Светлана Шавалеева: «В жизни кроме материальных ценностей есть и культурные, и они так же требуют обсуждения и дальнейшего развития»

ДОМ МАСТЕРОВ ИЗ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ЗДАНИЙ

Жаль, что меня на встречу президента РТ Рустама Минниханова с представителями малого и среднего бизнеса, которая состоялась недавно, не пригласили. Видимо, ремесленники слишком мелковаты для такого формата.

Тем не менее, считаю, что в жизни кроме материальных ценностей есть и культурные, и они так же требуют обсуждения и дальнейшего развития.

В воздухе давно витает идея создать в Казани Дом мастеров. Этакая фабрика для ремесленников, где в каждой комнате — отдельное производство. Турист в режиме реального времени может посмотреть, как рождается та или иная вещь. А где-то, возможно, и самому поучаствовать в процессе изготовления. Я знаю, что аналоги таких домов по России есть, и мне кажется, что в Казани подобное место было бы востребовано как среди туристов, так и среди ремесленников. Ведь у нас есть по-настоящему золотые руки.

Было бы здорово в Казани собрать нас всех под одной крышей. Это должен быть некоммерческий проект. Выделить здание, провести необходимый ремонт с учетом наших технических требований. Бесплатно ничего не бывает, думаю, разумную арендную плату и возмещение коммунальных расходов мы вполне осилим. Имея опыт работы в ТСЖ, знаю, что для содержания и управления среднего здания, скажем 2 тыс. кв. м, требуется от силы 500 тыс. рублей в месяц. Это и зарплата органов управления, и тепло, и электричество, и прочее. Получается 250 рублей за квадратный метр в месяц. Если сделать небольшие, по 25 - 30 метров мастерские, то получается эта самая «разумная арендная плата» − 5 -7,5 тыс. рублей в месяц. А дополнительный доход получать как раз «с потока» — сделать входной единый билет. Миллион туристов какую выручку даст, даже если сделать вход по 1 рублю. А они, будьте уверены, мимо нас не пройдут!

Похоже, решить эту задачу под силу только нашим государственным структурам. Вот это бы я и предложила Рустаму Нургалиевичу. Ведь нужно всего-то дать соответствующий статус проекту, помочь со зданием, назначить грамотного ответственного, а дальше мы уже самоорганизуемся и все у нас получится!

«В Татарстане пока еще сохранились традиции обработки стекла»

«ВОТ ВАМ ПОМЕЩЕНИЕ, С ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ ПЛАТИТЕ АРЕНДУ»

Сейчас же, к сожалению, условий для нашей работы практически нет. Все выживаем, как можем. Многие из-за того, что не могут подобрать подходящее помещение под мастерскую, вынуждены работать дома, что называется «на коленке». Но это в случае, если позволяет технология производства. А я, например, не могу: у меня печка весит 150 кг и к ней необходимо электрическое питание 380 вольт.

Когда мне захотелось улучшить рабочие условия и перебраться с окраин поближе к центру, я столкнулась с большой проблемой. Несмотря на то, что различных помещений в аренду в городе предостаточно по самой разной цене и габаритам, для мини-цеха по изготовлению стеклянных сувениров подходящее найти оказалось сложно. Это стало для меня открытием! Обзвон арендодателей показал, что в наличии есть либо большие производственные площадки по 150 - 300 квадратов, либо в помещении нет 380 вольт. Из небольших по размеру (а я искала 25 - 40 кв. м) сдаваемых помещений — это либо офисные, либо торговые. Или уж очень дорого! 25 - 30 тыс. рублей в месяц платить аренду плюс «коммуналку» — неподъемно. Вот и картинка — срез настоящего положения дел! Из общения с коллегами знаю, что многие ремесленники страдают от этого.

Поэтому создание специализированной площадки для мастеров просто необходимо. В городе достаточно невостребованных помещений, зачастую не принадлежащих частным собственникам. Вот здесь как раз и имеется ресурс, который нам может помочь освоить только государство.

Частникам, у которых сегодня в собственности исторические здания, проще открыть там ресторан или гостиницу, нежели ремесленную. В Старо-Татарской слободе есть пара прекрасных стационарных мастерских — они могут послужить примером для всех нас. И спасибо руководителям, что они сделали это, отважились на совершенно новое направление. Надеюсь, там все сложится хорошо. Но места для большего количества видов творчества там нет физически.

