ЗА МЕСЯЦ ПОХУДЕЛ НА 13 КИЛОГРАММОВ

Сегодня депутату челнинского горсовета Сергею Еретнову судья Александр Григоренко изменил меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест. Как сообщил после заседания адвокат Еретнова Юрий Удовенко, данная мера пресечения определена вплоть до суда.

Само заседание было объявлено закрытым, поскольку суды по определению меры пресечения входят в перечень закрытых процессов. Удовенко в комментарии корреспонденту «БИЗНЕС Online» пояснил, что новых доказательств вины следствие на суде не представляло и не должно было, так как решался лишь вопрос меры пресечения. По поводу ее изменения, прямо скажем, неожиданного на фоне продления ее всем остальным фигурантам «игорного дела», Удовенко высказался без эмоций — судья посчитал, что домашнего ареста будет для Еретнова достаточно, и удовлетворил ходатайство защиты, а не следствия. Отметим, срок ареста истекал в понедельник, 8 сентября, однако следственный комитет в минувший вторник подал в суд ходатайство о продлении меры пресечения задержанного. Таким образом, определенный судом срок ареста он не досидел в СИЗО четыре дня, в Набережные Челны Еретнова привезли накануне вечером.

Второй адвокат Еретнова Марат Исламов на суде не присутствовал. Он примкнул к защите депутата уже в период пребывания того в СИЗО. Удовенко — старый знакомый и в некотором смысле соратник Еретнова на поприще антикоррупционной борьбы, представлял интересы своего подзащитного в суде, а Исламов взял на себя оперативные контакты с подозреваемым в СИЗО. С его помощью «БИЗНЕС Online» стали известны подробности постановления суда: главным основанием для продления ареста — теперь уже домашнего — стал тот факт, что не все подозреваемые по делу на данный момент задержаны, некоторые лица скрываются и, возможно, владеют оружием.

«Это к нам относится лишь косвенно, — пояснил Исламов. — Постольку, поскольку дела объединены в одно производство. Однако более лояльного решения по данному расследованию еще не было. В отличие от других подозреваемых, находящихся под домашним арестом, Сергею разрешены даже ежедневные прогулки с 10 до 12 часов на расстояние, не превышающее часа ходьбы от дома».

1.jpg

Еретнову разрешили и общаться — исключение составляют лишь лица, проходящие по данному делу в каком-либо статусе. С друзьями и родными общаться можно, хотя на счет всех остальных постановление содержит 10 пунктов условий. Также запрещено использование средств связи: почта, телефон, интернет.

Несмотря на решение суда, по мнению знакомых с процессом юристов, следователям крайне необходимо обвинить всех подозреваемых, поскольку речь идет об организации или содействии ОПС (касательно Еретнова, в эпизоде с кафе «Пилот») — провал такого крупного дела, тем более уже нашумевшего в ходе следствия, обходится оперативной группе слишком дорого.

006.jpg

Еретнов, покинув здание суда в сопровождении сотрудника управления исполнения наказаний, поздоровался с журналистами как с коллегами, но прокомментировать события не смог — запретил сопровождающий. Выглядел депутат после почти двухмесячного пребывания в СИЗО изрядно похудевшим и уставшим. Голодовка, объявленная им после начала заключения, продлилась до середины августа, после чего он начал есть каши. Тем не менее, по словам близких друзей, за месяц с лишним в Чистопольском СИЗО Еретнов похудел на 13 килограммов.

008.jpg

Из суда Еретнова отвезли в УИН, где на него, согласно процедуре домашнего ареста, наденут браслет, по которому сотрудники УИН смогут отслеживать перемещения депутата. После чего друзья, встречавшие подследственного на выходе, отвезут его в поселок Белоус, в пригороде Челнов, в дом дочери Еретнова.

Послабление, которое сделал суд Еретнову, не связано с какой-либо его сделкой со следствием, утверждает наш источник в правоохранительных структурах, знакомый с ходом следствия.

МАШИНА ЕРЕТНОВА ДО СИХ ПОР СТОИТ ТАМ, ГДЕ ЕГО СХВАТИЛИ

Напомним, Еретнов был задержан 8 июля полицейским спецназом по подозрению в пособничестве игровикам. Его схватили и заковали в наручники на выходе из офиса коллеги по горсовету Максима Федорова. Кстати, машина Еретнова до сих пор стоит перед офисом Федорова. По словам последнего, он обращался в следственный комитет с просьбой вернуть ключи — хотел передать их дочери Еретнова, однако их так и не вернули.

Еретнову инкриминировали посредничество при покупке организаторами нелегального бизнеса кафе «Шоколад» в развлекательном комплексе «Батыр» и помощь в организации азартных игр в клубе «Пилот». По данным источников «БИЗНЕС Online», следственный комитет рассчитывает использовать в обвинении некие фото- и видеоматериалы. На Еретнова дал показания Дмитрий Косинов — один из организаторов игровых салонов в автограде, которому сменили меру пресечения на домашний арест вместо реального. По слухам, гуляющим в городе, Косинов вынужден был пойти на сделку со следствием в силу своей зависимости от препаратов, которые в СИЗО ему были бы недоступны, поговаривают, что на этой почве он испытывает проблемы с печенью.

