В Казани накануне прошел международный франчайзинговый форум. На него приехали представители федеральных и региональных компаний, готовые развивать свой бизнес по франчайзинговой схеме. Корреспонднет «БИЗНЕС Online» узнал, какой путь здесь считается традиционным, а какой — революционным, как искать покупателей франшизы в соцсетях и что не очень разумно ради покупки франшизы, даже самой перспективной, оставаться без последних штанов.
«КАЖДЫЙ ХОЧЕТ ИМЕТЬ СВОЙ СВЕЧНОЙ ЗАВОДИК»
Вчера в Казани прошел международный франчайзинговый форум, на него приехали представители федеральных и региональных компаний, готовые развивать свой бизнес по франчайзинговой схеме. Цель — поделиться опытом, найти деловых партнеров и пообщаться с потенциальными покупателями франшизы из России, Украины, Беларуси и Турции.
Свои проекты презентовали около четырех десятков бизнесменов: секретами делились владельцы юридических фирм, детских кафе, танцевальных школ, магазинов — от продуктовых до ювелирных. Одни добились успеха проверенными средствами (магазин канцтоваров или достаточно бюджетный бар без клиентов точно не останется), другие шли революционным путем. К примеру, директор по франчайзингу сети образовательных центров Lancman School Сергей Сафронов очень подробно и увлеченно рассказал о новой методике обучения детей в частном детском саду. Малыши вроде бы ничего особенного не делают, знай себе играют, но тем не менее выпускники такого детского сада свободно говорят по-английски и вполне бегло складывают и вычитают четырехзначные числа.
«Наша франшиза — это три независимых продукта, — рассказал Сафронов. — Детский сад, школа и курсы подготовки к ЕГЭ. Образовательные центры Lancman School расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде. За месяц пребывания ребенка в таком детском саду в Москве родители платят 30 - 35 тысяч. В такую же сумму обходится обучение в частной школе. Не скрою, это элитарный продукт. Но мы альтернатива государственному образованию. Очень часто родителей, детей не устраивает уровень преподавания. У нас такого нет — наша школа устраивает всех... Тот, у кого есть собственный бизнес, знает, сколько проблем может возникнуть с госорганами — даже в сфере розничной торговли, а уж если дело касается детей... Но если вы захотите купить нашу франшизу, мы поможем вам преодолеть бюрократические барьеры, расскажем, как сделать этот бизнес высокодоходным и рентабельным».
А вот «Артпрайм» — казанская компания по производству плитки и брусчатки из резиновой крошки — только-только делает первые шаги в области франчайзинга. Директор Артур Ахметов рассказал, что поступают заказы со всей России: от Комсомольска-на-Амуре до Краснодарского края. Плитку берут для переходов через железнодорожные пути, детских площадок, лестниц и пандусов. В последнее время фирма просто не справляется с наплывом клиентов, поэтому ее руководитель и решил создать франшизу. «Размер паушального взноса — 2 миллиона рублей, — отметил Ахметов. — За эти деньги мы предлагаем не просто оборудование, а настоящий мини-завод. То есть во франчайзинговый пакет входят оборудование, обученный персонал, необходимый минимальный пакет сырья. Кроме того, мы будем покупать у франчайзи готовую продукцию». В таком форуме «Артпрайм» участвует впервые, ее владелец даже не ожидал, что к ним поступит столько предложений. «Похоже, каждый хочет иметь свой свечной заводик», — высказался он.
ЗАНИМАЕМ ДЕНЬГИ У ДРУЗЕЙ, РОДСТВЕННИКОВ И ДУРАКОВ
Начинающих франчайзеров также ждал интересный мастер-класс от организаторов форума «Как создать франшизу и продавать десять франшиз за год».
На самый животрепещущий вопрос о том, где взять денег, ответил глава директората ассоциации франчайзинга Украины Андрей Кривонос. «Малый и средний бизнес имеет три источника финансирования — три F, как сказали бы американцы: friends, family and fools (семья, друзья и дураки). Со всеми ними вы должны договориться в режиме: «Отдам, когда смогу», — объяснил Кривонос и посоветовал будущим франчайзи рассчитывать свои силы — мол, продавать ради покупки франшизы, пусть и самой перспективной, единственную квартиру и переселяться на ПМЖ в офис этой самой фирмы в качестве домашнего животного не слишком разумно.
Федеральный эксперт по франчайзингу Артем Захаров порекомендовал франчайзерам искать покупателей... в социальных сетях. Причем вычислить потенциального франчайзи можно по фотографиям. К примеру, если пользователь выкладывает снимки с каких-то поездок, путешествий и видно, что он может себе позволить отдыхать несколько раз в год, значит, и небольшой бизнес ему по карману. Также Захаров призвал франчайзеров участвовать в форумах, подобных этому, и почаще «светиться» в СМИ.
То, что франчайзинг — один из наиболее эффективных механизмов развития бизнеса, пожалуй, неоспоримый факт. Достаточно привести некоторые цифры. Питерская сеть дисконт-баров Killfish продает франшизу всего два года, и за это время открылось 62 бара в 38 городах и еще порядка 20 — в процессе открытия. Рецептом успеха поделился PR-менеджер компании Killfish Discount Bar Михаил Безрук: «Мы позиционируем свою компанию как дешевый молодежный дисконт-бар. На каждого посетителя оформляется карточка, через нее проводятся все его транзакции, он может пользоваться различными бонусами и скидками. На базе этих карт реализована система сетевого маркетинга. Мало кто приходит в бар выпить пива в одиночестве и погрустить у барной стойки — обычно человек приходит с компанией. Так вот каждый, кто привел в бар своего друга, будет в течение жизни получать на свою карту 5% от его трат. И так вплоть до друзей третьего уровня — соответственно, процент уменьшается... В Казани есть только один наш бар. Для города-миллионника это, конечно, мало. Казань очень перспективна в этом плане».
Уфимская сеть «А3» за год с помощью франчайзинга открыла пять торговых точек. «Сеть нужных магазинов», как позиционируют фирму ее владельцы, занимается продажей канцтоваров, сувениров, аксессуаров для сотовых телефонов, напитков, выпечки и шоколада, а также производит распечатку и ксерокопию. В общем, настоящий рай для студентов. «Планируем открыть магазин в Казани, — поведал газете «БИЗНЕС Online» менеджер Данис Хантимеров. — Нами заинтересовались бизнесмены из Казани, Нижнего Новгорода, Казахстана. Думаю, это достаточно интересная идея — продавать в одном месте такие разные товары. Заходите распечатать и можете заодно купить чехол для телефона, на день рождения подружке взять в подарок какой-нибудь сувенир, воду купить, если вам жарко, ну и перекусить. Наша франшиза включает саму идею, оборудование (то есть компьютеры и принтеры) и товар. Франчайзи ищем на выставках, таких как эта, активно рекламируем свою фирму в интернете. Покупателями хотят стать в основном студенты — здесь уже все готово: платишь взнос и начинаешь работать. Делимся с ними опытом, который нарабатывали в течение 10 лет».
По мнению многих участников выставки, рынок франчайзинга в России еще недостаточно развит. Бизнесмены предпочитают иметь дело с иностранными компаниями — к российским относятся с недоверием. Но ситуация будет меняться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.