Александр Сладковский
Александр Сладковский: «Нам хочется найти такого композитора, чтобы публика ушла из зала ошеломленной»

«КОГДА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ОРКЕСТРОМ — ЭТО ВЫСОКАЯ ПЛАНКА»

В Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева накануне прошло прослушивание произведений молодых композиторов, которые предложили свои сочинения Государственному симфоническому оркестру Татарстана. В полупустом зале БКЗ собрались члены худсовета ГСО РТ, художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский, сами композиторы и те, кто пришел за них поболеть. Оркестр на сцене отнюдь не в концертной одежде — все по-рабочему, четко, точно, слаженно. За пультом — второй дирижер оркестра Михаил Мосенков. Сладковский в зале, а не на сцене потому, что так можно лучше оценить предлагаемую музыку.

Композиторы, которые решили связать судьбу своих сочинений с ГСО РТ, естественно волнуются, хотя стараются не подавать виду. Их четверо — Радик Салимов, Эльмир Низамов, Геннадий Кожевников и Айрат Ишмуратов. Два первых из названных в эти дни на слуху. Низамов пару месяцев назад написал отличную музыку к тюзовскому спектаклю, и это стало самым ярким впечатлением от спектакля, а 30 августа возле дворца бракосочетания триумфально прошло превью его мюзикла «Алтын казан», за что его уже окрестили «татарстанским Уэббером». Радик Салимов тоже на коне — на начинающемся казанском международном кинофестивале мусульманского кино Татарстан представляет картина Салавата Юзеева «Курбан-роман», одна из ее сильных сторон — музыка Салимова. Кожевников — москвич, тоже хорошо и часто исполняется. А Ишмуратов, в прошлом казанец, сейчас живет в Канаде, где стал успешным дирижером и композитором. «Когда твое сочинение исполняет симфонический оркестр — это наивысшая планка для композитора. С самого начала учебы в консерватории я был заточен под это», — рассказывает Эльмир Низамов.

Эльмир Низамов
Счастливцем оказался Эльмир Низамов. Его «Небесное движение» в исполнении симфонического оркестра РТ скоро услышат казанцы

Музыка, которую молодые композиторы предложили оркестру, разная — и по стилистике, и по «идеологии». У каждого из авторов — свой круг неповторимых идей. Объединяет их одно — хочется, чтобы сочинения попали в опытные руки топового коллектива. Это, конечно, амбиции, но без них успеха в искусстве не видать. Художник должен быть амбициозным и пристраивать свое детище туда, где им будут заниматься. «Мое сочинение уже звучало в Москве, его исполнял молодежный оркестр, но что-то у нас не срослось, я не был доволен этим исполнением и предложил мой фрагмент из „Казанской сюиты“ Александру Сладковскому», — поделился Радик Салимов.

Но вот звучат последние такты музыки, немногочисленные присутствующие в зале аплодируют, и члены худсовета удаляются решать судьбы произведений молодых композиторов. «Я предложил оркестру свою сюиту „Масленица“, я написал ее в Канаде, и именно по просьбе канадской стороны, которой были интересны русские традиции», — рассказывает Айрат Ишмуратов. Он в Казани не только ради прослушивания — приехал на юбилей камерного оркестра «Ла Примавера», где когда-то играла его жена. Ишмуратов даже продирижирует один концерт с юбилярами.

Айрат-�шмуратов460.jpg
Айрат Ишмуратов: «Я предложил оркестру свою сюиту «Масленица», я написал ее по просьбе канадской стороны, которой были интересны русские традиции»

«ЧЕМ УДИВЛЯТЬ БУДЕТЕ?»

Фраза, вынесенная в заголовок главки, принадлежит великому подвижнику, открывателю новых имен, пропагандисту русской культуры Сергею Дягилеву. Действительно, в искусстве надо удивлять. С этим согласен Александр Сладковский. «Нам хочется найти такого композитора, чтобы публика ушла из зала ошеломленной. К сожалению, таких сочинений сейчас практически нет. Композиторы не очень часто приносят нам свои новые произведения, а те, что к нам попадают, часто не дотягивают до нужного уровня. Удивлять публику надо, надо, чтобы вокруг концертов был ажиотаж, но где они, такие сочинения?», — комментирует маэстро.

Если же такие сочинения попадаются — успех обеспечен. У ГСО РТ есть хороший опыт работы с молодыми композиторами. Например, опера «Белый волк» татарстанского композитора Зульфии Рауповой оказалась как раз «на уровне», и входит сейчас в реестр исполняемых произведений. «Мы должны развивать молодых композиторов, должны придать им некую толику смелости», — полагает Сладковский.

По его мнению, композиторы мало пишут для оркестров, потому что боятся неудач, боятся совершить ошибку. Но ведь именно путем проб и этих самых ошибок и неудач можно прийти к успеху. Второй причиной, по мнению дирижера, является то, что нам до сих пор аукается спад в культуре, который пережила страна в девяностые годы. «Молодым композиторам нужно перестать ходить по кругу, перестать использовать только опробованные ходы. Нужно больше дерзости, смелости. Пусть это будет эксперимент, пусть эксперимент спорный, но он должен быть таким, что удивит и оркестр, и слушателя», — считает Сладковский.

Заседание худсовета ГСО РТ, которое проходило в малом зале БКЗ, было недлинным. Музыканты высказали свои замечания и пожелания. Из четырех претендентов попасть в число авторов, произведения которых берут в репертуар ГСО РТ, счастливцем оказался выпускник казанской государственной консерватории, ученик профессора Анатолия Луппова Эльмир Низамов. Его «Небесное движение» в исполнении симфонического оркестра под управлением Александра Сладковского скоро услышат казанцы.