В настоящее время по громкому «игорному делу» в автограде проходят 15 фигурантов, включая Еретнова. До 17 сентября продлили срок реального содержания под стражей подозреваемым непосредственно в организации игр Василию Криворучко, Ленару Нуретдинову, Денису Ульеву и бывшему начальнику ОП «Автозаводский» Адаю Тлегенову, который, по версии следствия, «крышевал» бизнес задержанных. Также уголовные дела заведены на бывшего начальника земельного управления мэрии автограда Ирину Сибекину и чиновников районных администраций: Данияра Гумерова из Центрального района и Ильмира Мингараева — из Автозаводского. Во вторник суд продлил до 5 октября и домашний арест Сибекиной, подозреваемой во взятках и давшей признательные показания.

Еретнов неоднократно заявлял через адвокатов по поводу своего задержания, что дело инициировано по политическим причинам. В конце июля он даже отправил письмо на имя президента России Владимира Путина, в котором описал, как его устранили от участия в выборах по клеветническим показаниям главаря банды, которому за это смягчили меру пресечения на домашний арест. Челнинский депутат, находящийся в оппозиции по отношению к руководству города, выдвигался в этом году на выборы в Госсовет РТ. По мнению Еретнова, арест стал формой его нейтрализации как кандидата. Напомним, что незадолго до ареста Еретнова заявку на участие в выборах подали два его полных тезки, которые на поверку оказались молодыми людьми, сменившими фамилии в мае этого года. В конце августа они сняли свои кандидатуры с выборов.

«ЕРЕТНОВ УЖЕ НЕ ПОПАЛ НА ВЫБОРЫ И СТАЛ НИКОМУ НЕ ИНТЕРЕСЕН...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» поделились своими соображениями по поводу изменения меры пресечения для Еретнова.

Гурами Горгиладзе — адвокат:

— Причины для принятия такого решения могут быть разными: отпала необходимость в содержании под стражей, сыграло роль состояние здоровья арестованного, может быть, он начал сотрудничать со следствием. Вообще-то, суд только в исключительных случаях так изменяет меру пресечения.

Юлия Белавина — адвокат:

— Мне кажется, объяснение в том, что Еретнов уже не попал на выборы. И соответственно, стал никому не нужен и не интересен. Так что я не исключаю, что это уголовное дело после выборов может развалиться. Как правило, меру пресечения изменяют, когда человек начинает сотрудничать со следствием, или у него ухудшается состояние здоровья, или следствие идет так долго, что закон не позволяет так долго держать человека под стражей. Я не слишком хорошо знаю это дело, но думаю, что это было связано с выборами в Госсовет РТ. На выборы он не прошел, поэтому стал для кого-то слабым политическим противником. Хотя и домашний арест предусматривает, что он ни телефоном, ни интернетом не может пользоваться. В гости к нему никто не может приходить. Но мы все прекрасно знаем, что и в изоляторе у человека достаточно большие возможности для общения, связи с внешним миром. Телефонов там не должно быть, а они есть. Так что помешать следствию можно и из следственного изолятора.

«СКОРЕЕ ВСЕГО, У СЛЕДСТВИЯ НЕ ХВАТАЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ»

Дмитрий Сыворотко — адвокат Камского юридического центра:

— Такое решение, скорее всего, связано с тем, что у суда отпали законные основания для содержания Еретнова под стражей. То есть у суда уже нет причин опасаться, что Еретнов сможет оказывать давление на кого-либо, что сможет уничтожить какие-либо доказательства (если они есть) и так далее. Пока дело в стадии расследования, никто не сможет однозначно сказать, имеются доказательства его вины в деле или нет. Единственный нюанс: если принято решение о содержании его под домашним арестом, значит, за ним сохранился статус подозреваемого-обвиняемого. То есть можно предположить, что у следствия в отношении него какие-то доказательства его вины все-таки имеются.

Теоретически можно, конечно, допустить, что он мог пойти на сделку со следствием, но думаю, что в этом случае следственный комитет об этом объявил бы. Это обстоятельство ведь не является секретной информацией. В крайнем случае об этом бы объявили его защитники, а такой информации пока нигде не проходило. Раз ему сейчас изменена мера пресечения на домашний арест, то чисто теоретически он может обжаловать в суде решение ЦИК о снятии его с регистрации в качестве кандидата в депутаты Госсовета. Поэтому если уж говорить о политических мотивах этого дела, то это обстоятельство (помещение под домашний арест) создает определенные неудобства для остальных кандидатов в депутаты Госсовета, поэтому связь с выборами в данном случае, возможно, и могла бы быть, но это опять же все очень субъективно, доказать это практически невозможно.

Юрий Шеин — депутат горсовета Набережных Челнов, гендиректор ООО «Междуречье»:

— Я все-таки склоняюсь к версии, что у следственных органов в отношении Еретнова нет достаточно основательной доказательной базы. Насколько я знаю, все же построено только на показаниях участников этого дела против него. Видимо, доказательная база дала трещину и стала рассыпаться. Поэтому его помещение под домашний арест соответствует той степени доказательств, которая на сегодня имеется. Хотя оговорюсь, что я не знаю сути дела, подробностей, пока говорю чисто интуитивно. Напомню, что буквально на последней сессии горсовета перед летними каникулами Василь Гаязович сообщил о том, что из следственного комитета поступило определение, которое мы должны рассмотреть на заседаниях депутатских комиссий. Они возобновятся сразу после выборов в Госсовет РТ. Еретнов — наш коллега, и мы должны четко понимать, в чем причина того, что его заключили под стражу. Нужно изучить все стороны вопроса, и только тогда можно будет что-то определенное сказать. Пока же мы не знаем сути дела, оснований для ареста. Поэтому и будем просить следственные органы, чтобы они предоставили нам все документы, проливающие свет на эти вопросы.