Александр Ивантер
Александр Ивантер: «Перелет» курса рубля будет транслироваться на цены уже в ближайшие месяцы и отразится на нашем кармане»

«РОСТ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ ПЕРЕШЕЛ В ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ФАЗУ»

Интерес, который в Татарстане проявили к теме мероприятия, вызвал воодушевление у специально приехавшего в Казань заместителя главного редактора медиахолдинга «Эксперт» (местная редакция этого журнала выступила в качестве организатора мероприятияприм. ред.) Александра Ивантера, который выступил в качестве модератора дискуссии и одного из докладчиков форума. На радостях он даже поделился надеждой на то, что сбудется не дававшая ему покоя более 20 лет мечта взять большое интервью у руководителя крупного татарстанского банка, что ранее не удавалось сделать из-за закрытости местного рынка для «варягов».

Тон выступлениям задал вице-президент ассоциации региональных банков России Ян Арт (в прошлом известный в качестве казанского журналиста), который начал свой доклад с констатации кризиса в банковском секторе страны.

«Два года назад любого банкира можно было разбудить среди ночи и он четко бы ответил, сколько у нас действует банков. А сейчас надо называть цифру с указанием на какой конкретно день недели она верна — на понедельник или пятницу? Именно по этим дням Центральный банк проводит совещания, в результате которых банковская система России лишается еще трех банков. В банковской сфере шутят, что ЦБ РФ хотел бы и больше, но в отпущенный регламентом срок они просто не успевают. Так вот, из 859 банков, которые действовали в России на 1 октября 2014 года, 22 процента были убыточные. Для сравнения: в прошлом году на тот же период действовало почти 950 банков, из них убыточных было 13 процентов, — рассказал Ян Арт. — Согласитесь, что 22 процента убыточных банков по стране — это достаточное основание для объявления кризисной ситуации в отрасли».

Эксперт напомнил, что это происходит на фоне рецессии экономики России. В правительстве даже изобрели такую фразу: «Рост экономики страны перешел в отрицательную фазу». Одной из причин этого, по мнению Яна Арта, являются большие ставки кредитования промышленного производства, которые по какому-то недоразумению называются кредитами на развитие бизнеса. «Ставки кредитов в России выше рентабельности нормального, крепко стоящего на ногах бизнеса, который сейчас составляет порядка 13 - 15 процентов. Чтобы кредит помог развитию бизнеса, его ставка должна быть не больше 10 процентов. При ставке 20 процентов кредит становится экстремальной мерой для затыкания дыр в текущей деятельности. Не удивительно, что сегодня крепкие средние компании стараются кредиты не брать, а маргинальные заемщики уходят в микрофинансовые организации (МФО).

По словам вице-президента ассоциации региональных банков России, последние два года российские МФО сравнивали себя чуть ли не с матерью Терезой и размахивали флагом нобелевского лауреата по экономике бангладешца Мухаммада Юнуса. Правда сейчас, по его мнению, эта тема сошла на нет — все-таки трудно ростовщичество выдавать за средство спасения от глобальных проблем человечества.

Впрочем, при всем своем негативе к МФО Ян Арт признает пользу от их деятельности. «МФО полезны, например, для пополнения оборотных средств или торгового перекредитования. Надо признать, что микрофинансовые организации выгоднее по оперативности и по размеру ставок, чем факторинговые операции. Но тем не менее МФО — это не нормальное бизнес-кредитование: норма рентабельности и стоимость денег в МФО просто несравнима с банками», — отметил он.

Эксперт также отметил тенденцию сокращения рынка услуг лизинга — по данным на сентябрь этого года падение рынка составило уже 40%. Девальвация рубля еще больше сократит рынок, считает Ян Арт. Он пояснил, что в автолизинге, который занимает существенную долю всех лизинговых операций, цена автомобиля часто завязана на курс доллара или евро.

