ВЫЙДЯ ИЗ-ПОД КРЫЛА FUJITSU, КАЗАНСКАЯ КОМПАНИЯ ОКАЗАЛАСЬ ОДНИМ ИЗ ВЕДУЩИХ ПОСТАВЩИКОВ IТ-УСЛУГ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Крупнейшее татарстанское предприятие в сфере высоких технологий — группа компаний ICL — вчера подвело итоги 2013 года, который стал рубежным для него сразу по многим параметрам. Кроме того, корреспонденты «БИЗНЕС Online», посетившие завод и IТ-деревню компании в Усадах, узнали, когда чемпионат мира по программированию состоится в Казани, что происходит на глобальном и российском IТ-рынках, почему социальные сети в ближайшем будущем станут реальным драйвером роста для каждой пятой компании, и своими глазами увидели, как производят компьютеры и где обитают казанские программисты.

ELG_0011.jpg
Виктор Дьячков: «Мы выполняем порядка 1 тысячи проектов в год, и если бы всю их географию показать на этой карте красными точками, страна стала бы красной, как во времена СССР»

«ПОКА К НАШЕЙ ЦЕЛИ — ОБОРОТУ В МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ — МЫ ИДЕМ ОПЕРЕЖАЮЩИМИ ТЕМПАМИ, НО СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ МОЖЕТ ВНЕСТИ СВОИ КОРРЕКТИВЫ…»

На пресс-конференции, посвященной итогам года, генеральный директор ICL-КПО ВС Виктор Дьячков, казалось, сам пытается разобраться, почему в ситуации, когда, по данным аналитического агентства Gartner, в России 24% потребителей технологий сократили свои IТ-бюджеты и рынок то ли еле заметно ползет вверх на уровне символических двух с небольшим процентов (по оценке минсвязи РФ), то ли ощутимо скатывается вниз на 4,7% (по оценке профессионального сообщества), группа компаний ICL демонстрирует завидные 11,4% роста.

Если раньше постоянную мощную динамику предприятия (а за последние 10 лет выручка компании выросла с 381 млн. до 5,2 млрд. рублей без учета НДС) еще можно было как-то объяснить его интегрированностью с одним из мировых лидеров — корпорацией Fujitsu, то сейчас эта гипотеза отпала. Как известно, Fujitsu вышла из состава акционеров ICL, сохранив, правда, при этом за казанской компанией статус приоритетного поставщика услуг на территории России и Восточной Европы. И вот результаты прошлого года.

Объем реализации группы компаний вырос по сравнению с 2012 годом на 11,4% и составил с учетом НДС почти 6 млрд. рублей. Так, работы в сегменте системной интеграции принесли ICL 2,26 млрд. рублей, что на 31,3% больше, чем за прошлый год.

— Мы выполняем порядка 1 тысячи проектов в год, и если бы всю их географию показать на этой карте красными точками, страна стала бы красной, как во времена СССР, — пошутил Дьячков, комментируя журналистам свою презентацию. — Что касается мировых брендов, то мы сегодня оказываем услуги целому ряду таких компаний, как «Ашан», British Petroleum, Volvo, Lufthanza и другим, имеем с ними многолетние контракты. Но в них есть строчка о том, что мы не можем публично раскрывать подробности нашего сотрудничества, поэтому я просто скажу, что услуги на экспорт, предоставляемые порядка 100 заказчикам в 26 странах мира, также продемонстрировали хорошую динамику. Выручка по этому направлению за год достигла 981,5 миллиона рублей, что на 26 процентов выше показателя прошлого года. В общем объеме реализации группы компаний ICL услуги, предоставляемые европейским заказчикам, составили, таким образом, 19%. Наиболее крупные проекты 2013 года были реализованы у заказчиков во Франции, Швеции, Германии и Бельгии в автомобильной промышленности, финансовом секторе и секторе микроэлектроники.

Среди внутрироссийских крупных заказчиков — «Газпром» (его доля в объеме реализации ICL составляет 17%,) и силовые структуры (20%). На долю корпоративного рынка приходится еще 23%. В целом 51% деятельности компании — это услуги по разработке ПО, внедрению и аутсорсингу.

Дьячков констатировал также, что в составе ICL появились новые компании — ООО «ДжиДиСи Сервисез», ООО «НПО ВС», ЗАО «ICL Сервисез», ООО «ICL Инжиниринг», ООО «ICL Ритейл Сервисез» и ОАО «КПО ВС», в том числе с неказанской пропиской. «Новые компании появляются тогда и там, где есть новые драйверы роста».

