ПАДЕНИЯ ВСЛЕД ЗА КАМАЗОМ ЖДАЛИ

Опубликованные накануне итоги социально-экономического развития Набережных Челнов за 5 месяцев содержат ряд важных показателей, характеризующих непростое состояние экономики города. Начнем с того, что объем выпущенной продукции по Челнам составил 73,1 млрд. рублей, что на 9% меньше, чем годом ранее. (За 2 месяца падение было еще глубже — 16,2%.) Собственно никто и не ждал роста. Результаты, которые показала основная отрасль автограда (производство автотранспортных средств и оборудования) совсем неудивительны после данных, предоставленных КАМАЗом по итогам 5 месяцев работы.

Производство на КАМАЗе сократилось на 17,5% до 16,5 тыс. автомобилей, продажи упали на 8% до 13 тыс. машин. Это заметно лучше рынка в целом, но на собственной и городской статистике все равно отражается не лучшим образом. Соответственно, ожидаем и общий спад производства, поскольку отрасль занимает 63,2% в общей структуре отгружаемой продукции в Челнах, а большинство производителей оборудования так или иначе на КАМАЗ завязаны.

К теме челнинского автогиганта мы еще вернемся, а пока отметим, что также в Челнах наблюдается падение грузооборота автотранспорта на 2%, объема платных услуг населению на 2,5%, и даже индекс целлюлозно-бумажного производства составил всего 99,7%, хотя на КБК всегда наблюдался рост, несмотря на все прежние кризисы. В то же время производство пищевых продуктов выросло на 22,3%, объем строительно-монтажных работ вырос на 1,6%, транспортных услуг — на 5,6%, услуги связи — на 9,7%, оборот розничной торговли — на 5,8%.

Эксперт независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что в каждой отрасли свои причины падения или роста. «В связи с ослаблением рубля потребители стали реже покупать импортные продукты, поскольку они стали дороже. Скажем, почему сейчас самый большой рост наблюдается у пищевых продуктов? Потому что наладить их производство за короткий период проще всего. Когда пошло ослабление рубля, пищевики быстрее других на это отреагировали и увеличили объемы производства, поскольку у них создалась благоприятная ситуация для того, чтобы больше продать своей продукции. Грузооборот наверняка снизился из-за падения общей деловой активности. Если говорить о мобильной связи, то тут рост обусловлен тем, что развиваются 3G- и 4G-услуги. Если бы этого не происходило, мы бы увидели нулевой темп роста», — считает Нигматуллин.

«МЫ ГОРОД ПРОХОДИМ ТРАНЗИТОМ, УХОДИМ НА СЕВЕР»

Напомним, на КАМАЗе спад объясняют хроническими проблемами розницы. Как сказал на прошлой неделе гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, камазовские дилеры ощущают тенденциозное сокращение розницы, и автогигант вынужден самостоятельно финансировать клиентов через свою лизинговую компанию. «В экономике становится меньше денег», — констатировал Когогин. Он также напомнил, что в первом полугодии, а конкретно в январе, камазовцам пришлось уйти в отпуск, чтобы не копить складской остаток. Именно остатки на начало 2013 года, по данным камазовской аналитики, подкосили рынок грузовых иномарок, хотя к началу 2014 года импорт начал восстанавливаться.

Автогигант вынужден самостоятельно финансировать клиентов через свою лизинговую компанию (фото: www.kamaz.ru)

На 2% сократился оборот автомобильных грузоперевозок. Гендиректор ООО «ТКФ «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг объясняет это увеличением числа федеральных компаний на дорогах Татарстана. «В основном наши перевозки идут по другим регионам, мы город проходим транзитом, — рассказал Штейнберг «БИЗНЕС Online». — Грузимся в основном не в Челнах и уходим на север. Топливо подорожало, масла и резина тоже. Но главное — сейчас ведь большая часть груза идет в сетевой ретейл, в гипермаркеты. А с ними работают федеральные компании — питерские, московские. Новых структур много, больше, чем в прошлом году. Они и увозят деньги к себе, как и мы, местные, в основном работаем не дома».

Что касается сокращения на 0,3% промышленного индекса целлюлозно-бумажного производства (занимает 3,7% в структуре отгруженной продукции автограда), то крупнейший налогоплательщик автограда в этой отрасли КБК также комментировал «БИЗНЕС Online» снижение своих продаж. Гендиректор предприятия Владимир Бестолков рассказывал в июне, что тенденции 2013 года к падению чистой прибыли примерно на 10% и слабый рост выручки на 3 - 4% сохранились и в минувшем полугодии. За 5 месяцев объем производства КБК сократился по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 0,5% до 2,5 млрд. рублей, продажи снизились на 1,5% до 2,46 млрд. рублей, хотя доля компании на рынках гофроящиков и туалетной бумаги сохраняется — это 7% и около 17% соответственно.

