Сегодня второй день в выставочном центре «Казанская ярмарка» работает XIX Казанская международная выставка туризма и спорта (KITS-2014). Несмотря на статус международного, мероприятие оказалось «заточенным» под внутренний туризм, причем, скорее, в формате b-2-b, чем b-2-c. Особое внимание уделили Крыму: как убедилась корреспондент «БИЗНЕС Online», в его туристические перспективы верят, но ехать боятся. Возможно, организаторы анонсированных рекламных туров в Крым выжидают лишь определенности по ценам на авиабилеты — вопрос должен решиться уже в понедельник. Пока же вариант субсидирования, как выяснилось, не устроил ни одну авиакомпанию.
«БЫЛИ ТОЛЬКО ТЫ И Я В КУРОРТЕ ЕВПАТОРИЯ....»
Первый «экспонат» туристической выставки, «дакаровский» грузовик «КАМАЗ», встречал посетителей еще при входе на «Казанскую ярмарку». Огромный, расписной, брутальный «КАМАЗ» сиял под апрельским солнцем, и блондинка в розовых леггинсах с удовольствием позировала на его фоне. Ее подруга, щелкая затвором фотоаппарата, подначивала: «Давай, это ж челнинская достопримечательность!» Интересно, дошли ли эти дамы до живого камазовского представителя ралли «Париж-Дакар», обнаруженного корреспондентом «БИЗНЕС Online» в недрах павильона KITS-2014: в разгар выставочного дня молодой человек в полной амуниции участников ралли явно скучал в компании стилизованных под бедуинов статуэток да пожилых посетительниц выставки. А вокруг кипела жизнь российской туристической тусовки, полной голого энтузиазма (без него в таком бизнесе никуда — авт.) и свежих идей. Причем порой глубинка в вопросах туристического предложения оказывалась гораздо креативнее столиц.
Миновав турникет, посетитель упирался взглядом в красочный стенд татарстанского санатория «Бакирово», где на больших блюдах красовалась целая гора восточных сладостей. Но в утренний час сотрудникам экспозиции, одетым в национальные костюмы, явно было не до посторонних — они наводили последние штрихи. Как позже выяснилось, угощение предназначалось в первую очередь для VIP-делегации под председательством руководителя госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова, который с коллегами с удовольствием подкрепил здесь силы после осмотра выставки. Неудивительно, что аппетит разыгрался — со стороны осмотр напоминал хождение по лабиринту, но Ариадна от организаторов точно знала, куда поворачивать и где задержаться. Были предприняты и «меры безопасности»: организаторы старались пресечь попадание неизвестных им журналистов и обычных посетителей выставки на линию следования делегации, чем вызвали недовольство и тех, и других. «Может, я плохо одета, но я хорошо образована, и я буду жаловаться, — с достоинством заявила организаторам пожилая дама в сером плаще. — Почему я должна ждать, когда они пройдут?! Если вам они важнее, тогда не зовите нас!»
Тем временем по крайнему левому ряду, залитому солнечным светом, обнаружилась череда красочных экспозиций со всех уголков России. Приморский край, Калужская, Калининградская, Владимирская, Вологодская области, Крым, наконец... И у каждой были свои «фишки». Так, Приморье привлекало большим фото с роскошным тигром, Калуга вручала посетителям событийный календарь области в спецконверте, Вологодчина, вся в кружевах, изобиловала оригинальнейшим раздаточным материалом. Крым порадовал сразу двумя стендами — общим по региону и отдельным по курорту Евпатория. На первом предлагались путевки по очень доступным ценам, а за вторым стояли двое серьезных, крепко сложенных мужчин, несколько контрастировавших с наивным цветочком на фасаде стенда. Впрочем, к теме Крыма, которому в рамках данной выставки уделялось значительное внимание, мы еще вернемся.
