Вдвое больше экспертов, «парные» презентации при поддержке муниципальных чиновников и 70 проектов за день — таким оказался первый день работы комиссии по рассмотрению заявок первого этапа программы «Лизинг-грант-2014», стартовавшей накануне в минэкономики РТ. По вопросам членов комиссии сразу было заметно, какой проект сомнительный, впрочем, в самый острый момент эксперты прерывали дискуссию дипломатичным предложением голосовать. За ходом первого заседания первого этапа этого сезона самой популярной программы поддержки МСБ РТ наблюдала корреспондент «БИЗНЕС Online».
АНШЛАГ, АНШЛАГ!
— Документ, пожалуйста! — без единой эмоции говорит миловидная блондинка в полицейской форме на проходной минэкономики в ответ на привычную скороговорку корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, что она журналист и направляется на экспертный совет «Лизинг-гранта». Предъявить удостоверение и паспорт не составило проблем, однако оказалось несколько в диковинку — ранее слова «я на экспертный совет» действовали как пропуск. Подозрительная журналистская натура сразу связала усиление пропускного режима с украинскими событиями (прошли же с чего-то в эти дни учения в некоторых казанских школах — прим. авт.), но сотрудники службы безопасности заверили, что все в рамках нормы. Тем более заняла процедура не более полуминуты.
Однако на этом новшества не закончились. Первое, что бросалось в глаза при входе в конференц-зал, перед которым ожидали своей очереди соискатели на компенсацию лизинговых платежей в рамках «Лизинг-гранта-2014» — он был полон. За большим овальным столом сидели как минимум вдвое больше экспертов (представляю ощущения соискателей при входе — прим. авт.), чем заседали в прошлом году, когда порой даже приходилось ждать кворума, чтобы начать работу комиссии. Подавляющее большинство присутствующих — известные в республике руководители бизнес-объединений, объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства и т.п. — входили в прежний, хорошо знакомый состав экспертного совета минэкономики по рассмотрению заявок на субсидии по программам поддержки малого и среднего бизнеса. Похоже, сегодня у них у всех и время, и возможность, и желание принять участие в этой, прямо скажем, нелегкой «волонтерской» работе, как рассмотрение заявок на «Лизинг-грант», совпали.
Кроме того, обновился и интерфейс online-трансляции заседания — видео, судя по всему, шло с трех камер, и теперь качество изображения стало несоизмеримо лучше. На двух больших экранах (оба конца зала) была открыта страница yatv.ru, а на панели приложений виднелись лишь две другие вкладки: портал «Электронное правительство РТ» и «БИЗНЕС Online».
«МЫ НЕ СТАЛИ ДОЖИДАТЬСЯ СОФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЧАСТИ»
Итак, сверим бизнес-часы: только за вчерашний день комиссии предстояло рассмотреть 70 заявок. Всего же на этой неделе состоятся четыре заседания по «Лизинг-гранту», как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель министра, начальник департамента минэкономики РТ Рустем Сибгатуллин, в ходе первого этапа этой популярной программы сезона-2014 будет «разыграно» 120 млн. рублей из республиканского бюджета.
— Мы пользуемся тем же 416-м постановлением правительства, принятым в прошлом году. Ничего мы не меняли, условия остались те же самые. Единственное, что изменилось: мы прием заявок раньше начали, с марта. Сельхозпроизводители всегда жаловались, обижались, что конец года, весенне-полевые работы все прошли, а мы только выдаем гранты. Мы в прошлом году пообещали, что это (ранний срок запуска программы — прим. авт.) сделаем и сделали — именно из-за нужд сельхозпроизводителей. Бюджет первого этапа программы составляет 120 миллионов рублей, это средства республиканского бюджета. Мы не стали дожидаться софинансирования на эту сумму федеральной части, но когда мы ее получим, мы сделаем второй этап программы, — рассказал Сибгатуллин.
Напомним, в минэкономики РТ в этом году решили пойти навстречу предпринимателям, многие из которых представляют сельскохозяйственный бизнес, и начать выдачу грантов не в середине года, как обычно, а в апреле, то есть не дожидаясь приказа минэкономразвития (который, как правило, выходит в мае-июне — прим. авт.) и поступления федеральных средств.
«ДА КАКОЙ СПРОС, ПОСМОТРИТЕ, ЗАВОДЫ СЕЙЧАС СТОЯТ!»