Леонид Штейнберг
Леонид Штейнберг: «Топливо подорожало, масла и резина тоже. Но главное — сейчас ведь большая часть груза идет в сетевой ретейл, в гипермаркеты. А с ними работают федеральные компании» (фото: chelny-biz.ru)

«ЦЕНЫ НА ВСЕ, ДАЖЕ НА ВЗЯТКИ, РАСТУТ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАРПЛАТА»

Еще один интересный показатель, который привлек внимание «БИЗНЕС Online» — прибыль челнинских предприятий. Если в 2012 году все челнинские компании, предоставляющие статотчетность, заработали прибыль в сумме 3,8 млрд. рублей, то в 2013-м у них получился убыток в 2 млрд. рублей. По итогам 2013 года количество предприятий, получивших прибыль, уменьшилось с 130 до 120. В 2012 году они суммарно заработали 4,7 млрд. рублей, а в 2013-м — только 2,3 млрд. рублей, то есть в 2 раза меньше. Количество предприятий, получивших убытки, наоборот, увеличилось с 37 до 49, а сумма их убытков возросла более чем в 4 раза — с 0,9 до 4,3 млрд. рублей.

Заместитель руководителя исполкома города — начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства Наталия Кропотова в ответе корреспонденту «БИЗНЕС Online» объяснила сумму убытков ситуацией на КАМАЗе. «Сальдированный финансовый результат на 1 мая составил убыток 2,1 миллиарда рублей, — подтвердила Кропотова. — Убыток ОАО «КАМАЗ» за 4 месяца — 1,9 миллиарда рублей». Правда, чиновница добавила, что по итогам 5 месяцев автогигант снизил убыток до 1,3 млрд. рублей.

11.jpg

Из многочисленных цифр отчета отметим еще несколько. Количество работающих на крупных и средних предприятиях на 1 июня 2014 года составило 137884 человека. В течение года количество персонала в них сократилось на 3119 человек. При этом численность зарегистрированных безработных также упала на 34,8%. Можно было бы предположить, что люди ушли в малый и средний бизнес, но на майской пресс-конференции начальник местного отделения пенсионного фонда Эдуард Фаттахов рассказывал, что количество ИП в городе тоже сократилось за 4 месяца текущего года. К 1 мая с учета снялись почти 1,2 тыс. индивидуальных предпринимателей, а зарегистрировались 900. В 2013 году ушли из бизнеса (легального, по крайней мере) 6,3 тыс. предпринимателей, на учет были поставлены 2,4 тыс. новых ИП.

Эдуард Фаттахов
Эдуард Фаттахов рассказал, что количество ИП в Челнах сократилось: за четыре месяца текущего года с учета снялись почти 1,2 тыс. индивидуальных предпринимателей (фото: chelny-biz.ru)

И еще два показателя. Реальная средняя зарплата по Набережным Челнам составила 24244 рубля (рост за год — 3,1%). В то же время индекс потребительских цен вырос на 6%.

Ведущий аналитик НИЦ «Неокономика» Александр Виноградов заявил «БИЗНЕС Online», что в России идет падение реальных доходов населения, люди беднеют. «Цены на продовольствие, на разного рода услуги (возможно, даже на взятки) растут быстрее, чем номинальный доход, выраженный в зарплатах, — сказал Виноградов. — Это происходит везде в России, и Набережные Челны в этом случае не являются исключением. Фактически это означает обнищание людей — ничего хорошего в этом нет. Зарплаты платятся из доходов предприятий, и если у предприятий доходы снижаются (а они снижаются, потому что экономика сейчас имеет почти нулевой рост, и в мире продолжается кризис), то у всех начинаются проблемы. Могут ли позволить себе предприятия рост зарплат, никто не знает. Повышение зарплат для компании — это расходы, это может вообще вывести ее за грань рентабельности. А у предприятия — процентные платежи по кредитам, аренда, долги перед поставщиками».

По мнению Виноградова, есть два основных направления, по которым могли пойти сокращенные 3 тыс. челнинцев. Первое: в серый сектор экономики. «Они работают, не регистрируясь, не заключая договоры. Если такой человек становится ИП, он тоже никак себя не проявляет, работая только на связях неформального толка. Второй вариант — это отхожий промысел. В последние 3 года этот процесс в стране сильно развит: люди из регионов уезжают в локальные центры притяжения граждан: Москву, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск и временно работают там. Я думаю, что сокращенные люди как-то так и устроились», — сказал Виноградов.