ОАО «ДЕД МОРОЗ» И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
Ряд представителей регионов признались корреспонденту «БИЗНЕС Online», что присутствуют на KITS впервые. Большинство из них представляли туристско-информационные центры (программа выставки предусматривала рабочее совещание всероссийской ассоциации ТИЦев — прим.авт.) при администрации региона, которые у себя являются единственным ведомством, ответственным за развитие туризма. При этом их энтузиазму можно лишь позавидовать.
— Последний раз мы здесь были лет 7 назад. А сейчас приехали, поскольку открывается новый авиарейс — Казань – Калининград, — рассказала Галина Офицерова, руководитель информационного центра Калининградской области. По ее словам, регион привлекателен не только как мировой центр янтаря, но и как форпост в Европе. «У нас 40 километров до Польши и столько же — до Литвы, и люди, приезжающие к нам с Шенгенской визой, могут отдохнуть в этих странах. Мы себя позиционируем как «русскую Европу», — пояснила Офицерова. А для любителей «янтарной охоты» разработаны специальные увлекательные квесты (игры) по поискам Янтарной комнаты.
— С нами приехали и представители туристического бизнеса, в том числе одна из ведущих компаний Великого Устюга, ОАО «Дед Мороз», занимающихся продвижением этого бренда. Кроме того, мы хотели бы проработать летние маршруты — например, никто не знает, что в Великом Устюге жил святой Прокопий Праведник, основатель династии Романовых, — в свою очередь рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online» представитель ТИЦ Вологодской области. При этом весь стол вологодского стенда был заполнен разнообразными буклетами, календарями событий и картами. Захотелось бросить все и рвануть в Вологду. Интересно, возникает ли такое желание у тех, кто листает буклеты Татарстана?
Сразу несколько сотрудников региональных ТИЦ отметили, что у них в администрации в одном департаменте сращены и туризм, и культура. По их словам, это вполне логично и с юридической (с недавних пор туризм курирует министерство культуры РФ, и области идут в том же тренде — авт.), и практической точки зрения — без знания истории и культуры продвигать турпродукт невозможно. Значит ли это, что метаморфозы с ведомством по туризму в РТ не завершены и в ведение Иванова могут добавить в скором времени еще и культуру?
Но главная проблема — отсутствие должного финансирования. «У нас очень много историко-архитектурных достопримечательностей, все их надо восстанавливать и, сами понимаете, средства нужны огромные. Конечно, мы стараемся, пытаемся возрождать усадьбы, которые в руинном состоянии находятся. Есть и частные инвесторы», — поведали делегаты из Тулы, вручив корреспонденту «БИЗНЕС Online» карту туристических маршрутов и путеводитель области почти на двух сотнях страниц. Оригинальным оказалось и предложение Калужской области, развивающей масштабные проекты в сфере этнотуризма, а также бардовские и экстрим-фестивали благодаря «доброжелательности жителей и властей, а также природе».
ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ СПОРТА И ТУРИЗМА: ЕДИНА В ТРЕХ СТЕНДАХ
В самом центре павильона расположились стенды спортивных комплексов — объектов Универсиады. Напомним, что Иванов заявлял об их перспективности как туристических объектов для школьных и студенческих экскурсий.
Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма была представлена на выставке сразу тремя стендами. Вуз представил собственную профильную образовательную площадку — в частности, в гостиничном деле и туризме. Также был выставлен стенд федеральных спортивно-тренировочных центров и медико-биологической лаборатории академии, где студенты и спортсмены получают профессиональное медицинское сопровождение. Академия тенниса, один из объектов, вошедших в состав вуза после Универсиады, была представлена на выставке как спортивно-развлекательный комплекс.
Действительно, девушка-теннисистка в розовой юбке, бившая мячик ракеткой на фоне экспозиции академии тенниса, смотрелась привлекательно. И, в полном соответствии с имиджем, серьезно всматривался в гаджет представитель дворца единоборств.
