На брифмнге в кабмине РТ Марат Ахметов сообщил, что на начало лета прогнозируется жаркая и сухая погода, которая угрожает урожаю
Вчера на совещании в Доме правительства РТ Марат Ахметов сообщил, что прошедшие в последние дни дожди улучшили ситуацию на полях Татарстана, однако она продолжает оставаться непростой

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермерских хозяйств:

— Мы дождей ждем каждый день, каждый час. Увы, начавшиеся сейчас мимолетные осадки положения не спасут, они лишь поддержат растения, да и то на уровне листьев, а не на уровне корня.

Засуха уже повлияла на сельхозбизнес. Дело в том, что деньги-то вложены, а результатов не видно будет. У нас, конечно, принято говорить, что «цыплят по осени считают», но мы сомневаемся, что будет, что считать.

Чтобы минимизировать потери, нужно менять в целом и агротехнологию, и перечень машин, и перечень подходов, перечень обработки земли, перечень сельхозпродукции, которую мы выращиваем. Здесь нужен целый комплекс мер. Исходя, конечно, из климатических условий в каждом районе.

Да, я согласен, что жаркая и сухая погода стала уже привычной для Татарстана. К сожалению, мы либо такие самоуверенные, либо так верим, что дожди все же начнутся, мы не воспринимаем серьезно тот факт, что не надо уповать на природу, надо искать пути выхода из того, что есть и что нас ожидает.

Из плюсов потепления могу разве что выделить то, что помидоры скорее поспеют.

Владимир Павленко — коммерческий директор ГК «Камп», ООО «Тепло полей»:

— Нынешняя ситуация очень здорово отразилась на нашем бизнесе. Хотя как таковой засухи нет — засухой считается отсутствие влаги в течение 53 дней в период вегетации. Тем не менее в течение 4 - 5 последних лет у нас постоянно отсутствует достаточное количество влаги в вегетационный период.

В Татарстане не сделали должного перенаправления в сторону озимых, чтобы получить урожай. Не предприняли усилий для того, чтобы создать систему орошения яровых, пусть не на всех площадях, хотя бы на наиболее эффективных. Получается, мы ничего не сделали, мы только стонем. Так можно стонать еще пять лет. Я считаю, что все упирается в нежелание руководства минсельхоза, хотя там уже понимают, что так будет каждый год. Нет ни системы орошения, ни системы мелиорации — то есть того, что может дать дополнительный эффект. Планы строятся, но ничего не делается. Получается, что мы знаем, что так будет, но ничего для этого делать не будем, а потом просим: «Дайте нам субсидии назад». Вопрос не о результате, вопрос о компенсации.

Кстати, сейчас у нас предстоит четыре дня дождей по всему региону с достаточным количеством осадков. Пойдут сорняки, а химию-то не закупили, чтобы их уничтожить. Значит сорняк начнет пожирать то, чем должна была питаться пшеница и ячмень.

Мурат Сиразин — фермер:

— Дождя мы, конечно, ждем. Кстати, не для большинства аграриев год будет убыточным, таковым он будет только для тех, кто не находится близко к кормушке субсидий. Может, хоть засуха призовет Минниханова распределять субсидии по-честному на условную голову скота и на гектар угодий, как это делается в Евросоюзе. Нужно немедленно принимать решение о выделение кормов крестьянам в натуральных показателях, а иначе все порежут — и птицу, и свиней, и коров. Нужно немедленно сажать лесополосы по сталинской технологии.

Неурожай и суховеи будут всегда, пока мы не вернем в Татарстан более 50 процентов лесов. Сейчас только 17 процентов, поэтому нужно сажать полосы с шагом, как планировали сталинские ученые в 40-е годы в Поволжье.

Владимир Клименко: «Вы очень удивитесь, но количество осадков над Татарстаном в последние 40-50 лет, которые связываются с эпохой современного потепления, в общем, возрастает»
Владимир Клименко: «Вы очень удивитесь, но количество осадков над Татарстаном в последние 40 - 50 лет, которые связываются с эпохой современного потепления, в общем возрастает»

Владимир Клименко — климатолог, профессор, заведующий лабораторией глобальных проблем энергетики Московского энергетического института:

— Вы очень удивитесь, но количество осадков над Татарстаном в последние 40 - 50 лет, которые связываются с эпохой современного потепления, в общем возрастает. Разве что температура, естественно, растет. Поэтому, возможно, в отдельных районах повышение интенсивности испарения превосходит эффект от увеличения количества осадков. Но говорить о том, что засушливый климат начинает преобладать, рановато. Можно точно говорить о том, что температура меняется, а это, если не однозначно, то в значительной мере связано с эпохой современного глобального потепления.

