Вячеслав Улитин начинал свое дело с трех старых автобусов
Вячеслав Улитин начинал свое дело с трех старых автобусов

«АВТОБУСЫ «БУРЕВЕСТНИКА» НЕ СЧИТАЮТСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ»

— Вячеслав Михайлович, 10 лет автобусы «Буревестника» колесят по российским дорогам. Штрафы ГИБДД у вас еще в отдельную статью расходов не выделены?

— Они у нас на строгом учете. Нами издан приказ: за нарушение скоростного режима свыше 20 километров водитель подлежит увольнению. Все штрафы регулярно погашаются, так как в любой момент автобус могут остановить на КПП, не хочется краснеть перед пассажирами. Если штраф по вине водителя, то сумма удерживается из его заработной платы.

Но мы в плане штрафов сталкиваемся с другой проблемой — автобусы «Буревестника» не считаются общественным транспортом. Если мы везем людей из другого города и останавливаемся около гостиницы, чтобы высадить пассажиров, нам выписывают штраф. А если наш вахтовый автобус подъезжает к остановке, чтобы забрать человека на работу, нас также могут оштрафовать. А человек же не будет на среднюю полосу выбегать к автобусу. Наш транспорт считается коммерческим, и появляющиеся вследствие этого штрафы мы оплачиваем либо сами, либо вместе с заказчиком и ничего с этим сделать не можем.

— Тем не менее вы продолжаете вести свой бизнес и ухитряетесь развиваться. За счет чего?

— Все заработанные средства пускаем на развитие предприятия. И я пассажирский автотранспорт никогда не считал и не буду считать бизнесом. Бизнеса в пассажирском транспорте нет, это круглосуточная работа. Начнем хотя бы с того, что сначала надо приобрести автобус. Сегодня стоимость автобуса туристического класса варьируется от 7 до 10 миллионов рублей. Если брать автобус в кредит или в лизинг и учесть стоимость горюче-смазочных материалов, затраты на ремонт и запасные части, то он и вовсе получается у нас золотым. А выхлоп копеечный. Чтобы оправдать стоимость автомобиля, надо 7 - 8 лет работать. Об устойчивой прибыли даже речи быть не может. Разумеется, в Москве и Санкт-Петербурге с пассажирскими перевозками картина иная, но там и оборотов больше.

«НАША КОМПАНИЯ НАЧАЛАСЬ С ТРЕХ СТАРЫХ АВТОБУСОВ»

— С чего начиналась компания «Буревестник»?

— Осенью 2004 года твердо решил основать свое дело, и я не просто занялся транспортом, а обосновался в той нише, которая на тот момент была свободна. К 2000 году эта часть рынка практически исчезала. И вот мы приобрели три далеко не новеньких автобуса туристического класса корейского производства. Так что наша компания началась вот с этих трех старых автобусов. Но в них были кондиционеры, видеосистемы — тогда это все удивляло и спросом стало пользоваться сразу. На татарстанском рынке уже была потребность в транспорте туристического класса.

Вячеслав Улитин: «Наш транспорт считается коммерческим и появляющиеся вследствие этого штрафы мы оплачиваем либо сами, либо вместе с заказчиком и ничего мы с этим сделать не можем»
Вячеслав Улитин: «Наш транспорт считается коммерческим, и появляющиеся вследствие этого штрафы мы оплачиваем либо сами, либо вместе с заказчиком и ничего с этим сделать не можем»

— А откуда такое название «Буревестник»?

— Я родился и вырос в Чистопольском районе, совхозе «Буревестник». В честь малой родины и назвал компанию и ни секунды не колебался с выбором названия.

— Почему была определена именно эта сфера для организации собственного дела?

— Так-то я много чем в жизни занимался: и асфальт укладывал, и прорабом работал на стройке, и инженером коммунального хозяйства был. Но 25 лет назад я пришел на работу именно в пассажирский автотранспорт.

— В каком объеме вам потребовались первоначальные вложения?

— И свободного рубля не было, все вкладываемые средства заемные. Потребовался кредит в 2,5 миллиона рублей. Потом снова брали кредиты, уже на развитие. Сначала у нас была небольшая команда: два моих близких товарища, главный бухгалтер, работник отдела эксплуатации — со мной нас было всего пятеро и три водителя соответственно. А на сегодняшний день «Буревестник» — это уже несколько компаний со штатом более 300 человек.

— Сколько сейчас всего предприятий?

— Всего 6. Одна компания «Буревестник» выполняет в том числе и госзаказы, поэтому работает с НДС, другая на упрощенке. Более двух лет назад арендовали автовокзал «Южный». Для этого другая компания потребовалась — «Автовокзал «Буревестник». В Новошешминске также взяли автовокзал в аренду. У нас вообще есть маршруты во всех направлениях нашей республики.

