ТОП-МЕНЕДЖМЕНТУ КАМАЗА УРЕЗАЮТ БОНУСЫ В ТРИ РАЗА, НО ЭТО НЕ МЕШАЕТ ЕГО ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБЕ ВЫВОДИТЬ ИЗ ОБОРОТА МИЛЛИАРДЫ НА ВЫКУП МАЛОЛИКВИДНЫХ АКЦИЙ

Челнинский автогигант в январе-июне на фоне падающего рынка грузовых автомобилей получил впечатляющий убыток в 1,5 млрд. рублей, потеряв 5,5 млрд. рублей выручки — такие данные содержатся в опубликованной КАМАЗом отчетности по МСФО за первое полугодие. Аналитический центр «БИЗНЕС Online», изучая документ, отметил, что сильнее всего пострадало направление производства автобусов, а мощности завода загружены сегодня менее чем на две трети. На фоне столь безрадостных событий больше всего впечатляет рассчитанная нами цена выкупа акций у кипрского офшора и сумма заработка «консорциума инвесторов» под управлением известного инвестбанкира Рубена Варданяна — цена чуть ли не вдвое превысила биржевые котировки. В общем, у кого-то кризис почти как война, а кому мать родная...

Выручка КАМАЗа упала на 10,4%: с 53,16 млрд. рублей за 6 месяцев 2013 года до 47,61 млрд. рублей за 6 месяцев 2014 года (фото: www.kamaz.ru)

КАМАЗ ПАДАЕТ, НО НЕ ТАК БЫСТРО, КАК ОСТАЛЬНЫЕ

КАМАЗ на минувшей неделе опубликовал отчет по МСФО за первое полугодие. Документ выдержан преимущественно в минорных тонах — как следует из него, автогигант (в отчете речь идет о всей группе «КАМАЗ») заметно сбавил обороты. Выручка упала на 10,4%: с 53,16 млрд. рублей за 6 месяцев 2013 года до 47,61 млрд. рублей за 6 месяцев 2014 года.

Львиная доля выручки (68,7%), конечно же, приходится на продажи грузовых автомобилей. И тут отмечается падение только на 9,7%. Печально, но все-таки лучше общей ситуации на рынке — известно, что спад продаж грузовых авто по РФ в январе-июне в целом составил 20,6%.

А вот картина по автобусам выглядит просто удручающе — минус 40,4%: с 4,39 млрд. рублей за 6 месяцев 2013 года до 2,62 млрд. рублей за 6 месяцев 2014 года. По всей видимости, вся надежда теперь на совместную с ОАО «Газпром» программу по переводу общественного и коммунального транспорта на сжиженный природный газ. Это наверняка позволит КАМАЗу получить хорошие заказы как на автобусы, так и на спецтехнику. Но тут многое зависит от лоббистских способностей топ-менеджемента и поддержки властей.

1.jpg

На фоне общего провала небольшой отдушиной стали отмеченные в отчете долгосрочные контракты (плюс 133%), за которыми угадываются госзаказ и продукция для силовых структур.

Уже на этапе валовой прибыли результат ухудшился вдвое до 4,62 млрд. рублей за 6 месяцев 2014 года. А наличие существенных коммерческих и общих расходов привело к получению операционного убытка в 1,19 млрд. рублей за январь-июнь 2013 года, против операционной прибыли в 3,39 млрд. рублей за январь-июнь 2014 года.

Общий результат группы «КАМАЗ»: убыток в 1,51 млрд. рублей в первом полугодии 2014 года вместо прибыли в 2,59 млрд. рублей в первом полугодии 2013 года.

2.jpg

ПОЧЕМУ МИНУС?

Некоторые пояснения о причинах спада нашему изданию дал руководитель камазовского департамента по связям с общественностью Олег Афанасьев.

— Снижение объемов продаж вызвано стагнацией рынка грузовых автомобилей из-за низкой инвестиционной активности и геополитической напряженности, а также отсутствием крупных инфраструктурных проектов и отрицательным влиянием ВТО.

Российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 т по итогам 6 месяцев снизился на 20%, по данным о регистрациях в ГАИ (в отчете МСФО указаны цифры экспорт плюс производство, что не совсем точно показывает динамику рынка), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 37,4 тыс. единиц. При этом доля КАМАЗа по итогам первого полугодия в этой нише составляет 43%.

