ВИНОГРАДУ «СТРАШЕНСКОМУ» МОРОЗ НЕ СТРАШЕН

Бойкая торговля в лучших традициях стрит-ретейла развернулась еще до входа на «официальную» территорию ярмарки — продают в палатках, с машин, да и просто выложив саженцы с впечатляющими фото будущих цветов да плодов. Покупатели справлялись о цене, щупали «вершки», «хвостики» и что-нибудь да брали. При этом народ демонстрировал завидную самоуверенность — вопросы о происхождении товара звучали крайне редко, а просьбу показать сертификат качества корреспондент «БИЗНЕС Online» за два часа хождения по торговым рядам ни разу не услышала. Как далее выяснилось, такая доверчивость может горе-садоводам дорого обойтись.

У палатки с красным навесом, в тени которого пестрели красочные фотографии клематисов, гладиолусов, лилий, будоражащие воображение любого садовода («А вдруг и у меня такое чудо вырастет, ну а вдруг, хоть на этот раз?»), стояли загорелые, крепкие ребята. Как рассказал хозяин палатки Владимир Мых, они представляют семейное ЛФХ «Надежда», что близ Чебоксар, и участвуют в данной выставке уже в 8-й раз. По его словам, посадочный материал у них в основном импортный, поскольку «российская продукция такого потенциала не имеет». На вопрос, как приживаются у нас «иностранцы», ответил: «Шикарно! Лучше, чем российские. Они у нас дают «деточек», мы их разводим». Как отметил Мых, сейчас «в тренде» морозостойкие растения: гибискусы, клематисы, древовидные пионы, розы. Цветочки пользуются спросом у местных чиновников, по словам фермера, проблем с госзаказом они не испытывают.

Продавец Андрей Игнатьев, так же из Чувашии, предлагавший в том числе рассаду клубники из Лаишевкого района РТ и розы по 100 рублей, сообщил, что саженцы последних столь недорогие, поскольку «от производителя». Его земляки из чувашского «Семнадцатого питомника», расположившиеся чуть поодаль, в свою очередь, заявили, что их виноград (с говорящим сортом «Страшенский») не боится 30 градусов мороза, а боится разве что обледенения, и его просто нужно укрывать. «Мы боремся за то, что если вы купили виноград «Страшенский», то у вас должен вырасти именно «Страшенский», — подчеркнули бизнесмены. — Мы дорожим своим питомником. Кто по бирочкам стоит-торгует, когда на каждом сорте бирка, — у тех народу мало, а кто обманывает, из одной кучи берет, у них покупатели как пчелы стоят. Так всегда было», — посетовала представитель питомника (назвать свое имя, фамилию женщина, как и многие ее соседи по торговле, отказалась).

Примечательно, что большинство торгующих на входе на ВЦ представлялись как «мы из Чебоксар», «мы оптовики», и это в лучшем случае. Одна бойкая дама, торгующая с машины, без обидняков заявила корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Вы мне всех покупателей распугаете!» В свою очередь, брюнетка, сидевшая в глубине палатки с вывеской «Аллея роз», вышла было навстречу, но услышав, что перед ней журналист, молча развернулась на 90 градусов и скрылась в недрах навеса. Вот такая «дикая роза».

Алевтина Прибытько
Алевтина Прибытько

«ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НЕМНОГО Я ЗДЕСЬ УВИДЕЛА»

Свою версию происхождения «дикости» некоторых торговцев представила Алевтина Прибытько из пермского города Охотска. По ее мнению, на выставке почти нет прямых производителей. Как отметила Прибытко, спрос на саженцы за год немного упал, но народ все же не отказывает себе в невинной радости и покупает понемногу садовую красоту. При этом производителям, которые стараются предложить народу районированное и зимостойкое, крайне сложно удерживать прежнюю цену. «Берут в основном работяги и пенсионеры, — отметила растениевод. — Цены их не устраивают, хотя они зависят от качества материала. У нас на удобрения, на коммунальные расходы и транспорт уходит очень много денег! Удерживать цены сложно, так как места очень дорогие для производителей. На этой выставке я очень мало увидела производителей, ни одного хозяйства со своими именными сертификатами и запатентованными сортами. Перекупы!»