За 100 с лишним лет земной шар нагрелся в среднем на 0,8 градуса, но в районе Татарстана это потепление выражено в три раза сильнее — на 2,5 градуса. Но более быстрое потепление характерно в целом почти для всей территории России. Выражено оно более в зимнее и весеннее время года. Не слишком наблюдательный человек, скорее, обратит внимание на то, что зимы стали существенно мягче и мокрее. Что касается лета, то потепление тоже есть, но оно выражено существенно меньше. Но говорить о том, что Татарстан охвачен вековой засухой, неправильно.

Не верить людям, которые там живут, невозможно, но наука опирается на точные цифры и понятия. Есть даже вполне строгое определение засухи. То, с чем люди имеют дело в последнее время, — скорее, вспышки засушливой погоды, аналогичные тому, что было в Москве на прошлой неделе, когда в течение нескольких дней температуры были выше нормы на 6 - 8 градусов. То, что люди зафиксировали на градуснике за окном, не совсем то, чем оперируют метеорологи и климатологи. Они измеряют температуру и осадки во вполне определенных условиях. Всегда надо разделять данные объективного научного анализа и то, что ощущает обыватель. Объективные данные говорят, что потепление несомненное есть, но о постоянных засухах говорить пока не приходится.

Тем не менее то, что сейчас воспринимается как отклонение, причем серьезное, через 20 - 30 лет станет нормой. Климат меняется необычно быстро. Если бы он менялся медленно и даже в очень больших масштабах, люди бы этого не заметили. Если же существенные изменения климата происходят в течение жизни одного поколения (20 - 30 лет), а это именно то, с чем мы имеем дело в последнее десятилетие, то тогда они воспринимаются обществом как быстрые и значительные. Они такие и есть.

Важно подчеркнуть, что и Татарстан, и Москва, и Россия, и весь земной шар в последние 40 лет живут в обстановке быстрых и значительных изменений климата. В этом нужно отдавать себе отчет. То, что 20 - 30 лет назад считалось отклонением, сейчас воспринимается как норма, а в будущем эта норма будет другой, причем такой, для которой прошлый опыт ничего сказать нам не может. Уже сейчас человечество живет в условиях такого климата, которого не было на протяжении последних нескольких тысяч лет.

Помните рекордную жару 2010 года? Вся центральная Россия от этого существенно пострадала. А теперь представьте, что лето 2010 года по температурам было абсолютной нормой для таких комфортных мест проживания, как Милан, Флоренция, Рим или Неаполь. То есть нормальная флорентийская погода для Москвы воспринималась как катастрофа. Мы привыкли к другому. И когда на нас неожиданно свалилось то, что является нормой для страны с весьма благоприятными природными условиями, для нас это стало катастрофой просто потому, что мы, россияне, да и любая страна мира, настроены на вполне определенный климат, который воспринимается как нормальный. Как только происходит отклонение, это воспринимается как беда. Задача заключается в том, чтобы адаптироваться к новым климатическим условиям, тогда общество будет способно извлекать из этого выгоду.

Задача заключается в том, чтобы адаптироваться к новым климатическим условиям, тогда общество будет способно извлекать из этого выгоду
Задача заключается в том, чтобы адаптироваться к новым климатическим условиям, тогда общество будет способно извлекать из этого выгоду

Рамиль Низамов — главный государственный инспектор РТ по охране природы:

— Мы уже подсчитываем, какой ущерб понесет окружающая среда республики Татарстан из-за засухи. Видно, что ухудшается состояние воды и водных объектов. Из-за аномальной жары в водоемах сильно снижается содержание кислорода, что вместе с повышением температуры воды вызывает замор рыбы в водоемах.

