Сегодня в ГБКЗ им. Сайдашева проходят два концерта традиционного Пасхального фестиваля Валерия Гергиева, который стартовал накануне в большом зале московской консерватории. Главной «фишкой» нынешнего сезона стал приезд в столицу РТ скрипача-виртуоза из Израиля Пинхаса Цукермана. О том, чем отличается нынешний Пасхальный фестиваль от предыдущих, какое отношение к его проведению имеет Иммануил Кант и услышит ли Казань одну из крупных музыкальных драм Вагнера, узнавала корреспондент «БИЗНЕС Online».
ОТ КАЛИНИНГРАДА ДО ВЛАДИВОСТОКА
Сегодня в ГБКЗ им. Сайдашева проходят два концерта Пасхального фестиваля Валерия Гергиева. А вчера в Москве «главный проект» Валерия Абисаловича был торжественно открыт в большом зале консерватории. В программе праздничного концерта были сюита из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Прометей» («Поэма огня») и «Поэма экстаза» Скрябина, вокальный цикл «Детская» (оркестровка Щедрина) Мусоргского. Исполнители — «хрустальное сопрано» Мариинского театра Анастасия Калагина, друг и постоянный участник фестиваля, виртуозный пианист Денис Мацуев, уникальный трубач, солист оркестра Мариинского театра Тимур Мартынов, капелла мальчиков нижегородского хорового колледжа им. Сивухина, московская хоровая капелла мальчиков, симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер — Гергиев.
Нынешний фестиваль — беспрецедентный по своей протяженности. Он охватывает территорию страны от Калининграда до Владивостока. И хотя официально его открытие прошло в первый день празднования Пасхи в Москве, еще до этого фестивальные концерты смогли посетить любители классической музыки в Калининграде и Мурманске. 15 апреля Гергиев и его оркестр дали два выступления в Калининграде: дневной благотворительный концерт Брасс-ансамбля Мариинского театра под управлением Гергиева для военнослужащих и их семей в Доме офицеров Балтийского флота, затем, в этот же день, концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева в Кафедральном соборе с участием одного из величайших скрипачей последних десятилетий Пинхаса Цукермана. На другой день состоялся благотворительный концерт Брасс-ансамбля Мариинского театра под управлением Гергиева в Североморске на сцене дворца культуры «Строитель» для военнослужащих и учащихся музыкальных школ ЗАТО и концерт «Страдивари-ансамбля» под управлением Цукермана во дворце культуры им. Кирова в Мурманске. Завершил выступления на Кольском полуострове концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева.
Накануне вечером Гергиев и его команда сели в специальный поезд, который довезет их до Владивостока с остановками в городах, где намечены концерты. Первая остановка — у нас в Казани. Всего музыканты проделают 30 000 километров по стране. Надо признать, что это — беспрецедентная акция, которую подпитывает бешеная энергетика Валерий Гергиева.
«С КАЗАНЬЮ СВЯЗЫВАЮ МНОЖЕСТВО ПРОЕКТОВ»
В полдень поезд прибыл в столицу РТ. На 14:00 была намечена пресс-конференция Гергиева в ГБКЗ им. Сайдашева, которая была отменена, и лишь в 16:00 состоялся подход Валерия Абисаловича к прессе. Журналисты ждали дирижера два часа...
Гериев вышел уже во фраке, его сопровождал друг юности, главный дирижер ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Ренат Салаватов. Оба они выпускники Ленинградской консерватории, ученики великого дирижера Ильи Мусина.
— Я смею надеяться, что мы друзья, мы привыкли к мысли, что с казанскими музыкантами надо общаться. С вашим оперным театром и с ГСО РТ я связываю творческие планы. Причем не только мое пребывание в Татарстане, но и их приезды к нам. Это могут быть и спектакли, и концерты. У нас, например, есть абонемент уральского оркестра, это связано с тем, что я 22-летним студентом работал вторым дирижером в свердловской филармонии. Сейчас мне как-то показалось, что было бы очень здорово, если бы уральский оркестр у нас выступал. Такая форма работы очень приживается. В Петербурге есть большой интерес к этим выступлениям, и под моим управлением оркестр играл, и под управлением своего главного дирижера. Я уверен, что приезд ГСО РТ под управлением Александра Сладковского, а я с ним уже говорил, вызовет интерес. Чуть сложнее с приездом спектаклей, потому что это дело намного более дорогостоящее, но это тоже надо делать. Театр в Казани очень сильный, а мы с главным дирижером Ренатом Салаватовым однокашники, так что нам не нужно что-то предварительно узнавать друг про друга, мы можем просто говорить по делу. Хочу, чтобы и Ренат у нас в театре дирижировал, и с театром приезжал, и показывали лучшие спектакли. Мне кажется, это совершенно естественно и даже необходимо. Мариинский театр — это сегодня три площадки, и все три качественные и на очень хорошем уровне технического и акустического обеспечения, — ответил Гергиев на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Оnline» по поводу проектов, связанных с Казанью.
Два концерта в Казани сегодня — это концерт «Страдивари-ансамбля» Мариинского театра и концерт симфонического оркестра театра, в том и другом случае за дирижерским пультом будет Гергиев. «Фишка» вечернего концерта — уникальный скрипач Цукерман.
— Вы сегодня услышите виртуоза — Пинхаса Цукермана. Почти 50 лет назад, совсем юным он заявил о себе на весь мир и с тех пор продолжает оставаться одним из лучших, ярчайших инструменталистов пяти или шести поколений. Цукерман в 13 лет приехал в Нью-Йорк из Израиля и стал очень быстро «звездой» и продолжает ей оставаться, он вчера потрясающе играл в Москве, играл в Калининграде и других городах. Это довольно-таки большое путешествие для музыканта, незнакомые для него еще города. Мы играли в соборе, где рядом похоронен Иммануил Кант, великий философ, один из вдохновителей симфонического цикла Бетховена, например. Мы чувствовали себя очень здорово в этом соборе, когда играли там немецкую музыку. Сегодня Калининград — это Россия, но история Кенигсберга помнит великие немецкие имена, и правильно, что мы играли там программу Брамса, — рассказал Гергиев журналистам.
Что касается отношений с Казанью, к которым Гергиев вернулся, он повторил, что воспринимает контакты с казанскими музыкантами как очень дружеские.
— У нас выбор немаленький, мы можем многое привезти. Вы уже слышали и Анну Нетребко, и Ольгу Бородину, и Ильдара Абдразакова — это мои воспитанники. Все они начинали у меня студентами. И другие наши артисты могут в Казань приезжать. Может быть, стоит подумать, чтобы исполнить в Казани одну из крупных музыкальных драм Вагнера. Может быть, это будет «Лоэнгрин», может быть, это будет «Тристан», может быть, «Парсифаль». Может быть, вообще стоит приехать на три дня и дать два спектакля. Не знаю, возможно ли в Казани показать цикл «Кольцо Нибелунгов», но публика ему, я уверен, будет рада. Пока не знаю, возможно ли это Казани чисто технически. У нас сейчас грандиозный новый театр. Его масштабы, наверное, превосходят Metropoliten Opera, — поделился планами Гергиев. Он так же отметил, что Казань прочно находится среди городов-лидеров по культурной политике.
В это время зрительный зал ГБКЗ был уже переполнен публикой, пришедшей на первый фестивальный концерт. Гергиев попрощался с журналистами и отправился к дирижерскому пульту.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.