«МЫ ПОСТРОИЛИ НАДЕЖНУЮ СЕТЬ»

Накануне в московском Экспоцентре состоялось открытие Russian Interactive Week (RIW-2014). Неделя российского интерактива по праву считается едва ли не главным осенним мероприятием этого года сразу для трех отраслей: интернета, телекома и медиа. Поэтому изменилось привычное для всех название — Interactive Week вместо прежнего Internet Week. Мероприятие объединило многопотоковую конференцию, медиакоммуникационный форум и выставку. В этот раз, как ожидают организаторы, за три дня работы (12 - 14 ноября) мероприятие посетят 20 тыс. участников, а с докладами выступят 600 человек.

На пленарном заседании директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко представил проведенное его организацией совместно с ВШЭ исследование «Экономика рунета». К слову, как утверждает глава координационного центра национального домена сети интернет Андрей Колесников, рунет невозможно просто взять и отключить: «Отключить интернет российский в единый момент невозможно. Можно ослабить, сделать так, что он в полную силу перестанет работать. Но мы построили надежную сеть, которую сломать очень сложно», — заявил он на открытии RIW-2014. В то же время необходимость и даже неизбежность регулирования интернета как в России, так и в мире очевидна. «Долгое время сеть была местом, где нет законов и ограничений, — считает глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. — Введение интернета в российское правовое поле только началось. При этом регулирование сети не самоцель для Госдумы». По его словам, некоторые государства проводят в сети не менее агрессивную политику, чем в других сферах и Россия должна быть готова и к этим вызовам.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

«НЕ ХОЧЕТСЯ ОКАЗАТЬСЯ В СТАБИЛИЗАЦИОННОМ СЦЕНАРИИ»

Но вернемся к цифрам. В 2013 году объем интернет-рынков (контент и сервисы) составил 750 млрд. рублей, а объем рынка электронных платежей — 350 миллиардов. «В сумме они эквиваленты 1,6 процента ВВП России», — подсчитал Плуготаренко. Предположительно, по итогам 2014 года рост этих двух сегментов составит 30%. Однако интернет-экономику все равно преследует тренд замедления — еще год назад уровень роста был 39%. «Очень важный показатель интернет-зависимых рынков, очень красивая цифра, она составляет 10 процентов от ВВП РФ», — продолжил Плуготаренко.

Эксперты также исследовали активные и крупные рынки индустрии рекламы и маркетинга. По словам главы РАЭК, мобильная и веб-разработка выросла в 2013-м на 71%. На контекстную рекламу в прошлом году рекламодатели потратили 57 млрд. рублей, то есть показатель увеличился на 52%, на текущий год прогноз скромнее —28%. На традиционную медийную рекламу ушло 23 млрд. рублей, рост за прошлый год составил 20%, а в этом году ожидают всего 7%. Между тем новые сегменты, такие как видеореклама и маркетинг в соцсетях, растут большими темпами. «Старейший рынок поисковой оптимизации показывает из года в год 15 - 20 процентов роста», — добавил Плуготаренко. Также невелики показатели доменного рынка, рост по прогнозу на текущий год — 5%.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Электронная коммерция, которая, по словам Плуготаренко, вносит весомый вклад в экономику рунета, исследована по четырем сегментам. «Ретейл — огромная цифра в 368 миллиардов рублей с динамикой роста 29 процентов и прогнозом 30 процентов, электронные платежи с небольшой динамикой роста и трэвел, который в 14-м году будет расти еще больше», — заявил он. Впервые в этом году в отдельную графу выделили рынок цифрового контента, который в денежном эквиваленте оценивается в «скромную цифру» 5,8 млрд. рублей.

Исследователи пришли к выводу, что рунет развивался в 2013 году по инновационному сценарию, но уже в 2014-м, как ожидают эксперты, будет замедление нескольких рынков, снижение покупательской активности пользователей. «Нам очень не хочется оказаться в стабилизационном сценарии, но если даже окажемся, то это все равно 20-процентный рост, и мы сейчас уверенно посередине между ними», — заключил директор РАЭК.

ТОЛЬКО 12% РОССИЯН ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ ЗА ЛЕГАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ

Аудитории интернета также по традиции посвящено отдельное исследование фонда «Общественное мнение». Так, по данным на лето этого года, среди взрослого населения месячная аудитория составила 62%, а суточная — 50%. «86 процентов аудитории — это города, в которых численность населения менее 1 миллиона человек», — отметила руководитель проекта «ФОМ-Рунет» Светлана Борисова. Она добавила, что основной прирост происходит именно в регионах. По оптимистичным прогнозам ФОМ, аудитория интернета к 2020 году составит 82%, при этом в селах будет охвачено 73,6% населения.

