«ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ»

Начало процесса затягивалось. Чувствовалось, что в суде не были готовы к такому наплыву журналистов и потерпевших, желающих попасть в зал. В узком коридоре суда находились более 50 человек. В какой-то момент судебные приставы просят всех отойти в сторону, чтобы они могли беспрепятственно завести подсудимых в зал. После того как подсудимых завели в клетку, в зал пропускают потерпевших. Их около 25 человек. Судебные приставы, встретив судью Сергея Якунина, шутят: «Вам, пожалуй, места в зале не хватит».

Сегодня все ждали последнего слова Светланы Инякиной, которая стала ключевым фигурантом уголовного дела. 12 мая с последним словом выступили остальные подсудимые. Старший эксперт Камского филиала российского речного регистра Яков Ивашов заявил, что к гибели людей он не причастен, и попросил полностью его оправдать. Бывший главный государственный инспектор Казанского линейного отдела волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Владислав Семенов сказал, что Ространснадзор не выдал ни одного документа, разрешающего плавание «Булгарии», и обмолвился: «Гибель 122 людей необходимо просто положить на чью-то ответственность».

Около 10 минут начальник Казанского линейного отдела волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирек Тимергазиев анализировал деятельность надзорных органов: транспортной прокуратуры, полиции на транспорте, Ростехнадзора, следственного комитета. По его мнению, их бездействие, провал в их работе по линии контроля безопасности речных перевозок привели к трагедии. Старпом капитана Рамиль Хаметов выразил соболезнования семьям погибших и сказал, что воспринял гибель теплохода как личную трагедию. «Если бы я управлял этим судном, трагедии бы не случилось», — сказал Хаметов и закончил свое короткое выступление.

IMG_9776.jpg

Когда судья зашел в зал и предоставил последнее слово Инякиной, подсудимая была предельно коротка.

— Я прошу принять суд человеческое решение, — отчеканила каждое слово Инякина, хотя из-за щелков фотокамер потерпевшие еле расслышали ее слова. Сказав это, подсудимая тут же села на место. Последнее слово оказалось кратким, но от Инякиной, похоже, большего никто не ожидал. Она с самого начала заняла эту позицию — немногословно, без эмоций, стараясь не привлекать к себе излишнего внимания.

IMG_9820.jpg

Потерпевшие, раздосадованно начали интересоваться: «И это все?», «А что еще она может сказать?»

— Каждый подсудимый может высказаться в тех объемах, в каких считает нужным, — заметил судья Якунин, обращаясь к потерпевшим. Позже гособвинитель Евгений Дикарев, выйдя из зала суда, добавит: субарендатор «Булгарии» могла и вовсе отказаться от последнего слова.

IMG_9826.jpg

ПОТЕРПЕВШИЕ НЕ ДОПУСТЯТ ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПОДСУДИМЫХ

Якунин тут же сообщил присутствующим, что удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора, который он огласит 3 июля, в следующую среду, в Дворце культуры «Юность» на Жилплощадке. То есть судебное следствие продолжалось чуть больше года. Судебное разбирательство по делу «Булгарии» стартовало 6 мая прошлого года. Поначалу из-за большого количества потерпевших (около 200 человек) заседания суда было решено проводить в зале ДК «Юность», который может вместить до 500 человек. Первые процессы были особенно эмоциональными — допрашиваемые судом потерпевшие, многие из которых сами находились на борту затонувшего судна, не могли сдержать слез, в страшных подробностях описывая ЧП. Стоит отметить, что судья Якунин дал возможность высказаться каждому желающему и во время всего процесса очень лояльно относился к пережившим трагедию людям.

Весь ход судебного разбирательства подробно освещался корреспондентами газеты «БИЗНЕС Online». Все репортажи из зала суда можно найти в рубрике «Спецпроекты» — «Гибель «Булгарии».

— Сегодня 417 день с начала процесса, 141 по счету заседание суда, и я был на каждом, — по традиции четко объясняет потерпевший Геннадий Игнарин. — К следствию у нас есть, конечно, замечания — далеко не самая большая часть виновных в трагедии сидит сейчас на скамье подсудимых. Для потерпевших сроки, которые назначат подсудимым, разумеется, недостаточны, потому что людей уже не вернешь.

Напомним, 25 апреля гособвинение попросило назначить обвиняемым по делу 44 года и 4 месяца лишения свободы на всех. Наибольший срок обвинение запрошено для Инякиной — 14,5 лет. Ивашову прокурор попросил назначить наказание в виде 7 лет лишения свободы. Хаметов, по мнению гособвинения, заслуживает 6 лет и 10 месяцев лишения свободы, Семенов и Тимергазиев — по 8 лет. Для всех прокурор попросил колонию общего режима.

24 июня потерпевшие по делу «Булгарии» направили иски и попросили 202 млн. рублей в качестве компенсации морального вреда. Также потерпевшие просят компенсировать им материальный ущерб в размере более 236 тыс. рублей, которые были затрачены на адвокатов.

По словам пресс-секретаря Московского районного суда Казани Марии Корниловой, всего было заявлено около 50 исков о компенсации морального вреда. Минимальная сумма, которую требуют потерпевшие, составляет 500 тыс. рублей, максимальная — 25 млн. рублей. Эти деньги потерпевшие требуют взыскать с 5 обвиняемых, то есть по 40 млн. рублей с каждого за моральный и по 47 тыс. рублей за материальный ущерб.

По словам некоторых потерпевших, огромные денежные иски в отношении обвиняемых были направлены для того, чтобы помешать их возможному выходу на свободу по УДО.

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием дела.

IMG_9811.jpg