В абсолютном выражении снижение выручки к первому полугодию 2013 года составило 5,5 млрд. рублей (минус 10%): в основном за счет снижения объема продаж на 17%. По результатам 6 месяцев 2014 года группа «КАМАЗ» отразила чистый убыток в размере 1,367 млрд. рублей (6 месяцев 2013 года: чистая прибыль — 2,537 млрд. рублей). Наибольший негативный эффект на формирование убытка оказали отрицательные курсовые разницы по финансовым и нефинансовым обязательствам и обесценение дебиторской задолженности украинских контрагентов в результате нестабильной политической ситуации.

Во втором квартале 2014 года уже наметилась тенденция к позитивным изменениям. Так, существенно улучшились показатели рентабельности и EBITDA. Во втором квартале 2014 года группа вышла на положительную операционную прибыль в размере 177 млн. рублей против операционного убытка в первом квартале, который составлял 1,366 млрд. рублей, и позитивный показатель EBITDA, который составил 986 млн. рублей (первый квартал 2014 года: отрицательный показатель EBITDA — 661 млн. рублей). Кроме того значительно (на 1,161 млрд. рублей) снизился квартальный чистый убыток.

В 2014 году ОАО «КАМАЗ» продолжает работу по повышению эффективности бизнеса и реструктуризации группы. В результате жесткого контроля над затратами и непроизводственными расходами ожидается дальнейшее улучшение финансового положения группы.

Меры по снижению себестоимости не приносят моментальных результатов. Как только мы увидели ухудшение финансовой и экономической ситуации, были приняты решения, направленные на снижение затрат. В 2014 году мы продолжили работу по повышению эффективности бизнеса и реструктуризации группы. В результате жесткого контроля над затратами и непроизводственными расходами ожидается улучшение финансового положения компании во втором полугодии.

Как правило, закупка автобусов и спецтехники производится в интересах муниципальных органов, что напрямую связано с выполнением региональных или федеральных программ. Бюджетирование этих программ, к сожалению, не всегда идет равномерно. На сегодняшний день выполнение бюджета по этим и другим программам отстает от запланированного и составляет около 20% от плана. Такая картина наблюдается каждый год, и автопроизводители привыкли к тому, что выполнение муниципальных и региональных программ основным грузом ложится на второе полугодие. Именно поэтому наши показатели во второй половине года всегда лучше, чем в первой.

Из мер, которые следовало бы предпринять, можно назвать последовательное выполнение всех бюджетных программ. Также серьезную роль сыграет программа утилизации, которую анонсировало правительство РФ. Совместная с ОАО «Газпром» программа по газомоторному топливу реализуется в соответствии с принятым совместным планом. Мы считаем, что она позволит решить сразу несколько задач. В первую очередь повысит экологическую безопасность на дорогах. Во-вторых, расширит рынок применения газа. В-третьих, создаст серьезный рынок газомоторной техники. КАМАЗ каждый год удваивает производство техники на ГМТ.

«Оптимизация персонала — один из самых быстрых и эффективных способов снижения затрат в условиях кризисных явлений. Однако, учитывая социальную остроту данного вопроса для Набережных Челнов, мы пока не намерены прибегать к этой крайней мере. Вместе с тем, на протяжении последних нескольких месяцев мы не ведем набор нового персонала по некоторым специальностям. Это позволяет планомерно, без социальных взрывов и напряжений, снижать общую численность работников компании», — говорит Афанасьев.

КАК ЗАРАБАТЫВАЮТ АКЦИОНЕРЫ

Помимо важных данных о спаде производственных и финансовых показателей мы обнаружили в отчете КАМАЗа интересные сведения, касающиеся судьбы акций, находившихся во владении консорциума инвесторов под управлением известного инвестбанкира Рубена Варданяна. Как ранее сообщалось, в октябре 2013 года группа выкупила 26 323 428 акций (3,72% акционерного капитала) у «акционера, имеющего значительное влияние» — речь как раз и идет о консорциуме. Теперь в разделе «Капитал компании» отражается сумма выкупа собственных акций у кипрской Avtoinvest Ltd — 2,928 млрд. рублей, и присутствует сумма со знаком минус. Это надо понимать как сумму, потраченную КАМАЗом на выкуп акций у группы частных лиц из кипрского офшора.