Из последнего у нас появилась туристическая компания «Буревестник». Проведя анализ за 8 лет, пришли к выводу, что туристические компании имеют определенный доход за счет перевозчика, и решили создать турфирму. Сейчас выполняем роль оператора: предоставляем туристические услуги по Казани и за пределами Татарстана. Этим занимается отдельно сформированный молодой коллектив. Я делаю ставку только на молодых людей, так как у них шире взгляды, совсем другой подход к делу, есть видение развития компании. Средний возраст в туркомпании — 24 - 26 лет. Среди водителей — 38 - 42 года.

«В селе Усады Лаишевского района у нас два с небольшим гектара»
«В селе Усады Лаишевского района у нас 2 с небольшим гектара»

«НА УНИВЕРСИАДЕ ЗАРАБОТАЛИ 69 МИЛЛИОНОВ, НА ОЛИМПИАДЕ — 150 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»

— Вы были перевозчиком Универсиады, потом ваши автобусы уехали на Олимпиаду. На сколько машин увеличился автопарк к студенческим Играм?

— Компанией «Буревестник» было приобретено 125 автобусов Hyundai, 7 автобусов марки MAN и 6 микроавтобусов Mercedes. Весь транспорт был забрендирован сначала символикой Универсиады, затем собственными силами был проведен демонтаж для того, чтобы была нанесена символика Олимпиады. Брендирование как для Универсиады, так и для Олимпиады осуществлялось за счет транспортной дирекции Олимпийских игр.

— Дирекция Олимпийских игр курировала оба тендера больших спортивных мероприятий?

— Отдельный тендер проводился для Универсиады, отдельный — для Олимпиады. И все договора заключались через транспортную дирекцию Олимпийских игр, откуда и распределялись финансовые потоки.

— Какие транспортные компании вы обошли в тендере, проводимом к Универсиаде?

— Понятия не имею. Наверное, мы выиграли исходя из того, что у нас больше опыта в плане заказных перевозок и в плане обслуживания. Но мы были не единственными перевозчиками. Буквально по несколько автобусов было от ПАТП №1, Нижнекамское, Альметьевское, Черемшанское АТП.

А вот в Сочи было три официальных перевозчика: «Мострансавто» — 700 единиц техники, 100 автобусов было от питерской компании и у нас 154 машины, но в общей сложности нами было задействовано свыше 500 единиц и свыше тысячи человек только водительского состава, потому что еще обслуживали и различных партнеров Олимпийских игр.

К Универсиаде компанией «Буревестник» было приобретено 125 автобусов Hyundai, 7 автобусов марки MAN и 6 микроавтобусов Mercedes
К Универсиаде компанией «Буревестник» было приобретено 125 автобусов Hyundai, 7 автобусов марки MAN и 6 микроавтобусов Mercedes

— Сколько вложений от вас потребовалось?

— Автомобили марки Hyundai приобретались в лизинг, по которому правительство Татарстана безвозмездно выделило 20 процентов от стоимости каждого автомобиля на первоначальный взнос, оставшуюся сумму мы сейчас выплачиваем. В среднем стоимость одного автобуса марки Hyundai составляет 6 миллионов рублей. Если прикинуть, получается, что общая сумма всего парка — примерно 830 миллионов рублей.

— А сколько вы заработали на Универсиаде и Олимпиаде?

— На Универсиаде заработали 69 миллионов, на Олимпиаде — 150 миллионов рублей. Конечно, хотелось заработать побольше. Наверное, организаторами не до конца была просчитана логистика количества транспортных средств. Мы договора составляли на одну сумму, но с учетом экономии выходили на другую, не было того объема.

«МЫ ПОДОБРАЛИ СВЫШЕ 370 ЧЕЛОВЕК»

— С какими сложностями было сопряжено обслуживание крупного спортивного мероприятия у нас здесь в Казани?

— На Универсиаде порой практически на ходу менялся график работы из-за смены расписаний мероприятий, прибытия гостей в аэропорт. Около 45 автомобилей работало 24 часа в сутки. И потом у нас свои водители могли либо заболеть, либо вовремя не подойти, что случалось, конечно, редко, но и от этого тоже что-то переигрывалось. Единственное, если человек отработал 16 часов, то ему надо полноценно отдохнуть 14 - 16 часов, случалось, что вместо этого он отдыхал всего лишь 10 - 12 часов, но по две смены никто никогда не работал.

— А как ситуация складывалась в Сочи?