«ПРОБЛЕМ С ВИЗАМИ В ЕВРОПУ НЕТ»
На другой, правой стороне павильона, расположились бок о бок стенды районов Татарстана, заинтересованных в развитии туризма — всего порядка десятка муниципалитетов, для которых сегодня состоится совещание по развитию сельского туризма. Мамадышский выделялся красочным оформлением, терминалом с интерактивной экскурсией и оформлением турпрезентации в виде свитка. Тетюши порадовали русскими национальными мотивами, изумительной красоты керамикой и вяленой рыбкой на сетях, Елабуга — ростовой куклой-птицей. А, например, за стендом Камско-Устинского района стояли две бойкие молодые девушки, которые рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online», что к ним регулярно приезжают европейцы — из Германии, Люксембурга, охочие до рыбалки и прочих экопродуктов. «Мы их возим по достопримечательностям района. Иностранцам интересен именно сельский туризм, тут главная проблема — где разместить», — поделилась представительница Камского Устья.
Тем временем делегация принимающей стороны продолжала осмотр выставки, сосредоточившись на зарубежных партнерах. Заглянули к иностранным перевозчикам: так, представитель Turkish Airlines сообщила, что с 14 апреля регулярные рейсы Казань – Стамбул будут осуществляться ежедневно, а спикер от Fly Dubai подчеркнул, что у них «самый молодой парк самолетов в мире — средний возраст составляет два года». Затем Иванов, ректор Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма Юсуп Якубов и сопровождающие их лица прошли к стенду Малайзии (кроме Венгрии, единственного прямого представителя зарубежных стран на выставке — авт.). Малазийцы в данном случае продвигали прелести отдыха на островах архипелага Лангкави, а также попросили рассмотреть возможность организовать тематические туры в Малайзию. Иванов в ответ перешел на английский, отметив, что отношения РТ и Малайзии развиваются, и малазийцы у нас всегда желанные гости.
Однако и любителям отдыха в Европе не грозит потерять любимое направление из-за политических игр. Как заверили корреспондента «БИЗНЕС Online» руководитель казанского представительства Coral Travel Андей Загайнов и маркетолог Pegas Touristik Тимур Бильданов, нет никаких проблем с оформлением европейских туристических виз для россиян. Кроме того, Загайнов сообщил, что в этом сезоне представляемая им компания впервые предложит курорты Краснодарского края. В перспективе не исключен Крым, обладающий, по его словам, огромным туристическим потенциалом. Коллеги Загайнова мнение о возможностях Крыма подтвердили, однако предлагать его сегодня не решились — главным образом из-за нестабильной ситуации и угроз со стороны Украины.
ВИНО, ЛЕГКИЙ БРИЗ И ТЕРМОПОДУШКА С ВИШНЕВЫМИ КОСТОЧКАМИ
Подобное осторожное отношение к отдыху в Крыму нашло отражение и в ходе презентации туристического потенциала полуострова, проходившей в конгресс-центре ВЦ. Сначала малочисленная по ходу презентации аудитория заполнилась внимательными слушателями. Члены делегации Крыма во главе с директором отеля Porto Mare Михаилом Быченковым (министр туризма Крыма Елена Юрченко на KITS-2014 не приехала — как пояснил позднее корреспонденту «БИЗНЕС Online» Иванов, она была вынуждена остаться для участия в голосовании по Конституции Крыма, принятой вчера единогласно — авт.) показывали на слайдах прелести крымского отдыха. Как позднее на пресс-конференции в «Татмедиа» отметит Быченков, мнение, что крымские здравницы и отели убогие и нуждаются в срочном ремонте — не более чем стереотип. К слову, если в регионе только в прошлом году отдохнули 6 млн. туристов, из них 74% украинцев — вряд ли их заманили обманом.
«У нас действительно вкусно, тепло и качественно!» — рассказывала одна из представительниц крымского турбизнеса, презентуя отель в 20 метрах от Черного моря. По ее словам, гостям здесь предлагается концепция здорового отдыха с целым «меню» подушек для приятного сна: гречичная, льняная, кукурузная, травяная и даже термоподушка с вишневыми косточками. И данный, и последующий отели позиционировались как идеальные для семейного отдыха, где есть чем занять и малых непосед, и глав семейств (например, морской рыбалкой или винной дегустацией — авт.). Особое внимание уделялось логистике — выступающие до минут обозначали, сколько времени займет добраться от Анапы или Симферополя до отеля, вплоть до ремарки о наличии детских кресел.
