Вячеслав Зубарев: ««В ближайшее время, думаю, цены повысятся. Есть еще запасы автомобилей по прежним ценам, но они распродаются, и цены вырастут»

ПАДЕНИЕ АВТОРЫНКА В РОССИИ К КОНЦУ ГОДА СОСТАВИТ 15%, НА БУДУЩИЙ ГОД — ЕЩЕ 10%

Российский авторынок падает стремительными темпами — в августе он обвалился на 26% по отношению к данным августа 2013 года. По Татарстану данных пока нет, но, судя по настроениям автодилерских компаний, ситуация в республике тоже сложная. Как рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев, его компания ожидает, что общий спад к уровню прошлого года составит 15% в целом по России. Так что даже разворачивающаяся программа утилизации и маркетинговые ходы производителей и дилеров хоть и смягчат падение, но переломить тенденцию не смогут. К основным факторам, негативно влияющим на рынок, он отнес ситуацию с введением санкций, вызывающую общую нестабильность, неуверенность покупателей и растущий курс доллара и евро по отношению к рублю.

«В ближайшее время, думаю, цены повысятся, — дал Зубарев свой прогноз. — Есть еще запасы автомобилей по прежним ценам, но они распродаются, и цены вырастут. Все зависит от марок, от моделей, но рост курса можно назвать неким ориентиром. 5 - 7 процентов, думаю, реальный рост, который можно закладывать у каких-то моделей до конца года, у каких-то в начале следующего».

По его мнению, в перспективе российский рынок ожидает дальнейшее падение — в 2015 году авторынок потеряет еще 10%. Хотя, как отметил Зубарев, прогнозы сейчас — дело совершенно неблагодарное: невозможно предсказать, какие еще проблемы возникнут во внешней политике.

Гендиректор ТТС также прокомментировал причины резкого падения рынка в РТ в первой половине года, как ранее рассказывал «БИЗНЕС Online», оно шло вдвое быстрее, чем в среднем по РФ (15% против 7,6%). Почему сложилась такая картина в республике — кончились деньги, пришедшие в экономику республики через проекты Универсиады?

«Дело не столько в универсиадских деньгах, сколько в целом в позитивном универсиадском настрое, который был у покупателей, — объяснил Зубарев. — В прошлом году Татарстан выделялся на фоне других регионов России: все падали, а Татарстан оставался на том же уровне. Поэтому если смотреть в среднем за два года, по Татарстану падение не выше, чем среднероссийское. И второе: в республике больше продаются модели бюджетного класса, а именно этот сегмент упал больше всего». Премиальный сегмент очень долго держался вообще без падения, напомнил Зубарев. Однако в августе просел и он — снизились продажи премиальных брендов. Напомним, что в августе спад авторынка по России произошел на 26% по сравнению с августом-2013. В целом же по итогам 8 месяцев падение в РФ углубилось до 12%.

По оценкам Зубарева, объем продаж новых автомобилей в Татарстане по итогам года может составить 70 - 80 млрд. рублей, на долю ТТС приходится около 50% (но надо учитывать, что компания активно работает и за пределами республики, являясь крупнейшим в России региональным игроком рынка). Примерно треть машин продается в кредит, но на этом фоне растет сегмент продаж trade in. Сейчас многие автопроизводители верстают под этот формат продаж свои маркетинговые программы. И если в прошлом году ТТС продавал по trade in 10% машин, то в сентябре реализация по этой схеме выросла до 20%.

Считается, что одной из мер, которые смогут стабилизировать рынок, будет госпрограмма утилизации, которая действует с 1 сентября. Но многие производители, не дожидаясь ее, уже фактически ведут такие программы самостоятельно, чаще всего это выражается в предоставлении существенных скидок при продажах по cхеме trade in.