— Для Сочи состав водителей был набран за короткий период времени. Некоторые водители терялись во всех этих новых развязках. Конечно, неприятно, когда водитель делает лишний круг, прежде чем вернуться в пункт назначения. Мы привыкли, к великому сожалению, говорить о человеческом факторе, но от него никуда не уйдешь. Хотя в каждом автомобиле были и навигаторы, и схемы маршрутов, каждый автобус ездил по определенной схеме. Просто кто-то сразу запоминает маршрут, а другому нужно несколько раз по нему проехать.

«Дефицит водительских кадров мы не испытывали, в отличие от других транспортных предприятий»
«Дефицит водительских кадров мы не испытывали в отличие от других транспортных предприятий»

— Сколько водителей потребовалось дополнительно принять на работу? С подбором кадров возникли трудности?

— Вообще, каждый уважающий себя житель республики был горд, что у нас проводятся такие мероприятия, и очень многие хотели быть причастны к этим событиям, поэтому дефицит водительских кадров мы не испытывали в отличие от других транспортных предприятий, которые в принципе ведут постоянный поиск сотрудников через объявления. Только к Олимпиаде мы подавали заявки. И то мы пошли на такой шаг, потому что 28 декабря от транспортной дирекции поступила заявка по обслуживанию 156 «крафтеров» и уже 6 января нам надо было отправить 50 человек. За все время подготовки к спортивным мероприятиям мы подобрали свыше 370 человек. Обращались к организациям, у которых в штате есть водительский состав с категорией Д. Проводили собеседование с каждым водителем, а потом была обязательная стажировка.

— Вы говорите, что вообще не ощущаете дефицита кадров, тогда как с этой проблемой сталкиваются все, тем более в сфере транспортных перевозок...

— У нас хорошее отношение к персоналу, и потом немаловажна финансовая сторона, и у нас строгая дисциплина и кругом чистота. Либо человек меняется под наши требования, либо он уходит. Но текучка водительского состава максимум составляет 3 процента.

У нас есть график работы водительского состава, есть норматив рабочего времени. Мы стремимся, чтобы не было переработок и недоработок, что один по 70 тысяч получает, а другой и до 15 тысяч рублей не дотягивает.

— А средняя зарплата водителей какая?

— 35 тысяч рублей.

«ВСЕ ПЫТАЮТСЯ СЭКОНОМИТЬ ХОТЬ НА 100 РУБЛЕЙ»

— Какую долю у вас занимает госзаказ?

— В свете проведенных мероприятий доля, безусловно, возросла и доходит, пожалуй, до 50 процентов. Наряду с этим мы работаем со всеми министерствами и ведомствами: и с МВД, ФСБ, минкультом, минлесхозом — да со всеми работаем. Без ложной скромности, ни одно хоть сколько-нибудь крупное мероприятие, будь то выездное совещание или Сабантуй, не обходится без нашего участия.

— По туристическим направлениям какова география вашей компании?

— Объездили все СНГ и всю Европу, у нас есть международная лицензия. Так что в наличии туристические автобусные туры по России и Европе.

— Вы занимаетесь и вахтовыми перевозки. Какие предприятия вы обслуживаете?

— Основной заказчик — международный аэропорт Казань. Для них в день выезжает по 12 автомобилей. Возим на работу и с работы сотрудников Росреестра.

— Какие у вас тарифы?

— Мы проводили анализ уровня цен других перевозчиков, у нас не выше и не ниже. Есть гибкий подход в ценовой политике: в летнее время — 1300 рублей за час работы по городу, в зимний период тарифы снижаются. Вести речь о повышении тарифов с учетом роста цен на горюче-смазочные материалы и запасные части не приходится. К сожалению, обстоятельства диктуют свое. И не каждый заказчик выбирает хорошего перевозчика. Все пытаются сэкономить хоть на 100 рублей, а результат порой трагический.

— На сколько оцениваете рентабельность «Буревестника»?

— На уровне 5 процентов, да и то не всегда получается.

«На сегодняшний день «Буревестник» — это уже несколько компаний со штатом более 300 человек»
«На сегодняшний день «Буревестник» — это уже несколько компаний со штатом более 300 человек»

— Сколько составила совокупная выручка за прошлый год?

Наверное, 150 миллионов рублей. Но на такую сумму мы вышли из-за крупных мероприятий. В среднем в летний период выходит от 14 до 16 миллионов в месяц. Зимой выручка падает на 40 - 45 процентов. Все зависит от объема заказов. Если есть серьезный заказ, где задействовано по 80 - 90 автомобилей, то прибыль идет. А так каждый день у нас меняется объем заказов. Сегодня всего 27 машин на линии. В другой день может быть 70.