В любом случае, считаю, что эту задачу надо решать системно. Такой сегодня поход к нам: вот вам помещение (при условии, что мы нашли подходящее), с завтрашнего дня платите аренду, свет, тепло и прочее, а уж как у вас там с производством и реализацией — не наше дело. Такой поход для мелких собственников, бизнесом которых и является сдача в аренду недвижимости. Ничего против не имею, но вектор развития показывает, что в этом секторе наше направление уверенно идет в тупик.

С другой стороны, нас, мастеров, постоянно приглашают на различные мероприятия для участия в выставках-продажах своих изделий. Нами гордятся, показывают гостям, часто просто просят выручить. Универсиада, Сабантуи, различные семинары и конференции — организаторы знают нас поименно, звонят, по возможности предоставляют столы-стулья и прочую необходимую инфраструктуру. Лично я с удовольствием принимаю участие всегда, когда позволяет время, общение с гостями взаимно обогащает, дает энергетическую отдачу, обратная связь опять же для корректировки ассортимента, качества возникает, какая-никакая выручка.

Но в последнее время я принципиально стала принимать участие только в бесплатных мероприятиях. Просто уже надоело тратить силы, время, ресурсы на то, чтобы полученную выручку отдать за аренду места, да еще иногда приплачивать приходится. А ведь речь идет о реализации готовой продукции. А когда я буду стекло пилить, а на что его покупать, а аренда, а электричество, и т.д. и т.п.?

При этом часто плата за аренду бывает завышена. Но ведь необязательно зарабатывать на ремесленниках. Можно получать прибыль от продажи билетов для туристов. Скажем, группа из 30 человек в день вполне могла бы окупить арендную плату. Брать процент с реализованной ремесленниками продукции, наверное, справедливо, но труднореализуемо, так как проследить за тем, сколько они продали сувениров, крайне сложно.

«В области стеклоделия я вижу нереализованный туристический потенциал республики и Казани»

МАСТЕРА ТОЖЕ НЕМНОГО АРТИСТЫ

Конечно, на различных ярмарках и праздниках устраиваются различные мастер-классы и хэнд-мэйд-шоу, я сама с удовольствием принимаю иногда участие — хочется попробовать новый материал, просто побаловаться. Этим летом готовятся площадки под ярмарки выходного дня на Каюма Насыри и в Кремле. Но арендная плата за участие лично для меня довольно высокая. Я понимаю, что у организаторов есть затраты на обустройство рабочих мест. И спасибо им, что они вообще этим занимаются. Но все упирается в мою платежеспособность. Пусть уж тогда там работают те, кто может себе это позволить. Меня в этих списках не будет. Кто больше от этого потеряет, вопрос непростой — наверное, все.

Я считаю, что такой подход неверен по сути своей. Ведь когда какой-нибудь музей приглашает артистов или аниматоров, чтобы те завлекали туристов, все равно люди работают за какой-то гонорар. А мы по сути такие же артисты, так же своими руками устраиваем шоу. Туристам интересно посмотреть, купить что-то аутентичное, наше, татарстанское.

В итоге получается, что в самых туристических местах продают именные ложки, которые можно купить как в Питере, так и в Нижнем, а так же китайские сувениры. Однажды дошло даже до того, что китайцы советовались со мной, где в Казани можно найти именно татарстанскую сувенирную продукцию. Мою гостью — дизайнера из Франции лично водила по сувенирным магазинам на улице Баумана и пальцем показывала, что наше, а что не наше. Она накупила всего интересного чуть ли не на 30 тыс. рублей. То есть хочу сказать, что гостям города нужны наши сувениры, пусть дорогие, но настоящие, ручной работы.

«В итоге получается, что в самых туристических местах продают именные ложки, которые можно купить как в Питере, так и в Нижнем, а так же китайские сувениры»

НА УНИВЕРСИАДЕ ЛУЧШЕ КИТАЙСКОЕ

На той же Универсиаде неловкая ситуация вышла. Вместо того, чтобы заказать сувенирную продукцию нам, местным мастерам, большую часть привезли из Китая. Конечно, там дешевле. А как же насчет того, чтобы поддержать отечественного производителя?

Я, к сожалению, не могу продавать свои изделия дешевле китайских. Они оригинальны, ручной работы, самодостаточны, высококачественны, их не стыдно предлагать гостям. И понятно, почему — себестоимость высокая, и в основном из-за условий существования: высокая аренда мастерских, электроэнергия, сырье и материалы, налоги...

