ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ «МЫШЕЛОВКИ» АГАТЫ КРИСТИ В КАЗАНЬ

Сезон в БДТ им. Качалова начался с премьеры на малой сцене — накануне публике была предложена «Мышеловка» Агаты Кристи. Спектакль по этой пьесе уже некогда шел в Качаловском, но был невнятным, сейчас его уже мало кто помнит. Станет ли популярной «Мышеловка-2»? И стоит ли в серьезном театре ставить детективы? Чтобы найти ответы на эти вопросы, на премьере побывала корреспондент «БИЗНЕС Online».

DSC_7577.jpg

ВАННА, ЯБЛОКИ И ВДОХНОВЕНИЕ

«Мышеловка», пожалуй, самая известная и популярная пьеса Агаты Кристи, переведенная на 22 языка. Тот, кто хотя бы на несколько дней попадает в Лондон, считает для себя невозможным не просмотреть спектакль по этой пьесе. «Мышеловка» в британской столице — это такая же достопримечательность, как, скажем, Сохо, Тауэр или театр «Глобус». Она идет здесь с момента написания литературного первоисточника, то есть с 1952 года.

Объясняя успех «Мышеловки», Агата Кристи говорила, что в этой пьесе каждый зритель найдет что-то свое, сюжет будет держать его в руках все два акта, удивляя неожиданными поворотами. Впрочем, такие удивительные истории писала королева детектива Агата Кристи — женщина, которая никогда не общалась ни с криминальными структурами, ни со стражами порядка. Она просто обладала аналитическим умом и хорошим слогом.

Говорят, что Кристи сочиняла свои произведения, лежа в ванне и грызя яблоко. Это состояние давало ей возможность расслабиться и спокойно продумывать очередной замысловатый сюжет. В «Мышеловке» все запутано, автор поместил героев в пансионат, заваленный снегом, лишил возможности общения с внешним миром. Но один из постояльцев — убийца, и естественно, вычислить его практически невозможно. Но на то и детектив, чтобы мы ломали голову.

DSC_7566.jpg

«Мышеловка» уже шла однажды в репертуаре театра им. Качалова, спектакль не был удачей и скоро сошел с афиши. Это было несколько десятилетий назад, и сейчас этот факт помнят только завзятые театралы. На этот раз «Мышеловку» сыграли молодые актеры театра, а поставил спектакль ведущий актер труппы Илья Славутский, который по профессии еще и режиссер. До этого Славутский-младший поставил еще и «Красную шапочку», но «Мышеловка» стала, по сути, его настоящим режиссерским дебютом.

СТИЛЬ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ТЕМЕ

Новая «Мышеловка» в Качаловском — торжество стиля. Гимн буржуазной респектабельной Англии. Кажется, что в спектакле нет мелочей — все тщательно продумано: от стаканов, которые извлекает из чемоданчика один из персонажей, до фонарика и клетчатого жилетика на игрушечном медвежонке.

Очень удачно вышло, что у режиссера было два единомышленника — главный художник театра Александр Патраков, создавший лаконичную и элегантную декорацию, и известный казанский дизайнер Рустам Исхаков, марку которого знают не только в столице Татарстана. Вещи от Исхакова — это комфорт и та самая элегантность, которая, как в поговорке, «не кричит, а шепчет». Исхаков узнаваем «с первых нот» — от меланжевого пальто, крупной булавки на лацкане пиджака, кружевных тканей и даже хлястика на пиджаке у брючного костюма в столь любимую этим кутюрье ткани в тонкую полоску.

DSC_7565.jpg

Что касается пьесы, за которую взялся триумвират, она не так проста, как может показаться. Два акта действие практически не развивается, событий мало, одни диалоги. Но надо сделать происходящее на сцене таким, чтобы публика все время была в напряжении, что, собственно, мы и получили. На вчерашней премьере, когда в зале на малой сцене театра яблоку негде было упасть, зрители были поглощены действием. Кстати, в зале можно было заметить главного режиссера ТГАТ им. Камала Фарида Бикчантаева, пришедшего поддержать коллегу.

Если вернуться к разговору о безупречном, даже немного эстетском стиле спектакля, то он сам по себе, возможно, не был бы так ценен. Но именно этот стиль создает атмосферу, эту медленную, немного тягучую атмосферу детективов Агаты Кристи, в которую вплываешь словно нехотя, но из которой потом просто не хочется выходить.

НЕМНОЖКО ИБСЕНА И АРТУРА МИЛЛЕРА

Илья Славутский, сам отменный актер, по праву считающийся одной из звезд качаловской труппы, оказывается, очень хорошо в качестве режиссера работает с коллегами. Все без исключения образы выстроены точно, артисты работают, не пренебрегая нюансами, образуя ансамбль.

DSC_7562.jpg

По-английски лаконична Елена Ряшина, сдерживает экспрессию Ирина Вандышева, гротесков Илья Петров, экзальтирован и абсолютно органичен Марат Голубев, добродушно сдержан Александр Малинин, загадочна Антонина Иванова. В принципе, все эти достойные работы можно было спрогнозировать. Но есть две работы, которые стали открытием. Это Илья Скрябин и Алексей Захаров — два отличных характерных актера, продемонстрировавших и свободу, и чувство юмора, и тонкость, и чувство стиля. По сути, можно сказать, что по-настоящему и Скрябин, и Захаров раскрылись именно в «Мышеловке».

Да, конечно, Агата Кристи — это не Шекспир и не Чехов. Но судить мы все-таки будем по законам жанра, а в своем цехе она первая из лучших. Детективы, как бы их ни порицали, вещь популярная, и кто из нас, положа руку на сердце, откажется долгим зимним вечером от пледа и хорошего детектива? Не от ментовских войн или похождений очередного бешеного, а от гимнастики для ума, когда разгадываешь клубок тайн, приправленный английским юмором? В таком чтении нет ничего предосудительного, и то, что «Мышеловка» в Качаловском будет одним из посещаемых спектаклей, не подлежит сомнению.

Есть в этом стильном и таком манком спектакле и еще одна деталь, о которой стоит упомянуть. У Славутского-младшего оказалось в наличии некое прямо-таки иррациональное качество. Он в какие-то доли секунды может дать намек, прислать зрителю свой месседж о том, на что он еще способен. И в «Мышеловке» в какие-то моменты вдруг чувствуешь, как он мог бы поставить Ибсена или, скажем, Артура Миллера. Впрочем, это мое субъективное мнение, возможно, кто-то «прочел» заявку на Пиранделло, Теккерея или какого-либо другого драматурга. Одним словом, спектакль показал пока еще нераскрытый потенциал молодого режиссера, который, можно предположить, рано или поздно будет явлен граду и миру.

А детектив в театре — ну чем же он хуже других жанров? Спектакль может быть талантливым или бездарным, угробить можно любого, самого почитаемого автора. А можно и из «не высокого» жанра сотворить зрелище стильное, умное и завораживающее. Все дело во владении профессией тех, кто берется ставить спектакль.