TOYOTA РЕШИЛА НЕ СПЕШИТЬ

В этих условиях как производители, так и дилеры стали более острожны в планировании своего бизнеса. Так, Зубарев заявил, что ТТС в ближайшее время не будет начинать строительство новых салонов. Инвестиционные планы компании были сверстаны таким образом, что они завершаются как раз в 2014 году. Каких-то начатых и незавершенных строек практически не остается, пояснил он.

«Автосалон Porsche (на улице Декабристовприм. ред.) вошел в стадию пусконаладки, он откроется менее чем через месяц, — перечислил Зубарев. — BMW в Казани тоже достраивается к ноябрю. По другим городам: две недели назад мы открыли Land Rover в Ижевске, в начале следующего месяца откроем Land Rover в Челнах и Audi в Уфе. В столице Башкортостана месяц назад мы открыли KIA. В Альметьевске мы собираемся через месяц открыть автосалон Renault, и в Чебоксарах к концу года завершим два автосалона Skoda и Hyundai».

Теперь компания будет очень серьезно взвешивать, а стоит ли начинать какое-то новое строительство. «Я думаю, что в ближайшие два года будет неподходящее время для инвестиций, по крайней мере, в нашем бизнесе», — резюмировал Зубарев.

В некоторых случаях бизнес-план приходится пересматривать, как в случае со свернутым автосалоном Peugeot. Хотя компания, чувствуя свою ответственность перед клиентами, продолжает обслуживание машин этой марки, в перспективе сервис также будет свернут. В ТТС критично оценивают сотрудничество и с некоторыми другими марками, но Зубарев счел некорректным делать какие-то заявления — партнерские отношения продолжаются и переговоры ведутся.

Отдельная ситуация с Ford — дилерская сеть этого производителя находится в сложной ситуации, хотя предпосылки к улучшению есть, осторожно отметил Зубарев. Падение марки, которая долгое время находилась в лидерах рынка, он связывает с целым комплексом причин модельного и ценового позиционирования и недостаточной оценкой ситуации на рынке. Автомобиль Ford Focus, например, вышел из своей ценовой ниши, где он себя прекрасно чувствовал, и оказался на другом уровне конкуренции, что не принесло успеха марке. Вероятно, компания Ford не учла сигналы обратной связи, которые шли от дилеров, тем более что прогнозы компании серьезно расходились с ситуацией на рынке. «В Уфе, например, мы проинвестировали строительство автоцентра Ford, но продажи этой марки рухнули на 50 процентов, и мы несем убытки, — пояснил Зубарев. — Приняли решение «подселить» к Ford другую марку, и в ближайшее время начнем продажи Jeep. В Казани на освобождающихся с открытием автосалона Porsche площадях тоже появятся машины этой марки».

Вернувшись к строящемуся в Казани автосалону Porsche, Зубарев отметил, что ТТС брал на себя обязательства работать в соответствии со стандартами марки. Владельцев Porsche в Казани, по его оценкам, стало достаточно, что позволяет сверстать бизнес-план отдельного автоцентра.

Прокомментировал он и информацию о планах Toyota по строительству третьего автосалона в Казани — по данным «БИЗНЕС Online», японский автопроизводитель планировал расширение. Действительно, конкурс в Казани объявлялся, подтвердил Зубарев. Однако теперь в условиях падающего рынка компания задвинула эти планы в долгий ящик и вернется к вопросу не ранее чем через два года, о чем уведомлены все заинтересованные лица.

«Мне кажется, что произошел некоторый перебор со стороны дистрибьюторов по расширению сетей, — дал оценку ситуации глава ТТС. — Рынок не растет, но многие слишком оптимистично, видимо, смотрели на ситуацию. На мой взгляд, в некоторых случаях допущены ошибки. Конкуренция — это хорошо, пока это идет на повышение качества обслуживания. Но... Вот есть автомобили. Делить их на троих или на четверых? Качество не возрастет, но если делить рынок на четверых, дилеры начинают экономить. Кончается это тем, что кто-то банально разоряется».

