МАНЕВРЫ ВОКРУГ НЕФТЯНЫХ НАЛОГОВ

Накануне федеральные СМИ сообщили о планах правительства РФ о повышении акцизов на бензин. Напомним, что 21 октября этого года Госдума приняла в первом чтении пакет поправок в Налоговый кодекс, в рамках предложенного кабмином «налогового маневра» в нефтяной отрасли. Законопроект предусматривает поэтапное (в течение ближайших трех лет) повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и понижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (сделано это для того, чтобы нефтяные компании не гнали сырье через союзный Казахстан, где экспортные пошлины ниже российских). Поскольку такой маневр неизбежно приведет к увеличению внутренних цен на нефть, а значит, и повышению затрат на производство топлива, правительство решило снизить акцизы, чтобы сдержать рост стоимости бензина и дизеля.

Интересно, что по ходу дела в процесс вмешался и губернаторский корпус во главе с Рустамом Миннихановым. Напомним, что 8 октября этого года на Госсовете по дорожному строительству под председательством президента Владимира Путина он заявил, что из-за налогового маневра региональные дорожные фонды потеряют много денег, поскольку наполняются они за счет акцизов на моторное топливо. Минниханов в качестве компенсации предложил поднять акциз на все виды топлива на 1 рубль. Минфин предлагал закрыть эту «дыру» межбюджетными трансфертами. Но глав регионов такой вариант не устроил.

Теперь найден компромиссный вариант. Акцизы будут повышены на 1 рубль, но не на все топливо, а только на бензин и дизель экологического класса «Евро-5». В предыдущие годы правительство стимулировало нефтяные компании модернизировать свои НПЗ, поэтому акциз на «Евро-5» был ниже, чем на менее экологичное топливо. Многие компании ускоренными темпами переходили на производство пятого класса, и тем самым экономили миллиарды рублей на акцизах. Сейчас ставки подравняют, и темпы их снижения, заложенные в налоговый маневр, будут не такими сильными. Согласно расчетам, акцизы на бензин класса «Евро-5» в 2015 году должны были уменьшится на 45,8%, а теперь снизятся только на 29%; акцизы на дизтопливо — на 33,3% вместо 56,1%. Это может принести 70 - 90 млрд. рублей дополнительных сборов и снять основные претензии Минниханова и Ко: деньги на дороги будут, но не ликвидированы другие угрозы — о них ниже.

«РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕ РОСТ ЦЕН»

Проблема налогового маневра изначально была в том, что он перекладывал фискальную нагрузку с импортеров российской нефти на отечественных потребителей, которым придется больше платить за топливо. По подсчетам заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова, литр бензина в следующем году должен был подорожать не более чем на 1,8 рубля. После предполагаемой коррекции ставки на 1 рубль вверх, эксперты ждут роста розничной цены на 3 рубля.

Но есть и более пессимистичные расчеты. Цены на бензин уже в следующем году могут вырасти до 50 рублей за литр. Об этом правительство и лично премьер-министра Дмитрия Медведева предупредили в письме депутаты Госдумы Иван Грачев, Андрей Крутов и Оксана Дмитриева. «По подсчетам экспертов комитета (комитета по энергетике Госдумы, который возглавляет Грачевприм. авт.), стоимость бензина за первое полугодие повысится на 20% и составит 45 рублей за литр, а к концу 2015 года достигнет 50 рублей за литр. Налоговый маневр провоцирует классическую инфляцию издержек», — говорится в их письме. Поэтому народные избранники попросили Медведева оценить целесообразность этого закона или же вовсе отказаться от налогового маневра.

«Грубая оценка, что в чистом виде на 10 - 15 процентов плюс мультипликативный эффект, то есть 20 процентов рост в следующем году. Мультипликативную составляющую посчитать не так просто, но есть прошлый опыт, когда увеличивали акцизы, допустим, на 1,5 рубля, а рост шел на 3, акцизы увеличивались на 3 рубля, а рост шел на 5 - 6 рублей. Соответственно, прогнозная оценка, что примерно на 20 процентов должны вырасти цены, — объяснил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Грачев. — Если сегодня на хороший бензин называют цену около 40 рублей, то последовательно добавляйте 20 процентов, и будет уже 48 рублей». Дмитриева уверена, что этот налоговый маневр боком выйдет для обычных потребителей, так как увеличит стоимость и других товаров. «Прежде всего напрямую это повысит цены на бензин только за счет этого фактора на 3 - 5 рублей. НДПИ, так или иначе, скажется на всех ценах на топливо, энергию, тарифы ЖКХ и будет закладываться в цену других продуктов», — считает она.

Грачев уверен, что у «маневра» будет масса других последствий. Так, например, по его мнению, НДПИ и акцизы гораздо хуже собираются. «Акцизы вообще хуже собирались в последние годы. Люди перестали платить, люди боялись, начали выдумывать серые схемы неподконтрольные, которые гораздо легче осуществить внутри страны по малым объемам товаров, — считает он. — Таможенная пошлина очень простая: отгрузили, допустим, 100 миллионов тонн, и компания отдает в бюджет известную сумму, легко посчитанную по формуле, никуда она деться не может, статистика очень хорошая по части экспорта, черной и грязной составляющей не много».