— Сейчас сколько у вас машин в парке?

— 102 автобуса, не считая легковых. После крупных спортивных мероприятий 50 с лишним машин сдали республике для спортивных клубов. До Универсиады у нас было 50 машин.

— Какую марку предпочитаете?

— Hyundai — отличный подвижной состав. За время проведения двух крупных мероприятий по технической причине не вышел из строя ни один автомобиль. Это из той же серии, как и данная история: когда Генри Форду задали вопрос, какой самый лучший автомобиль, он ответил: «Новый».

— У вас есть и своя база?

— Да, в селе Усады Лаишевского района у нас 2 с небольшим гектара. За год благоустроили территорию: асфальт положили, произвели ремонт цехов, вспомогательное помещение оборудовали, а также диспетчерскую, административно-бытовой комплекс. С нуля построили моечный комплекс.

— Выкупить территорию не планируете?

— Это непросто, хотя было бы экономичней. Так, у нас вместе с обслуживанием в месяц уходит минимум 600 тысяч рублей на аренду. Еще у нас есть офис на улице Петербургской, где сейчас заканчивается ремонт, там будет располагаться туркомпания «Буревестник». Будем это направление развивать, возможно, и общая рентабельность повысится.

«ВОДИТЕЛИ МОГУТ И БЕЗ ГИДА РССКАЗАТЬ О КАЗАНИ»

— Каждый ваш водитель — лицо компании. Какие требования вы им предъявляете? Могут ли они понять иностранца или сказать, мимо какого памятника проехали?

— Проблема водителей — знание иностранного языка. Что касается туристических поездок, в салоне автобуса всегда есть гид, знающий иностранные языки. Но я прекрасно знаю, что 50 - 60 процентов наших водителей могут и без гида рассказать про достопримечательности Казани. За 9 с лишним лет водительский состав уже все выучил. А основное требования к водителям — культура общения.

Наши водители возят и известных людей, звезд эстрады, и знают, как себя вести в той или иной ситуации. Они всегда готовы пойти навстречу людям, которые находятся в салоне, независимо от того, звезда это или обычный житель. Мы воспитываем водительский состав в том направлении, что заказчик всегда прав. Им нельзя вступать в перебранки.

«У нас хорошее отношение к персоналу, и потом немаловажна финансовая сторона, и у нас строгая дисциплина и кругом чистота»
«У нас хорошее отношение к персоналу, и потом немаловажна финансовая сторона, и у нас строгая дисциплина и кругом чистота»

— Водителей с маршрутных автобусов на работу принимаете?

— На сегодняшний день транспортные предприятия испытывают голод в водительском составе, нагрузка на водителей маршрутных перевозок и наших, в сущности, отличается. У нас, возможно, труд чуть легче. У них и так дефицит. Если я еще буду переманивать их, нехорошо.

— Дождь, снег, гололед — погодные условия не отменяют работы ваших водителей. Несчастные случаи были?

— В феврале было крупное происшествие в гололед и туман. Следствие и по сей день идет. Трудно выявить, кто прав, кто виноват — автобус в тумане уже попал в свалку разбитых автомобилей. В этом ДТП погибло два человека.

Безопасность дорожного движения на первом месте. На сегодняшний день все автомобили оснащены видеорегистраторами — камеры дают картинку и с салона, и с дороги. Все машины оснащены тахографами — электронные карты, на которые записываются все действия водителя. На всех автомобилях установлен ГЛОНАСС марки «Гранит». Также есть усиленный контроль со стороны медработников. Кроме наличия у водителя медсправки мы просим их периодически проходить обследование. Техническое состояние авто отслеживается очень строго.

— Вы сами обслуживаете свои машины, а сторонние компании к вам обращаются?

— Да, у нас своя ремонтная база, имеется собственная мойка автобусов и большегрузного транспорта. А среди клиентов много частных перевозчиков и других предприятий. Весь свой парк мы ремонтируем своими силами, а если что-то серьезное, тогда отправляем в специализированные центры.

Автобус никогда не отдается на откуп водителю. Он даже и не знает, что его машина прошла ТО. Все делается согласно заранее определенному графику. С водителя спрос только как с водителя.

«ПРОСТО ТЕЛЕЗРИТЕЛЕМ БЫТЬ НЕЛЬЗЯ»

— С кем вы конкурируете?

— Ни с кем. Кто для меня конкурент в заявках на 50 - 60 автобусов?

— Как дальше планируете развитие «Буревестника»?