КРЕДИТЫ СТАНОВЯТСЯ ДОРОЖЕ

Поделился Зубарев и прогнозами по своей компании. Если в прошлом году выручка ТТС оказалась на уровне 56 млрд. рублей, в этом году он надеется удержать выручку выше 50 млрд. рублей. Падение выручки все же предполагается в пределах 3 - 4% по сравнению с прошлым годом, надеется он. Главное здесь даже не объемы продаж, а недопущение генерации убытков. В случае, если они где-то будут появляться, компания скорее пойдет на снижение объемов, объяснил он.

Какова рентабельность бизнеса? В продажах машин она невысокая, если это 3% по EBITDA, то считается неплохим результатом, пояснил Зубарев. У ТТС в прошлом году прибыль составила около 2 млрд. рублей. Иначе говоря, без больших оборотов бизнеса на этом рынке делать нечего.

«К моим словам можно относиться с большей или меньшей степенью доверия, — добавил он, видя некоторый скептицизм журналистов «БИЗНЕС Online». — Но посмотрите, сколько игроков, внешне вполне успешных, за последнее время исчезли с этого рынка. И я думаю, что процесс этот будет усиливаться. У кого невысока финансовая устойчивость, выжить будет тяжело».

Кредиты, по оценкам Зубарева, подорожали, хотя для ТТС нет проблем в получении заемных средств.

«Компания пока относится к категории безопасных заемщиков для банков, — пояснил он и тут же оговорился. — Почему говорю «пока»? Не то что у нас есть какие-то предпосылки, просто все у нас в жизни «пока»... Взять деньги для нас проблем сейчас нет, но цена денег очень изменилась, думаю, процента на 3».

Не раскрывая процентные ставки для своей компании, Зубарев все же отметил, что получить сейчас рублевые средства меньше чем под 10% просто нереально. Даже очень хорошим заемщикам найти средства дешевле как минимум очень и очень сложно, подчеркнул он.

НУЖНЫ ШАГИ ОТ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Участники рынка подтвердили «БИЗНЕС Online» ожидания относительно глубины спада на рынке.

Сергей Чернов — вице-президент по развитию группы компаний «Кан-Авто»:

— Согласен с тем, что проседание авторынка по итогам года составит примерно 15 процентов. Программы утилизации и маркетинговые программы от автопроизводителей, плюс всевозможные акции и сезонное повышение спроса смогут оживить рынок. Например, сейчас число клиентов уже удвоилось по сравнению с началом сентября. Но меры эти искусственного характера, и в корне ситуацию они изменить не способны. На программу утилизации выделена фиксированная сумма, и в связи с большим ажиотажем предполагаю, что уже к началу ноября все суммы будут полностью распределены. После чего падение, скорее всего, продолжится. А когда наступит стабилизация авторынка или тем более его подъем — предсказать очень сложно. Все зависит от ситуации в экономике и политике, если там произойдет нормализация, то и рынок пойдет вверх.

Тимур Зиганшин — заместитель генерального директора компании «Барс Авто»:

— Постоянное падение рынка связано и с ослаблением рубля, и с отсутствием роста в экономике, и с внешнеполитическими факторами. Стоимость автомобилей растет быстрее, чем инфляция. Если бы повышение цен примерно соответствовало уровню инфляции, то проседания могло и не случиться. Сейчас нужны шаги от автопроизводителей в плане корректировки цен, например за счет оптимизации затрат. Программа утилизации начала действовать, но по нашим брендам пока большого всплеска продаж нет. Снижение темпов падения продаж или даже небольшой рост возможен в конце года, но скорее в рамках сезонного фактора. В целом по 2014 году ожидаем, что проседания рынка составит 12 - 15 процентов. Пока предпосылок по улучшению положения в долгосрочной перспективе не видно, и вряд ли ранее второй половины 2015 года возникнет ситуация, когда рост авторынка будет возможен.