Ян Арт
Ян Арт: «Сейчас российские банки напоминают велосипед, который при снижении скорости кручения кредитных педалей просто упадет»

Также сворачивается беззалоговое потребительское кредитование. С одной стороны, это проявление правильной политики ЦБ РФ, но с другой, надо помнить, что потребкредитование для многих банков являлось драйвером их роста. «Сейчас российские банки напоминают велосипед, который при снижении скорости кручения кредитных педалей просто упадет», — проиллюстрировал он свой тезис.

Проблемы банковского бизнеса, по словам Яна Арта, этим не исчерпываются. Более того, постепенно начинают выползать старые скелеты, которые в свое время были запрятаны в шкаф. В качестве таких скелетов в шкафу он называет проблему «плохих» долгов, которые появились еще в время предыдущего кризиса 2008 - 2009 годов.

«Тогда обсуждались варианты создания банка плохих долгов или закрытого ПИФ, но оба этих варианта так и не были приняты. Ситуация тогда выправилась за счет энергичных мер Центрального банка, который помог российским банкам с ликвидностью. И плохие долги по сути абсорбировались в новом витке кредитования, который начался со второй половины 2010 года. Но сегодня при уменьшении объемов кредитования проблема старых плохих долгов вновь обретает свою актуальность», — сказал вице-президент ассоциации региональных банков России.

В качестве еще одной тенденции он отметил ужесточение надзора за банками со стороны регулятора рынка, в том числе в связи с принятием норм Базель III. «Впервые Россия оказалась впереди планеты всей. Кроме нее только Швейцария в полном объеме ввела нормативы, предусмотренные Базель III, в то время как США и Европа отложили внедрение новых стандартов в полном объеме до лучших времен. «Никто не считает переход на Базель III неправильным шагом. Но слишком резкий переход на более жесткие нормативы если и не убил российские банки, то сильно сократил возможности по кредитованию», — отметил эксперт.

«СОБСТВЕННИКИ БАНКОВ МЕЧТАЮТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЭТОГО БИЗНЕСА, ЗАБЫВ ПРО НЕГО КАК ПРО СТРАШНЫЙ СОН»

Возвращаясь к теме сокращения количества банков, Ян Арт признал, что трудно найти российский банк, который бы формально не был бы замешан в обналичке денег. «Зачастую обналичкой занимаются клиенты банков, и отследить это возможно только ведя полный мониторинг клиентов, что, в общем-то, является неестественной функцией для банков. Хотелось бы, чтобы этим все-таки занималось государство, тем более что такой орган уже создан — Росфинмониторинг.

Еще одна болевая точка — слухи о существовании черного списка российских банков, уже приговоренных регулятором. «Центральный банк жесткое останавливает муссирование этой темы и даже грозится отзывом лицензии у СМИ за намеки о существовании черных списков. Но в то же время он недавно опубликовал «белый» список, в который вошли 136 российских банков, у которых объем собственных средств превышает 5 млрд. рублей. Только эти банки имеют право считаться надежными и работать со средствами оборонных предприятий (подробнее об этом читайте здесь). Раз есть «белый» список, то априори должен быть и черный, в который вошли те банки, которые не попали в «белый», — отметил Ян Арт. По его мнению, сама планка в 5 млрд. рублей весьма условная и не гарантирует надежности банка.

На первый банковский форум «Точки роста экономики Татарстана» пришли более сотни представителей банковского и делового сообщества РТ

Также он коснулся проблемы притока инвестиций в Россию, отметив, что кроме французской банковской группы «Сосьете Женераль» по большому счету никто в нашу страну всерьез и не зашел. «Все остальные приходы можно рассматривать исключительно как разведывательные миссии колонизаторов-пионеров. Так что уйти иностранным инвесторам и банковским группам из России проще простого», — отметил Ян Арт.
В этих условиях еще больше обостряется проблема поиска длинных денег. Эксперт констатировал, что пенсионная и страховые системы так и не стали источником длинных денег для банкинга. В условиях падения рентабельности бизнеса и роста неопределенности собственники российских банков мечтают выйти в кэш и избавиться от этого бизнеса, забыв про него как про страшный сон», — уверен Ян Арт.

