«КАК ВЫ ЛОДКУ НАЗОВЕТЕ...»

На сайте ОАО «КАМАЗ» появилась информация о том, что предприятие ищет новое название для своей прицепной техники, которая производится на двух «дочках» автогиганта — ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» и ОАО «НЕФАЗ». Искать название решено с участием широких народных масс. Поэтому компания объявила народный конкурс. Победитель получит денежный приз в размере 20 тыс. рублей. Участники творческого состязания должны предложить свой вариант названия для прицепной техники (или словосочетание) либо логотип. Работы должны быть предоставлены до 18 июля. Оговорены и требования к предложениям: название должно ассоциироваться с такими словами, как сила, выносливость, мощь, вместительность, надежность, качество. При этом особо оговаривается, что предложенные варианты «не должны содержать упоминаний о бренде «KAMAЗ». Работы могут быть представлены в неограниченном количестве на сайте ОАО. Победителя определит экспертное жюри, итоги конкурса будут обнародованы 23 июля.

Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», почему на автогиганте решили прибегнуть к помощи народного креатива. По его словам, продукт — прицепная техника — довольно специфичный. И название компания хотела бы получить креативное и интересное. Вот при поиске и решили расширить возможности, для чего привлекают сторонних людей. И чем больше вариантов будет, признает Афанасьев, тем лучше будет для КАМАЗа. Он также добавил, что независимый бренд для прицепной техники, не связанный с брендом автопроизводителя, которому предприятие принадлежит, — вполне нормальная мировая практика.

(фото: www.kamaz.ru)

«Во всем мире у производителей прицепной техники есть определенное название, — сказал он. — И не всегда оно связано с автопроизводителями — как правило, это иной бренд. И мы тоже решили такой отдельный бренд создать, чтобы нам было удобно его на рынке продвигать. У нас ведь два завода, которые производят прицепную технику, — «НЕФАЗ» и «Автоприцеп-КАМАЗ» — и каждый раз приходится объяснять, что это наша продукция. Так что логично, чтобы у их продукции было одно какое-то общее название».

ПО ПРИМЕРУ LADA GRANTA

На КАМАЗе прекрасно понимают, что могут и не найти новый бренд в результате конкурса. Тем более что товар довольно специфичный. Но надежда у компании все же есть. В первую очередь она основывается на опыте АвтоВАЗа, который название для своей новой модели — LADA Granta — выбрал именно в результате такого же народного конкурса.

«Нет никакой гарантии, что в результате конкурса придет какое-то правильное и интересное решение, — комментирует Афанасьев. — Но у нас есть пример — это LADA Granta, которая достаточно успешно прошла народный конкурс, и они выбрали название, которое чаще всего упоминалось. Но у каждого продукта есть своя специфика. К каким-то люди могут придумать название в силу своих креативных способностей, а к каким-то это сделать нельзя. Мы объявили конкурс по той простой причине, что хотим посмотреть, может, есть интересные решения, которые мы в силу своей включенности в процесс не в состоянии увидеть».

Тем не менее свои варианты у КАМАЗа уже есть. Но пока Афанасьев не стал озвучивать «домашние заготовки».

А В НАЗВАНИИ ЛИ ДЕЛО?

Но если на автогиганте не исключают, что не смогут найти народное название для продукции своих дочерних предприятий, то эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что реальная цель КАМАЗа — вовсе не поиск названия.

(фото: www.nefaz.ru)

«Такие ходы обычно используются не только для того, чтобы получить непосредственно название. Это решение может быть использовано для того, чтобы популяризовать марку, в народ ее пустить, — говорит Антон Мельник, директор по маркетингу ООО «ТракТерра». — А успешность подобных конкурсов непосредственно для поиска нового бренда достаточно сомнительна — эту работу лучше поручить специалистам».

Мельник также вспомнил АвтоВАЗ и LADA Granta. По его мнению, по большому счету не было никакой разницы, кто придумал это название. Главное, что была шумиха. АвтоВАЗ просто использовал ситуацию для пиара своей новой модели. «Но это легковой автомобиль, товар относительно массовый, — уточняет Мельник. — Почему КАМАЗ так же поступает применительно к прицепной технике, товару специфическому, не совсем понятно».

Согласен с тем, что конкурс не увенчается успехом, и директор рекламной студии «Магазин» Никита Ишмуратов. По его мнению, получить название для товара в результате народного конкурса практически невозможно. Ишмуратов также считает, что цель конкурса — не только само название.

«Другая функция акции — это повышение лояльности к марке, — поясняет Ишмуратов. — Вот и создается какой-то информационный повод. Люди начинают это обсуждать. И этот ход привлекает внимание и к самому КАМАЗу, и к той продукции, конкурс на название которой объявлен. А что касается поиска нового бренда, то тут, скорее всего, КАМАЗ в конце концов пойдет по правильному пути — наймет рекламное агентство. Или, что вполне вероятно, они уже пошли по этому пути. Рекламное агентство, в свою очередь, сделает брендинг. И именно эта работа ляжет в основу новой торговой марки».

Что касается суммы в 20 тыс. рублей, Афанасьев считает, что «это достойная сумма для людей, которые захотят поучаствовать в этом конкурсе. Это немаленькая сумма, и она способна сподвигнуть людей на творчество».

Мельник же считает призовые деньги маленькими. Если уж КАМАЗ рассчитывает привлечь как можно больше участников, награда за победу должна быть повыше. Ишмуратов же не согласен: «Сумма адекватная, если суть в том, чтобы просто привлечь внимание. Для обычных людей, которые захотят поучаствовать в этом конкурсе, она привлекательна, она может мотивировать. Для профессионала, конечно, это слишком мало, он и пальцем ради этих денег не пошевелит».