Рустем Камалов — первый заместитель министра экологии и природных ресурсов республики Татарстан:

— Засуха может быть достаточно опасным явлением. Она может привести к пожарам, а это, конечно, экологический ущерб. Если вспомнить 2010 год, когда жара стояла долгое время, это привело к возгоранию торфяников, что, в свою очередь, привело к превышению уровню загрязненности атмосферного воздуха. Отчасти это связано, хоть и не напрямую, с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний.

 Если раньше засушливые года были редкостью — 2-3 года в десятилетие, то теперь они станут нормой
Если раньше засушливые года были редкостью — 2 - 3 года в десятилетие, то теперь они станут нормой

Олег Шайтанов — заведующий отделением кормопроизводства ТатНИИСХ:

— У нас в институте год назад была издана брошюрка, где мы проанализировали изменение климата в Татарстане и опубликовали свои выводы, что да, климат Татарстана изменился в сторону засушливости. Весна и осень стали теплее, лето — жарче, наступление зимы сдвинулось почти на полмесяца. Запасов влаги в почве стало меньше. Так что нам ждать очень благополучных для сельского хозяйства лет уже вряд ли стоит. Если раньше засушливые года были редкостью — 2 - 3 года в десятилетие, то теперь они станут нормой. Нельзя, конечно, со счетов сбрасывать 11-летнюю цикличность солнечной активности. Раньше циклы были засушливые и влажные. Мы сейчас находимся в засушливом цикле. Но следующий цикл уже, скорее всего, не будет влажным. Просто острозасушливые года сменятся умеренно-засушливыми.

Татарстан вынужден будет искать пути обеспечения урожая в условиях постоянной засухи. Варианты есть, мы их предлагаем. Идут активные работы по выведению засухоустойчивых сортов растений, нуждающихся в меньшем количестве влаги, будем больше применять калийные удобрения вместо азотных, которые провоцируют увеличение потребности во влаги у растений.

Впрочем, жаркое лето тоже хорошо — для тех, кто любит позагорать, теперь далеко ездить не надо будет.

Юлия Ахметзянова — координатор проекта «ВелоКофе» в Набережных Челнах:

— Я думаю, что климат в республике действительно меняется, и нужно привыкать к этим изменениям. У природы нет плохой погоды, и нужно подстраиваться под любую ситуацию. Если идет дождь, мы не работаем, если солнце — значит, мы придумываем напитки, которые будут приятны нашим покупателям именно в эту погоду. Например, в жару мы предлагаем ice-кофе со льдом или мороженым.

Алексей Кокорин — руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы (WWF):

— Есть две тенденции. Первая — осадки выпадают более неравномерно. Это означает, что общее количество осадков у вас может быть такое же, но у вас то нет дождей, то ливневые дожди. Для сельского хозяйства это плохо. Это явная тенденция, которая есть на большей части России, включая Татарстан. Те прогнозы изменения климата, которые есть, говорят о том, что тенденция будет не ослабевать, а усиливаться. Вторая тенденция — увеличение среднего в вегетационный период количества осадков. Для Татарстана тоже тенденция к росту. Но первая тенденция может оказаться сильнее. Это будет означать, что количество осадков за год несколько увеличивается, но количество засушливых периодов стало больше, потому что выпадают они гораздо более неравномерно. Это не парадокс.

Вообще глобальное изменение климата и прочее, наисерьезнейшая проблема пресной воды для Татарстана не прогнозируются. Это только Северный Кавказ, Крым. Центральная Азия, Африка. Для Татарстана прогнозируется более неравномерное выпадение осадков — дождей может не быть месяц, потом несколько дней сильнейших дождей, а потом опять их нет месяц. Понятно, что это для сельского хозяйства плохо, да и для городского хозяйства тоже и вообще для всего плохо. Но к этому надо приспосабливаться, другого пути нет.

Талгат Фасхутдинов — директор ПСХК «Ембулатово» (Буинский район):

— Мы ждем сильных, обильных дождей. А от нынешних кратковременных дождей польза будет маленькая и в целом ситуацию они не спасут. Одного-двух миллиметров влаги в почве недостаточно.

Устоявшаяся засуха, конечно, отразилась на бизнесе. Ожидаемого урожая уже не будет, затраты вложены и совсем не факт, что они отобьются.