Эксперт не смог отказать себе в удовольствии высмеять подход властей России по теме создания в Москве международного финансового центра, о чем уже долгие годы говорится с высоких трибун: «Недавно утром, просматривая новости, я узнал, что принято решение о строительстве линии метро до международного финансового центра. Из этого я понял, что наши чиновники воспринимают понятие «мировой финансовый центр» не как биржевую площадку и привлекательные правила игры, а как конкретный физический объект. С этого момента я стал спокоен за наших чиновников. Теперь я уверен, что МФЦ в Москве точно построят и линию метро к нему проведут, и даже парковку заделают. Правда, еще бы хорошо для начала порядка 200 законов принять, но это не главное — главное, чтобы было где ленточку перерезать».

Под конец своего выступления Ян Арт высказал альтернативное мнение по поводу девальвации рубля. «На мой взгляд, плавающий курс рубля — это позитивный шаг. Впервые мы с вами получаем пусть очень слабую, очень плохую, но свободно конвертируемую валюту. К сожалению, Набиуллиной не повезло и на этот процесс наложилось ралли доллара. Доллар за последние три недели рос по сравнению ко всем другим валютам. В России этого не понимают и думают, что это так сильно обвалился рубль. Та же шведская крона сильно обесценилась по отношению к доллару, но никто в Швеции не паникует и не кричит «Долой власть!» Это обычная история, которая периодически происходит. Нам просто не повезло немножко. Нужно не паниковать, а понимать, что факторы, толкающие рубль вниз, не так уж велики, как их малюют», — оптимистично отметил эксперт.

Обращаясь к тем в зале, которые «родились после пейджеров», он напомнил про кризис 1998 года, когда девальвация рубля произошла не на 30%, а в 5 раз. «Российский бизнес выживает в любых условиях. В отличие от большинства российских животных, занесенных в Красную книгу, это животное умудряется выживать в любых условиях. Российский бизнес, российский банкинг тертый-перетертый. Несомненно, он не умрет. То, что сейчас происходит, это не коллапс, это очередной кризис. Мы и не такое переживали. Будем жить и прорываться», — на такой своеобразной оптимистичной ноте закончил свое выступление вице-президент ассоциации региональных банков России.

«У НАС УСТАНОВЛЕНЫ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ И НАЦБАНКОМ РТ»

Выступившая следом председатель совета банковской ассоциации Татарстана Людмила Китайцева решила развить с трудом нащупанные предыдущим оратором позитивные нотки и отметила, что за прошедшие с начала 90-х годов четыре банковских кризиса ни один татарстанский банк не лишился лицензии. «Мы не так зависим от доллара и евро. Наши республиканские банки больше зависят от наличия денежных средств клиентов или вкладчиков, которые обеспечиваются доверием к банковской системе Татарстана», — отметила она.

Людмила Китайцева
Людмила Китайцева привела данные по итогам работы отрасли за 9 месяцев 2014 года. Объем привлеченных татарстанскими банками средств увеличился на 100 млрд. рублей, из них вклады населения — на 28 млрд., было выдано кредитов МСБ на 127 млрд.

Китайцева привела данные по итогам работы отрасли за 9 месяцев этого года. За это время объем привлеченных татарстанскими банками средств увеличился на 100 млрд. рублей. Из них вклады населения — на 28 миллиардов. За это же время было выдано кредитов малому и среднему бизнесу на 127 млрд. рублей.

Председатель совета банковской ассоциации Татарстана выразила надежду, что новый руководитель Нацбанка РТ Мидхат Шагиахметов будет продолжать политику сотрудничества и взаимовыручки, которая практиковалась долгие годы при Евгении Богачеве. «Если у наших банков есть какие-то вопросы, они идут в Национальный банк, где им помогают решить их проблемы, в том числе помогают урегулировать спорные вопросы с правительством республики, с акционерами банка, лоббируют интересы банков на уровне ЦБ РФ, — рассказала Китайцева. — У меня все время спрашивают коллеги из других регионов, в чем причина такого успеха банковской системы Татарстана. Я думаю, что секрет кроется в таком подходе нашего регулятора, в том, что у нас установлены доверительные отношения между коммерческими банками и Нацбанком РТ. Я надеюсь, что новый глава Нацбанка продолжит эту политику».

