедрят секторное распределение подрядов, то и налоговые льготы для малого бизнеса не понадобятся: получил заказ и работай, отчисляй налоги. 

 

- Но в этом случае заказы должны быть под силу малому бизнесу, правильно? Крупный заказ он просто не осилит: ни техники достаточной нет, ни специалистов.

- Сначала малое предприятие показывает качество своей работы. Как правило, на это уходит два года, а это и есть время налоговых льгот. А после того, как бизнес зарекомендовал себя на рынке, имеет право брать и крупные заказы, ведь он может дополнительно нанимать людей и брать в аренду технику. И таким образом малое предприятие получает возможность развиваться дальше. А у нас зачастую получается, что тендеры выигрывают одни и те же компании.

Это одна из главных причин, почему развитие малых предприятий прекратилось. Уже три года малый бизнес у нас производит только 25 процентов ВРП, а президент республики Рустам Минниханов ставит задачу поднять долю МСБ до 34 процентов за счет инновационной составляющей и глубокой переработки сырья, в том числе в сельском хозяйстве. А у нас, наоборот, в результате последних налоговых инициатив за прошлый год закрылись порядка 17 тысяч микропредприятий. В малом бизнесе наступила стагнация. Ни развитие экономики, ни инновационный процесс не пойдут в таких условиях.

Руководство страны и гражданская общественность интенсивно ищут выход из создавшегося положения. Усилиями малых предприятий и фермеров нами продвигается инновационный проект «Территориально-отраслевой комплекс (кластер) «Агрополис «Алькиагробиопром», который был активно поддержан президентом РТ, администрацией Алькеевского района, уполномоченным при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимуром Нугумановым, «Деловой Россией», ЦОП «Новая индустриализация» при правительстве РФ и весьма вяло профильными министерствами, а ведь это народная инициатива, которая идет из глубин души и сердца граждан республики.

НАДО ЗАЩИТИТЬ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ, ТОГДА НЕ БУДЕТ «УТЕЧКИ МОЗГОВ»

- Гендиректору центра народных художественных промыслов и ремесел РТ Нури Мустафаеву вы задали вопрос относительно защиты авторских прав мастеров. А у вас часто возникают проблемы с вашими авторскими правами в научной деятельности?

- Частенько, во многих проектах. Существуют правила защиты своих прав. У нас в стране авторские права часто нарушаются. В ВТО защита авторских прав – один из основных пунктов, и их нарушение довольно сурово наказывается. У нас пока в этом вопросе есть отставание.

- Как бороться с плагиатом и контрафактом?

- Во-первых, надо создать нетерпимое общественное мнение в отношении плагиата, во-вторых, надо больше рекламировать произведения мастеров. Надо показать всему миру, что мы передовая и высококультурная цивилизация, в том числе и в вопросах защиты творческих людей, их инициатив и произведений. Тогда не будет проблем с «утечкой мозгов», трудовых ресурсов и творческого потенциала нации.

- Как давно читаете «БИЗНЕС Online»? Какие плюсы и минусы у нас заметили, какие у вас есть пожелания и предложения?

- «БИЗНЕС Online» я читаю примерно с 2010 года. Минусов пока не вижу, меня в вашей газете все устраивает. Что касается предложений, то я мог бы у вас вести страничку по деятельности профсоюза и центра «Профмониторинг» – «Дайджест-проф». Считаю, что момент назрел.

- Рамиль Исмагилович, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!