Вообще, нужно уже привыкать к такой погоде, нужно начинать приспосабливаться, менять систему. Менять путем повсходового и довсоходового парования, путем закрытия влаги. Нужно заняться сухим поливом. Таким образом уже имеющуюся влагу можно беречь и тем самым мы минимизируем потери.

Сергей Семенов — директор Института глобального климата и экологии:

— Четыре года — срок небольшой для климата. Климат — это средняя погода лет за 20 - 30 по определению. Но некие тенденции есть. Исследования показывают, что в течение ХХІ века постепенно в южных районах европейской части России климат будет становиться засушливее, но это не в ближайшее десятилетие. Поэтому, думаю, то, что происходит в Татарстане, — это четыре неудачных года. Определенно сказать, что это связано с изменением климата, нельзя. Московская жара 2010 года тоже не была связана с глобальным климатом, это была большая длительная аномалия, волна жары. Так же и в Татарстане. По этим четырем годам еще рано говорить, что климат меняется.

Сергей Валишев — генеральный директор службы такси «5 девяток»:

— Когда стоит жаркая погода, люди больше гуляют пешком и меньше ездят на такси. Нужно привыкать к сухой погоде. Я знаю, что сейчас меняется система орошения в Татарстане, приезжает очень много специалистов из других регионов. Нужно смотреть, что происходит, и адаптироваться к ситуации. Мир меняется, ничего с этим не поделаешь.

Айрат Тагиров — владелец пляжного клуба Sundale:

— Жара, конечно, влияет на наш бизнес положительно, но до определенного момента. У нас нет постоянного потока новых свежих белых людей — они загорают в течение какого-то времени и больше не приходят. 2010 год в этом смысле был показательным — тогда два месяца стояла 30-градусная жара. В первый месяц посетители ходили очень плотно, во второй месяц уже меньше, к концу лета уже никого не было, хотя было по-прежнему жарко.

Я помню один год, который был хорошим и для нас, и для фермеров — когда дождь начинался в 2 - 3 часа дня, а наш клуб в это время как раз закрывался. Ночью шли ливни, а днем была жара. Возможно, сезон дождей, который необходим для роста сельскохозяйственных культур, сейчас немного сместился — по идее, лето каждый год примерно одинаковое. Просто, например, теперь дожди идут не в мае, как нужно фермерам, а попозже — в июне.

В среднем есть всего 30 солнечных дней за лето, на которых пляж может заработать. В такие дни температура достигает 30 градусов тепла, и народ идет загорать. Обычно эти дни приходятся на одну неделю июня и три недели июля, в августе люди уже почти не загорают и не купаются.

Минталип Миннеханов — фермер, глава ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Тукаевского района:

— Засуха весной и сейчас, в начале лета, очень серьезно повлияла уже на будущий урожай. Мы ведь выполняем все работы по всем агротехнологическим канонам, несем все затраты — закупаем элитные семена, закупаем удобрения, средства химзащиты, ГСМ, выплачиваем людям зарплату и т.д. В сельском хозяйстве даже в удачные годы едва удается выйти в ноль после реализации продукции. А сейчас аномальная жара и плюс ко всему до этого был еще и холодный период по ночам... Поэтому фермеры несут сейчас очень ощутимые потери.

Нам необходимо каким-то образом суметь приспособиться к засушливым периодам — увеличивать площади орошаемых площадей под те же самые овощные культуры. Тогда засухе можно будет более или менее противостоять. Кроме этого нужно соблюдать технологию — применять «антистрессанты» (дополнительная био- и минеральная подкормка для растений). Там, где мы ее применяем, урожай бывает заметно лучше. А там, где еще и орошаем поля, ситуация более или менее благополучная.

Я согласен с тем, что климат в Татарстане меняется, но на эту тему должны ученые высказываться, а не мы, наша задача — хлеб растить. Конечно, нам бы хотелось, чтобы погода была более благоприятная для выращивания хорошего урожая, но мы должны к засухам готовиться, чтобы выстоять и выдержать ее, необходимо адаптироваться и к этой ситуации, приобретать более засухоустойчивые- и жароустойчивые сорта. Мы сельхозтоваропроизводители, и это наш образ жизни, мы при любых обстоятельствах должны вырастить урожай и обеспечить горожан хлебом и овощами.