35 лет назад в республике была построена одна из крупнейших птицефабрик яичного направления — «Татарская». Сегодня предприятие, входящее в холдинговую компанию «Ак Барс», производит 1,6 млн. яиц в день, а очередь из покупателей расписана на недели вперед. В интервью нашему изданию директор лаишевского филиала ООО «Птицеводческий комплекс «Ак Барс» Ришат Хисматуллин рассказал, как фабрике удалось стать одним из лидеров в отрасли, почему Татарстану не грозит «яичный» кризис и как отличить хорошее яйцо от плохого.
Ришат Хисматуллин |
ГЛАВНОЕ — ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА
– Ришат Сахапович, птицефабрика была создана более 30 лет назад, какова история создания предприятия, какие изменения произошли за этот период?
– В 1979 году под Казанью, в Лаишевском районе, началось строительство птицефабрики «Татарская» на 1 миллион голов кур-несушек, а через 2 года, в 1981 году, первый цыпленок вылупился в инкубаторе. Одновременно с фабрикой построен жилой поселок для работников — село Габишево. В 2002 году предприятие было акционировано и названо СХП «Юбилейное». Однако ожидаемых результатов предприятие не добилось. После смены собственника в 2013 году птицефабрика включена в состав птицеводческого блока ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» и на ее базе создан Лаишевский филиал ООО «Птицеводческий комплекс «Ак Барс». За прошедшие полтора года прежде всего большие инвестиции были вложены на приобретение ремонтного молодняка, восстановление поголовья кур-несушек промышленного стада.
– Мы помним, что СХП «Юбилейное» находилось в сложном финансовом состоянии…
– Да, к сожалению, еще два года назад фабрика была в состоянии банкротства. Были проблемы в технологии производства, изношенные инфраструктурные объекты, кадровый дефицит, задержки выплаты и долги по зарплате. Но главное — было утеряно доверие покупателей. Иными словами, были все признаки тяжелобольного пациента, но это уже в прошлом.
– И как же удалось вылечить тяжелобольного?
– Сначала установили диагноз и начали с технологии. Курицу-несушку необходимо содержать 19 - 20 месяцев. Вразрез рекомендаций курица содержалась 23 - 24 месяца. Не было нормального воспроизводства и содержания стада, в общем, была нарушена вся технологическая цепочка. Говоря о потенциальных покупателях, сложилось мнение: «А, это бывшая «Юбилейка», нет, нам ее товара не надо, опять будет бой яйца!» Сейчас нам удалось снизить процент боя практически до нуля. Мы полностью восстановили клиентскую базу. Работники вовремя получают заработную плату, своевременно платим поставщикам, в целом финансовое состояние стабилизировалось.
– А из каких ступеней состоит технология производства?
– Наша птицефабрика полного цикла: начиная от инкубатора и заканчивая забоем птицы. Цикл производства начинается с поставок суточных цыплят для комплектации родительского стада. Когда этот цыпленок подрастает, полученные от него яйца инкубируются, из которых вылупляются будущие несушки. Через 4 месяца молодняк переводится в промышленное стадо и в возрасте 5 месяцев начинает нести яйца, которые реализуются покупателям. Когда возраст несушки достигает 19 - 20 месяцев, птица направляется на забой.
– Сложно.
– Да, и на каждом этапе происходит работа с живым организмом, которому нужен особый подход. Чтобы обеспечить качество и стабильность производства, птица должна быть вовремя накормлена и вакцинирована. Необходимо создать оптимальный микроклимат в птичнике, для каждого возраста птицы свой световой режим. Воду используем из собственных артезианских скважин, фильтруем в несколько этапов и только после этого подаем в поилки птице.
– А каким образом достигаются все эти параметры содержания птицы?
– За счет автоматизации. В промышленных птичниках и в цехах содержания родительского стада мы используем современное немецкое оборудование. В конце 2013 года реконструировали один цех содержания молодняка птицы, где также установили новое оборудование. Это комплекс с автоматизированным управлением всеми технологическими процессами содержания птицы в клеточных батареях. Оборудование производит автоматическую раздачу корма, подачу воды и воздуха, а также в автоматическом режиме поддерживается требуемый микроклимат в птичнике. Но все-же многое зависит от людей на местах: птичница должна вовремя реагировать на изменения в поведении птицы, ветеринарный врач должен своевременно проводить профилактику болезней.
– Какое количество кур содержится на фабрике?
– Свыше 2,5 миллионов голов, в том числе кур-несушек – 1,7 миллиона голов.
– Какой объем производства яйца сегодня?
– Благодаря тому что мы пересмотрели технологию выращивания птицы, подобрали оптимальные рационы кормления, повысилась продуктивность и сохранность птицы. Если раньше яйценоскоть едва достигала 75 процентов, то сейчас – 87 процентов. То есть в среднем за месяц мы получаем 26 яиц от одной курицы-несушки. Это позволило на сегодняшний день увеличить суточный сбор яйца до 1 миллиона 600 тысяч штук. Этого хватит, чтобы обеспечить половину потребности республики в курином яйце.