— Передать бразды правления молодому поколению. Мы с ними регулярно встречаемся, обсуждаем ту или иную тему, и я делаю определенные выводы. Хочу, чтобы молодое поколение для себя видело успех в дальнейшем развитии, было заинтересовано в продвижении на рынке. Где-то им подсказываю, а в остальном только поддерживаю, просто телезрителем быть нельзя.

— Такая позиция в отношении молодежи встречается все-таки нечасто.

— А я не думаю, что у нас вся молодежь плохая, как о ней привыкли говорить. И порядочных, умных, дисциплинированных, образованных людей немало.

«ОБОРОТОВ В КРИЗИС НЕ СБАВЛЯЛИ»

— С чем вы столкнулись в кризис 2008 года?

— Немного сложнее было брать кредиты на обновление подвижного состава, но мы своих оборотов в кризис не сбавляли. Объем работы у нас из года в год увеличивается. К тому же мы анализируем ситуацию каждую неделю. Но в целом на рынке была небольшая стагнация.

— Сколько составляет ваша нынешняя кредитная нагрузка?

— В пределах 500 миллионов рублей.

— С какими рисками вы сталкиваетесь?

— Некоторые не выдерживают такой нагрузки. Не только водители, но и инженерный состав, и бухгалтеры. Не все граждане готовы к таким условиям работы. Например, выходить на работу и в выходные, когда требуется. Вот с этим я постоянно сталкиваюсь.

— Но вы рассуждаете с позиции собственника компании.

— Транспорт — это в любом случае круглосуточная, круглогодичная работа. Здесь неответственного отношения быть не может ни с чьей стороны.

«Для Сочи состав водителей был набран за короткий период времени. Некоторые водители терялись во всех этих новых развязках»
«Для Сочи состав водителей был набран за короткий период времени. Некоторые водители терялись во всех этих новых развязках»

— По вашему мнению, с какими проблемами сталкивается отрасль?

— В междугородних и пригородных перевозках необходимо наводить порядок. Никакого существенного контроля за этими перевозчиками не ведется. У нас пассажиров забирают чуть ли не с подъезда. Требования должны быть ко всем одинаковые. Например, кассир вокзала должен выдавать билеты только при наличии документов, удостоверяющих личность, иначе штраф — как минимум 20 тысяч рублей. А есть народные вокзалы: Советская площадь, ЦУМ — и за их деятельностью никто не следит.

Непонятно, почему в сфере автотранспорта допустимо, что тот, кто захотел, приобрел автобус и начал людей возить. Так не должно быть. Для решения этой проблемы сейчас создается комитет с участием представителей МВД, ФСБ, минтранса, Ространснадзора.

«В ОТПУСКЕ ПОСЛЕДНИЙ РАЗ БЫЛ В 1997 ГОДУ»

— Вячеслав Михайлович, расскажите о себе. Где вы учились?

— В 80-м году впервые приехал в Казань. Должен был поступать в КИСИ, но так получилось, что меня никто не встретил, и вместо строительного института я попал в строительный техникум в Дербышках. А когда приехал туда, уже был первый час дня, а автобус в район уезжал в третьем часу. У меня не было выбора, и я сдал документы в Казанский строительный техникум. Поступил, потом стройотряд, служба в армии в погранвойсках. Тогда у меня были мысли, что профессия строителя всю жизнь будет востребована. После техникума у меня было распределение в Монголию, но наш поток Москва не пропустила. Работал в тресте «Камремстрой», в исполкоме, в министерстве жилищно-коммунального хозяйства, а в 1989 году пришел в пассажирский транспорт. Затем в 2002 году закончил заочно Московский юридический институт.

«Я заканчиваю в Буревестнике строительство храма. В прошлом году 13 сентября заложили фундамент»
«Я заканчиваю в «Буревестнике» строительство храма. В прошлом году 13 сентября заложили фундамент»

— Расскажите о своей семье.

— Дочь у меня три года назад переехала вместе с мужем в Москву. Она юрист по образованию, работает в юридическом отделе банка. Супруга сейчас занимается домашними делами. Родители живут на родине. Я заканчиваю в «Буревестнике» строительство храма.

— На родине вас попросили построить храм?

— Об этом не просят. Надо к этому духовно прийти. В прошлом году 13 сентября заложили фундамент.

— Чем любите заниматься в свободное время?

— Свободного времени у меня нет. В отпуске последний раз был в 1997 году. Я человек, который не останавливается на достигнутом, и отдыхать я не умею. Иногда с внучкой играю в бильярд, когда она на каникулы приезжает.

— И наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса?

— Быть честным, справедливым, порядочным и у себя же не воровать, отдавать людям и вкладывать в развитие.