Сами мастера, кто хотел заработать на спортивных соревнованиях Универсиады, сталкивались с большим количеством препятствий перед получением разрешения на участие в работе ярмарок. Нужно было четко указать, сколько и какие изделия ты сможешь продать (!) по определенной позиции, утвердить упаковку и т.д. А у меня ручная работа. Нет одинаковых изделий. Каждый сувенир чем-то да отличается. Нужно было покупать специальные сертифицированные наклейки на товар... В итоге я не стала с этим связываться, хотя изделия из стекла с символикой соревнований получились бы очень красивыми.

В итоге без нашей помощи все же не смогли обойтись, организаторы позвали поработать в Деревне Универсиады исключительно со своей продукцией, за что им спасибо. Естественно, без символики Универсиады, патента-то на это у мастеров не было. В последний момент все сорганизовалось, нам предоставили палатки, взяли посильную плату в счет компенсации расходов. В итоге все получилось замечательно, кроме одного инцидента: в один из дней во время грозы и сильнейшего ветра палатки с сувенирной продукцией просто унесло. Те, кто торговал изделиями из кожи и шерсти понесли убыток. Остается вопрос, почему нельзя было все сделать по-человечески... Вот это вот неуважение к нам особенно ранит.

Не могу сказать, что мы оказались совсем без поддержки. Старт моему проекту дала грантовая программа «Социальный бизнес», которая была реализована как раз для поддержки мастеров в преддверии Универсиады. В 2011 году АИР оценил наш проект «Возрождение Булгарской традиции изготовления изделий из стекла на основе технологии фьюзинга» — выдал грант 300 тыс. рублей, на который мы оборудовали витражную мастерскую, сейчас производим стеклянные изделия по технологии фьюзинг (спекание) из художественного стекла. Это творческая мастерская, которая изготавливает авторские изделия ручной работы. В перспективе я хочу открыть стеклодувную мастерскую — навыки работы на горелке тоже имеются. Но вопрос опять упирается в помещение — для «стеклодувки» помещений подходящих уж нет совсем, там другие, более строгие требования.

НАШЕ СТЕКЛО ДРЕВНЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО

В области стеклоделия я вижу нереализованный туристический потенциал республики и Казани. В Татарстане пока еще сохранились традиции обработки стекла. Нашему Васильевскому стекольному заводу больше 100 лет. Это единственное предприятие в России, которое производит химическую и бытовую посуду из термостойкого стекла. Там еще пылают стекловаренные печи, работают стеклодувы. Помните, в 70 - 80-е годы самым известным казанским сувениром были чайники для заварки из тонкостенного стекла? А ведь это очень трудо-, науко-, ресурсо-, энергоемкий процесс. Не случайно то, что наличие стеклоделия являлось индикатором высокого развития той или иной цивилизации, того или иного государства.

Кроме того, Казанская школа химиков известна по всему миру. У химиков всегда были навыки стеклодувного мастерства, т.к. чинить разбитую посуду, выдувать новые удобные для синтезов виды было их насущной необходимостью. Например, А.Е. Арбузов был гениальный стеклодув (существует «Колба Арбузова», все химики-органики мира пользуются ей). Стеклодувные мастерские работали в каждом нашем научно-исследовательском учреждении, работающем в области химии. Сейчас они все закрыты. Но стеклодувы-то еще есть! И их надо беречь, холить и лелеять, создавать условия для работы только для того, чтобы их навыки не канули в Лету, а были переданы ученикам, потомкам.

А если заглянуть вглубь веков, мы увидим, что еще в Волжской Булгарии в ХІ веке умели варить стекло и изготавливать изделия. Даже плоское, для остекления окон каменных зданий. Даже цветное, для изготовления украшений. Интересно, что найденные в наших краях бусинки очень похожи по дизайну на современные, это говорит о том, что наши предки и мы очень близки по восприятию, по духу. Наши казанские ученые-археологи нашли остатки печей, в которых его выплавляли, что доказывает, что стекло получали и обрабатывали здесь и оно не было привозным, а мастера-стеклоделы обладали чрезвычайно высоким уровнем владения технологией.

Мне как химику-художнику хотелось бы продолжить эти традиции, всячески их пропагандировать и развивать.

Светлана Шавалеева