Светлана Борисова
Светлана Борисова

«Примерно две трети пользователей не умеют отличать контент легальный от нелегального, — затронул важную проблему Плуготаренко. — Главный признак, по которому они его отличают, — качество и необходимость платить деньги». Он отметил, что только 12% россиян (21% пользователей) готовы платить за легальный контент, и эти цифры постепенно сокращаются. «Если будет падать общеэкономическая ситуация на рынках, может точно так же падать появляющаяся привычка россиян платить за контент», — пришел к выводу Плуготаренко. Борисова добавила, что респонденты свое нежелание платить за контент объясняли дороговизной, бессмысленностью, так как есть возможность найти бесплатно, и тем, что уже и так платят за интернет. Тем не менее 23% пользователей уже покупали контент в интернете.

Борисова также заметила, что в последнее время снизились показатели именно скачивания контента, но по-прежнему самыми популярными остаются просмотр видео и прослушивание аудио. Она ожидает, что в скором будущем вырастут и показатели скачивания электронных книг.

«СОЦСЕТИ — САМАЯ МОЩНАЯ АКТИВНОСТЬ»

Директор по работе с рекламными агентствами TNS Михаил Райбман подошел к оценке аудитории интернета, скажем так, с более технологичной точки зрения, а именно вооруженности пользователей гаджетами. Он подчеркнул, что за последние десятилетия количество устройств, приходящихся на одного человека, неуклонно росло. «Сегодня на одного человека приходится три технологических устройства», — констатировал он. При этом для выхода в интернет в среднем используется 2,4 устройства, чаще всего ими становятся ноутбук или стационарный компьютер, далее — смартфоны, планшеты и только 10% используют Smart-TV. «Роль мобильных устройств все возрастает, Smart-TV тоже проникает в население, — отметил эксперт. — Пользование интернетом через декстопный компьютер даже чуть-чуть снижается». Активность пользования интернетом через разные устройства отличается. Например, через ноутбук пользователи что-то ищут в интернете, проверяют почту или общаются в соцсетях. На мобильных устройствах тип активности несколько иной — обмен сообщениями, карты и соцсети. «На самом деле соцсети — самая мощная активность в интернете на сегодня: люди проводят четверть своего времени в интернете именно в соцсетях», — заметил Райбман.

Михаил Райбман
Михаил Райбман

Он также отметил замедление процесса проникновения интернета в России, но в ближайшее время рост будет осуществляться по двум направлениям: аудитория людей старшего возраста и города с численностью населения менее 100 тыс. человек.

80% ПИРАТСКОГО КОНТЕНТА

Так как в этом году мероприятие RIW посвящено не только интернету, то на пленарном заседании выступали и представители медиакоммуникационной отрасли. Они в своих выступлениях развили уже заявленную проблему платного контента. Президент медиакоммуникационного союза (МКС) Сергей Петров с сожалением констатировал, что уровень потребления остается низок: домохозяйства тратят на платный контент и телевидение 0,4% доходов, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 1,5 - 2%. В свою очередь, медиакомпании зависят от рекламного рынка, который до 2008 года развивался интенсивными темпами. Это позволяло медиакомпаниям инвестировать в развитие контента. «Но кризис 2008 года снизил эти возможности, два года рынок восстанавливался, — напомнил Петров. — И, как вы знаете, сейчас темпы прироста рекламного рынка значительно снижены и новые вызовы, глобальные и политические, не позволяют предположить, что в дальнейшем рост рекламного рынка сможет способствовать развитию новых моделей».

Сергей Петров
Сергей Петров

На фоне этого существует проблема пиратского потребления контента в интернете. Несмотря на то, что показатели пиратства снизились после принятия ряда законов, они все равно высоки — порядка 80%. Также Петров подчеркнул, что до сих пор серьезную проблему создает архетип потребителя, который считает контент преимущественно бесплатным. Глава Роскомнадзора Александр Жаров согласился с этим утверждением и отметил, что тенденцией года стала борьба с пиратством, которая интересует не только правообладателей, но и целые секторы бизнеса. Он подчеркнул, что его ведомству удалось «удачно блокировать» пиратские ресурсы.

Вице-президент «Транстелекома» Светлана Шамзон, в свою очередь, уверена, что ограничить пиратский контент можно, но тогда надо предоставлять потребителям качественный контент, за который те согласятся платить. «Для того чтобы он покупал качественный контент, мы должны доставить его до клиента в том виде, в котором он был произведен», — отметила она. Поэтому она видит два направления развития в медиакоммуникационной отрасли: снижение пиратского потребления контента и создание условий для устойчивого развития инфраструктуры доставки.

«Если мы сегодня не победим пиратский контент, это будет тормозить развитие платного телевидения, — заявила гендиректор холдинга «СТС Медиа» Юлиана Слащева. — Мы тормозим монетизацию собственного контента. Мы теряем сотни тысяч, если не миллионы долларов возможной монетизации на распространении этого контента. Я уже не говорю об иностранном контенте, за которым будущее платного телевидения».