«Постоянно приезжаем в Казань», — рассказала колоритная дама в кепке, представитель питомника из Сургута, демонстрируя фото чудесных древовидных, плетистых и кустовых камелий (результат совместного труда российских и китайских селекционеров). По ее словам, цветы в сад всегда покупают, независимо от того, кризис ли на дворе иль нет: «Еще и в такой маленькой радости себе отказывать наш народ не готов». А закаленные севером сургутские камелии просто обязаны порадовать жизнестойкостью в условиях более щадящего (но в последнее время все более непредсказуемого) татарстанского климата.

Что характерно, о «перекупах» рассады рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» и фермеры из Канаша — два вежливых молодых человека, чья палатка с саженцами расположилась буквально на «задворках» этой цветочно-плодовой феерии. По словам одного из парней, они представляют семейное ЛПХ, более пяти лет занимаются саженцами и часто ездят по подобным выставкам, в том числе международным, располагают соответствующими сертификатами качества на продукцию. Но в Казани, как отметил мой собеседник, никто подтверждающих документов у них не спросил. «Главное было — заплатить за аренду места. Там, где мы стоим, аренда обошлась нам в 12 тысяч рублей. При этом мы производители, а кто-то запросто стоит на входе и даже перед входом. В основном на входе стоит не Чувашия, а Краснодарский край, который представляется соседним регионом», — посетовал канашский фермер и предложил корреспонденту «БИЗНЕС Online» выбрать время и приехать к ним, дабы воочию убедиться в происхождении посадочного материала. По его наблюдениям, казанцы, в отличие от ретроградов в соседних регионах, очень любят новинки, поэтому год от года приходится стараться, чтобы угодить нашим садоводам.

И У ПЕТУНИЙ ЕСТЬ СВОИ СЕКРЕТЫ

Продавцы, не укоряя организаторов экспозиции, удивлялись: вроде мероприятие масштабное, а до сих пор возможности представить людям элементарные торговые тележки не нашлось... Вместе с тем покупатели признались корреспонденту «БИЗНЕС Online», что выставка не оправдывает их надежд. «Ярмарка однообразная, не того уровня, нет уникальности. Чувствуется, что люди участвуют исключительно ради наживы», — рассказала постоянный посетитель выставки, пенсионерка Тамара Алексеевна. Неподалеку продавец советовал взять цветочную рассаду у него, а не в магазине, по его словам, в гипермаркете злоупотребляют удобрениями, растения болеют, поэтому у многих саженцы не выживают. Более того, зеленодольские предприниматели Яруллины, утопая в цвету прекрасных (и надо признать, недорогих на общем фоне) петуний, не стали раскрывать названий сортов своей рассады — оказывается, и у петуний есть свои секреты.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», ряд производителей цветочной рассады из Казани и Зеленодольска признались, что слышали об акции «Цветочная Казань», однако большинство скептически оценило возможность роста спроса в этой связи. Так, агроном тепличного хозяйства «Цветочная поляна» Елена Стекольщикова отметила, что у них база оптовых клиентов уже сложилась. В свою очередь, руководитель казанской ландшафтной компании «Экогармония» Юлия Павленко назвала подобные акции популистскими: по ее словам, посадка идет как самоцель, не обеспечен должный уход, в итоге саженцы и рассада погибают.

Очень колоритно на фоне саженцев роз смотрелся улыбчивый загорелый мужчина в красном комбинезоне. Как признался представитель семейного КФХ из Мамадыша Фарид Галяутдинов, журналисты, особенно телевизионщики, его любят — и он рад бы почаще отвечать взаимностью, да времени на общение со СМИ в жизни заводчиков роз почти нет. Результаты труда были наглядно видны рядом, в ящичках, где, в отличие от импортных «культей», пестрели молодыми зелено-бордовыми листочками несколько десятков местных сортов. «Голладские розы тоже неплохо приживаются, но надо смотреть, какие сорта, плюс где и как берешь», — дипломатично защитил зарубежных «коллег» Галяутинов. По его словам, он уже седьмой год участвует в данной выставке. К саженцам присматривалась пара представительных покупателей — как выяснилось, это казанские медики-стоматологи, уже не первый год приезжающие на «Казанскую ярмарку» прикупить роз именно у Галяутдинова.

«ПРУД — ЭТО ВОВСЕ НЕ ЗАТРАТНО!»

