«Я КАК ЛЮБОЙ МОЛОДОЙ АВТОР ДУМАЛ, ЧТО ГЕНИАЛЕН»

— Константин, чем ты занимался до появления «АнимациИ»?

— Родился я в Северном Казахстане, в городе Петропавловск, в Союзе Советских Социалистических Республик. Когда мне было 9 лет, страны этой не стало, и я автоматически превратился в гражданина Казахстана. В четыре года бабушка отдала меня в музыкальную школу, чтобы учился играть на баяне. Я ее так и не окончил, хотя должен был быть в итоге дирижером хора. В первый раз вышел на сцену в шесть лет, участвовал в конкурсе пения и выиграл его, где-то даже грамота завалялась. В 15 лет я переехал жить в Чистополь. Тогда же я создал первую группу «Черный лед», которая плавно перетекла в то, что мы сейчас наблюдаем. В 2000-м в связи со сменой состава появилась «АнимациЯ», причем бывшие участники со мной до сих пор сотрудничают.

— Что такое Чистополь в начале нулевых?

— Законсервированное время. Хочешь вернуться лет на 10 назад — приезжай... Когда собирался коллектив «АнимациИ», из Чистополя не просто было уехать, не было моста через Каму, и консервация еще больше чувствовалась. В 99-м для нас рок — это идеология. До 2006 года мы пилили по подвалам инструменты, собирали комбики, связывали струны, потому что их купить было негде. В 2009 - 2010-м у меня, наконец, появилась более-менее нормальная гитара.

— Раз моста не было, среда была закрытая, как восполнялся информационный вакуум?

— В 2000-м уже появился интернет! И он был просто атасный. Мы ночами собирались в одном из интернет-клубов, где был неограниченный трафик и безумными способами выкачивали гигабайты информации: альбомы, клипы, которые мы смотрели в ужасном качестве. У меня до сих пор дома валяется богатейшая коллекция CD-R.

— Если архивы не врут, то «АнимациЯ» звучала раньше совсем по-другому. Песни у вас тянулись чуть ли не по 20 минут.

— Да, было такое. Я как любой молодой автор думал, что гениален (смеется). Мы писали замороченные вещи, чуть ли не целые оратории, они долго звучали на сцене, и нам казалось, что это гиперталантливо. А потом сами по себе пришли в минималистические формы. Я стараюсь ничего не усложнять, чтобы это было понятно, удобоваримо, слушабельно. Я же больше текстовик, чем музыкант. Задача моей команды — совсем не уйти в минимализм, в который я их втягиваю.

«ВСЕГДА ТРУДНО СОЧЕТАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ С ГОЛОДНЫМ ЖЕЛУДКОМ»

— Ты уже сказал, что в «АнимациИ» до сих пор играют и те люди, что давно ушли из состава.

— Бывших музыкантов не бывает, люди всегда возвращаются, многие участвуют в студийной работе. Я уверен, что они играли бы еще больше, но Чистополь — самый отсталый район в Татарстане, музыкантам надо кормить себя и детей, всегда трудно сочетать музыкальные пристрастия с голодным желудком.

— Что тебя заставляет сочинять новые песни? В интервью ты говорил, что не гонишься за количеством.

— Да, это как накатит. Я себя никогда не заставлял писать, мне важен сам процесс, а не скорость, чтобы получилось хорошо, качественно.

— В русской музыке редки примеры равноправия среди участников. Всегда есть кто-то главный, кто все это тащит. Что тебя заставляет нести этот груз?

— Начнем с того, что в русской рок-музыке действительно все движется за счет личностей. Тут уж никуда не денешься, у меня все сложилось также. Я достаточно авторитарно управляю своим коллективом, прекрасно понимаю, что он без меня никаким образом бы не существовал все эти годы. В 2005-м я даже бросил занятия музыкой, распустил коллектив, и где-то до 2008 года у нас не было концертов. Мы не встречались, не играли. Я на домашний магнитофон записывал песни для себя, дабы не забыть. А в 2008-м празднование очередного дня рождения всеми музыкантами вылилось в репетицию, и с тех пор мы ежедневно стали встречаться, играть. Так вот удачно отметили. И мы решили, что у нас вполне достаточно технических средств, чтобы записать материал. И начали заново учиться играть на гитарах, сочинять тексты, все с нуля. Потому я 13 февраля 2008 года называю точкой отсчета коллектива.

— И с этого же момента пошла слава дальше родного региона?