Очень любопытно, по какому курсу выкупил акции в 2013 году КАМАЗ. Сумма выкупа составляет 2,928 млрд. рублей, количество выкупленных акций — 26,309 млн. штук. Соответственно, цена выкупа составила 111,3 рубля (!). Это очень щедрая премия к рынку (плюс 79%) даже если взять максимальные отметки октября (месяц выкупа) 2013 года на уровне 62,2 рубля за бумагу.

На КАМАЗе никак не комментируют эти операции. Афанасьев заявил нашему изданию, что по этому поводу все ранее уже сказал гендиректор компании Сергей Когогин. Напомним, что в своем интервью федеральным СМИ Когогин говорил, что КАМАЗ продал 3,72% своих акций «акционеру, имеющему значительное влияние», за 2,2 млрд. рублей еще в 2008 году. Это было сделано перед планируемым вхождением в капитал КАМАЗа концерна Daimler. Для покупки акций консорциум получил от ФЛК «КАМАЗ» заем и впоследствии платил по нему проценты. Однако Daimler ограничился 10% и не стал выкупать контрольный пакет, а точнее, перекупать по завышенной цене остальные бумаги КАМАЗа.

55297.jpg
Сергей Когогин

Таким образом, путем несложного подсчета выясняем, что на этой сделке инвесторы заработали 728 млн. рублей (2,928 млрд. рублей минус 2,2 млрд. рублей). Любопытный нюанс: котировки акций КАМАЗа сейчас стоят чуть дороже 30 рублей, примерно на треть дешевле от своего номинала. Здесь частным акционерам, желающим сбросить свои акции, остается только ностальгировать по первой половине 2008 года, когда бумаги КАМАЗа торговались по 148 рублей за штуку.

Кстати, о поощрениях акционеров. В 2013 году компания начислила дивиденды по результатам работы за 2012 год в сумме 488 млн. рублей или 0,69 рубля на одну акцию, из которых выплатила по состоянию на 30 июня 2014 года 448 млн. рублей. Надо отметить особо, что это была первая такая выплата за 20 (!) лет. 27 июня 2014 года общее годовое собрание акционеров утвердило дивиденды по обыкновенным акциям компании по итогам 2013 года в сумме 206 млн. рублей или 0,29 рубля на одну акцию.

Ради справедливости можно отметить, что на фоне неутешительных финансовых результатов менеджменту пришлось затянуть пояса потуже. За январь-июнь 2014 года вознаграждение членам совета директоров (11 человек) и правления (8 человек) включало в себя заработную плату, разовые премии и прочие краткосрочные вознаграждения на общую сумму 35 млн. рублей, что в 2,9 раза меньше, чем 100 млн. рублей за январь-июнь 2013 года.

Структура выручки группы «КАМАЗ»

Наименование

6 мес.
2013

6 мес.
2014

Абсолютное изменение 2014 к 2013, млн. рублей

Относительное изменение, %

Грузовые автомобили и сборочные комплекты

36 240

32 722

-3 518

-9,7

Запасные части

8 247

7 248

-999

-12,1

Автобусы, прицепная техника и автобетоносмесители

4 387

2 615

-1 772

-40,4

Долгосрочные контракты

809

1 889

1 080

133,5

Продукция металлургического производства

712

592

-120

-16,9

Доход от финансовой аренды

286

289

3

1,0

Прочие продажи

1 477

1 479

2

0,1

Прочие услуги

1 002

775

-227

-22,7

ПО РЕЦЕПТАМ ТОМАША НАВРАТИЛА

Напомним, что в мае 2012 года при участии специалистов OMCD TOS Daimler AG был открыт проект «Синхронизация потока изготовления грузового автомобиля», охватывающий весь производственный цикл ОАО «КАМАЗ».

В декабре 2013 года завершен первый этап проекта, получен экономический эффект в 685 млн. рублей. На предприятии организован новый подход к работе с поставщиками металла с целью создания эталонной системы управления процессом поставок и дальнейшим ее внедрением во всех производственных и логистических процессах — это открытие совместного проекта с ОАО «Северсталь» и ОАО «Российские железные дороги».

