«КОЛЛЕГИ, IPAD СВОИ ЗАКРОЙТЕ. ПОСЛУШАЙТЕ ДОКЛАД, ПОЖАЛУЙСТА!»

Сегодня августовский педсовет собрал более 2,5 тыс. работников образования и науки, чиновников и бизнесменов. Традиционное перед началом учебного года пленарное совещание прошло в Доме культуры поселка Богатые Сабы под председательством президента РТ Рустама Мининханова.

«Татарстан: образование инновационного региона» — так звучала тема совещания в этом году. Как отметил в своем выступлении вице-премьер, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, Татарстан должен оставаться регионом-лидером, и это невозможно без образования. Опережающий темп развития невозможен без инвестиций в человеческий капитал, который в развитых странах составляет до 80% национального богатства (о том, что сейчас составляет 80% национального богатства в России, министр не сказал). Но именно поэтому образование является одним из важных элементов «Стратегии-2030».

«Образно говоря, в основу инновационного развития должно лечь инновационное образование, — заявил Фаттахов. — В основе программы лежит понимание того, что мы должны готовить учащихся к будущему, которое невозможно четко описать. Следовательно, образование должно быть таким, чтобы выпускники могли быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. А полученные знания не представляли собой только набор фактов и догм, затвержденных раз и навсегда, а вооружали на обучение и саморазвитие».

Нашлось место в докладе Фаттахова и воспитательным моментам. Да, сочетание идеологии и школы в последнее десятилетие звучит едва ли не ругательством. Но формирование базовых ценностей так или иначе школа обойти не может, тем более что интернет приобретает все большее влияние на умы молодежи. Значит, задача системы образования — обеспечить глубокое нравственное воспитание личности в рамках той же внешкольной работы. Хотя министерство находится в поиске возможностей развития системы воспитания.

Одним из элементов стало внедрение программы «Школа после уроков» и создание 196 объединений робототехники, проведение республиканского фестиваля по поддержке детского технического творчества, рассказал Фаттахов. А с 1 сентября республика начинает внедрение в школах системы ГТО — Татарстан стал одним из пилотных регионов.

«Коллеги, iPad свои закройте, послушайте доклад, пожалуйста, — прервал воспитательной репликой Минниханов выступление министра образования. — И вообще, на будущее — оставляйте iPad на своих рабочих местах. Почты много у всех, но если вы пришли, то послушайте, человек докладывает».

РЕЙТИНГИ — ПРЕДАТЬ ГЛАСНОСТИ

Не обошлось и без вошедших в последнее время в моду рейтингов. Лучшими в Татарстане по результатам рейтингов признаны Набережные Челны, Казань и Бугульма. Продемонстрировал Фаттахов и слайд с рейтингом отстающих районов.

«Те, кто видит в рейтингах какую-то опасность, на самом деле еще не осознали, что результаты такой оценки нужны им самим, — пояснил он. — По сути, основная задача рейтинга — показать школам, муниципалитету то место, которое они занимают в текущий момент времени. Есть возможность совершенствоваться».

Слайды с рейтингами сменили «школьные картинки», но здесь вмешался президент РТ, попросивший вернуть рейтинговые диаграммы обратно. Отметив, что министр детально проанализировал результаты работы школ и районов, Минниханов предложил «Татмедиа» предать их гласности. Рассказать о тех школах, которые дают детям перспективу, и показать школы, где ребенок оказывается в сложной жизненной ситуации, и дальнейшая его судьба просто очень сомнительна.

Когда единственный выпускник не может получить результат, понятно, о чем это говорит, подчеркнул Минниханов. Самое главное — это качество образования. Не должно быть таких учебных заведений — или не должно быть тех людей, кто способствовал этому. В конце концов, инвестиции в технику, здания без человека — просто памятники.

«Качество образования, то, что мы заложили, — это конкурентоспособность ребенка, — акцентировал президент РТ. — То, что мы заложили, с тем багажом он дальше пойдет. В селе он, в городе учится — без разницы. Мы способны эту задачу решить. Мы должны каждый день учиться. Непрерывное образование, переподготовка... И если эта система не будет работать, не будет никакой перспективы. И успех Татарстана в этом человеческом капитале».

ВЕК ВОЙНЫ ЗА ТАЛАНТЫ, ИЛИ СВАДЬБА БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАНИЯ

Заглянуть в будущее образования-2030 предложил слушателям член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков.

Говоря о стратегии развития системы образования РТ до 2030 года, он предложил в первую очередь задаться вопросом: какими навыками должен обладать сегодняшний школьник, чтобы жить в мире через 20 лет? И что, собственно, определило эффективность нашего собственного образования? Между этими вопросами детского будущего и взрослого прошлого — преемственность системы образования.