Хотя выставка предусматривала и тематику ландшафтного дизайна, компаний, занятых непосредственно в данной сфере, было представлено крайне мало. Зато сработал принцип «лучше меньше, да лучше». Помимо традиционных гномиков и лягушек неизвестного происхождения (продавец таковых равнодушно призналась корреспонденту «БИЗНЕС Online», что не знает, откуда скульптурки) посетители могли полюбоваться и прикупить керамику из Подмосковья — изумительной красоты поделки из глины от мастерской «Дом в стиле кантри». По словам продавца, глина взята с берегов реки Гжелка, а не просто «лопаткой нарыли», сертифицирована и обработана «молочным обжигом».

По соседству с подмосковной керамикой оказался... рояль в кустах — раскидистая зелень «росла» прямо из его крышки. Рядом красовалась элегантная карета — оказалось, что она, как и «музыкальный инструмент», выполненный почти в натуральный размер, сделана из пенопласта. «Они выдерживают и снег, и ветер. Можно сделать и внутренний декор, и колонну, и объемную стенку», — рассказал представитель мастерской Plastos Дмитрий Никаноров. Он пояснил, что все изделия уникальны и делаются вручную, в частности, рояль создавался месяц, его цена — 30 тыс. рублей.

«Пруд — это вовсе не затратно!» — заверила представитель компании «АкваДелс». По ее словам, ухаживать за прудом, в принципе, несложно — нужны специальные препараты по очистке воды. Экономвариант мини-озерца с фонтанчиком обойдется вам в пределах 3 тыс. рублей, плюс подсветка — 2 тыс., плюс обложить камушками — 1,5 тысячи. Или можно просто купить вазон с фонтанчиком, какие стояли в парках в давнем прошлом: 400 рублей вазон и 1,3 тыс. — сам фонтанчик.

Солнце клонилось к закату, но народ все шел и шел на выставку за «живым» товаром. На выходе корреспондент «БИЗНЕС Online» чуть не столкнулась с женщиной, которая с решительным видом направлялась в сторону палаток с саженцами. Следом за ней, усмехаясь, едва поспевал муж. «...Все равно половина сгинет!» — взывал он к супруге, но аргументы лишь упирались в ее удалявшуюся спину.

КОГДА НЕ ХВАТАЕТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила у участников выставки предпочтения казанских покупателей.

Юлия Павленко — руководитель ландшафтной компании «Экогармония»:

— Мы в этом деле 10 лет. Нет, цены не повышаем в последние годы. По большому счету четких предпочтений у местных покупателей нет, принцип «хочу то, что у соседа увидел». Очень мало индивидуальности, а это главное в ландшафтном дизайне. Мы посещаем зарубежные семинары, на самом деле нам еще далеко до настоящего ландшафтного дизайна. В Европе сегодня в моде естественность. В отличие от той яркости и пестроты, что нравится россиянам, видимо, сказывается короткое лето — у европейцев преобладают однотонные цвета, злаковые культуры.

Несмотря на акции, качественного озеленения в Казани очень мало. Многие культуры просто не подходят под то место, где они высажены, иногда по срокам неправильно сажают. Я уже не говорю о дизайне. Уход плохой бывает — просто не хватает профессионализма.

Сергей Кулагин — фермер (Канаш):

— Мы предлагаем местные, проверенные сорта. Как правило, новое люди не берут, опасаются. Хотя на казанской ярмарке всегда играли роль новинки. Спрашивают лекарственные травы: пустырник, валериану... Но где дешевле — туда и бегут, а потом приходят к тем продавцам и высказывают, мол, вы нас обдурили, не то дали. А нам какой резон обманывать, если мы вот, всегда на виду?! Но у нас, например, цена 300 рублей, а у перекупов — 150, и люди к ним сразу пойдут, нагребут и все. До осени оно простоит, будет зелененькое, красивенькое, но 80 процентов таких саженцев за зиму погибнет.

Чтобы не обмануться, нужно спрашивать у продавца документы на саженцы. Где именно выращиваете, сможете ли показать, если мы приедем к вам домой, конкретный адрес и номер телефона. Например, на ярмарке в Новочебоксарске я всегда первым стою, и там строго: если привезен саженец из другого региона, сразу пишут откуда. Проверяют подтверждающие документы — целая стопка бумаг — и выдается сертификат, разрешение на торговлю. Здесь на ярмарке даже не проверяется, откуда и что привезли. Просто плати деньги и торгуй. Причем довольно-таки дорого выходит. Мне место обошлось в 12 тысяч рублей, и хотя я производитель, привез качественный саженец, меня определили как можно дальше.