— Согласно нашей стратегии, к 2017 году мы должны достичь оборота в миллиард долларов, и пока идем к этой цели опережающими темпами. Но затяжное ухудшение ситуации в экономике, конечно, может заставить скорректировать наши планы. Например, мы отказались от ставки на рост путем интеграции с более мелкими игроками — сейчас эта стратегия представляется достаточно рискованной. Но, возможно, в этом году одну-две небольшие компании все же пригласим к интеграции…

Сегодня ICL также создает свое облако, начинает продавать собственные лицензии и верит, что когда-нибудь и в России аутсорсинг займет то же место, что сейчас на Западе.

— Самые лучшие технологические решения бессильны там, где люди не хотят их использовать, — вздохнул гендиректор ICL. — Представьте: мы автоматизируем большую компанию, все сделано, но в итоге слышим: а вот здесь спасибо, не нужно, окончательные цифры мы сами подобьем… Я часто говорю: иметь программиста в компании, где внедрено современное решение, все равно, что взять взломщика-рецидивиста на работу в банковское хранилище. Нечего ему там делать при нормальном подходе к учету и аналитике данных…

Говоря о ситуации с Крымом и Украиной, спикер заметил, что в результате падает доверие к украинским поставщикам услуг. Российские же IТ-компании уверены, что их не ожидает никаких санкций — в противном случае пострадают и их клиенты в США и Европе. «Интеграция на рынке сегодня столь велика, что это может служить сдерживающим фактором».

— Если в России будет реализовываться политика постепенного импортозамещения, какую роль может сыграть ICL? —спросил у Дьячкова один из участников пресс-конференции.

— Если взять цену комплектующих и цену конечной продукции, то оказывается, что гораздо выгоднее закупать комплектующие, а изделия производить в России. Простой пример — банкоматы. Сегодня все банки закупают их за рубежом, при том что наладить у нас их производство очень просто и по цене они были бы выгоднее. Для этого нужно лишь, чтобы руководство ведущих банков приняло соответствующее решение…

ELG_9850.jpg

«ЕСЛИ КОМПЬЮТЕР НЕ ПРОДАН В ПЕРВЫЕ ПОЛГОДА ПОСЛЕ ВЫПУСКА, ЕГО НЕ ПРОДАШЬ УЖЕ НИКОГДА»

Пресс-конференцией ICL в этот раз не ограничилась: для журналистов устроили пресс-тур по новому заводу вычислительной техники в Усадах и расположенной буквально через дорогу от него IТ-деревне. Благо был и повод: прошел ровно год с момента запуска промышленной площадки.

Напомним, первоначально производственный центр размещался на территории головного офиса компании (Казань, Сибирский тракт, 34). Однако с ростом предприятия существующие мощности перестали удовлетворять потребности компании, часть сотрудников были переведены в арендованные помещения IТ-парка, а также было принято решение о строительстве нового сборочного завода и инженерного центра. Оба объекта было решено возводить в поселке Усады Лаишевского района по пути из города в аэропорт. По окончании строительства в 2017 году на площади 8 га будут возведены три производственных корпуса и два инженерных центра. Производственная мощность каждой очереди заводов составит до 350 тыс. изделий в год. Суммарная мощность составит 1 млн. изделий в год.

Первая очередь завода вычислительной техники была введена в эксплуатацию в апреле 2013 года, и с тех пор выпущено 56 тыс. единиц компьютерного оборудования. И это при том, что объемы производства оборудования компании в 2013 году снизились на 18%, что отражает общую тенденцию на рынке производства компьютерной техники. А до этого производство три-четыре года подряд росло по 40% в год.

«Здесь мы производим персональные компьютеры, серверы, ноутбуки и другую вычислительную технику. Разработка у нас сертифицируется по международным стандартам. На производстве работает система автоматизированного управления. Так, например, у нас в компании с 1995 года сохранены все данные, можно проверить, какой компьютер и кто именно собрал в таком-то году», — начал пресс-тур по заводу руководитель производственного направления ICL Евгений Степанов.

Представителям СМИ были продемонстрированы тележка «мобильный класс», информационные киоски для медицинских учреждений, платежные терминалы, новое поколение которых намерена производить компания.

Просторные светлые цеха и склады, кирпичные стены, выкрашенные водоэмульсионной краской, галерея на втором этаже, откуда можно наблюдать за работой центрального цеха, производят впечатление, скорее, какого-то лофта, где люди занимаются любимым делом.

— Если компьютер не продан в первые полгода после выпуска, его не продашь уже никогда, так быстро развивается рынок, — возвращает к реальности Степанов. — Но самое важное, что сегодня меняется психология заказчиков. Прошел этап простого интереса к «железу». Сейчас покупают услугу для решения задачи, именно этим наше производство интересно для заказчиков. Компания поставляет комплексное решение, и в его рамках заказчик получает уже полностью оснащенную всеми необходимыми программами технику: вытаскивай из коробки и работай.