– Многие покупатели предпочитают продукцию вашего комплекса, утверждая, что яйца, к примеру, ничем не отличаются от тех, что несут куры на частном подворье и желток у них ярко-желтый. Кроме того, скорлупа довольно таки прочная.
– Скажу откровенно, добиться в промышленных условиях продукта идентичного яйцу подсобного хозяйства достаточно дорогостоящее мероприятие. Все дело в кормах. Например, если добавить кукурузу, комбикорм получается дороже, но цвет желтка меняется в лучшую сторону приобретает тот самый окрас. Мы не используем мясо-костную муку или рыбную муку — это корма, изготавливаемые из отходов и падежа животных, а рыбная мука часто не соответствует качественным характеристикам. Основу рациона у нас составляют зерновые. А несушка из частного подворья сама выбирает необходимые элементы от природы, поэтому яйцо из деревни такое ярко-желтое.
– А почему вы отказались от кормов животного происхождения?
– Одной из основных задач стояло приведение в порядок качества продукции. А поскольку мы живем в республике, в которой востребована халяль-продукция, то поставили для себя амбициозную цель — сертифицировать яйцо на соответствие требованиям системы халяль. И нам это удалось: сегодня предприятие имеет соответствующий сертификат.
– Расскажите подробнее, что такое халяльное яйцо? Ведь не секрет, что продукция под знаком «халяль» немного дороже обычной, за что в вашем случае переплачивает покупатель?
– В целом все достаточно просто: рацион кормления несушек полностью отвечает канонам ислама. Корма — это основа основ. На качестве яйца напрямую отражается все, что употребляет в пищу курица. Как я уже говорил, ни мясо-костную муку, ни рыбную муку мы не используем. Конечно, это сказывается на себестоимости, и, как показывает практика, покупатель готов немного переплатить за гарантию качества продукции. Если с кормами начинается проблема, начинаются вопросы и с качеством яйца, и с продуктивностью. Отсюда и проблемы более высокого порядка, в том числе и с продажами.
– Расскажите, где приобретаете корм для птиц?
– Это полнорационные комбикорма производства ОАО «Казаньзернопродукт», также входящего в холдинг «Ак Барс». Птица в зависимости от своего возраста получает различные комбикорма. Кроме того, в рационе присутствует подсолнечное масло, источники растительного белка, а для повышения усвояемости — витамины и аминокислоты, консистенция которых тоже меняется на основании рекомендации специалистов. Рецепты комбикормов мы делаем сами исходя из физиологических особенностей и возраста каждой группы кур-несушек.
ЯЙЦО ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ. YARATELLE — БУДЬ УВЕРЕН В КАЧЕСТВЕ
– А рядовой покупатель может определить качество яйца?
– Есть совет, как можно проверить качество: разбейте яйцо, обратите внимание на желток и белок — они не должны растекаться. Проведите пальцем по белку, желток должен следовать за ним, но не смешиваться.
Наша лаборатория ведет постоянный контроль качества яйца, проверяет на соответствие параметрам растекаемости, взбиваемости, что очень важно для кондитерской отрасли. Кроме того, продукция регулярно отправляется на проверку соответствия ГОСТу в независимую лабораторию центра стандартизации. На производстве строго соблюдаются все ветеринарные и санитарные требования, что позволяет нам гарантировать качество продукции.
– Какое количество яйца можно ежедневно потреблять в пищу?
– Важно отметить, что яйцо — это самый дешевый белок и самый популярный завтрак. В нем содержатся 12 основных витаминов, а также 96 процентов необходимых организму человека минералов, фолиевая кислота и незаменимые аминокислоты. Яйцо можно кушать как в известном фильме: утром яичница, в обед яичница, вечером яичница, и кудахтать точно никто не начнет.
– А как же по поводу содержания холестерина в яйце?
– Действительно, бытует мнение, что яйцо содержит так называемый «вредный» холестерин. Исследования показали, что на сегодняшний день нет доказательств взаимосвязи пищевого холестерина с рисками заболеваний ишемической болезнью сердца. Например, мировая организация сердца, Британская ассоциация сердца не установили лимита потребления яиц. Яйцо полезно для здоровья!
Яичный белок на 94 процента усваивается нашим организмом. Белок в мясе рыбы — на 76 процентов, в говядине — на 73 процента, в фасоли — всего на 58 процентов. В желтке находятся все жирорастворимые и большинство водорастворимых витаминов, основные запасы минеральных веществ. Есть еще один малоизвестный факт: желток содержит лецитин — активное антисклеротическое средство, питающее нервную и мозговую ткань. Он необходим для нормальной работы печени и желчевыводящих путей, позволяет регулировать распределение жировой ткани, отвечает за развитие плода при беременности, улучшает память.
– Получается, что не зря яйцо включили в перечень продуктов первой необходимости. В компании был запущен новый бренд Yaratelle. Расскажите о нем подробнее.
