Наберись Мидхат Шагиахметов мужества, мог бы заявить о падении производства. Но не решился...

В ДВА РАЗА ХУЖЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРЕЗИДЕНТОМ ЗАДАЧИ

Сегодня финансово-экономический блок правительства РТ представил президенту Татарстана Рустаму Минниханову прогноз о росте экономики по итогам нынешнего года и впервые детально озвучил прогноз на год следующий. Если говорить коротко и обобщенно: услышанным президент остался недоволен и подверг часть озвученной информации сомнению, а министров — серьезной критике.

Сначала министр экономики Мидхат Шагиахметов, выступая с докладом о прогнозе социально-экономического развития, сообщил, что по итогам года ВРП Татарстана должен составить 1,63 трлн. рублей при темпах роста не более 1,3%. В 2015 году минэкономики ожидает увеличение ВРП до 1,75 трлн. рублей, то есть реальный рост составит лишь 2% (и это если поверить, что инфляция не выйдет за коридор в 4 - 5% по году). Затем министр остановился на ключевых секторах. Промышленность — а на ее долю приходится 44% ВРП — по итогам года вырастет лишь на символические 0,8%, прогнозирует минэкономики. Экономисты знают, что такой процент всегда находится в пределах погрешности, то есть наберись Шагиахметов мужества, он мог бы заявить даже о падении производства. Но не решился...

Интересно, что в следующем году, как заявил шеф минэкономики, почему-то ожидается рост (почему — так и не было объяснено), но немногим более — на 2,1% с объемом промпроизводства до 1,78 трлн. рублей. В сельском хозяйстве по итогам года и с учетом нового урожая объемы производства не превысят 164,5 млрд. рублей, а в следующем году ожидается рост до 172 млрд. рублей, то есть рост опять же в пределах скромных пораженческих 2%. Но оказалось, что даже это неплохо, ведь строительный сектор в республике и вовсе по итогам года просядет на 2% (!). «В среднесрочном периоде прогнозируется небольшое ускорение до 1 - 2% в год», — сообщил Шагиахметов, опять же не найдя аргументов, почему собравшиеся должны верить в такой оптимизм.

О хорошем были такие знаки. Несмотря на замедление экономики, министр отметил фантастический рост прибыли, правда, главным образом в сырьевом секторе, добыче нефти и нефтепереработке, да и связано это с «ростом курса доллара и высокими ценами на нефть в первом полугодии». В 2014 году объем прибыли составит 262 млрд. рублей (!), но уже в 2015 году с учетом снижения цены на нефть до $100 за баррель и с учетом прогнозов ведущих предприятий РТ минэкономики прогнозирует снижение прибыли до 242 млрд. рублей.

В конце дело дошло до бизнеса. Положительная динамика по итогам первого полугодия отмечается в малом и среднем бизнесе, но, как ритуально отметил министр, она «незначительна».

«МИНИСТР ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ДОРОГОЙ ДРУГ, ТАК НЕ ПОЙДЕТ!»

Представленный прогноз явно не устроил Минниханова, который напомнил присутствующим, что ранее он ставил — и ставит сейчас! — задачу повышать ВРП как минимум на 5% ежегодно.

«Ирек, по вашей линии и вовсе заложено снижение», — обратился Минниханов к министру строительства, архитектуры и ЖКХ Иреку Файзуллину.

Тот ответил, что на снижение объемов в этому году повлияла большая база в прошлом — велись работы по объектам Универсиады. Президент не согласился: в том году больших объемов по Универсиаде уже не было: «Смотрите по инвесторам, по инвестициям. Думайте!»

«И, конечно же, министр промышленности, — начал Минниханов, поискав глазами Равиля Зарипова, который оказался сидящим справа от президента в президиуме. — Дорогой друг, так не пойдет! Меньше 1 процента рост экономики, а ведь основная у нас промышленность. Конечно, еще сельское хозяйство, но там погодно-климатическими условиями можно как-то объяснить спад».

Минниханов призвал Зарипова активнее работать на промышленных площадках, на ОЭЗ «Алабуга», тщательнее искать внутренние и внешние рынки сбыта, вводить импортозамещение.

«Вот проходит совещание, и мы как будто ставим себе задачу: 2 процента роста. Это неправильно! — заявил президент и обратился уже к премьер-министру РТ Ильдару Халикову, который сидел справа. — Мы не должны, Ильдар Шафкатович, воспринимать все так, как сложилось, а повлиять на эту ситуацию. В целом в стране у нас к этому относятся как-то равнодушно, но... Где, как мы можем вырасти? Нам надо найти наши резервы. Наше благополучие будет зависеть от экономической стабильности, от роста нашей экономики. А мы спокойно пишем: у нас экономика вот такая. Приходят вот с такими расчетами, и сейчас, наверное, кто-то скажет: нам того, этого не хватает. Я знаю, что не хватает, давай зарабатывай! За счет чего будем увеличивать расходы? Ничего не изменилось, денег больше не заработали».

«И по налогу на прибыль цифра, которую мне написали, я боюсь, к концу года может резко поменяться. Пока она более менее, — заметил президент, но все-таки поднял в зале министра финансов РТ Радика Гайзатуллина. — Ты уверен, Радик Рауфович? Сколько она будет?» «Поменьше», — тихо-тихо ответил Гайзатуллин.

А значит, надо лучше работать с убыточными предприятиями — они составляют четверть от всех предприятий РТ и дают в сумме 18 млрд. рублей убытка, заявил президент.

«Мы должны либо помочь, либо человека там поменять, это же банкроты, люди без зарплаты останутся, а акционеры — без имущества. Мы все любим делить деньги и очень мало говорим, как будем зарабатывать. Надо, чтобы наши производства были высокоэффективны, снижали издержки, надо сравнивать их с аналогами российскими и западными».

Ранее министр экономики сумму накопленного убытка на 1 января 2014 года назвал «значительной».

«Мы второй год подряд удовлетворены, что плохо работаем. Очень плохо работаем, — вновь вернулся президент к теме роста ВРП. — Наш рост должен быть 5 - 6 процентов, я такую задачу ставил и ставлю. Почему Китай развивается, почему Юго-Восточная Азия развивается, они же тоже в рынке? Почему они развиваются, а мы не развиваемся?»

С этим вопросом Минниханов, очевидно, обратился и к министру экономики, который в своем докладе неоднократно ссылался на «сложившуюся конъюнктуру» и на спад в мировой экономике, который «повышает риски» для республиканских предприятий.

И затем уже ответил сам: «Потому что как сложилось, так сложилось. Минэкономики должно внимательнее смотреть за ситуацией, а отраслевые министерства — вы не статисты, вы должны принимать решения».

В итоге Минниханов призвал переломить ситуацию.

«БИЗНЕС Online» готовит подробный материал с заседания правительства, оставившего самые противоречивые ощущения.