Предложив слушателям сразу задавать вопросы и не увидев активности взамен, спикер предположила, что люди задумались и вопросы будут позже. «У нас в Крыму хорошо не только в июне-июле. Отели наши работают круглый год», — подчеркнула одна из участниц презентации. «Допустим, я люблю наш Крым в апреле-мае и в сентябре-октябре, когда виноград, сочные фрукты, когда хурма, вино и легкий бриз. Поэтому ждем вас и в межсезонье».
Как заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» Быченков, в успешном старте туристического сезона они уверены. «У нас большой отель, сейчас 54 процента номерного фонда загружено, есть туристы и из Украины, и из России. Но из России сейчас больше, уверен, с этого года произойдет перераспределение», — поделился Быченков. По словам эксперта, если месяц назад все было нестабильно, даже были факты отзыва заявок, то в течение последних несколько недель ситуация начала нормализовываться.
Быченков отметил, что бронирование в основном идет в частном порядке. «Я сам приехал разговаривать с крупными компаниями, которые могли бы отравлять людей на отдых в Крым. Но пока еще конкретных встреч не было, разговаривал с Торгово-промышленной палатой Татарстана», — отметил Быченков. По его мнению, основная проблема, которая мешает людям сделать выбор в пользу Крыма — не инфраструктура (как показала презентация, в Крыму вполне современные малые отели — авт.), не цены и даже не логистика, а безопасность. Для решения данной проблемы в части детского отдыха (на этот сезон только от Татарстана сделано порядка 1,8 тыс. заявок — авт.) привлекается наша полиция, врачи, продумывается до мелочей логистика и места размещения.
«ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ВАРИАНТ СУБСИДИРОВАНИЯ НЕ УСТРОИЛ НИ ОДНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА»
Конкретику в тему брони отдыха в Крыму со стороны крупных татарстанских компаний не внес и Иванов. Отвечая на соответствующий вопрос журналиста на пресс-конференции в «Татмедиа» (к слову, здесь был полный аншлаг, тем более для пресс-конференций на тему туризма — авт.), Иванов заявил, что у него такой информации нет: «Это деньги предприятий, решает их руководство». Вместе с тем, председатель госкомитета по туризму воззвал к патриотизму и отметил, что если в этом сезоне в Крым из Татарстана приедут 30 - 40 тысяч человек — «это уже неплохо».
Ясности не добавил и представитель татарстанского авиаперевозчика, коммерческий директор «Ак Барс Аэро» Феликс Козлов. С учетом того, что стоимость авиабилетов, вкупе с приостановкой железнодорожного сообщения между Россией и Украиной, ставилась во главу угла доступности Крыма для россиян, недавняя информация о возможном удешевлении стоимости перелета за счет субсидирования показалась обнадеживающей. Напомним, на прошлом неделе на сайте Росавиации появился проект правил субсидирования цены авиаперелета в Симферополь из крупных городов России: в частности, в случае принятия рейс на одного в один конец стоил бы 2,2 тыс. рублей.
Однако Козлов, отметив, что «некоторые СМИ поспешили с выводами и заявлениями», заявил, что вопрос открыт, и пока предложенный вариант субсидирования не устроил ни одного перевозчика. «В понедельник будет очередное совещание, вопрос так или иначе будет решен», — сообщил Козлов, отвечая корреспонденту «БИЗНЕС Online» о крайних сроках подобных переговоров, и добавил, что в случае положительного решения они будут стараться увеличить турпоток в Крым.
«К сожалению, не увидели в списке аэропортов ни Бегишево, ни Бугульму. Готовы участвовать в организации доступа туристов в международный аэропорт Казань, вылетающих в Крым из других регионов РФ», — отметил представитель татарстанской авиакомпании.