«Посмотрите, какие профессии будут востребованы в 2030 году, — обрисовал он картину мира. — Это специалист по созданию искусственных органов, хирург по лечению памяти и даже утилизатор информации... И когда мы смотрим на этот список, он не вызывает у нас возмущения или изумления, мы понимаем, да, это скоро будет необходимо. И наша задача — подготовить детей для работы в этих условиях».

Так что кроме знаний нужно формирование личностных качеств, компетенций, навыков, мотивации к труду, лидерства, креативности. Человеческий капитал определяет сегодня место республики в государстве, в мире, в будущем.

Задача по формированию человеческого капитала заложена в «Стратегию-2030», она сложена из обучения, воспитания, формирования креативности и творчества.

«Мы понимаем, что XXI век — век войны за таланты. Бренд работодателя определяется не тем, какое у него количество станков и работников. А теми условиями, которые позволяют ему привлекать и удерживать талантливых людей. Сегодня найм работников — это не покупка, это маркетинг и поиск талантов».

Не обойтись здесь без частно-государственного партнерства — только совместными усилиями бизнес и образовательная система могут создать таких работников, которые сделают бизнес более конкуретноспособным.

«Бизнес, если он хочет преуспеть, сегодня должен жениться на образовании, и эта семья должна жить на пользу обществу и государству», — образно проиллюстрировал он.

Высокий стиль доктора наук так и ложится мысленно на картинку роботизированных цехов, научных лабораторий или суперсовременных нанотехнологий. Что ж вы хотите, это годы-2030. С их, должно быть, «беспилотными автобусами», уборщиками на микросхемах. И автоматизированным ЖКХ, где инженер в белых перчатках запускает роботов в канализационные трубы вместо нынешних работяг, раскапывающих коллекторы лопатами...

Но, в принципе, сегодня инфраструктура от детского сада до вуза готова к тому, чтобы сделать шаг вперед, полагает докладчик. Планшеты стоят уже дешевле смартфонов. Дети живут в интернете в среднем по три часа в день, каждый 20-й учитель имеет блог в сети.

Завершая выступление, Кондаков снова вернулся к теме профессий и рассказал, как пошутили «ребята из «Сколково», определив будущие профессии учительства-2030.

«Модератор, тьютор, разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения и так далее, — оценил шутку Кондаков. — Вроде похулиганили, но нам с вами это симпатично».

Минниханов попросил органично вписать образовательную программу в «Стратегию-2030». По его словам, одного без другого просто не может быть — без кадров нет производства.

«НА БУДУЩЕЕ, АСГАТ АХМЕТОВИЧ, ИЗЫМАТЬ!»

Завершая совещание, Минниханов вновь вернулся к теме планшетов. И поставил чиновникам на вид, что почту проверять можно и в другое время.

«Конечно, iPad — это самый современный инструмент. Я понимаю, что у вас не хватает времени отвечать на почту. Но невозможно слушать то, что люди готовили несколько месяцев, и рассылать вашу почту... На будущее, Асгат Ахметович, — обратился Минниханов к руководителю аппарата президента Асгату Сафарову. — Изымать, и начиная с вас! Я не против этого, но, на самом деле, люди готовились. И, на самом деле, очень интересные материалы».

Упомянув о рейтингах, Минниханов отметил, что Казань, Челны, Бугульма, угодившие в лидеры по качеству образования, ведут в этом направлении системную работу. За один день ситуацию здесь не изменить.

Но главное, собственно, не в том, чтобы выпускать идеальные кадры для бизнеса, главное — это люди. «Если завод плохую продукцию делает, то он банкрот. Если школы плохо готовят детей — это дети-банкроты. И им будет сложно в жизни». Система образования должна работать целостно, с детского сада, школа должна идти рука об руку с ресурсными центрами, ориентируя таланты. И вузам также не стоит забывать о начальном звене, хотя бы потому, что работать приходится с тем «продуктом», который приходит сдавать документы в вуз.

За последнюю пятилетку разительно изменились федеральные вузы Татарстана, за что Минниханов поблагодарил федеральный центр. Но существует анализ миграции молодежи — и баланс Татарстана отрицательный.

«Минус 7 тысяч за четыре года! — поставил акцент Минниханов. — Да, сколько-то у нас должны уезжать. Но надо анализировать почему, надо думать, как направлять их в другие образовательыне центры. Важно, чтобы они не только у нас учились, но учились в Европе, в Америке. Учились в Китае — обязательно! Это связующее звено интеграции Татарстана в мировую экономику, мировую науку. Важно, чтобы наши университеты сотрудничали с иностранными».

Учиться сегодня приходится каждый день, это веяние времени, и кроме базовой учебы нужны постоянное переобучение и переподготовка. Вновь связав успех республики в будущем с человеческим потенциалом, Минниханов в заключение поблагодарил за труд самих учителей. Можно сколько угодно наполнять школы техникой, можно строить дворцы знаний, но без грамотных людей они лишь памятники фонтану израсходованных средств.