ОПЫТ НАЦБАНКА РТ МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ ЦБ

Предвосхищая свое выступление, заместитель главного редактора медиахолдинга «Эксперт» Ивантер сразу предупредил, что воздержится от успокаивающих слов. Наоборот, он решил поделиться своими тревогами. «Спад экономики России во время кризиса 2008 - 2009 года составил 12 процентов. Это самый большой спад среди экономически развитых стран мира в тот период. Для сравнения: в Японии был зафиксирован спад в размере 9 процентов, а находящиеся в самом эпицентре кризиса США упали всего на 4 процента», — напомнил он. По словам Ивантера, в 2010 году произошел восстановительный рост российской экономики, и после этого мы попали в штиль. С середины 2011 года формируется тренд роста инфляции, который за последние три года вырос с 4 до 8% и выше. «Тем не менее Центральный банк свое долгосрочное таргетирование инфляции за это время ни разу не пересматривал, и оно остается на уровне 4 процентов годовых. Как можно сохранить такую цель? Совершенно очевидно, что в ближайшие 2 - 3 года инфляция будет в лучшем случае в диапазоне 8 - 9 процентов, а может быть и выше. Как при этом можно сохранять долгосрочную цель в 4 процента, не опасаясь за сохранение своей репутации как регулятора рынка, я не представляю», — недоумевает эксперт.

Оценивая причины и последствия девальвации рубля, Ивантер вступил в полемику с Яном Артом. Он назвал избыточным уровень девальвации, объяснив его неаккуратностью тактики перехода к свободному курсу рубля. «Долгосрочные цели были поставлены правильно. Курс на смену прямых валютных интервенций, на возвратные рыночные операции типа «валютные свопы» и «валютные РЕПО» абсолютно правилен. Но почему это надо было затевать в таком авральном режиме? У меня не укладывается в голове, почему это надо было проводить именно сейчас, а не летом, когда была передышка? В результате произошел классический overshooting — перелет курса по сравнению с запланированной целью», — считает эксперт и задается вопросом, может ли случившееся быть поводом для истерики.

Он пояснил, что, в отличие от приведенных в пример Яном Артом шведов, последствия девальвации национальной валюты для нас более плачевны. «Доля валютных депозитов населения у нас порядка 20 процентов, доля импорта в потреблении — 40 - 50 процентов. Степень зависимости от иностранных финансовых и товарных потоков в российской экономике существенно больше, чем в большинстве развитых стран мира. Именно поэтому такая острая реакция в России на резкую девальвацию рубля».

«Просто у хозяек — я имею в виду Набиуллину и Юдаеву — убежало молоко. Они готовили блюдо, хотели накормить всех нас, но молоко убежало. То ли у них слишком сильно газ горел, то ли еще что-то. Но очевидно, что такой «перелет» курса рубля будет транслироваться на цены уже в ближайшие месяцы и отразится на нашем кармане», — прогнозирует эксперт.

Ивантер призвал ЦБ РФ воспользоваться наработками Нацбанка РТ, разнообразив таким образом свой арсенал управления банковской системой. «Владельцы всех крупных государственных и коммерческих банков, являющихся основными игроками на валютном рынке и рынке кредитования, всем известны. Никто не мешает ЦБ работать с ними в ручном режиме, используя те же методы убеждения, какие использовал Евгений Богачев», — предложил он.