«СЫТЫЙ РЕБЕНОК — ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК, НО ПО ТАКОЙ ЦЕНЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ПИТАНИЕ НЕВОЗМОЖНО»
«Я не знаю, какие у нас будут отношения с Украиной, но от поезда Казань – Симферополь мы не отказываемся, мы ни от чего пока не отказываемся», — в свою очередь, подчеркнул директор ГБУ «Черноморец» Геннадий Ветров. По его словам, уже организуется «детский» поезд Казань – Анапа, и затем комфортабельными автобусами на новых датских паромах через порт Кавказ — в Крым. «Главное — безопасность и гигиена. С нашими детьми едут наши врачи, полиция, педагоги... На всякий случай даже проработан вопрос размещения детей (по словам Ветрова, сейчас есть 1,8 тыс. подтвержденных заявок на детский отдых от Татарстана — авт.), обеспечения горячего питания».
Как турист, бывавший в этих местах, корреспондент «БИЗНЕС Online» смеет заверить — и места, и климат, и море для детского отдыха там чудесные. Как мать — хочется верить, что этот «всякий случай» не настанет.
Но беда может подкрасться откуда не ждали. Понимая всю озабоченность граждан безопасностью, Ветров обеспокоен другим вопросом — правилами игры в госзаказе на организацию детского отдыха. По его словам, минимальная цена, которая нужна государству, но совсем не добросовестному бизнесу и тем более не отдыхающем ребенку, так порой за такие деньги обеспечить полноценное пятиразовое питание просто невозможно. При этом, как отметил Ветров, в Татарстане «очень щепетильно относятся к конкурсам».
«Сытый ребенок — здоровый ребенок. А все остальное приложится», — резюмировал Ветров.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросила участников и посетителей выставки оценить эфективность мероприятия.
Артур Николаев — заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ:
— Выставка, честно скажу, понравилась. Много представлено регионов Росссии едиными стендами, то есть можно сразу локализовано ощутить, кто из регинов на какой стадии надится в плане развития туризма, кто какие изюминки предлагает. Второе — представлено много районов Татарстана. Например, тетюшскую керамику берешь в руки и чувствуешь, что она словно живая, с душой сделана. Здесь можно увидеть по нашим районам то, что мы даже не замечаем иногда, даже заезжая в эти районы.
В Крыму я бывал в студенческие годы, и хотел бы еще раз там побывать. Не помню, чтобы крымчане с такой довольно-таки большой делегацией приезжали к нам. И самое интересное, что я посмотрел — есть крупные иностранные туроператоры, но около них что-то я особо людей не увидел, чтобы толкались. Потому что это можно посмотреть везде. А по Крыму приехали живые люди с мест, и около их стенда было постоянное завихрение людское. При этом крымчане признались мне, что толчок на приезд в Казань они получили от Торгово-промышленной палаты Крыма.
Пока четких планов на ответный визит в Крым у нас нет, но настолько все быстро происходит, что не исключаю такой возможности. Есть уже обращения от предпринимателей, заинтересованных в развитии взаимоотношений с этим регионом.
Айнур Аглямов — представитель исполкома Мамадышского муниципального района РТ:
— В Мамадышском районе активно развивается эко- и сельский туризм. У нас есть фермеры, которые уже на данный момент занимаются сельским туризмом. Но поддержки нет. Каждый варится в своем котле, своими силами. С госкомитетом по туризму пока еще только начали контактировать. Кроме того, сейчас посевные идут — фермеров нельзя же вытащить и куда-то увезти, обучать! Но если турпоток хотя бы чуть-чуть пойдет, хотя бы в месяц один автобус — тогда они уже заинтересуются расширением своего турпродукта. У них инфраструктура потихонечку-помаленьку да наращивается. Была баня, пруд — сейчас он уже гостевой домик рядом поставил, ферму на 100 голов коров.
В этом году у нас набережную сделали. Получается, что всеь город Мамадыш теперь вдоль набережной. Хотим в конце апреля сделать рекламный тур по району, показать его как центр четырех культур — татарской, русской, марийской и кряшенской. Также будем развивать событийный, экскурсионный туризм, возрождаем Керменское городище, спуск к святым родникам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.