СПОРТИВНАЯ СТАВКА НЕ СЫГРАЛА

Генеральный директор ООО «Фонд прямых инвестиций» Руслан Халилов, который владеет ITV, подтвердил «БИЗНЕС Online» информацию о переформатировании спортивно-развлекательного телеканала под бизнес-формат, однако не стал ее конкретизировать, сказав, что подробности нового проекта готов будет озвучить в середине июня. «Мы в процессе, когда мы все доделаем, тогда расскажем», — сказал он. Тем временем некоторые казанские бизнесмены, по сведениям «БИЗНЕС Online», уже получили письма от рекламной службы телеканала с предложением сотрудничества в новом формате. Кроме этого, по собственному желанию был уволен ряд ведущих тележурналистов канала, специализировавшихся в сфере спорта и развлечений. На их место сейчас подбираются специалисты в области деловой журналистики. Ранее Халилов сообщил, что с августа-сентября 2014 года 50% контента в сетке телеканала будет иметь бизнесовую тематику, 30% — спортивную и 20% — развлекательную. По его словам, общие инвестиции в телеканал составили за все время его существования (более 4 лет) порядка $2 миллионов.

О создании фондом прямых инвестиций, контролируемым сыном гендиректора ТАИФа Русланом Шигабутдиновым, нового спортивного телеканала «БИЗНЕС Online» писал еще в 2011 году. Тогда заявка у его руководителей была более чем амбициозная — 2 млн. зрителей и 250 млн. рублей ежегодный доход к 2013 году.

Айгуль Мирзаяновой удалось привлечь в ITV солидных рекламодателей

В мае 2012 года в качестве генерального директора была приглашена известная телеведущая Айгуль Мирзаянова. Нанимали телезвезду как флагмана, способного не только сделать новый телеканал, способный вылезти из формата карманного, но и, самое главное, привлечь рекламодателей. Частично задачи были выполнены. Хотя многих удивляло то, что в проект была приглашена именно Мирзаянова, до тех пор не имевшая никакого отношения к спортивной журналистике.

По официальным данным сайта телеканала, сейчас ITV распространяется в кабельной сети ОАО ТРК «ТВТ» (МТС), а также в сетях «Ростелеком», «Радиотелеком», «Таттелеком», «КазГорСеть», «ТатАисНефть», NextRim и «Эр-Телеком» («Дом.ру»). Аудитория — 1,5 млн. абонентов цифрового и кабельного телевидения Республики Татарстан. Охват — 15 городов Татарстана, в том числе Казань, Альметьевск, Бугульма, Нижнекамск, Набережные Челны, Зеленодольск, Менделеевск и Елабуга.

Впрочем, несмотря на все усилия, спортивный телеканал так и не смог завоевать свою нишу. Прямых телетрансляций спортивных матчей было мало, большой прибыли от них телеканал не получил. Последовавшее в 2013 году переформатирование телеканала в спортивно-развлекательный формат с упором на развлечение не исправило положения.

460.jpg
Альберт и Руслан Шигабутдиновы собирают новые активы в сфере СМИ

«ЭКСПЕРТ» ПОМОЖЕТ?

Интересно, что информация о перепозиционировании телеканала последовала вслед за информацией о том, что фонд прямых инвестиций начал переговоры с медиахолдингом «Эксперт» о своем участии в выпуске журнала «Эксперт-Татарстан». Напомним, что в середине апреля на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым главный редактор «Эксперта» Валерий Фадеев предложил при поддержке Татарстана издавать региональную версию известного федерального делового журнала. Минниханов благосклонно откликнулся на это предложение и, по всей видимости, поручил профинансировать этот медийный проект структурам, близким к ТАИФу.

Чтобы сделать бизнес-телевидение, нужно привлекать серьезных экспертов. Поэтому логично было бы предположить, что ФПИ намерен использовать журналистов, которые будут работать в бизнес-журнале «Эксперт-Татарстан», и для бизнес-телевидения. Тем более что у медиахолдинга «Эксперт» уже есть свой собственный телеканал. Однако, как сообщил «БИЗНЕС Online» помощник главного редактора журнала «Эксперт» Валерий Прохоров, пока такая тема в переговорах с ФПИ не поднималась. «Сейчас мы сфокусированы на выпуске с помощью ФПИ журнала «Эксперт-Татарстан». Следующие шаги нами пока не рассматриваются», — рассказал он. Сами переговоры с ФПИ, по словам Прохорова, идут в рабочем режиме, обсуждаются организационные вопросы. «Стратегические решения, вероятно, будут приниматься позже», — отметил Прохоров.