Затем он попытался с цифрами в руках дать ответ на волнующий многих бизнесменов вопрос: почему в России хронически дорогие кредиты? По словам Ивантера, дискуссия о цене кредитов идет уже 20 с лишним лет. «На наш взгляд неизбежно появление таких инструментов, как покупка Центральным банком облигаций институтов развития Внешэкономбанка и госкомпаний, финансирующие их стратегические проекты, утвержденные правительством. Проблема заключается в том, что отсутствует как класс институт экономической экспертизы таких проектов. Отсутствие такого инструмента повышает риск того, что значительная часть средств будет закопана в землю», — отметил Ивантер.

По его мнению, надо также расширить функции ЦБ РФ с тем, чтобы он не только решал задачи по стабилизации инфляции, но и следил за параметрами, связанными с экономическим ростом и уровнем занятости населения. Пока же, по словам эксперта, как трава сквозь асфальт, в условиях очень жесткий денежной политики прорастают механизмы нерыночного кредитования. Среди таких первых «ласточек» Ивантер назвал созданный два месяца назад фонд развития промышленности и механизм проектного финансирования, которые предусматривают ставку финансирования в размере 5% годовых.

КАК В 2009 ГОДУ, ТОЛЬКО ХУЖЕ

В своем выступлении заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев рассмотрел риски, которые присущи сейчас банковской системе. Он сразу подчеркнул, что банковская система Татарстана в лучшую сторону отличается от подавляющего большинства рынков других регионов России. Тем не менее, по словам Самиева, в 2015 году тяжело придется всем. «Хотя прогнозировать то, что будет в 2015 году, крайне сложно, очевидно, что мы уходим в зону стагнации рынка. Я думаю, что это будет самый сложный год за последние пять лет», — поделился прогнозами эксперт. По его мнению, ситуация в России сравнима с 2009 годом и даже многие показатели банковской системы сравнимы с тем периодом. «Но есть три существенных отличия, к сожалению, в худшую сторону. Во-первых, сейчас у нас гораздо хуже ситуация с государственным бюджетом. Поэтому запас прочности, который мог бы транслироваться государством и региональными властями на банковский рынок, гораздо меньше, чем было в 2009 году. Во-вторых, в 2009 году существовала система беззалогового кредитования банков со стороны ЦБ РФ. Сейчас подаются призывы вернуть эту систему, но Центробанк держится, опасаясь того, что беззалоговые кредиты уйдут на покупку валюты. В то же время залоговая база, которую может принять ЦБ у многих банков, уже почти исчерпана. И, наконец, третье — сейчас мы имеем гораздо более жесткую политику в области банковского регулирования. Невозможность отследить чистоту операций клиентов приводит к тому, что под санкции ЦБ может попасть любой банк. Это становится вопросом лояльности регулятора.

По мнению Самиева, в 2015 году мы увидим снижение достаточности капитала в банковской системе. «Многие банки уже сейчас подошли к опасной черте, и при этом ЦБ РФ, в отличие от 2009 года, проявляет меньшую лояльность к банкам. В этом плане непонятно как он будет действовать в отношении крупных банков из Топ-20, у которых ситуация уже критическая», — отметил он.

В качестве ключевых проблем банковской отрасли были названы слишком высокие ставки по кредитам, сворачивание потребкредитования, резкая девальвация и большое число убыточных банков

В конце своего довольно мрачного выступления Самиев, видимо, вспомнив о неформальных правилах нахождения в гостях, еще раз успокоил участников конференции, что банки Республики Татарстан имеют больший запас прочности, чем в среднем по России, что поможет облегчить прохождение сложного периода. Увы, но ни одного объективного аргумента для этого сценария не прозвучало во время конференции, а единственный разумный — о роли местного Геракла в лице Богачева, имевшего большие полномочия последние 20 лет, — перестал действовать в сентябре 2014-го... При всем уважении к его преемнику и его личным качествам, теперь он всего лишь высокопоставленный служащий нижегородского офиса ЦБ со всеми вытекающими. Так что в пору было назвать форум не маркетинговыми точками роста местной экономики, а что-то вроде «Реквием по финансово-банковской системе России и Татарстана».