22.jpg
«Казань-Арена» - один из лучших стадионов страны, по-прежнему используется как музей и место для массовых зрелищных мероприятий

1. НАЧАТЬ СЕЗОН НА СТАДИОНЕ «КАЗАНЬ-АРЕНА»

Многострадальная «Казань-Арена» — один из факторов, негативно действующих на имидж казанского футбола, об этом по итогам сезона говорили и наши эксперты. Один из лучших стадионов страны по-прежнему используется как музей и место для массовых зрелищных мероприятий, но никак не по прямому назначению. Появление «Рубина» на новой красивой арене, очевидно, привлечет федеральные СМИ, недостаток внимания которых в последнее время испытывает клуб. Кроме того, практика показывает, что переезд на новый стадион, да еще такой современный, приводит, пусть и на некоторое время, к всплеску болельщицкой активности, которую, правда, придется подкреплять качественным зрелищем. Казань уже имеет такой опыт — хоккейный, когда в старенький Дворец спорта народ не слишком охотно ходил в «локаутный» сезон 2004/05 на юных и маститых звезд НХЛ вроде Ильи Ковальчука или Дарюса Каспарайтиса, но буквально ломился на следующий год в «Татнефть-Арену», чтобы поглазеть на перешедших из московского «Динамо» Александра Степанова и Алексея Терещенко.

Уход из клуба одиозной Марии Климовой отнюдь не решает проблемы клуба в маркетинговой и рекламной работе

2. ВВЕСТИ СИСТЕМНОСТЬ В РАБОТУ МАРКЕТИНГОВОЙ И РЕКЛАМНОЙ СЛУЖБ

Уход из клуба одиозной Марии Климовой отнюдь не решает проблемы клуба в маркетинговой и рекламной работе. Судя по всему, в «Рубине» до сих пор не до конца понимают значимость подобной деятельности. Вспоминая прошедшие месяцы 2014-го, можно с уверенностью сказать, что в стане «рубиновых» за это время обошлись только одной масштабной кампанией — в преддверии домашнего поединка 1/16 Лиги Европы против испанского «Бетиса». Ее идеологами выступили люди из команды Владимира Леонова, ненадолго занявшего пост генерального директора клуба. Результатом стал почти аншлаг, пусть и на скромном стадионе «Рубин», расположенном на территории базы команды в Соцгороде. Но с учетом февральской погоды в российской средней полосе, очень плохой посещаемости матчей казанцев на финише 2013-го и негативного фона вокруг клуба после отставки Курбана Бердыева даже такое достижение можно было счесть маленькой маркетинговой победой. Однако вскоре рекламные плакаты матчей «Рубина» вновь исчезли с казанских улиц, так и не появившись вплоть до конца сезона. Понятно желание руководителей к соблюдению финансового fair play, о котором мы в ближайшее время будем слышать все чаще, но вряд ли экономить клубные средства нужно начинать с той работы, которая может привести болельщика на стадион, к тому же речь идет о смешных суммах по сравнению с затратами на трансферы и личные контракты футболистов.

3. ОБОЙТИСЬ БЕЗ ТРАНСФЕРНЫХ СКАНДАЛОВ

«Рубин» и странные трансферные истории в последние годы идут рука об руку. Руководству клуба очень важно обойти в ближайшее время эти барьерные рифы, которые здорово сказываются на имидже команды, особенно в глазах болельщиков. Отпущенные за «копейки» звезды, дорогостоящие «хрустальные» новички, тихое расставание с заслуженными футболистами — всего этого «рубиновым» очень желательно избежать ближайшим летом. Между тем один потенциальный скандал с Сердаром Азмуном, который отправился в сборную Ирана, написав в социальных сетях о том, что больше не вернется в Казань, имея многолетний контракт с клубом и отсутствие предложений по трансферу в офисе «Рубина», может иметь серьезные последствия для руководства казанцев, к которому итак у многих болельщиков, мягко говоря, настороженное отношение.

4. ДОВЕСТИ ДО ФУТБОЛИСТОВ СУТЬ ПОЛИТИКИ ОТКРЫТОСТИ КЛУБА К ПРЕССЕ

Об изменениях в «Рубине» по отношению к прессе в нынешнем сезоне мы писали много. Действительно, казанцы стремительно выбрались из подвалов неофициальной таблицы самых закрытых футбольных команд страны. А наставник команды Ринат Билялетдинов и вовсе должен получить по итогам сезона приз «Друг прессы №1», настолько вежлив и безотказен тренер в общении журналистами, которые в любой момент могут получить комментарий по любым вопросам жизни «рубиновых» из первых рук. Однако самих футболистов новый стиль клуба пока практически не коснулся. Игроки казанцев по-прежнему очень немногословны даже в микст-зоне после выигранных матчей, не говоря уже о развернутых беседах в СМИ. Доходило до того, что глава пресс-службы Максим Лопухов с трудом находил в «Рубине» собеседников для общения с корреспондентом «НТВ-Плюс» во время обязательных интервью в прямом эфире в перерыве поединков чемпионата России. В этих условиях трудно говорить о создании устойчивой повестки дня в прессе.

5. ПРОВЕСТИ ЯРКИЕ АКЦИИ ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

Нынешнее состояние дел в «Рубине» во многом раскололо болельщицкое сообщество. Поэтому клубное руководство просто обязано провести ряд акций, направленных на объединение всех сочувствующих казанцам. Новейшая история «рубиновых» может в этом стать хорошим подспорьем. В 2014-м команда отметит пятилетие своего второго чемпионства, а также такой же маленький юбилей ставшей легендарной победы над «Барселоной» на «Камп Ноу». Чем не повод устроить ностальгический матч, пригласив, к примеру, и героев 2009-го вроде Сергея Семака или Алехандро Домингеса, а также футболистов, которые ковали первый успех «Рубина» в высшем эшелоне российского футбола — «бронзу-2003». Макбет Сибайя, Андреас Скотти, Орландо Калисто, Иржи Новотны, Рони — все они уезжали из Казани очень тихо и незаметно, хотя болельщики с удовольствием красиво проводили бы своих кумиров. Но это никогда не было в правилах «Рубина». И нужно менять положение. Такие события будут приниматься на ура болельщиками, обеспечивая несомненный профит клубу, который продемонстрирует уважение к своим достижениям и людям, которые к ним приложили свои усилия.

Новость о штрафе, наложенном на «Рубин» за излишние денежные траты в прошедшие годы, оставила довольно неприятный осадок

6. ПРОДОЛЖИТЬ ДВИЖЕНИЕ К СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ФИНАНСОВОГО FAIR PLAY

Последняя в нашем списке задача, но самая важная по факту. Новость о штрафе, наложенном на «Рубин» за излишние денежные траты в прошедшие годы, оставила довольно неприятный осадок. Клуб дал свои объяснения по этой ситуации, но они удовлетворили далеко не всех. Понятно одно — казанцы должны минимизировать и оптимизировать собственные расходы, но при этом резко повысить их эффективность. Хочется надеяться, что эта работа происходила также в публичной плоскости и о возможных успехах на этом поприще знали не только чиновники УЕФА, но и болельщики «Рубина».