Он обеспокоен и тем, что после роста цен на топливо и другие товары при одновременном падении уровня реальных доходов населения неминуемы социальные протесты. «Еще начнут прижимать наши компании, как это уже делали, когда после роста акцизов росли цены на бензин. Их будут собирать и говорить: «Ребята, давайте останавливайте рост цен». А дальше это приводило к тому, что нефтяники сворачивали инвестпроекты, ведь налоги никто не снимал, а как можно остановить рост цен, раз налоги не снимаются. Бизнес может только сворачивать свои внутренние инвестиционные проекты. Это будет иметь и отдаленные скверные последствия», — предупреждает Грачев.

«ЭТО КОРЫСТЬ И ГЛУПОСТЬ»

Почему при таких негативных возможных последствиях правительство все-таки настаивает на принятии закона, депутатам непонятно. «Сложно сказать, какой-то замкнутый круг, — рассуждает Дмитриева. — Первоначально это было требование международных финансовых организаций сделать цены на энергоносители на уровне мировых. Во-вторых, это было предусмотрено соглашениями с ВТО о том, что постепенно снижаются экспортные пошлины и повышается НДПИ. Но как раз в данный момент можно было этих требований не придерживаться, поскольку как раз мы функционируем в условиях экономических санкций, то есть ряд требований ВТО, так или иначе, с той стороны не соблюдается, то совершенно не было необходимости вводить самые вредные пункты соглашения с ВТО». Тем более это решение увеличивает дыру в бюджете порядка 230 млрд. рублей, которую придется закрывать за счет других доходов при том, что и так сокращены расходы на образование и здравоохранение, указала депутат.

С ней согласен Грачев, который увидел в налоговом маневре «корысть и глупость». «Глупость связана с тем, что в нашем правительстве действительно есть верующие либерал-фундаменталисты. Они верят, что аксиомы, объявленные по ВТО, действительно являются аксиомами. С точки зрения мира в целом, принцип равной доходности правильный. Но почему тогда Россия должна думать не о себе, а о мире в целом, совершенно непонятно, — полагает он. — По части корысти это громадные триллионы перераспределения денег, то есть перенаправление потоков. Наверняка есть люди, которые на эти потоки сядут и будут зарабатывать».

«Теперь правительство говорит, что это якобы условия евразийского экономического пространства. По-моему, эта отговорка шита белыми нитками и не выдерживает критики», — заключила Дмитриева.

В случае, если все-таки правительство прислушается к депутатам, то бюджет от этого только выиграет, уверены парламентарии. «Они только получат дополнительные доходы, тогда все таможенные доходы преспокойно придут в бюджет, компании будут работать в обычном режиме. На следующий год профит будет, если сохранить таможенные пошлины. А вот если не сохранить, то вполне возможно, что триллиончик и пропадет в серых и черных ямках», — предостерег Грачев.

«РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН НЕОДНОЗНАЧЕН ДЛЯ ЭКОНОМИКИ»

Тимур Нигматуллин — аналитик «Инвесткафе»:

— Проведение налогового маневра приведет к росту цен на нефть внутри страны и негативно отразится на рентабельности сегмента переработки. Однако рост цен на топливо будет ограничен уровнем около 10 процентов в год. Рост цен на бензин неоднозначен для экономики. С одной стороны, население получает стимул покупать более экономичные, новые автомобили, что стимулирует автопроизводителей. Также разгружается автомобильная инфраструктура, что снижает стоимость логистики для предприятий. С другой стороны, растут топливные расходы предприятий и населения в структуре общих расходов. Это снижает деловую активность. Вдобавок растет инфляционное давление.

От инфляции сейчас страдает население с самыми скромными доходами. Из-за санкций продуктовая инфляция достигла двузначных значений. Рост цен на бензин ее еще подстегнет. При этом у самых бедных 10 процентов населения расходы на продукты питания составляют почти 50 процентов от всех расходов (у 10 богатых — 15 процентов).

Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:

— Рост цен на бензин означает рост издержек для бизнеса. В свою очередь, увеличение издержек будет заложено производителями в конечную стоимость товаров и услуг, а значит, вырастут цены. В итоге рост издержек и как следствие цен разгонит инфляцию. Однако увеличение цен на товары и услуги будет менее значительным, в зависимости от доли издержек на бензин в стоимости продукта.

Цель налогового маневра — увеличить налоговые поступления в бюджет РФ и сделать налоговый режим более мягким для нефтепереработчиков и нефтедобывающих компаний. Однако эффективность его очень спорная. Отказаться от маневра можно, но увеличивать доходы придется либо за счет курса, либо за счет иных налоговых маневров в других сферах.

Светлана Повикалова — начальник управления розничных продуктов Локо-Банка:

— Рост цен на бензин повысит себестоимость всех внутренних производств, в первую очередь сельхозпродукции, и постепенно на всех остальных в связи с тем, что логистика товаров подразумевает их доставку в точки продаж. Повышение себестоимости отразится в цене, и в конечном счете за это заплатит конечный потребитель. В связи с ростом стоимости продуктов первой необходимости — хлеба, зерновых, молочных и мясных продуктов — пострадают необеспеченные слои населения, средний класс. Из-за роста транспортных расходов пострадает бизнес, в первую очередь малый и средний.