Защита заявок проходила по привычной схеме: предприниматели заходили по приглашению, редко поодиночке, и директор центра поддержки предпринимательства РТ Артем Наумов с интонацией «доброго полицейского» предлагал каждому рассказать о своем бизнесе: что производим, на каких площадях, кому поставляем, сколько и как трудоустраиваем. В качестве своего рода «злых полицейских» выступали члены комиссии, впрочем, скепсис, как и искренне сопереживание стоящему проекту, оказался никому не чужд. А когда дебаты достигали критической отметки, кто-нибудь из экспертов-старожилов резюмировал: «Коллеги, давайте голосовать!» И действительно, не дискутировать же собрались, когда на кону почти сотня заявок. Как отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Сибгатуллин, по вопросам членов комиссии и реакции заявителей было сразу ясно, кто пан, а кто пропал.
Так, в числе первых свою заявку защищали производители товарного бетона из Челнов ООО «Поволжье плюс». Как рассказал представитель компании, они в прошлом году купили автобетономешалку и, по его словам, не нарадовались! А чтобы окончательно избавиться от поставщиковой зависимости, захотели прикупить второй автосмеситель. Однако показатели, заявленные в документах, а также знание конъюнктуры рынка заставили экспертов усомниться.
— Вы и с одним не справились, второй просите, ерунда! — заявил эксперт-«технарь», замдиректора технополиса «Химград» Дамир Муратов. Его поддержал коллега Дамир Насыров: «Вы говорите, спрос есть, да какой спрос, посмотрите, заводы бетонные по республике сейчас стоят!» Впрочем, члены комиссии, стараясь воздержаться от какого-либо субъективного влияния, перешли к голосованию.
Гульнар Биккинина |
«МНОГО АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ...»
Некоторые предприниматели пришли с «группой поддержки» в лице чиновников, ответственных за развитие МСБ в районе, или даже других предпринимателей, имеющих в данном случае свой коммерческий интерес.
После того как представительный мужчина в черной жилетке сопроводил на защите два проекта подряд (при этом сами заявители обронили лишь пару слов — прим. авт.), эксперт Гульнар Биккинина поинтересовалась: «А вы кто, собственно, такой?» Мужчина представился как Николай Бахитов — директор инжиниринговой компании (название он в этот момент не озвучил — прим. авт.). По сути оказалось, что данная компания занята посреднической работой между бизнесом и муниципальной властью по созданию промплощадок муниципального уровня (ППМУ), как можно ожидать, по типу частных технопарков. «Много альтруистической работы, — посетовал Бахитов. — В 8 районах работаем».
Николай Бахитов (справа) |
Отвечая на дальнейшие вопросы, Бахитов пояснил, что они и анализ рынка проводят, и площади подыскивают, и контакты налаживают, и как инвесторы, бывает, выступают. При этом сопровождаемые предприниматели — непосредственные заявители на грант причем из наиболее приоритетной отрасли переработки полимеров — сочли за лучшее помолчать. Некоторые члены совета сочли необходимым поддержать предпринимателя, а Сибгатуллин заявил, что подобные примеры позволяют сделать модель «один муниципалитет — одна промплощадка муниципального уровня» вполне реальной. Помнится, создание ППМУ было поручено АИРу, затем досталось «по наследству» минэкономики. Там, где у государства не доходят руки, они дойдут у бизнеса: как прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Бахитов, в планах у него создание единой управляющей компании по ППМУ по всех 8 районах.
МОЛОЧНЫЕ РЕКИ, КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА
Примечательно, что среди проектов, рассматривавшихся на сегодняшнем заседании, было заметно много представителей молочной отрасли на всех ее этапах, кроме разве что первоначального, когда корова дает молоко. Были и районные производители масла и сухого молока, поставляющие его крупнейшим российским компаниям, и перевозчики, закупающие его у так называемых молочных трейдеров, и производители упаковки для молока. Большинство — уже действующий бизнес, расширяющийся за счет молочного направления.
Так, помощник руководителя ООО «Молочный завод «Касымовский» Олеся Кутузова рассказала комиссии, что в прошлом году они «взяли» завод в Актанышском районе, ранее принадлежавший «Вамин-Татарстан». «Мы восстановили 60 рабочих мест. «Юнимилк», «Самарлакто» покупают у нас сливки, продаем в Санкт-Петербург сухое молоко. Сырье берем у КФХ и сборщиков молока. Закупочная цена — 21 - 22 рубля», — спокойно и уверенно отвечала девушка на вопросы экспертов.