В результате реализации проекта время цикла сократилось в 3 раза: от 4,6 суток до 1,5 суток, эффективность процесса увеличилось в 4 раза, затраты на 1 т металла снизились до 144 рублей, экономический эффект оценивается в 120 млн. рублей.

Однозначно, КАМАЗу есть что оптимизировать. С одной стороны, следует избавиться от явно избыточных мощностей и площадей, с другой, подумать над вариантами эффективной загрузки остаточных мощностей. По итогам 2013 года картина загрузки мощностей группы «КАМАЗ» выглядела печально, не достигая даже 65%. А с учетом текущего падения оборотов за первое полугодие 2014 года показатели вряд ли достигают и 60%.

Отметим, что головное предприятие группы ОАО «КАМАЗ» сократило среднюю численность персонала на 5,3%: с 38 881 человека за 6 месяцев 2013 года до 36 819 человек за 6 месяцев 2014 года (кстати, это несколько расходится со словами руководителя департамента по связям с общественностью о том, что компания не будет сокращать издержки с помощью оптимизации, приведенные выше). По всей видимости, рецепты чешского эксперта по эффективности рабочего времени Томаша Навратила все же нашли свое применение.

L6SiN0MJWg8.jpg
Томаш Навратил

В целом завод по традиции продолжает нести серьезную социальную нагрузку, а значит, без господдержки ему никак не обойтись. Определенную поддержку мы уже и увидели в виде 35 млрд. рублей госгарантий, которые правительство РФ выдало КАМАЗу на 15 лет. Деньги должны быть направлены на реализацию инвестиционной программы «Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и модернизация производственных мощностей для его производства».

Кроме того, с 1 сентября в России стартует новая программа утилизации, которая распространяется не только на легковые, но и грузовые автомобили. На стороне КАМАЗа в ближайшее время должен сыграть и слабый рубль. Так, в понедельник, 1 сентября, российская валюта рухнула на биржевых торгах к минимальной исторической отметке 37,5 рублей за доллар США. Официальный курс от ЦБ был зафиксирован на уровне 37,3 рубля за доллар. Еще в декабре 2012 года Когогин заявил нашему изданию: «Доллар сегодня должен стоить 36 рублей. С чем связаны успехи Китая в экспорте? Это ведь не только производительность труда и стоимость рабочей силы. На автомобильном заводе в Китае платят сегодня столько же, сколько и мы, только там персонал молодой и быстро бегает». Тут вольно-невольно Когогин обозначил не только необходимость более слабого курса рубля, но проблему омоложения кадрового состава и производительности труда.

Использование производственных мощностей группы «КАМАЗ» по итогам 2013 года

Виды продукции

Единица измерения

Производственная мощность

Использование производственной мощности в %

Автомобили КАМАЗ

тыс. штук

71,0

60,41

Двигатели и силовые агрегаты

тыс. штук

60,0

64,16

Литье чугунное

тыс. тонн

246,02

37,12

Литье стальное

тыс. тонн

61,25

54,2

Литье цветное

тыс. тонн

35,2

25,26

Штамповки горячие (поковки)

тыс. тонн

206,73

36,97

Штамповки холодные

тыс. м/к

75,0

60,81

Самосвальная надстройка ОАО «НЕФАЗ»