По сведениям источника «БИЗНЕС Online» в ITV, за образец владельцы телеканала хотят взять WBC (World Businnes Channel), который круглосуточно вещает в формате HD в кабельных сетях на 50-миллионную аудиторию России и Прибалтики.

Генеральный директор ООО «Фонд прямых инвестиций» в последнее время активно занимается переформатированием и другого своего медийного актива, совладельцем которого он является. Как рассказывал «БИЗНЕС Online», пару месяцев назад Халилов объявил о поэтапном переводе глянцевого журнала «Светский» на тираж в 100 тыс. экземпляров. Шаг, прямо скажем, довольно рискованный — подобных «ковровых бомбометаний» казанский медийный рынок еще не знал.

Валерий Фадеев предложил издавать региональную версию делового журнала «Эксперт». Власти РТ благосклонно откликнулись на это предложение и, по всей видимости, поручили профинансировать этот проект структурам, близким к ТАИФу

Напомним, что ФПИ контролирует также развлекательный телеканал «Майдан», ориентированный на татарскую аудиторию.

Таким образом, налицо целый медийный и при этом диверсифицированный кулак, который сформирован Русланом Шигабутдиновым и его командой. Сам по себе факт интересный — до сих пор татарстанские бизнесмены «первого уровня» не проводили столь масштабных экспериментов в этой области.

«ДЕЛОВОЙ ТЕЛЕКАНАЛ БУДЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ, ПОКА ЕСТЬ СПОНСОРЫ»

Впрочем, некоторые из этих экспериментов могут оказаться не вполне удачными. Так, опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты сомневаются в успехе переформатированного телеканала. Так, главный редактор волжско-уральского выпуска газеты «Коммерсантъ» Ольга Кудрина считает, что ITV и деловой журнал «Эксперт-Татарстан» не смогут получить эффект синергии. «Во-первых, телеканал требует ежечасного обновления информации, а ритм работы редакции журнала — как минимум неделя. Я не знаю, как у них обговорено с редакцией «Эксперта», но возможно, еще будут проблемы с интеллектуальной собственностью на информацию, если ITV будет у себя использовать информацию, которую подготовила редакция «Эксперт-Татарстан». Но самый главный — это кадровый вопрос. В бизнес-журналистике огромный дефицит профессиональных кадров, и не только в Татарстане, но и по всей России», — отметила Кудрина.

Оператор связи

Способ доставки сигнала

Территория охвата

Вещание

ITV (частотная нумерация)

ТВТ (МТС)

Кабельное

Республика Татарстан (15 городов)

Аналоговое и цифровое

Аналоговая: Казань 47; Набережные Челны 54; Елабуга 38; Заинск 54; Менделеевск 55; Нижнекамск 54

Цифровая: Казань 66

«Таттелеком»

Кабельное

Республика Татарстан

Цифровое (iPTV)

25 канал (37 частотный по кабелю «Телесет»)

«Телесет»

Кабельное

Казань

Цифровое

18 канал

«Казгорсеть» («Уфанет»)

Кабельное

Казань

Аналоговое

«Эр-телеком» («Диван ТВ»)

Кабельное

Казань

Аналоговое

Казань – 33 частотный канал; Набережные Челны и Нижнекамск – 67 частотный канал

По ее словам, у бизнес-канала вряд ли будет большая аудитория. «Спортом интересуются значительно больше людей, чем бизнес-информацией. Тем более что для принятия решений специалисты пользуются другими, в основном online-каналами получения информации. ITV даже не сможет наполнить местной деловой информацией свои программы. Столько информации, сколько необходимо для обеспечения постоянного новостного потока, как это происходит на РБК-ТВ, они не смогут найти в Татарстане. Мне кажется, что деловой телеканал будет существовать, пока есть спонсоры, — сказала Кудрина, пояснив, что ставка на то, что деловой канал будет пользоваться большей популярностью у рекламодателей, совсем неочевидна. — Большинству рекламодателей нужна большая аудитория из физических лиц. Деловое СМИ интересно как рекламная площадка ограниченному кругу компаний, которые работают в сфере B2B (бизнес для бизнеса). Имиджевая реклама? Тоже вряд ли — кому она нужна на кабельном телеканале, который мало кто смотрит?»

«ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ СПОРТОМ АПРИОРИ БОЛЬШЕ ТЕХ, КОМУ НУЖНА ДЕЛОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ»

«Когда канал так кардинально хочет поменять свой формат, он подвергается опасности потерять старую свою аудиторию и не приобрести новую», — в свою очередь, отметил советник руководителя исполкома Набережных Челнов по вопросам культуры, экс-директор челнинского подразделения ТК «Эфир» Армандо Диамантэ.

Он напомнил, что на становление ITV как спортивного телеканала за четыре года было потрачено довольно много сил, средств и времени. «Скорее всего, телеканалу не удается договариваться об эксклюзивных трансляциях спортивных соревнований, так как они достаточно дорогие. У телеканала просто нет таких финансовых возможностей. Оправдает ли себя бизнес-формат в плане массового зрителя? Нет, я так не думаю. Зрителей у них от этого точно не прибавиться. Интересующихся спортом априори больше тех, кому нужна деловая информация», — сказал он «БИЗНЕС Online».

По словам эксперта, при этом количество рекламодателей может возрасти, так как телеканал станет поближе к предпринимателям, поиск рекламодателей может облегчиться. «Но аудитория потенциальных рекламодателей, очевидно, будет сужена то сегмента B2B. Выживет или не выживет телекомпания в таком формате, не знаю. Многое будет зависеть от активности его руководства, от качества того контента, который будет предложен деловой аудитории», — отметил он.

«НИ ОДИН БИЗНЕС-ФОРМАТ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ В РОССИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИБЫЛЬНЫМ»

«Очевидно, что у владельцев нет большого удовольствия от содержания телеканала, который не приносит прибыли, — прокомментировала «БИЗНЕС Online» информацию о смене формата телеканала его бывшая директор, а ныне PR-директор ГК «Нэфис» Мирзаянова. — Была ставка на то, что Универсиада привлечет инвесторов и в этом телеформате появится большое количество рекламодателей. Но этого не случилось. Последние два года велись активные поиски нового формата для телеканала ITV. Мы прорабатывали два основных варианта — делать ставку чисто на развлечение либо сделать бизнес-телеканал наподобие РБК-ТВ. После моего ухода с телеканала уже заметно изменилась концепция, стал делаться упор на развлекательный контент. За последний год они достаточно далеко ушли от спортивного формата».

Общие инвестиции в ITV составили за все время его существования (более 4 лет) порядка $2 миллионов

Она не скрывает своего интереса к бизнес-формату телеканала, однако признает, что у нее есть большие сомнения в коммерческом успехе такого формата. «Ни один бизнес-формат телевизионного вещания в России не является прибыльным. Даже РБК-ТВ, мы помним, какие сложности были. Такой формат не гарантирует прибыли вложений. Но, на мой взгляд, такой формат более интересен для определенной аудитории, может быть, не для такой широкой, как хотелось бы», — сказала Мирзаянова.

«Телевидение требует больших инвестиций, им должны заниматься суперпрофессионалы в телевизионной сфере. Когда такие люди занимаются проектом, когда они предлагают свои концепции развития телеканала, тогда больше шансов, что что-то получится», — считает бывший директор телеканала ITV. По ее словам, прежде чем любой формат телеканала начинает приносить ожидаемую инвесторами прибыль, проходит как минимум лет пять. «Это совсем не тот бизнес, который может приносить большие прибыли и сразу. Сначала необходимо обеспечить стабильное развитие телеканала, стабильное его финансирование. Чего у iTV мы не наблюдаем, к сожалению. Постоянно меняется команда, меняются руководители, меняется концепция. Это настораживает», — отметила она.

«ТЕЛЕКАНАЛ ИНТЕРЕСНЕЕ СМОТРЕТЬ, ЧЕМ САМОМУ ЧИТАТЬ»

Впрочем, немедийные бизнесмены более оптимистичны по отношению к будущему телеканала, несмотря на то что сами мало смотрят телевизор.

«Для меня главный источник информации — это интернет. Телевизор я смотрю несколько раз в год. Но я бы приветствовал появление татарстанского делового телеканала, — сказал председатель совета директоров ООО «Информационные системы» Марат Бикмуллин. — Он был бы очень полезным. По крайней мере мы бы у себя в офисе повесили бы телевизор и включили его трансляцию в фоновом режиме. Телеканал интереснее смотреть, чем самому читать. Чем больше серьезных телеканалов, тем лучше. Вопрос только в том, чтобы они нашли спонсоров или инвесторов, которые бы покрывали все расходы. В этом случае, я думаю, канал найдет своего зрителя. Соответственно, те рекламодатели, которые ориентируются на деловую аудиторию, будут давать на ITV рекламу».