МОНЕТИЗИРОВАТЬ КОНТЕНТ НЕ НАУЧИЛИСЬ

О проблеме качества контента рассуждал и зампредседателя правления ОАО «Газпром-Медиа Холдинг» Владимир Ханумян. Он заявил, что контент видоизменяется, используя те возможности, которые дает сегодня интернет. По его мнению, для медийной компании важно понимание того, что контент теперь доступен не только на тех носителях, к которым все привыкли, но сейчас он приобретает форму среды или пространства: «Эта система, которая охватывает как потребление контента, так и его передачу, его обработку и огромное количество сервисов. Мне кажется, это ключевая вещь, которая дает нам возможность разнообразить контент, сделать его более интересным, более многогранным, а, с другой стороны, уметь это лучшее монетизировать». Он подчеркнул, что как раз монетизировать производящийся контент в России пока не научились. Поэтому, уверен эксперт, надо использовать новые бизнес-модели.

Слащева, в свою очередь, увидела тренд в замещении иностранного контента отечественным в плане телевидения. Холдинг «СТС Медиа» заинтересован в развитии платного телевидения, куда будет уходить отобранный премиальный иностранный контент. А сегодня надо поставить две задачи, считает Слащева: развитие платформ и инфраструктуры. Все идут в сторону мультиплатформенности. «Мы хотим быть не только в эфире, но и на всех возможных экранах, которые видит зритель», — заключила она.

«35 ПРОЦЕНТОВ РЫНКА КАК БЫ НЕТ»

Тем временем эксперты МКС проанализировав отрасль, выделили два сценария ее развития: перспективный и запасной. Первый включает в себя систему инициатив и задач, которые должны решить игроки медиакоммуникационной отрасли при поддержке государства. Суть его заключается в построении и продвижении платной модели потребления контента, повышении эффективности построенной инфраструктуры, снятии барьеров и построении новых бизнес-моделей. Уже выстроенные модели медиабизнеса основывались на рекламной выручке, а у телекома — фиксированная мобильная связь. «Драйвером может стать развитие беспроводного широкополосного доступа, платного телевидения и развитие бизнес-модели в онлайн-среде», — заметил президент МКС. В итоге к 2020 году этот рынок может составить 831 млрд. рублей. При этом в основе будут платежи пользователей, считает Петров.

Гендиректор «ЭР-Телеком» Андрей Семериков заметил, что как раз в последние годы управляющие компании и ТСЖ обратили внимание на рост телевидения и интернета, а соответственно, на их операторов, которых потребитель может выбрать, в отличие от поставщика тепла или воды. Почти каждый оператор, который строит сети широкополосного доступа, сталкивается с проблемой: невозможно войти в дома, договориться с ТСЖ. «Существует некое противоречие между законом «О связи» и Жилищным кодексом, — заметила Шамзон. — Наверное, только совместными усилиями оператора, МКС и регулятора проблему можно решить».

Еще один фактор, который начал влиять на развитие отрасли и становиться препятствием: «другие» операторы. «В Москве их называют домовыми сетями, — объяснил Семериков. — Это такие компании, которых как бы нет, то есть они в статистике абонентов есть, но их в общем нет: налоговая про них не знает, государство про них не знает с точки зрения системы оперативно-разыскных мероприятий». По его словам, доля «других» операторов с каждым годом только растет: если в 2010-м их доля составляла 12%, то по данным на третий квартал этого года — уже 32%. «35 процентов рынка как бы нет, то есть абоненты куда-то платят, но куда — никто сказать не может, — констатировал он. — Это, конечно, сильный фактор. Наши компании проводят инвестиции, но сталкиваются с конкуренцией в каждом подъезде с такими субъектами». Семериков сравнил состояние отрасли с ситуацией 90-х в розничной торговле, когда 30% ее проходило на улицах, в ларьках и на стихийных рынках«. «Имея 30 процентов «другого» рынка, теряет смысл любая регуляторика с точки зрения пиратского контента, — объяснил представитель «ЭР-Телеком». — Мы можем что угодно придумывать, ограничивать, отключать через Роскомнадзор, но при наличии 30 процентов доли у неизвестно кого это не имеет никакого значения». Шамзон присоединилась к Семерикову, заявив о негативном влиянии домовых сетей, однако подчеркнула, что они чаще всего в качестве своего преимущества дают доступ к пиратскому контенту. Поэтому, уверена Шамзон, стоит на законодательном уровне если не запретить, то ограничить деятельность «других» операторов.

Всего в МКС разработали 15 инициатив в рамках концепции медиакоммуникационной отрасли. Но есть два основных направления: снижение потребления пиратского контента, насыщение его востребованным контентом отечественного производства и создание условий развития инфраструктуры поставки контента и его потребления.

Семериков напомнил, что в начале 2000-х годов уличная торговля процветала на контрафактной водке. Когда начали бороться именно с водкой, то уличная торговля проиграла торговым центрам. «У нас точно такая же история. Пиратский контент — это контрафакт. Нам надо производить качественный контент и доставлять его качественными каналами потребителям», — сравнил Семериков.