ПОЧЕМУ ГРАЖДАНАМ НУЖНО УХОДИТЬ ОТ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОСУСЛУГ И ПЫТАТЬСЯ РЕШАТЬ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ ЧЕРЕЗ САМООРГАНИЗАЦИЮ

В Зеленодольском районе недавно состоялся референдум по внедрению системы добровольных муниципальных налогов, ставший первым в республике опытом местного волеизлияния. Марсель Шамсутдинов, управляющий группой компаний «Райдэн», анализирует итоги интересного социального эксперимента и задается вопросом, почему власти предложили жителям поселков скидываться по 100 - 500 рублей на местное благоустройство. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Оnline», он призывает идти дальше и заменить неэффективные госструктуры на частные и общественные, не зависимые от исполнительной власти. По его мнению, такие структуры с большей эффективностью и общественной пользой могут осваивать бюджетные средства.

ВМЕСТО ГОСУДАРСТВЕННЫХ — ЧАСТНЫЕ ГАИШНИКИ

Мой товарищ как-то 7 часов простоял под Кремлем в ожидании «гаишников», которые должны были приехать и оформить ДТП. И это в центре Казани — чего уж говорить о других районах города. Несколько лет назад я сам зимой прождал экипажа ГИБДД до глубокой ночи на улице Шамиля Усманова. Причем «девятка», с которой я столкнулся, выработала весь бензин, и мне пришлось пацанам дать денег, чтобы они не замерзли в мороз. Когда наконец-то приехали гаишники, я спросил у капитана, почему же так долго пришлось их ждать. «Да у нас всего 4 экипажа на весь город, кто занимается разбором аварий». Я сперва гаишников пожалел, а потом задумался. Это на миллионный город, где 320 тысяч автомобилей, владельцы которых регулярно платят транспортный и иные налоги, всего 4 экипажа? Я за свой Lexus заплатил 16 тысяч рублей транспортного налога, а если взять всех автолюбителей Казани, то общая сумма составляет миллиард...

Так и хочется после этого сказать: а не пошли бы вы с таким государственным устройством в отставку? Это я еще избегаю более простонародных выражений. Мы часто видим, как выстраиваются полицейские по цепочке от перекрестка к перекрестку для того, чтобы обеспечить зеленый коридор очередной очень важной персоне (VIP). А когда гражданам, которые платят транспортный налог, ОСАГО и так далее нужны государственные услуги, их нужно ждать по 7 - 12 часов! Это что за отношение такое к налогоплательщикам по остаточному принципу?

Не легче ли нам, гражданам, в таком случае организовать частную службу, которая оперативно бы приезжала на разбор аварий? Есть же частные тюрьма на Западе, и содержание их обходится гораздо дешевле, чем если бы они находились на государственном балансе... В нашем случае, я думаю, будет аналогичная ситуация, учитывая нашу бюрократическую систему.

В КАЗАНИ — НЕ КАК В МОСКВЕ

Недавно проходило заседание Общественной палаты РТ, где член нашей партии Илья Новиков пытался задать вопросы представителям ГИБДД, почему ведомство усложняет жизнь автолюбителям. По несколько часов не приезжает на разбор аварий, не разрешает оставлять автомобиль в центре города даже по выходным, когда проезжая часть пуста... Мы пытались привести опыт Москвы, где в центре по выходным даже платные парковки становятся бесплатными. Когда нет рабочего трафика, почему бы не разрешить свободно пользоваться обочинами? А у нас ограничение действует круглосуточно. Чиновники попытались уйти от ответа, сославшись, что все эти меры, которые принимаются в городе по поводу парковок, просчитаны специалистами. Лично я, 50-летний мужчина с большим опытом на руководящей должности, критично отношусь к этим специалистам. Практика жизни показывает, что не нужен круглосуточный запрет на парковку в центре города. После 8 вечера город пустой. И в выходные, и в праздничные дни. И количество гаишных экипажей, как я понял, тоже увеличивать не собираются. Люди вынуждены по сути терять свой рабочий день, чтобы только зафиксировать аварию и получить страховые выплаты.

СКИНЕМСЯ НА ДОРОГУ?

Вот и получается, что гражданам все больше нужно уходить от зависимости от государственных услуг и пытаться решать эти проблемы самим.