22.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней

«В СТАТИСТИКЕ ОЧЕНЬ МНОГО ПОЛИТИКИ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что промышленники поставлены в невыгодные условия, отсюда и спад. А рост показывают направления товаров и услуг первой необходимости. Какой бы кризис ни настал, люди всегда будут есть, говорить по телефону и ездить в транспорте.

Виктор Разинков — директор регионального представительства ИК «Финам» в Набережных Челнах:

— Я считаю, что спад промышленного производства в Набережных Челнах в первую очередь связан с уменьшением количества ИП. Известно, что страховые взносы для них резко повысили и многие закрылись. По крайней мере, они официально отказались от своего статуса. Ведь многие ИП и так работали на грани рентабельности, и повышение страховых взносов могло привести их к банкротству. Что касается роста таких сфер, как пищевая промышленность, связь, транспортные услуги, розничная торговля, то эта тенденция наблюдается по всей России. У нас, если что и развивается, то именно направления первой необходимости. Хочешь или не хочешь, а есть люди будут всегда, и связь нужна, и транспорт. А промышленники поставлены в экономически невыгодные условия, потому и наблюдается спад в этой сфере.

Уменьшение количества работающих при отсутствии роста безработицы, на мой взгляд, это только официальные показатели. Люди, как я считаю, все больше уходят в тень. Многие работодатели стараются уменьшить налогооблагаемую базу. В том числе и за счет снижения количества работников, чтобы не платить за них налоги. И конвертная система оплаты труда разрастается. То есть на самом деле люди трудятся на предприятии, малом или среднем, а официально не работают. И на учет в центре занятости тоже не становятся.

333.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней

Сергей Акульчев — председатель правления ГК «Акульчев»:

— Пищевая промышленность растет, потому что в Челнах много сильных производителей: «Челны-холод», «Челны-бройлер», «Эссен». Это целый анклав, какого нет даже в Казани. Почему-то так получается, что сильные производства зачастую появляются рядом, как будто кучкуются. Так, компании Porsche, Mercedes и Audi находятся друг от друга в радиусе 200 километров. То же самое и у нас с пищевой промышленностью. Здесь есть сильные игроки, они и развиваются.

Я думаю, что 3 тысячи сокращенных с предприятий людей вполне могли уйти в малый бизнес. Свою роль здесь сыграли и летние месяцы. У нас на производстве отток каждый раз начинается 1 мая, и он очень мощный: у многих людей есть дачи, деревни, и для них это достаточно большой приработок. В мае и июне показатели сокращений наверняка существенно повысились, но когда наступит сентябрь, ситуация будет совсем другая. Эти 3 тысячи вернутся обратно на работу либо в ту же компанию, либо в похожую.

Что касается зарплаты, то я не верю статистике. Кто считает эти 3 процента и 6 процентов? У меня вообще другие представления о том, как поднимается зарплата и насколько дорожают продукты. Что такое 3 процента за год? Это смешные цифры! В статистике очень много политики. Если страна правильно работает и развивается, зарплаты должны расти быстрее, чем стоимость потребительской корзины.

44.jpg

Дмитрий Калачев — директор сети магазинов «Впрок»:

— У нас были периоды, когда реальные доходы населения росли гораздо быстрее, чем инфляция. Зарплата связана со спросом на рабочую силу. Если у вас растет производство и вам нужны работники, вы начинаете платить больше. Если у вас спад, то не будете повышать зарплату, это естественный способ сокращения. Не снижая и не повышая зарплату, вы позволяете людям самим уйти на более высокооплачиваемое место. Работы в городе много. Мы не ощущаем никакого избытка рабочей силы на рынке. Особенно если говорить об ответственных, грамотных работниках. Я думаю, 3 тысячи сокращенных людей — это наименее качественный и востребованный персонал. Эти люди могут уйти просто «в никуда» или на «шабашки» — строительство дачных домиков или установку окон.

Рост пищевой промышленности связан с тем, что в Челнах находятся достаточно крупные производители продуктов питания, которые работают на всю страну. У нас есть все предпосылки для роста этого направления: крупные сельхозрайоны, мощные продуктовые сети. Рост по услугам связи можно объяснить ростом популярности интернета и желанием людей сделать его использование более удобным для себя. Рост транспортных услуг, как правило, свидетельствует о росте товарооборота. Даже если повысится то же производство продуктов питания — их же надо куда-то вывозить и продавать. Или, скажем, если упало у нас производство мебели, то, значит, ее нужно, наоборот, завозить из других регионов. Тут и будут востребованы транспортные услуги.