— Не с первых же записей, конечно. Мы действительно учились. В начале была записана глобальная ересь. Мне самому ее стыдно переслушивать. Но что было, то было, перечеркивать это нельзя. В 2010-м появилась пластинка «Сделано в Китае?», она позволила группе перемещаться по стране без каких-либо вложений. Мы не зарабатывали с этого ни копейки, но и не тратили своих денег, правда, отрывались от работы. Делали то, что нам в кайф. Объехали всю центральную часть страны. В 2012-м появился альбом «Время Ё», и группа стала еще более востребованной. В 2013-м мы выпустили уже первую официальную пластинку «Продано не всЕ», которая включила в себя все лучшее, что мы записали с в 2010-го по 2013-й.

«ЕСЛИ ПЕРЕЕДЕМ — ИГРАТЬ ЛУЧШЕ НЕ СТАНЕМ»

— По-твоему, «Родина» — это твоя «Что такое осень»?

— «Родина» — хорошая песня, спорить не буду. Но есть порох в пороховницах, мы пишем новую пластинку. Какая уж она получится — я не знаю. Мне важен процесс. Я этим живу. Получаю удовольствие. В итоге, я не сомневаюсь, завтра появится вещь, которая будет еще лучше. Или уже появилась. Сложно сказать. Мы пишем — мне нравится.

— Вы базируетесь в Чистополе. Предлагали ли вам переехать, хотели ли сами перебраться в город побольше?

— Если куда-то переезжать, это будет связано с рядом экономических трудностей для коллектива. Город Чистополь достаточно просторен в этом смысле: нет затрат на репбазу, нет проблем чтобы добраться до любого города страны. Сел на поезд и поехал. Если переедем в Москву или Санкт-Петербург — играть лучше не станем. Зачем?

— Что для вас город Казань? Вы сюда не очень-то регулярно наведываетесь. Есть ли у вас тут друзья?

— Мы не стали группой из казанской тусовки. Друзей в музыкальной среде там у нас нет. Это площадка была нам интересна в году 2003-м, когда Олег Сергеев тащил клуб «Банзай», нам было кайфово в нем играть. Сейчас мы появляемся в Казани раз в год на фестивале «ХаРОКаТ» по старой привычке. Именно в 2004 году нас особо тепло приняли, и мы ему за это благодарны.

«НЕ ХОЧЕТСЯ НИКОГО БИТЬ КАМНЕМ ПО ГОЛОВЕ»

— Услышали вас в масштабах страны на «Нашем Радио», увидели на шоу «Вечерний Ургант» Первого канала. Опиши ощущения от выступления там.

— Как мы сыграли — судить критикам. Все просто: приходишь, играешь (смеется).

— Кроме того, вы играли в прошлом году на главной сцене «Нашествия». Насколько там было комфортно?

— Было тяжело. Нам не хватало, к примеру, технического оборудования. Выступать на главной сцене непросто. Сейчас мы сумели заработать денег и потратить их на технику. Я думаю, что дальше будет круче и ярче. Хотя ощущения космические. Я видел огромный поток, который ринулся от сцены. Когда мы на нее вышли и потом в течение 15 минут люди с большой интенсивностью стали возвращаться на поле. Это дорого стоит.

— Расскажи, как ваши треки появились в фильме «Скорый Москва-Россия».

— Тут история простая. Это инициатива Сергея Светлакова. Я был удивлен и обрадован.

— «Спички» — изначально песня чужая. И с ним связан некий скандал. Что произошло?

— Мне не хочется никого бить камнем по голове, но поведение автора у меня вызывает очень негативные чувства. В начале нулевых группа N.T.Lie записала песню «Спички», выложила в сеть (через несколько лет группа стала называться Familia). Я тогда скачивал все, что делалось на территории Республики Татарстан, у меня сложилась огромная коллекция. Несколько лет назад я позвонил Павлу, трек попросил. «Да не вопрос». Подписан авторский договор. С юридической точки зрения без такой бумаги ты не можешь чужую песню исполнять официально. Как только песня вышла на радио, одноименный альбому певицы Валерии коллектив заявил, что у них песню украли. Я думаю, они попытались таким образом пропиарить себя. Разговоры бесполезны, будут продолжать, выложу в сеть договор, им будет стыдно

— По характеру ты человек созидающий или критикующий?

— Я наблюдатель, хотя достаточно много критикую происходящее в нашей стране, и новые песни с этим у меня связаны, и «Родина», и «Ванька». Также мы, к примеру, делали кавер на песню «Государство» группы Lumen. Понятно, что все это присутствует, но не думаю, что это во мне доминирует. Я не политик, и, слава Богу, меня кривая туда не завела.

— Сейчас, вообще, хорошее время для песен? Вроде многое плохо, с другой стороны, про это можно спеть.

— История «утром в газете, вечером в куплете» меня не устраивает. Я привык думать, а потом говорить. Мне не нравятся попытки сыграть на волне. Творчество не бизнес.