22 июня в Зеленодольском районе прошел референдум по самообложению. Гражданам предложили раз в год скидываться по 100, 200 или 500 рублей (в зависимости от населенного пункта) на содержание дорог и уличное освещение. И пообещали, что к каждому рублю республика добавит еще четыре.

Закон о местном самоуправлении приняли в 2005 году. И что это за государственное устройство, когда после уплаты всех налогов мы еще должны и скидываться? Я живу в Васильево и, конечно, со 100 рублей не обеднею. Но ведь государство само поставило местные поселки в сложную экономическую ситуацию. Нам оставили только налог на землю и имущество физических лиц, все остальные налоги уходят либо в республиканский, либо в федеральный бюджет. Какой смысл нам переманивать предприятия и юрлица в поселения, если даже налог на имущество этих предпринимателей нам все равно не останется? Куда эти деньги уходят?

Лично моя фирма платит налогов на несколько миллионов в год. И чего я как гражданин с этого имею? Приезд гаишников через 7 часов в черте города на разбор аварии?

Можно ли сказать, что государство в полном объеме выполняет свои обязанности перед своими гражданами? Я думаю, что нет.

29762.jpg
Господин Тыгин живет в Васильево, наш земляк. Когда он в прошлом году стал главой Зеленодольска, ему на деньги государственного бюджета купили новенький BMW Х5

ПРОСТО СОБРАЛИСЬ И СКИНУЛИСЬ

Я люблю бегать и играть в футбол по воскресеньям на местном стадионе. Не так давно туда приезжал глава Зеленодольского района Александр Тыгин с главой поселка Олегом Антоновым. Посмотрели на стадион, согласились, что он в упадочном состоянии, нужно его реконструировать, развели руками, мол, денег на строительство нет, и уехали. Однако через месяц, смотрю, на стадионе появилась симпатичная, выкрашенная в желтый цвет самодельная спортивная площадка. Ребята из местной «качалки» не стали ждать милости от властей и сами за неделю возвели ее — сделали несколько снарядов из подручных материалов. Несколько скамеек для качания пресса и других мышц. Просто собрались, скинулись и обошлось все в пределах нескольких тысяч рублей. Сами занимались сваркой, закапывали трубы в землю, заливали бетоном, красили.

Недалеко от этого места второй год строится спортивная площадка за 3 с половиной миллиона. Конечно, она гораздо цивилизованнее, красивее, но строится уже второе лето кряду...

НАДО ЗАМЕНИТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМИ НА ЧАСТНЫЕ

Что такого запретного, если мы хотим комфортно и, главное, красиво жить? Бытовой коммунизм, мне кажется, в России уже построен. С голоду никто не помирает. Мне кажется, пора спрашивать с наших депутатов, как они бюджет делят, на что расходуют.

Господин Тыгин живет в Васильево, наш земляк. Когда он в прошлом году стал главой Зеленодольска, ему на деньги государственного бюджета купили новенький BMW Х5 стоимостью в несколько миллионов рублей. Между прочим, Audi Q7, оставшаяся от бывшего главы, еще не успела состариться. Не лучше бы эти деньги пустить на благоустройство родного поселка, а не по 100 рублей собирать с населения?

Я ничего не имею против Тыгина. Он вроде неплохой глава — асфальт в районе кладет, строго подходит к подрядчикам, чтобы не воровали. Но все же не удержался. На себя несколько миллионов бюджетных денег потратил. А теперь давайте посчитаем, сколько у нас чиновников, которым тоже требуются личные автомобили и дополнительные привилегии...

14 сентября выборы в Госсовет. Выбранные депутаты будут распределять, куда потратить около 170 миллиардов бюджета Татарстана. На обеспечение госчиновников уходит 5% от этой суммы. На поддержание государственных СМИ через «Татмедиа» выделяется миллиард рублей в год. Кроме лестных отзывов о правящей элите сложно что-то встретить на их страницах. Никакой информации о расследовании коррупционных дел, все хорошо и спокойно... Нужны ли нам такие СМИ?

Я уверен, что замена части неэффективных государственных структур на частные службы, как показывает западный опыт, может быть в разы эффективнее. Идея с частной службой дорожной инспекции, мне кажется, тоже имеет право на существование и обсуждение. А избирателям, в свою очередь, нужно подумать, каких депутатов выбирать.