Международная конференция по трудноизвлекаемым и нетрадиционным запасам углеводородов, которая состоялась в рамках татарстанского нефтегазохимического форума, завершилась накануне выработкой решений по ключевым проблемам. Эксперты составили список из 20 вопросов, требующих срочного решения, и среди прочего посетовали, что новейшие российские разработки вынуждены пробиваться на отечественный рынок через... США, Канаду, Венесуэлу — в России они неинтересны, потому что «здесь все прикормлено».
Ренат Муслимов |
«МЫ ШЛИ ВПЕРЕДИ, А ТЕПЕРЬ ПЛЕТЕМСЯ В КОНЦЕ»
По словам конcультанта президента РТ по вопросам нефтедобычи Рената Муслимова, эксперты, принимавшие участие в пленарном заседании и круглых столах форума, составили список из 20 вопросов, требующих скорейшего решения.
«По тематике трудноизвлекаемых запасов углеводородов уже подготовлены развернутые решения и в научном плане, и в практическом, и даже бюрократическом», — рассказал Муслимов корреспонденту «БИЗНЕС Online». Он также отметил, что большой блок вопросов связан прежде всего с законодательством, с налоговыми льготами, которые до сего времени находятся в подвешенном состоянии. Но главное, необходимо раз и навсегда определиться с терминологией: что же это такое — трудноизвлекаемые и нетрадиционные запасы? «Это самый главный вопрос, — заверил академик, — мы хотим создать комиссию в рамках cоюза нефтепромышленников, которая его рассмотрит. Иначе мы по терминологии до конца века ничего не сможем сделать. Без этого какие могут быть законы, какие могут быть решения? Вот вчера коллеги говорили, что у нас неклассические сланцы. Получается, что мы даже не знаем, что у нас такое. Вот с этого надо начинать!»
Своего рода концепцию для недропользователей и государственных структур предложила заместитель генерального директора Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института Наталья Фортунатова. «Понимаете, нормативных актов пока нет, с позиции нетрадиционных источников начали работу вести только сейчас, и вопросов пока больше, чем ответов, — рассказала «БИЗНЕС Online» профессор. — Сейчас нас волнует, как локализовать эти ресурсы, как считать запасы и ресурсы, как ставить их на баланс, как привлекать недропользователей, чтобы им было интересно, потому что это затратные мероприятия». По словам Фортунатовой, решать проблему надо как можно быстрее, поскольку потребность в энергоносителях возрастает и она не компенсируется добычей традиционных запасов.
Более откровенно высказался генеральный директор научного центра «Новейшие материалы и технологии» (Москва), академик Аднан Ильдерханов. «Я очень хотел бы, чтобы нас услышали наверху: без новых технологий, организации инжиниринга соответствующего мы можем уйти далеко вниз, — заявил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Нужно, чтобы власть имущие почаще посещали такие форумы, например, как ваш президент Рустам Минниханов». По словам Ильдерханова, финансирование проектов по трудноизвлекаемым запасам в России ничтожно мало: «Финансирование самое мизерное. Время мы упускаем, мы шли впереди, а теперь плетемся в хвосте. И очень жалко, что мы на российский рынок со своими разработками вынуждены идти через Штаты, Канаду, Венесуэлу — в Россию в последнюю очередь пробираемся. Потому что здесь все прикормлено, все отработано. Им неинтересно это, это бич наш».
Сегодня конференция завершила свою работу, протокол выработанных решений Муслимов пообещал представить общественности в ближайшее время.
ВАКАНСИИ ТЕ ЖЕ, СКАЧКА ПО ЗАРПЛАТЕ НЕТ
В программе второго дня форума была заявлена ярмарка вакансий нефтегазохимических предприятий РТ. Корреспондент «БИЗНЕС Online» ожидала увидеть массовое столпотворение жаждущих трудоустроиться в престижные компании (ведь нефтехимия в республике считается отраслью с высокой зарплатой), однако к обеду, кроме группы школьников, посетителей почти не было. Возле своих стендов скучали представители предприятий. Впрочем, и самих компаний, предлагающих вакантные места, было не густо — всего 7. Причем уже к часу дня свои стенды свернули ОАО «Казанский завод синтетического каучука» и ЗАО «Данафлекс». А вот представитель ОАО «Кварта» (предприятие с 70-летней историей, производит резинотехнические изделия) с гордостью сообщил, что завод набрал новые заказы, поэтому нуждается в кадрах, традиционно — в рабочих. «Мы сейчас начали работать с автомобильной промышленностью, поэтому нам нужны рабочие, а ведь еще в мае мы не нуждались в кадрах», — рассказал «БИЗНЕС Online» начальник бюро по обучению персонала предприятия Виктор Казначеев. Средняя зарплата на заводе, по его словам, порядка 20 тыс. рублей, у работников на сложных участках — чуть больше. При этом «Кварта» предлагает расширенный соцпакет и обучение на рабочем месте.
Нехватку высококвалифицированных рабочих испытывает ОАО «Казанькомпрессормаш». На это указала специалист по работе с персоналом Анна Игнатова: «Остро необходимы токари, фрезеровщики, операторы станков с числовым управлением. Рабочие кадры хороших квалификаций — сегодня дефицит». Причем, по ее словам, рабочий с высокой квалификацией неплохо зарабатывает — до 60 тыс. рублей, а средняя зарплата в компании — 26 тысяч. Но молодежь все равно не идет. «Молодые же хотят сразу большую зарплату получать», — посетовала Игнатова.
С проблемой нехватки молодых кадров столкнулось и ОАО «Тасма». Предприятие выставило всего 6 вакансий (три из них — инженерные). Как рассказала заместитель генерального директора по персоналу Людмила Мирошниченко, ведущие специалисты, ИТР нужны на новое производство по изготовлению пищевой пленки, позволяющей сохранять продукты до 60 суток. Средний возраст специалистов на заводе — 50 - 60 лет, поэтому есть острая необходимость в подготовке резерва кадров.
Из «крупняков» нефтехимии на ярмарке вакансий были представлены всего два предприятия: УК «Татнефть-нефтехим» (структура «Татнефти», объединяющая 11 предприятий) и ОАО «Казаньоргсинтез». Представитель первой компании Альберт Шаехов подробно рассказал, что предприятие представляет всего две рабочие вакансии, а на инженерные собирает резюме (он продемонстрировал внушительную пачку резюме, оформленных соискателями прямо на ярмарке). А вот представительница «Казаньоргсинтеза» отреагировала на вопросы журналиста «БИЗНЕС Online» весьма неожиданно. Когда мы поинтересовались, сколько свободных вакансий у предприятия и по каким специальностям, она резко ответила, что набор в компании закрыт. Причем на стенде предприятия были указаны специальности, надо полагать, появились они там не случайно. На просьбу представиться дама спрятала бейдж с ФИО под кофту, заявив, что не обязана представляться и не будет ничего рассказывать: «Мне не о чем с вами разговаривать».
Традиционно на выставке был представлен казанский центр занятости. По словам ведущего специалиста центра Энже Закировой, тенденции рынка труда за последние годы не изменились. По-прежнему предприятия ищут квалифицированные рабочие кадры: «Сегодня у нас в банке более 20 тысяч вакансий, из них рабочие специальности — более 17 тысяч». Интересен разброс заработных плат: к примеру, на должности ИТР предлагают зарплату от минималки в 6 тысяч рублей до 30 тысяч. «И вакансии те же самые, да и по зарплате скачка нет», — обрисовала ситуацию специалист центра занятости.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.