Камийяр Байтемиров и Ильгиз Фаткуллов |
Председатель ассоциации крестьянских подворий и фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров поинтересовался, каковы были мотивы выбора предприятием формы именно в виде ООО, а не КФХ. Байтемиров пояснил и свои мотивы для вопроса: «Дело в том, что определенная организационно-правовая форма для сельхозпроизводителя позволяет получать господержку и прочие преференции, но требуется определенную часть направлять на нужды отрасли. Вы какую часть направляете?» Кутузова ответила честно, но с заделом на перспективу: «Пока еще нет такого опыта».
Однако не все были столь уверенны в проницательности членов комиссии и бессмысленности попыток введения их в заблуждение. В частности, две малые компании, занятые перевозками молока в Алькеевском, заявили, что не связаны одна с другой, кроме как договорами на оказание услуг (их представители зашли один за другим, и каждому был задан соответствующий вопрос — прим. авт.). Однако дальнейшие пояснения вызвали у экспертов заметное недоумение.
«РАДУЕТ, ЧТО ВЫ СЕЙЧАС ГОВОРИТЕ НАМ ОБ ЭТОМ ЧЕСТНО»
Первый предприниматель от ООО «Агрос» заявил, что они решили заняться перевозками «молочки» и просят грант на покупку в лизинг спецавто, а пока, мол, вынуждены брать в ареду транспорт партнера. На вопрос, у кого будете брать молоко, ответил: «У трейдеров». На просьбу конкретизировать заявил: «Где они берут, нас не интересует. Где скажут, там и забираем». Получалось, что можно даже поехать к трейдерам в Казань, чем закупить у прямых поставщиков в своем районе...
Следом за ним зашла бойкая девушка с синей блузке, которая сообщила, что представляемая ею компания, ООО «Тон», уже второй год ведет деятельность по перевозке молока — да вот беда, на старом (!) «КАМАЗе», который постоянно ломается и тем треплет всем нервы. И хотят они получить грант на новое спецавто.
— А как вы связаны с ООО «Агрос»? И почему у вас выручка за прошлый год — ноль? — спросил Муратов. Девушка без заминки ответила, что они сдают «Агросу» в аренду свой единственный «КАМАЗ», а выручка нулевая, потому что «сдавали по-дружески». При этих словах члены комиссии переглянулись.
Челнинские предприниматели |
— Радует, что вы сейчас нам говорите об этом честно. Не радует, что нечестно поступаете с государством, — прокомментировал Муратов, но эксперт Чулпан Госсамова решила обойтись без «соломки»: «Почему мы должны вам верить?! Вы показали нулевую выручку, почему вдруг покажете сейчас ваши доходы?» Масла в огонь добавил Байтемиров, которого поразил срок окупаемости нового «КАМАЗа» — 20 лет, в то время как, по словам эксперта, срок составляет порядка 8 лет. Девушка поспешила с объяснениями, и через пару секунд прозвучало сакральное:
— Коллеги, предлагаю голосовать!
Аналогичным образом завершился и диспут, разгоревшийся было по ходу выступления одного фермера, который не смог пояснить, кто же поедет на покупаемом им тракторе вспахивать поле на 550 га — он сам, его хрупкая супруга-учительница или наемные сотрудники, которые, по его словам, есть, но которых в документах на грант он почему-то не указал.
«ЧТОБЫ НЕ БЫЛО РАЗГОВОРОВ О ТОМ, ЧТО СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО — ЭТО КАКАЯ-ТО ДЫРА»
Рустем Сибгатуллин — заместитель министра, начальник департамента минэкономики РТ
— Среди заявителей на «Лизинг-грант» этого года есть резиденты промышленных муниципальных площадок, но я бы хотел, чтобы их было больше. Равно как и компаний, которые и преследуют свой коммерческий интерес и выполняют, так сказать, социальную функцию, реализуя нынешние приоритеты государства по развитию ППМУ. Если эти два интереса совпадают, почему бы и нет? А если таких компаний будет не 1, а 10? Представитель инжиниринговой компании, который сопровождал сегодня двух резидентов промплощадок, называл 8 районов, с которыми он работает в этом направлении. А две-три таких фирмы работали бы с 40 районами, я считаю, что это только плюс был бы.