тыс. штук

21,0

56,43

Автобусы пассажирские ОАО «НЕФАЗ», Нефтекамск

тыс. штук

1,5

43,33

Прицепы ОАО «НЕФАЗ», Нефтекамск

тыс. штук

3,75

47,31

Автобетоносмесители ОАО «ТЗА», Туймазы

тыс. штук

3,03

50,18

Прицепы ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ», Ставрополь

тыс. штук

9,8

21,21

ГРУЗОВИКИ КАК ИНДИКАТОР СИТУАЦИИ

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить итоги работы КАМАЗа в первом полугодии.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Ситуация на автомобильном рынке страны традиционно является отличным индикатором того, что происходит в экономике. Если продажи автомобилей снижаются, это значит, что в экономике ситуация плохая, там может наблюдаться стагнация, или уже в полный рост разворачивается кризис. Посмотрев на текущую статистику продаж, можно с уверенностью утверждать, что пока в экономике правит бал стагнация, которая того и гляди перерастет в полномасштабный кризис, а в этих условиях немногие потребители готовы приобретать новый автомобиль, причем любой, не только легковой, но и грузовой, а также автобусы и различные виды спецтехники. Ни одному производителю не под силу поменять ситуацию на рынке. Если потребители не видят перспектив, если они готовятся к ухудшению ситуации, не уверены, что спрос на их товары и услуги будет, то они не будут приобретать товары долговременного пользования, к которым относятся и автомобили. Все, что в этой ситуации могут сделать промышленники и автозаводы в том числе, — это сократить свои расходы в том числе и путем сокращения численности персонала и уменьшения фонда оплаты труда. Наряду с этим компания может оптимизировать свою структуру, активнее модернизировать производство, повышать энергоэффективность и энергосбережение, стремиться увеличивать производительность труда, то есть делать все, чтобы стать более эффективным производством и улучшить свои показатели. Будет способствовать достижению этих целей и сокращение численности персонала. Вместе с тем стоит принять во внимание, что и у данных действий есть свои ограничения, и компания не может до бесконечности сокращать персонал, многое будет зависеть от ситуации на автомобильном рынке. Пока же КАМАЗ будет корректировать свой производственный план в зависимости от ситуации, потому что не имеет смысла производить автомобили на склад, омертвлять капитал, если их покупают в меньших объемах.

Если ситуация в экономике в целом и на авторынке в частности будет улучшаться, спрос будет увеличиваться, то тогда КАМАЗ сможет улучшить свои производственные и финансовые показатели.

Что касается в целом перспектив газомоторного топлива в республике, то они хорошие, и потому что республика приняла программу перехода на него и развития всего сегмента такого топлива, и потому что в республике есть необходимые для этого ресурсы углеводородов, и потому что республика находится на пересечении транспортных путей, через нее идет значительный транзитный поток, который также может потреблять такой вид топлива. Теперь для успешной реализации программы развития газомоторного топлива необходимо активно создавать соответствующую инфраструктуру в республике, что позволит ускорить реализацию этой программы. КАМАЗу это может дать увеличение продаж его продукции, которая будет работать на газе, кроме того, это позволит получить нужный опыт в производстве такой техники, который впоследствии может быть расширен за счет изготовления такой продукции для других заказчиков, в том числе иностранных.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— По финансовым параметрам КАМАЗа в первом полугодии серьезно ударило снижение спроса на российском рынке автомобилей. Ситуация негативна для всех отечественных производителей сектора автопрома, это видно по отчетностям эмитентов за январь-июнь 2014 года. Вся надежда на «утиль» — программу утилизации со стороны правительства, которая, возможно, сможет хоть как-то стабилизировать ситуацию в отрасли. КАМАЗ, помимо прочего, отчитался за первое полугодие и падением экспортных доходов — в компании говорят, что просто не стали повышать цены. В то же время физический объем экспорта «провалился» почти на 40 процентов.

Сегмент автобусов и спецтехники просел одновременно с остальными направлениями производства. В экономически сложное время такие дорогостоящие приобретения обычно оставляют на потом.

Думается, что второе полугодие окажется более результативным. Обычно финал года достаточно удачный для сектора автопрома, а в текущем году поддержку окажет и введенная с сентября программа утилизации. Осенью, ко всему прочему, продажи обычно активизируются, и это положительно скажется на показателях компании. Это позволит не заниматься оптимизацией персонала и сокращением соответствующих издержек.

Основные экономические показатели группы «КАМАЗ»

6 мес.
2013

6 мес.
2014

Абсолютное изменение 2014 к 2013, млн. рублей

Относительное изменение, %

Выручка

53160

47609

-5551

-10,4

Себестоимость

44097

42985

-1112

-2,5

Валовая прибыль

9063

4624

-4439

-49,0

Коммерческие расходы

2644

2579

-65

-2,5

Общие и административные расходы

2812

2901

89

3,2

Расходы на исследования и разработки

137

100

-37

-27,0

Доля в результатах зависимых компаний и совместных предприятий

7

88

81

1157,1

Прочие операционные доходы

237

264

27

11,4

Прочие операционные расходы

328

585

257

78,4

Операционная прибыль (убыток)

3386

-1189

-4575

Финансовые доходы

533

273

-260

-48,8

Финансовые расходы

552

711

159

28,8

Прибыль (убыток) за период

2589

-1505

-4094