– В конце 2013 года мы начали выпуск наших фирменных яиц Yaratelle и сейчас начинаем раскручивать эту марку. Это экологически чистые яйца от местного производителя, свежие в течение суток они попадают с фабрики на прилавки магазинов.
– Интересное название, такое ощущение, что оно созвучно с татарским словом «яратам».
– Да, действительно, мы хотели подчеркнуть, что это местная продукция, поэтому придумали бренд, созвучный слову «яратам». При этом на предприятии применяются современные технологии, оборудование и кросс птицы зарубежные, и именно этот факт мы хотели подчеркнуть, выбрав написание на английском языке.
ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА: 1,6 МЛН. ШТУК ЯИЦ В СУТКИ
– 1,6 миллиона — это очень много. Кто столько съест?
– Задача номер один в продажах — продавать внутри республики, и четверть сегодняшних объемов мы реализуем в Татарстане. Среди клиентов все основные торговые сети, в том числе и федеральные. К нам приезжают и мелкие предприниматели. Каждый день функционирует выездная торговля, открыт фирменный павильон в агропромпарке. С начала сентября принимаем активное участие в сельскохозяйственных ярмарках, которые организует министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ совместно с администрацией города. Мы поставляем яйцо в детские сады и школы, на хлебозаводы и мелким кондитерам, всеми способами стараемся обеспечивать население свежим, качественным, а главное местным продуктом.
– А куда же продаете остальное?
– Наше яйцо известно по всей России. Мы реализуем продукцию в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, а также в Махачкалу, Киров и Кировскую область, Самару, Нижний Новгород и в другие города. Надо отметить, что с объемом производства 572 миллиона штук яиц в год птицефабрика входит в десятку крупнейших фабрик в Российской Федерации. Очередь покупателей формируется уже на неделю вперед. Мы могли бы планировать поставки и на более длительное время, однако рыночная конъюнктура заставляет нас менять цены практически на каждую поставку, что является специфичной чертой яичного рынка.
– Как можно объяснить резкие скачки цен на яйцо? Помнится, в конце прошлого года стоимость десятка выросла более чем в два раза!
– Понятно, почему возникает ажиотаж, например, перед православным праздником Пасха. Безусловно, это рыночный спрос. Но что касается необъяснимых скачков цен с точки зрения покупателя… Почему в конце 2013 года резко выросли цены на яйцо? Потому что весной 2013 года много фабрик не смогли себя обеспечить кормами. Им пришлось резко сократить поголовье птицы, соответственно, сократилось и производство яйца. Нынешним летом тоже цены на яйцо скакнули вверх. И все из-за того, что фабрики, ожидая сезонный спад (в летнюю жару потребление яйца значительно снижается), начали сокращать поголовье. Но лето-то было прохладным! Вот и получилось: спрос сохранился на прежнем уровне, а поголовье сократилось. Что и привело к некоторому дефициту и, как следствие, к повышению цен. Но надо понимать и то, что цены не могут расти бесконечно: существует психологическая планка, когда покупатель начинает отказываться от покупки из-за неадекватной стоимости товара.
– Ришат Сахапович мы знаем, что вы давно в отрасли птицеводства, расскажите немножко о себе.
– В птицеводстве я с 1998 года. Это у меня четвертое предприятие данной отрасли. А началось все с птицефабрики в Пестречинском районе республики, где деятельность также приходилось начинать практически в чистом поле. Позднее поручили казанскую птицефабрику, где мы построили один из лучших комбинатов по глубокой переработке мяса птицы. Продукцию этого комбината пришлось самому потом раскручивать во время работы в ООО «Пестречинка», а теперь работаю здесь.
– На ваш взгляд, как будет развиваться отрасль в ближайшее время? И как могут сказаться на рынке санкции?
– К счастью, в России спрос и предложение достаточно хорошо сбалансированы, поэтому импорт куриного яйца минимален. Можно найти яйцо беларусских и казахстанских производителей, но это незначительная часть.
Как я уже отмечал, наше предприятие выпускает в сутки более 1,6 миллиона яиц, это по 1 штуке на двоих жителей республики, а кроме нас имеются еще несколько средних и небольших производств, личные подсобные хозяйства граждан, поэтому нехватки куриных яиц не должно быть. На сегодняшний день 55 процентов объема потребности республики мы можем удовлетворить. Что касается санкций…Безусловно, они скажутся на рынке, ведь невозможно одномоментно переключится на других поставщиков. Полагаю, что проблема себя, так или иначе, проявит, возможно, в каком-то росте цен, но надеюсь, в пределах инфляции и сезонных колебаний. Кроме того, сельхозпроизводители в приоритете у государства. Но мы никак не зависим от ситуации, ведь наш продукт — полностью собственного производства. И сейчас мы входим в высокий сезон, когда растет спрос.
- Будете повышать цены?
- В данном случае мы ожидаем некоторое увеличение цен, однако в пределах сезонного роста, как это происходит каждый год. Поэтому наш покупатель может оставаться спокойным.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.