СМЕРТЬ ЦЕНОЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Сегодня стало известно о гибели Александра Иванова — старшего сына главы администрации президента Сергея Иванова. Трагедия произошла в минувшие праздники, 3 ноября, как пишут СМИ, в Объединенных Арабских Эмиратах. 38-летний мужчина купался в море с дочкой, когда поднялись высокие волны, пишет LifeNews. Иванов попытался спасти девочку, вытолкнув ее на поверхность воды, но сам утонул. По другой версии, которую приводит Forbes со ссылкой на очевидца, мужчина купался с малолетним сыном, но больших волн не было. И что послужило причиной трагедии, непонятно...

Известие о гибели сына главы президентской администрации активно обсуждается в соцсетях. Первым об этом написал блогер Kado4nikov, ссылаясь на источники, близкие к Иванову, пишет Newsru.com. «Сергей Иванов любит посещать баскетбольные матчи ЦСКА. Сегодня, услышав об этой новости, Иванов уехал с середины игры», — было написано в посте. Эта запись сейчас удалена, но ее еще можно найти в кэше.

«ВЫСОКИЙ ПРОФЕССИОНАЛ, НЕПРЕРЕКАЕМЫЙ АВТОРИТЕТ»

Александр Иванов родился в 1977 году в Москве. В 2000 году окончил МГИМО по специальности «мировая экономика», а в 2003 году — финансовую академию при президенте РФ по той же специальности. В 2012 году Иванов получил диплом Стокгольмской школы экономики. В ВЭБ он пришел еще в 2000 году на должность эксперта отдела российских банков, банков стран СНГ и Балтии. С 2002 по 2006 год работал в ОАО «ВТБ», где начал с должности ведущего экономиста и дорос до управляющего директора департамента корпоративного развития и финансовых активов. В 2006 году Иванов вернулся в ВЭБ, где с 2012 года стал зампредседателя и членом правления.

Чтобы открыть страничку, нажмите на картинку

Внешэкономбанк подтвердил гибель своего сотрудника. «Благодаря профессионализму, опыту и таланту А.С. Иванова Внешэкономбанк реализовал десятки крупнейших проектов, нацеленных на развитие российской экономики, появление высокотехнологичных промышленных производств, создание новых рабочих мест. Его всегда отличало стремление к самосовершенствованию, получению новых знаний и профессионального опыта, которыми он щедро делился с коллегами. Банк понес тяжелейшую утрату. Ушел из жизни высокий профессионал, непререкаемый авторитет в своей области», — говорится в опубликованном на сайте ВЭБа заявлении.

Во Внешэкономбанке Иванов отвечал за сотрудничество с международными финансовыми организациями, национальными и региональными институтами развития, за обеспечение финансовой поддержки российского экспорта. Он привлекал ресурсы на рынки капитала и межбанковского кредитования для организации кредитно-инвестиционной деятельности участников ВЭБа, а также координировал вопросы развития взаимоотношений с российскими и зарубежными инвесторами.

ДЕЛО О ДТП С ЛЕТАЛЬНЫМ ИСХОДОМ

Имя Александра Иванова в прессе появлялось редко. Исключение — 2005 год, когда он на своем личном автомобиле Volkswagen Bora на улице Лобачевского на регулируемом пешеходном переходе насмерть сбил 68-летнюю Светлану Беридзе. Пенсионерка скончалась на месте. По факту гибели следователи УВД Западного округа возбудили уголовное дело, которое спустя полгода официально закрыли, обосновывая тем, что «водитель Иванов А.С. не имел технической возможности предотвратить наезд на пешехода Беридзе С.К». В московской на тот момент еще милиции «однозначно установили», что Иванов управлял автомобилем в трезвом состоянии, а на момент совершения ДТП имел безаварийный стаж вождения 9 лет, тем более скорость не превышала разрешенную. С заключительным выводом правоохранителей не согласились родственники погибшей, который утверждали, что скорость машины Иванова была гораздо больше. «Но я уверена, что машина двигалась с гораздо большей скоростью, — говорила тогда дочь погибшей Нина Плющ, которая видела случившееся из окна своего дома. — Ведь после удара тело мамы взлетело на 4 метра вверх, и ее отбросило вперед метров на 20. Я не думаю, что на скорости 58 километров в час можно так сбить человека. А удар был сильнейшим. Вещи, которые были у мамы в сумке, как будто прессом сдавило, а связку металлических ключей согнуло так, как будто они оловянные».