Гульнар Биккинина — заместитель председателя ТРО «Деловая Россия»:
— Приоритеты «Лизинг-гранта» в этом году отданы предпринимательству в производственном, несырьевом секторе, поскольку задача — развивать именно производственный сектор. Качество заявок стало лучше по сравнению с предыдущими периодами. Их можно дифференцировать по двум основным направлениям: производство и сельское хозяйство. Главное, что поддержка производственников муниципальных на уровне местной власти и министерства экономики — это, конечно, здорово. Необходимо в целом обратить внимание на ситуацию с производственниками, нужно пересматривать и по налогам, и по тарифам. Если этот ключевой вопрос не решать, они, грубо говоря, загнутся.
Вы знаете, районный и столичный бизнес не столь уж далеки друг от друга. Ситуация выравнивается, сознание меняется, это очевидно. Хорошо прослеживается работа муниципальных органов власти — они услышали призыв президента, что необходимо развивать местные малые производства, и работают в этом ключе очень активно.
Камияр Байтемиров — председатель ассоциации крестьянских подворий и фермерских хозяйств РТ:
— На протяжении последних лет крестьянско-фермерские хозяйства и потребительские кооперативы, перерабатывающие сельхозпродукцию, осознали, что участие в «Лизинг-гранте» выгодно для них. Многие КФХ стали специализироваться: животноводство, растениеводство, стали расширяться. Животноводство требует техники по заготовке кормов и не только сена, но и силоса. Все это требует иных подходов, новых тракторов и другой сельхозтехники, которая по производительности превышает имеющуюся в два-три раза. К вопросу найма людей фермеры относятся очень прижимисто. Для того чтобы на чем-то сэкономить, они думают: или сесть самому поработать на трактор, или жену посадить, у нас есть и такие примеры. Это все подталкивает приобрести ту технику, которая им необходима. Думаю, на втором и третьем этапе нынешнего «Лизинг-гранта» будет несколько заявок по спецмашинам для заготовки кормов. Это очень положительный момент, когда цели государства достигаются разными ведомствами.
В рамках поддержки КФХ мы развиваем инфраструктуру малых форм хозяйствования — это обслуживающие, заготовительные, перерабатывающие кооперативы. Их деятельность требует такой набор машин, который позволил бы выпускать качественную продукцию. Но дело не только в качестве — мы прекрасно знаем о том, что добавленная стоимость образуется при переработке и реализации. Поэтому эта инфраструктура позволяет и кооперативу, и КФХ качественно довести свою продукцию до потребителя и получить прибавочную стоимость, чтобы рентабельность нашего сельского хозяйства увеличить, сельскохозяйственным кооперативам всех видов включиться в лизинг. Чтобы не было разговоров о том, что сельское хозяйство — это какая-то дыра.
В настоящий момент архиважное время для животвоноводов — осталось две недели до вступления в силу нормы, по которой можно будет забивать скот только в специально отведенных местах. Мы будем рекомендовать и существующим мясокомбинатам, и тем, которые меняют организационно-правовую форму, обратиться к нам, мы заключили договоры на приобретение мясокомбината, который в течение месяца можно будет запустить. Его нам сдают под ключ, проводят обучение сотрудников, запуск цехов. Объекты находятся в разных районах, буквально вчера подписали договор по Мензелинскому району, сейчас подписываем соглашение с Новошешминским районом, на очереди Сабинский, Кукморский и ряд других районов РТ.
Андрей Коронаев — директор ООО «Термет», резиденты КИП «Мастер»:
— Мы в 2009-м году участвовали в программе «Лизинг-грант», выиграли и приобрели оборудование. На момент подачи новой заявки в этом году мы отчитались по заявленным показателям — то, что заявил, должен выполнить. Общее количество трудоустроенных в результате составило 32 человека.
Мы занимаемся производством упаковки для пищевой промышленности. Хотим развивать производство молочной пленки — это самая дешевая упаковка, на нее хороший спрос. На данный момент у нас 28 покупателей данной продукции. Оборудование тайваньское уже купили, и в случае получения нами гранта это будет компенсация произведенных нами платежей. Готовили документы через ЦПП в Казани. Если в 2009 - 2010 годах в этом плане было очень много условностей, то сейчас все очень комфортно, легко и приятно.
Чтобы не создавалось впечатление, что мы живем только за счет субсидий, хочу сообщить, что в проект инвестировано порядка 45 миллионов рублей. Субсидии имеют незначительную часть, они только помогают процессу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.