ELG_9877.jpg

РЫНОК В УСЛОВИЯХ ИНФОЦЕНТРИЧНОСТИ

Подробнее о ситуации на российском и глобальном рынках рассказал журналистам Дьячков. Опираясь на исследования Gartner и «Руссофта», глава ICL, в частности, отметил, что если говорить о динамике IT в целом, то по итогам прошлого года все немного упали — вырос на 7% только Китай. Он также не без гордости сообщил, что компания ICL теперь входит в число ведущих поставщиков услуг и ПО в Восточной Европе.

Сейчас на рынок IT-услуг больше всего влияют насыщенность мобильными устройствами, а также социальные сервисы и облака. Социальные сети в ближайшем будущем могут стать драйверами роста у 20% компаний, поэтому этот фактор нельзя недооценивать. Количество банковских приложений растет такими темпами, что банки превращаются в IТ-компании. Количество информации настолько зашкаливает, что растет интерес к BI-аналитике, позволяющей объединить накопленные компанией в различных системах фактические данные и превратить их в полезные знания для принятия эффективных решений.

Зарплаты IТ-специалистов в Москве выросли настолько, что стало выгоднее привлекать специалистов из-за рубежа. Даже с учетом аренды жилья и оплаты переводчиков труд индусов, например, обходится дешевле, чем работа российских программистов и системных инженеров. В среднем в России экспорт в IТ-отрасли вырос на 16% (напомним, в ICL эта цифра достигла 26%). Оптимизма прибавляют и победы российских ребят на чемпионатах мира по программированию. Кстати, Дьячков озвучил интересную новость — чемпионат мира по программированию в 2016 году пройдет в Казани!

Текучесть кадров в целом по отрасли — 10%, а в ICL — 3 - 4%.

Последнее обстоятельство, кстати, перестает быть загадкой после того, как побываешь в IТ-деревне предприятия.

ELG_0028.jpg

250 ТЮЛЬПАНОВ ПЕРЕД ТАУНХАУСОМ МЕНЕДЖЕРА ПО АВСТРАЛИИ

«Мы понимаем, что основной актив компании — это люди, поэтому решаем жилищную проблему», — сказал Дьячков и повел журналистов осматривать улицу с идеально построенными таунхаусами. Безупречные асфальтовые дорожки, молодые посадки, абрикосовые дома из керамического кирпича.

— А там озеро сделаем и прогулочную зону. А вон там видите стройку? Это будет школа и детсад — для детей наших сотрудников и жителей поселка. Республика, спасибо президенту, навстречу пошла, — рассказывают нам в IТ-деревне, построенной ICL-КПО ВС для того, чтобы сотрудники предприятия могли не только работать, но и жить рядом с производством.

Инвестором строительства поселка на площади в 10 га по соседству с территорией завода, которое началось в 2010 году, стала сама компания. На сегодня в рамках первой очереди построены и заселены четыре 8-квартирных дома (32 квартиры), а также 60 индивидуальных жилых домов. Финансирование проекта осуществляется по ипотечной схеме «организация — физическое лицо — банк».

Общая площадь каждого из двухэтажных таунхаусов из керамического кирпича составляет 1160 кв. метров. Таунхаусы сдаются с черновой отделкой, но можно заказать и квартиру под ключ. Такое жилье с небольшим земельным участком обходится сотруднику примерно в 3 млн. рублей — при этом компания платит за него еще и проценты по ипотечному кредиту. А земля и вовсе предоставляется бесплатно. При этом силы и деньги экономятся еще и на том, что закупку материалов и само строительство ведет организованно сама компания.

— Здравствуйте, я Игорь Катыков. Несколько лет назад пришел в компанию руководить небольшим проектом. Сейчас наша группа выросла до 80 человек, а я недавно стал менеджером по ключевым проектам в Австралии и Великобритании. Никогда не думал, что захочу жить за городом — ровно до того момента, как попал сюда, — совсем молодой улыбчивый парень приглашает посмотреть дом.

Из небольшой прихожей — двери в гараж и цокольный этаж. Стильно оформленная кухня-гостиная. По лестнице, ведущей на второй этаж, улепетывает от толпы нагрянувших гостей любимый кот.

А перед порогом из только что оттаявшей земли пробиваются упругие ростки.

— Приехали бы вы чуть позже — посмотрели бы, как цветут тюльпаны. Мы с женой здесь их 250 штук посадили, — улыбается Игорь.

— Сейчас будем строить вторую очередь деревни, уже больше 100 человек в очереди стоит, — добавляет Дьячков.