Тогда, в 2005 году, дело о ДТП с участием сына высокопоставленного чиновника широко обсуждалось даже в иностранной прессе. Так, немецкая газета Die Welt пришла к выводу, что нестыковки в расследовании ведут к тому, что дело решалось в пользу влиятельной семьи, как это часто бывает в России. Как бы то ни было — Александр Иванов действительно остался безнаказанным.

СЕМЕЙНЫЕ СВЯЗИ

Внезапная смерть топ-менеджера такого уровня сама по себе вызывает массу вопросов. Но здесь есть особые обстоятельства политического характера. Отец Александра Иванова — Сергей Иванов — занимает сейчас пост руководителя администрации президента РФ. Фактически он второй человек в Кремле после главы государства. С Владимиром Путиным Иванов-старший работает с середины 70-х годов и является одним из ближайших его соратников.

Тогда они вместе работали в одном подразделении управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области. С августа 1998 года Иванов был назначен замдиректора ФСБ, которую в то время возглавлял Путин. Уже со следующего года являлся секретарем совбеза России. Эту должность Иванов занимал вплоть до 2008 года, когда новый президент Дмитрий Медведев не включил его в новый состав, но в 2012 году при Путине он вновь вернулся в качестве постоянного участника совбеза.

Кроме того, с 2001 по 2007 год Иванов являлся министром обороны РФ. Тогда его наряду с Медведевым рассматривали в качестве возможного преемника Путина на посту президента, но предпочтение было отдано не ему. Иванов вслед за Путиным поддержал кандидатуру Медведева и отправился в правительство на пост зампредседателя, где курировал вопросы военной промышленности. С 2011 года он был назначен руководителем администрации президента. У Иванова-старшего теперь остался еще один сын — Сергей, который с 2011 года вошел в состав совета директоров Газпромбанка.

«БУДУТ ХОДИТЬ ДЕЛЕГАЦИИ И ГОВОРИТЬ ПУТИНУ: УЙДИ, А ТО НАШИХ ДЕТЕЙ ПОУБИВАЮТ»

По мнению директора центра региональных исследований (Москва), экс-депутата Верховного Совета СССР и экс-советника руководителя аппарата президента РФ в 90-х годах Виктора Минина, гибель Александра Иванова можно расценивать как очередной знак, поданный высшим властям России. И это происшествие — случайно оно или нет — можно поставить в один ряд с судьбой Бориса Березовского, гибелью Кристофа де Маржери и даже арестом Романа Селезнева — сына депутата Госдумы.

«Я бы рассматривал это событие как подсказку для Иванова, Путина, бизнес-элиты да и вообще для всех нас! Кто такой Иванов? Он второй человек в политической иерархии страны. Исходя из этого и надо смотреть на события», — считает политолог.

Иванов-старший — яркий представитель «касты воинов», задача которых — развиваться, думать над стратегией страны, идеологией, подчеркивает Минин. И дети этой элиты также должны были развиваться дальше, а не опускаться на уровень торговли.

«Вот это событие показывает, что такой путь развития закрыт, — говорит Минин. — Это показывает и судьба Березовского, и уход из жизни детей олигархов. Надо думать не о деньгах, а о народе и о своей стране. И если вы заняли этот уровень, он подразумевает соответствующий тип сознания. Если вы ему соответствуете, дети будут соответствовать своему предназначению, ничего такого не случится. Ему просто не придет в голову выезжать за рубеж в такой опасный период, чтобы решать свои личные вопросы».

Этот случай, конечно, вызовет волну страха в элите, говорит политолог. Запад обязательно использует ситуацию, чтобы произошло нечто подобное, как было с Николаем II: начнут ходить всякие разные делегации: «ВВ, уйди, а то наших детей поубивают». По мнению Минина, существующий негласно запрет на выезд за пределы России сейчас далеко не случаен и оправдан положением вещей с точки зрения духовной ситуации в стране и в мире. Россия для россиян — зона защиты и безопасности. Такая зона раньше была только над Беларусью, а теперь она простирается и над Россией, говорит Минин.

«Любой выезд отсюда чреват тем, что человек подвергает себя политической, экономической, юридической опасности, — считает он. Вот случай — этот погиб, утонул в море как бы случайно — хотя прекрасный спортсмен и физически здоровый парень. Второго арестовали в США и так далее... Все это говорит властям, что пора действовать».

Пришло время ускорять деофшоризацию элиты. Недостаточно одного процесса над «Башнефтью» — времени уже нет, возврат экспроприированных у народа средств надо проводить, а всех через суд не протащишь. Нет времени. Надо «закрывать» отток капитала за рубеж, чтобы элита не тянулась туда, куда вывезла свои деньги.